Таможенное дело как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - оценка эффективности управления таможенным делом на основе анализа принципов и методов управления таможенным делом.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. определение понятий принципов и методов управления.
2. рассмотрение таможенного дела как объекта управления.
3. определение принципов и методов управления таможенным делом в России, а также проблем связанных с их реализацией
4. рассмотрение истории управления таможенным делом

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ….......................................................................................................................3

ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ .................................................5

1.1. Понятие принципов и методов управления.................................................................5

1.2.Таможенное дело в качестве объекта управления......................................................15

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ В РОССИИ............................................................................................................22

2.1. История управления таможенным делом...................................................................22

2.2.Основные методы и принципы управления таможенным делом в России..............28
2.3.Проблемы реализации принципов и методов управления.........................................41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач2.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

Методы управления классифицируются по масштабам управленческой деятельности и по форме воздействия.

По масштабу управленческой деятельности различают общие и частные методы. Общие методы управления направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач, они определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей системы. Частные методы управления используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления.

В зависимости от форм воздействия применяются методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. Методы косвенного воздействия основываются на побуждении объекта управления к действию путем воздействия на его интересы.

Классификация включает следующие методы управления:

1. административные (организационно-распорядительные);

2. экономические;

3. социально-психологические.

Такое деление методов условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объект управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности.

Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов, которые нередко называют организационно-административными. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных элементов управляемой системы.

К числу организационных методов относят:

· организационное проектирование;

· регламентирование;

· нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения. При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

 Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных. Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение, устав, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности. Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм. Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендации. Управление осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений. Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами управляющего органа, уровнем организации производства, квалификацией и культурой работников, принимающих решения. Чем полнее представлены эти параметры, тем меньше потребности в административном вмешательстве.

Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения. Сущность экономических методов - в воздействии на экономические интересы объекта управления с помощью цен, оплаты труда, прибыли, кредита, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы.

Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

 · базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными задачами, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (общие правила, касающиеся, например, разработки бизнес-планов, режима работы и другие могут предусматриваться директивными актами);

· непременно предполагают самостоятельность системы на всех уровнях при одновременном возложении на нее ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличии от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);

 · побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих своим интересам (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения). Экономические методы управления должны занять доминирующее положение.

Социально-психологические методы. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся: моральное поощрение (мотивирование), социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе. Таким образом, принципы управления выступают в своей главной ипостаси - в качестве основных и исходных положений управленческой деятельности, выработанных наукой и сформулированных государством. В свою очередь, метод управления - это совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой.

1.2 Таможенное дело в качестве объекта управления

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй - в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:

 · субъект управления направляет объекту управления управленческие команды, которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления;

· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с их содержанием. Таким образом, определяя таможенное дело как объект управления, обратимся к понятию, которое дает законодатель в Таможенном кодексе Таможенного Союза (далее ТК ТС), являющемся в свою очередь основой таможенного законодательства:

"Таможенное дело представляет  собой совокупность методов и  средств обеспечения соблюдения  мер таможенно - тарифного регулирования  и запретов и ограничений, установленных  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу". 2

Данное определение не позволяет нам четко выделить объект управления. Очевидно, что в общих чертах объектом управления является "совокупность методов и средств обеспечения соблюдения…". То есть, рассматриваемое определение дает нам возможность говорить лишь о том, что таможенное дело представляет собой сложно организованный объект, состоящий из некоторой совокупности элементов.

В литературе приведены различные перечни составляющих таможенного дела. Так, Молчанова О.В., Коган М.В. 3 дают следующую классификацию:

 · принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

· таможенные режимы;

· таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

 · таможенное оформление;

· таможенный контроль;

· представление таможенных льгот;

· ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры ВЭД;

 · правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

 Необходимо отметить, что любое разделение таможенного дела на те или иные элементы будет являться весьма условной в силу неконкретности самого определения таможенного дела. Тем не менее, очевидно, что можно достаточно точно выделить такие элементы, как:

· основные принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

· таможенное оформление;

· таможенные процедуры;

· специальные таможенные процедуры;

· таможенные платежи и порядок их применения;

· таможенный контроль.

