Таможенное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 17:40, реферат

Описание работы

Таможенное законодательство РФ - совокупность нормативных правовых актов, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами в области ввоза, вывоза и транзита товаров и которые касаются взимания таможенных пошлин, налогов и других сборов либо определяют меры по запрету, ограничению и контролю перемещения товаров через государственные границы.

Файлы: 1 файл

Реферат. Таможенное законодательство..docx

— 76.44 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

Социально-гуманитарный институт

 

 

Кафедра «Гражданское,

предпринимательское и

 транспортное право»

 

 

 

Реферат

Дисциплина: Введение в специальность

Тема: Таможенное законодательство

 

 

 

 

 

 

                                                            Выполнила: студентка 716 группы

                                                                                                Гончар О.В

                                                               Специальность: «Таможенное дело»

                                                            Проверил: преподаватель кафедры

                                                                                                Гуменюк Е. В.

 

 

дата регистрации работы на кафедре

дата проверки преподавателем

результат проверки

Отметка о выдаче работы студенту

         
         
         

 

 

 

Хабаровск

                                                         2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1.1. Понятие и виды источников таможенного права.

Таможенное законодательство РФ - совокупность нормативных правовых актов, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами в области ввоза, вывоза и транзита товаров и которые касаются взимания таможенных пошлин, налогов и других сборов либо определяют меры по запрету, ограничению и контролю перемещения товаров через государственные границы.

  Под источником таможенного права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства (международной организации), в результате которой устанавливаются нормы таможенного права.1

  Таким образом, источником таможенного права является только тот правовой акт, который содержит общие правила в таможенном деле. Он носит нормативный характер.    Особенность источников таможенного права - множественность участников нормотворческого процесса, что приводит к появлению совместных нормативных актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и Центрального Банка России, Министерства финансов, Министерства экономического развития и др.

  Источники таможенного права составляют единую, целостную систему со своей структурой. Элементы (составные части) системы источников таможенного права находятся в отношениях субординации и иерархической подчиненности в соответствии с логикой правового регулирования таможенного дела.

  Основными принципами построения системы источников таможенного права являются:

- конституционность, предполагающая строгое соответствие всех источников права основным принципам таможенного регулирования, закрепленным в Конституции РФ;

- законность - обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям законов, на основании и в развитие которых принимались данные подзаконные акты. В случае нарушения этого требования подзаконные акты в установленном законом порядке признаются ничтожными, т. е. никогда не действовавшими.

  Основными источниками международного таможенного права являются международные договоры, правовые обычаи международного характера, решения международных организаций, обязательные для стран-участниц этих организаций.

  Поскольку таможенное регулирование отнесено Конституцией РФ к ведению государственной власти, законодательство о таможенном деле представлено исключительно юридическими актами федерального уровня.

  К основным элементам системы источников таможенного права РФ относятся:

   - Федеральное таможенное законодательство (нормативные акты - законы и подзаконные акты);

   - Международные договоры и соглашения в таможенной сфере с участием России.2

   - Таможенный закон - нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения в таможенной сфере, принимаемый высшим представительным органов государства и обладающий высшей юридической силой.3

  С помощью законов регулируются, как правило, наиболее важные и значимые общественные отношения в таможенном деле.

 

 

 

 

Среди законов - источников таможенного права следует выделить:

- Конституцию РФ;

- таможенные законы;

- законы, содержащие отдельные таможенно-правовые нормы.

  Конституция РФ закрепляет основы таможенного дела и таможенной политики в Российской Федерации и:

- устанавливает, что таможенное регулирование относится к ведению РФ (п. «ж» ст. 71);

- гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров на - территории России (ст. 8);

- запрещает установление на территории РФ таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74).4

  На конституционном уровне установлено, что принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов (к которым относится таможенная пошлина), таможенное регулирование, а также ратификация и денонсация международных договоров (в том числе касающихся сотрудничества в таможенной сфере) подлежат обязательному рассмотрению  в Совете Федерации (ст. 106).5

  В системе источников по своей значимости особо выделяют два таможенных закона - Таможенный кодекс таможенного союза (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года) (далее ТК ТС), ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ.

  Отдельные таможенно-правовые нормы могут содержаться и в других законах. Например, Федеральный закон от 13.12.96 № 150-ФЗ «Об оружии» определяет основы правового регулирования внешней торговли оружием и регламентирует сопровождающие ее таможенные процедуры.6

  Комплексный характер таможенного права предполагает использование отдельных норм, содержащихся в источниках других отраслей права, - Уголовном кодексе РФ (валютные преступления и т.п.), Гражданском кодексе РФ (права и обязанности сторон по договору хранения и перевозки при регулировании правоотношений, возникающих в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможенном складе и СВХ и т.д.), Уголовно-процессуальном и Гражданско-процессуальном кодексах РФ и др.

