Таможенная стоимость товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке понятий таможенной стоимости товаров, ее содержании, изучении основных функций таможенной стоимости, правил и условий применения методов определения таможенной стоимости, и в целом механизма правового регулирования таможенной стоимости, исследовании проблем, возникающих при определении таможенной стоимости.
В соответствии с указанной целью необходимо решить ряд задач, а именно:
1) изучить правовую природу таможенной стоимости;
2) определить понятия «таможенная стоимость»;
3) определить структуру таможенной стоимости при применении разных методов таможенной оценки;
4) рассмотреть принципы таможенной оценки товаров;
5) исследовать международно-правовые основы и нормативно-правовую базу Российской Федерации по таможенной стоимости;
6) рассмотреть основные таможенные процедуры;
7) проанализировать проблемы, возникающие при определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, и разработать механизмы их разрешения.

Файлы: 1 файл

дип тамож.стоимость.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

 

 

Актуальность исследования. Активное развитие общественных отношений  в сфере внешнеторговой деятельности, начавшееся с 1990-х годов, обусловило потребность в исследовании и разработке правовых норм, регламентирующих эти отношения.

Одним из институтов таможенного права, остро нуждавшимся в тот период в разработке и совершенствовании, являлся институт «таможенного оформления». Все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению, неотъемлемой частью которого является определение таможенной стоимости товаров, т.е. таможенная оценка.

В дореволюционной научной  литературе понятие «таможенной стоимости» исследовалось в научных работах по налогообложению, государственным доходам.

В советский период понятиям «таможенной стоимости» и «таможенной оценки» товаров в юридической литературе не уделялось должного внимания. На современном этапе российское законодательство подробно регламентирует процесс определения и заявления таможенной стоимости, но понятия «таможенная стоимость» и «таможенная оценка» разработаны недостаточно.

Определение понятия  «таможенная стоимость» в российской научной литературе ограничивается воспроизведением положений законодательства РФ по таможенной стоимости и таможенной оценке товаров.

Понятие «таможенная стоимость» имеет глубокое содержание, сложную структуру и двойственную природу: экономическую и правовую. Научный интерес представляют функции таможенной стоимости, ее назначение, цели и принципы определения таможенной стоимости товаров.

Актуальность исследования определения таможенной стоимости вызвана и практической потребностью. Категория споров, связанных с определением и контролем таможенной стоимости, является одной из наиболее распространенных категорией споров, рассматриваемых и в административном, и в судебном порядке.

Таким образом, исследование понятия «таможенная стоимость», ее содержания и структуры, функций и целей таможенной стоимости, основных принципов и правил ее определения, проблем направлено и на решение острых практических задач.

Объектом курсовой работы являются проблемы, возникающих при определении и контроле таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Предметом исследования выступает таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Цель исследования состоит  в разработке понятий таможенной стоимости товаров, ее содержании, изучении основных функций таможенной стоимости, правил и условий применения методов определения таможенной стоимости, и в целом механизма правового регулирования таможенной стоимости, исследовании проблем, возникающих при определении таможенной стоимости.

В соответствии с указанной целью необходимо решить ряд задач, а именно:

1) изучить правовую  природу таможенной стоимости;

2) определить понятия  «таможенная стоимость»;

3) определить структуру  таможенной стоимости при применении  разных методов таможенной оценки;

4) рассмотреть принципы таможенной оценки товаров;

5) исследовать международно-правовые  основы и нормативно-правовую  базу Российской Федерации по  таможенной стоимости;

6) рассмотреть основные  таможенные процедуры;

7) проанализировать проблемы, возникающие при определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, и разработать механизмы их разрешения.

 

Методологическая база исследования. Исследование осуществлено на базе современных научных методов познания: метода системного анализа, частно-научные методы (историко-правовой, логического анализа), что способствовало целостному анализу рассматриваемых проблем, достижению целей и задач курсовой работы.

Эмпирическую базу исследования составляют правовые нормы, регламентирующие понятие таможенной стоимости, а также гражданско-правовые и административно-правовые отношения, связанные с ее определением.

Теоретической основой работы стали таможенное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы таможенного права; монографии, учебные пособия и публикации по истории и настоящей практике таможенного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  таможенной стоимости как основы применения таможенного тарифа

1.1. Таможенная стоимость товаров. Понятие и сущность

 

 

В практике внешнеэкономической деятельности процедура определение стоимости ввозимого товара с целью расчета таможенных платежей является одной из наиболее сложных таможенных процедур.

Стоимость товаров, используемая в таможенных целях, — таможенная стоимость — представляет собой разновидность стоимости товаров, используемой в экономических и внешнеторговых целях, и потому таможенной стоимости свойственны признаки, характеризующие общее экономическое понятие стоимости товаров [26].

Понятие таможенной стоимости  по своему содержанию имеет двойственную природу – экономическую и правовую.

Таможенная стоимость  товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с Соглашением  между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и используемая для целей:

- обложения товара  пошлиной;

- внешнеэкономической  и таможенной статистики;

- применения иных мер  государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров». Тут таможенная стоимость проявляет экономическую природу [14,с.45].

Таможенная стоимость  используется при начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, установления стоимости для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные законодательством РФ, ведения таможенной статистики.

Правовая природа таможенной стоимости характеризует ее как таможенно-правовую категорию. Она является одной из таможенно-правовых характеристик товара, стоимостным показателем. Особенность таможенной стоимости заключается в том, что она отражает стоимость товара, принятую в сфере публично-правовых отношений, и в специальном функциональном назначении таможенной стоимости.

