Таможенная статистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

В современном мире огромное значение имеют внешнеэкономические связи, развитие экономики страны на мировом уровне, эффективность внешнеэкономической деятельности. За редким исключением все страны втянуты в процесс глобализации, ежеминутно по всему миру заключаются торговые контракты, идут процессы поставки товаров, перевода валюты, огромным темпами растет и ужесточается конкуренция на международном рынке. В таких жестких условиях любая страна, желающая оставаться в лидерах и диктовать условия остальному миру, должна вести строжайший учет своей внешнеэкономической деятельности, анализировать данные и сводить их в систему показателей, которые создают четкую картину положения страны в мировой экономике.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
История развития статистики внешней торговли………………….5
1.1. Роль внешнеэкономической деятельности в
социально-экономическом развитии теории……………………….5
Методология ТС ВТ………………………………………………….9
2.1. Развитие методологии внешней торговли...………………..….9
2.2. Современные методологические положения
статистики внешней торговли………………………………….…..13
Анализ внешней торговли РФ с использованием данных
таможенной статистики…………………………………………….26
3.1. Показатели таможенной статистики внешней
торговли и основные методы их анализа………………………….26
3.2. Анализ основных показателей внешней торговли……...…....29
3.3. Факторный анализ………………………………………….…..30
4. Список литературы………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

таможенная статистика.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Итогом многолетней  работы ряда международных организаций  в сфере развития методологии  международной статистики стали  рекомендации Статистической комиссии ООН «Статистика международной  торговли. Основные концепции и определения», принятые в 1970 г., в которых был применен изученный опыт национальной статистики стран и других международных организаций. Этот документ сыграл большую роль в стандартизации методологии и улучшения качества статистики внешней торговли во многих странах мира. Рекомендации ООН оказались особенно полезными для развивающихся стран, которые в это время создавали свои национальные статистические службы.

По мере появления  новых форм торговли и принятия новых  международных соглашений, регулирующих международные коммерческие операции и таможенные формальности, стало ясно, что необходима дальнейшая работа по совершенствованию статистической методологии. В 1982 году было опубликовано первое пересмотренное издание рекомендаций ООН по вопросам статистики международной торговли, а к началу 1996 г. и второй пересмотренный вариант.

Развитие методологических положений международной статистики на данном этапе проводилось в  следующих основных направлениях:

- создание единой международной классификационной системы;

- оценка стоимости  перемещаемых товаров и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Современные методологические положения статистики внешней торговли

 

Итогом многолетнего сотрудничества в области стандартизации основных методологических положений учета внешней торговли Статистической Комиссии ООН стало подготовка второй редакции рекомендаций по вопросам методологии статистики международной торговли товарами. Данные рекомендации были отправлены во все страны мира, которым было предложено внести необходимые поправки в национальную методологию внешней торговли.

Во втором пересмотренном варианте документа ООН «Статистика международной  торговли товарами: Концепции и определения» содержатся рекомендации по следующим  основным вопросам:

- охват данных и время учета;

- система торговли;

- товарные классификации;

- определение стоимости;

- количественный учет;

- страна-партнер;

- распространение данных.

В соответствии с методологическими  рекомендациями ООН в статистике международной торговли товарами учитываются все товары, которые добавляются к запасам материальных ресурсов страны или вычитаются из них в результате их ввоза (импорта) в пределы или их вывоза (экспорта) за пределы экономической территории. Транзитные товары или временно допущенные в страну или вывозимые из нее (за исключением товаров, предназначенных для переработки) не пополняют и не сокращают запасы материальных ресурсов страны и не подлежат включению в статистику международной торговли товарами.

При расшифровке и уточнении  понятий, используемых в приведенном определении Статистическая Комиссия ООН предлагает руководствоваться определениями, рекомендованными для применения в Системе национальных счетов, в конвенции по упрощению и согласованию таможенных процедур, а также в других конвенциях ВТО и Всемирной таможенной организации. В соответствии с определением Системы национальных счетов (СНС) под товарами понимают пользующиеся спросом физические объекты, на которые может быть установлено, а затем и передано право собственности.

Согласно имеющейся у Статистического управления ООН информации практически все страны применяют рекомендованный подход, т.е. учитывают в статистике внешней торговли товары, в результате ввоза и вывоза которых изменяются материальные ресурсы страны. Различия в деталях определения охвата данных играют относительно небольшую роль при сопоставлении общемировых показателей импорта и экспорта. Вместе с тем сопоставимость данных по отдельным категориям товаров остается низкой. Можно отметить зависимость между степенью доступности информации и степенью следования стран рекомендациям ООН. Так, наименьшее соответствие наблюдается по таким товарам, как рыба и морские продукты, купленные у иностранных судов в международных водах; товары военного назначения и товары, ввозимые и вывозимые нелегально. Статистическим службам весьма непросто получить необходимую информацию о таких товарных потоках.