Подзаконный акт - правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение.7

  Организационно-правовой гарантией этого соответствия является обязательная регистрация нормативных подзаконных актов в Министерстве юстиции.

Подзаконные акты - источники таможенного права, и в зависимости от органа, их издавшего, выделяют:

- указы и распоряжения Президента РФ;

- постановления и распоряжения Правительства РФ;

- подзаконные акты в области таможенного права, принимаемые совместно несколькими государственными органами;

- подзаконные акты, принимаемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (Федеральной таможенной службой России), и другими центральными органами исполнительной власти.

Приведенная иерархическая структура характеризует юридическую силу подзаконных актов:

- правовые отношения в области таможенного дела в России могут регулироваться указами Президента РФ;

- на основании и во исполнение федеральных законов в области таможенного дела в Российской Федерации, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела в Российской Федерации;

- федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты по предмету регулирования только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ.8

1.2. Конституция как основной источник таможенного права.  

 Конституция, будучи основным  источником таможенного права, содержит  достаточно ограниченное число  юридических норм, непосредственно  относящихся к таможенному праву. Это, например ч.1 ст.74 Конституции, в  соответствии с которой на  территории России не допускается  установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий  для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; пункт  «ж» ст.71, в соответствии с которым  таможенное регулирование отнесено  к ведению Федерации. Однако многие  конституционные нормы более  общего характера также имеют  отношение к таможенному праву. Это часть 1 ст.8 о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности и ч.2 ст.8 о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; часть 1 ст.34 о праве каждого на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; часть 3 ст.15, в соответствии с которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Перечисленные конституционные нормы являются исходными положениями для таможенного права.

  Таким образом, Конституция занимает особое место среди других источников таможенного права. Будучи основным законом России, она предопределяет характер таможенного права в целом. В этом состоит главная особенность Конституции как источника таможенного права. Конституция является не только юридической базой для последующего развития таможенного права, как, впрочем, и ряда других правовых отраслей.  

 В соответствии с  Конституцией какие-либо ограничения  перемещения товаров и услуг  могут вводиться в соответствии  с федеральным законом (а не  каким-то иным правовым актом) и только в тех случаях, если  это необходимо для обеспечения  безопасности, защиты жизни и  здоровья людей, охраны природы  и культурных ценностей. 
Данное положение является гарантом демократичности и стабильности таможенного права, в то же время, допуская определенную гибкость.   

 Следующий по значению  источник таможенного права –  законы. Среди них надо выделить:

а) таможенные кодексы;

б) другие законы, в которых содержатся нормы таможенного права. О значении, характере и специфике таможенных кодексов как комплексных законов в сфере таможенного дела.

 

 

 

 

 

2. ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

2.1. Таможенный кодекс Таможенного союза как основной источник таможенного права.

  Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:  
1) Таможенного кодекса Таможенного союза;  
2) международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;  
3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза.  
  Таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории ТС. Если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена таможенного союза.  
  В рамках Таможенного союза действует шестиуровневая система законодательства, включающая ТК ТС, международные соглашения, решения Комиссии Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», иные федеральные законы, акты Правительства РФ и нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы (ФТС России).  
  Таким образом, кроме Таможенного кодекса Таможенного союза, в области таможенного регулирования будут применяться и другие акты, входящие в законодательство ТС:  
- международные договоры государств - участников ТС, регулирующие таможенные правоотношения в ТС;  
- решения Комиссии Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в ТС, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - участников ТС.  
  Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) - это закон прямого действия, обязательный к исполнению на территории трех государств - членов Таможенного союза. Отсылочные нормы касаются в основном вопросов не таможенного регулирования, а административного законодательства, законов в сфере защиты безопасности и других вопросов, которые выходят за пределы компетенции Комиссии Таможенного союза.  
  С вступлением в силу с 1 июля (6 июля) 2010 г. ТК ТС в практику таможенных органов Российской Федерации внедряются новые понятия, по-новому регулируется ряд правоотношений. Для привычных таможенных процессов изменена их правовая природа и смысловое наполнение.  
  Таможенное регулирование на территории Таможенного союза осуществляется в соответствии с законодательством ТС, а в части, не урегулированной им, - в соответствии с национальными законодательствами государств - участников ТС.  
  Единая таможенная территория таможенного союза. Состав Единой таможенной территории ТС (таможенной территории ТС) определен п. 1 ст. 2 ТК ТС. Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов ТС искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых названные государства обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза. В соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов таможенного союза.  
 

Информация о работе Таможенное законодательство