Данные элементы выделяются как большинством исследователей, так и непосредственно законодателем (главы и разделы ТК ТС, что позволяет судить об обособленности этих элементов внутри единой совокупности). Кроме того, целесообразно выделить такой элемент таможенного дела, как таможенная политика. Так, законодательно государственная политика в области таможенного дела относится к ведению Федеральной таможенной службы России (далее ФТС России). 4

Таможенная политика в первую очередь должна обеспечивать наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, также участие в реализации торгово-политических задач по защите отечественного рынка и стимулированию развития национальной экономики. Таким образом, таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела.

Представляет интерес и еще один элемент - таможенные органы. С одной стороны, ТК ТС предусмотрено, что непосредственное решение задач в области таможенного дела осуществляет ФТС России. То есть, таможенные органы являются, по сути, субъектом управления.

С другой стороны, таможенные органы уровня региональных таможенных управлений и ниже следует рассматривать как одно из средств обеспечения соблюдения государственных мер по регулированию внешней торговли. И в таком ракурсе таможенные органы предстают как один из элементов объекта управления. Здесь как раз проявляется единство субъекта и объекта управления. Любой субъект управления является частью управляемой системы и, следовательно, неотделим от объекта управления. Таким образом, рассматривая таможенное дело как объект управления, мы говорим о том, что для более четкого обозначения объекта управления необходимо выделение составляющих его элементов и определение его как совокупность этих элементов.

Однако, говоря о субъекте управления в таможенном деле, необходимо отметить следующую особенность. ТК ТС относит функцию по общему руководству таможенным делом к компетенции Правительства РФ. Таким образом, по сути дела, мы выделяем второй субъект управления. Как правило, в менеджменте при рассмотрении управленческих взаимоотношений выделяют только один субъект управления, в частности на основе принципа единоначалия. В нашем же случае в наличии два субъекта управления. Такое положение не исключается в науке об управлении. Причем возможны различные варианты взаимодействия субъектов управления.

Один из них предусматривает субординационные взаимоотношения. Второй вариант систем управления предусматривает двойное подчинение объекта управления: по вертикали власти (линейная составляющая) и по функциональному направлению объекта управления. Оба варианта характерны для больших систем, таких как государственное управление. В нашем случае имеет место субординационное взаимодействие в отношениях управления, то есть ФТС России имеет подчиненное положение по отношению к Правительству. Итак, двойная система управленческих отношений проистекает из особенностей государственного управления.

 В соответствии с Конституцией РФ государственная власть подразделяется на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Помимо этих ветвей предусмотрен такой орган управления как Президент РФ. То есть, по сути, подчинение ФТС России Правительству продиктовано необходимостью отнесения таможенной службы к одной из ветвей власти и указывает на место таможенных органов в системе государственного управления.

Наиболее полно основные методы и принципы управления, на наш взгляд, раскроются на примере управления таможенными органами. Не смотря на то, что таможенное дело представляет собой не столько единый цельный объект, сколько некоторую совокупность элементов, за выполнение управляющих команд в рассматриваемом объекте ответственный только один элемент - таможенные органы.

Остальные составляющие таможенного дела, с точки зрения управления, являются процедурами, при которых таможенные органы состоят передаточным и управляющим элементом. То есть, только таможенные органы имеют возможность выполнять управляющие команды. Потребность же субъекта в управлении объектом проявляется в том, что таможенное дело позволяет обеспечивать ряд жизненно важных функций государства, таких как наполнение бюджета, обеспечение безопасности государства и населения. Часто условия осуществления управления сводятся только к условиям осуществления управленческой деятельности субъектом управления. Такой подход управления рассматривается одностороннее воздействие субъекта управления на объект, приводит к неверным выводам по поводу сущности и природы возможности осуществления управления. Подмена взаимосвязи субъекта и объекта управления их субординационным расположением и, как следствие этого, только функциональный взгляд на управление оставляют за пределами границ рассмотрения движущее начало управления. Этим началом является противоречие между управляющим и управляемым субъектами, с одной стороны, необходимость управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления управления. Нужно смотреть с позиций взаимодействия субъектов.

Информация о работе Таможенное дело как объект управления