Таможенная стоимость - это некая условная характеристика товаров, которая имеет место  только после выполнения публично-правового  процесса согласно принятым правилам таможенной оценки, и используется в публично-правовых целях. Таможенная стоимость характеризует товар как предмет публично-правовых, а не частноправовых отношений [13,с.35].

Таможенная стоимость - это стоимостная величина, используемая для целей обложения таможенным и платежами, в этом заключается ее основное функциональное назначение, посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины. Одновременно с этим таможенная стоимость выполняет также важную регулирующую функцию [23,с.5].

Таможенная стоимость  используется в рамках тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, и в «прикладных» целях, в частности, как критерий определения налогонеоблагаемого минимума, для таможенной статистики, при определении размеровадминистративных штрафов, назначаемых за совершение административных правонарушений в области таможенного дела.

Структуру таможенной стоимости  можно определить как совокупность компонентов, составляющих ее величину, и представить в виде формулы:

Таможенная стоимость = Основа + Дополнительные начисления — Вычеты

Содержание каждого  из компонентов, образующих структуру  таможенной стоимости, зависит от направления  перемещения оцениваемых товаров (ввоз/вывоз) и метода таможенной оценки [23,с.6].

На величину таможенной стоимости прямое влияние оказывают мировые и государственные тенденции социально-экономической конъюнктуры, ставки таможенных пошлин, рисковое поведение участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов, содержание и качество процедур определения и контроля таможенной стоимости, механизм управления процессом формирования ставки таможенной пошлины, процедуры определения и контроля таможенной стоимости.

В международно-правовых актах понятие «таможенная стоимость» разработано более детально и, как следствие, процесс определения таможенной стоимости вызывает меньше затруднений.

1.2 Нормативная база системы регулирования процедуры определения, заявления и контроля таможенной стоимости

 

 

Российское таможенное законодательство в целом следует международным стандартам таможенного регулирования. Российская Федерация – член Всемирной таможенной организации, Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе в 1983 году), Конвенции о временном ввозе (заключена в Стамбуле, 1990).

В 2010 году Россия присоединилась к Киотской Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, требования которой учтены при разработке национального таможенного законодательства. В 2012 году после ратификации необходимых соглашений, Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации [25].

Российская Федерация – участница  Таможенного союза ( далее – ТС) с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Таможенное законодательство ТС (Таможенный кодекс ТС, международные соглашения и решения Комиссии ТС) напрямую применяются в России [25].

На национальном уровне таможенные вопросы регулируются Федеральным  законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [3], указами Президента и постановлениями Правительства, нормативными актами Федеральной таможенной службы.

Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), вступивший в силу 1 июля 2010 г, полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции) [2].

В условиях функционирования ТС порядок определения и контроля таможенной стоимости претерпел существенные изменения.

Вопросам таможенной стоимости товаров посвящена  гл. 8 Таможенного кодекса ТС (ст. 64 - 69). На основании указанных статей изданы следующие документы, составляющие договорно-правовую базу таможенного союза по вопросам определения, декларирования и контроля таможенной стоимости:

  • Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25 января 2008 года (в ред. Протокола от 23.04.2012 )[5];
  • Соглашение о Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 12 декабря 2008 года;
  • Соглашение о Порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 12 декабря 2008 года;
  • Протокол об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 12 декабря 2008 года [6];
  • Решение Комиссии Таможенного союза № 376 от 20 сентября 2010г. «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» [7];
  • Приказ ФТС РФ от 25.04.07 № 536 (ред. 17.02.2010г.) «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

Вступивший в силу 29 декабря 2010 года Федеральный закон  № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» повлек за собой ряд нововведений, коснувшихся порядка определения таможенной стоимости товаров как основы для начисления таможенных платежей [3].

При ввозе товаров  на территорию ТС таможенная стоимость товаров определяется согласно Соглашения от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза» (далее – Соглашение) [5], и с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).

В соответствии со ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости  товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС от 25 января 2008 года  таможенною стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию ТС.

При вывозе товаров страны – члены таможенного союза руководствуются национальным законодательством.

Нормы Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-I «О таможенном тарифе» в части  определения таможенной стоимости  с 1.06.2010 года не применяются, эти вопросы  регулируются указанным выше Соглашением  об определении таможенной стоимости товаров [4].

Статья 323 Таможенного кодекса РФ в настоящее время действует в части, не противоречащей действующему законодательству ТС - за исключением п. 1 и первого предложения п. 5 323 ст.

Информация о применении статьи 323 Таможенного кодекса РФ дана письме ФТС России от 29.07.2010 N 01-11/31847.

Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате (следовательно, и таможенной стоимости), осуществляется в валюте государства – члена  ТС, таможенному органу которого подана таможенная декларация, кроме случаев, предусмотренных международными договорами государств – членов ТС.

Согласно ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем (ранее – таможенным брокером), действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, предусмотренных ТК ТС - таможенным органом [2].

Существенные изменения  в НПБ коснулись контроля таможенной стоимости таможенными органами.

Контроль правильности определения таможенной стоимости  товаров осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление товара [11,с.78].

Данный вопрос является одним из самых спорных, корректировка  таможенной стоимости постоянно  является предметом судебных разбирательств между участниками внешнеторговой деятельности и таможенными органами.

Информация о работе Таможенная стоимость товаров