Важным вопросом при организации  статистического учета внешней  торговли является выбор системы  торговли. Существуют две общепринятые системы торговли, по которым ведется статистика международной торговли товарами: общая и специальная.

Система торговли является общей, когда  статистическая территория страны совпадает  с ее экономической территорией. Специальная система торговли применяется, когда статистическая территория составляет лишь определенную часть экономической территории страны.

На практике учет осуществляется применительно  к статистической территории, т.е. территории, в отношении которой осуществляется сбор данных. Статистическая территория может совпадать со всей экономической территорией страны или только с какой-то ее частью. Следовательно, когда статистическая территория страны не совпадает с ее экономической территорией, статистика международной торговли товарами не обеспечивает полного учета входящих и исходящих товарных потоков. Именно в использовании национальной статистикой общей системы торговли видится снижение расхождений между данными стран-контрагентов, а также улучшение международной сопоставимости финансовых и товарных потоков.

Каждая из систем учета внешней  торговли имеет свои преимущества и  недостатки. Так, в итогах «общего» импорта отсутствуют данные об объеме импорта товаров, предназначенные  для внутреннего потребления. Для  получения этого показателя некоторые  страны, применяющие «общую» систему торговли (например, США), рассчитывают «потребляемый импорт», который получают как разницу между «общим» импортом и реэкспортом.

Общая система торговли обеспечивает более полный по сравнению  со специальной системой учет внешнеторговых потоков, а также лучшее приближение к критерию смены владельца, используемого в СНС и расчете платежного баланса (РПБ). Поэтому для улучшения сопоставимости данных Статистическая комиссия ООН рекомендует для составления статистики международной торговли товарами и международного учета движения товаров применять общую систему торговли. Однако специальная система торговли также широко распространена, как и общая: 25,6 % стран используют общую систему торговли; 45% специальную. Предпочтение использование того или иного подхода в учете внешней торговли обусловлено национальными потребностями получаемой информации. Некоторые страны собирают данные в соответствии, как с общей, так и со специальными системами, поскольку для аналитических целей им требуются оба типа данных

Большинство стран мира следуют рекомендациям ООН при  организации учета внешней торговли. Однако отклонения от положений методологии  международной торговли товарами, либо различный подход к отдельным  методологическим принципам, а также  специфика организации учета экспортных и импортных операций являются основными причинами расхождений в данных статистики внешней торговли стран-контрагентов. Для устранения таких расхождений, обеспечения сопоставимости статистических данных о взаимной торговле стран-контрагентов необходима работа по совершенствованию сбора статистических данных отдельных стран, а также установление стабильных двусторонних связей между статистическими службами стран-партнеров. Отмечая высокую степень соответствия национальной практики многим ключевым рекомендациям Статистической комиссии, необходимо признать, что в этой области предстоит еще немало работы, прежде чем национальные статистические данные будут полностью стандартизированы.

Организация и методология  статистики внешней торговли нашей страны неоднократно менялись. Эти изменения складывались под влиянием следующих основных факторов: 1) изменение условий, в которых осуществлялась внешняя торговля, а также ее роли и значения в экономической жизни страны; 2) эволюция организационных форм осуществления внешнеэкономических связей; 3) совершенствование форм и методов народнохозяйственного учета; 4) деятельность международных организаций в области статистики и растущее участие страны в международном разделении труда.

В РФ под статистикой  внешней торговля следует понимать таможенную статистику внешней торговли, изучающую товарные потоки, пересекающие границу в ту или другую сторону на основании товарных документов по установленной форме.

 

 

Объекты изучения таможенной статистики РФ

 

 

Таможенная статистика РФ предназначена для решения следующих задач:

- обеспечение полного  и достоверного учета данных  об экспорте и импорте России;

- анализ основных тенденций,  структуры и динамики внешнеторговых  потоков Российской Федерации  в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации;

- информационное обеспечение:  подготовки актов законодательства  Российской Федерации в области  таможенной политики и государственного  регулирования внешней торговли; подготовки межгосударственных  торговых переговоров и оперативно - коммерческой работы; высших органов государственной власти при принятии ими решений в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли, а также федеральных органов исполнительной власти - при принятии ими решений в соответствии со своими функциями и компетенцией;

- анализ конъюнктуры  российского рынка;

- контроль за поступлением  таможенных платежей в федеральный  бюджет;

- осуществление валютного  контроля;

- составление торгового  и отдельных статей платежного  балансов.

Необходимо отметить, что по кругу основных вопросов, содержащихся в рекомендациях Статистической комиссии ООН, таможенная статистика РФ полностью придерживается методологических рекомендаций:

- учет ввоза и вывоза  товаров ведется на основании  общей системы учета внешней торговли;

- статистическая стоимость  товаров определяется в долларах  США по ценам контрактов, приведенным  к единому базису. Оценка стоимости  импорта производится на базе  цен CIF — российский порт или  CIP — пункт назначения на границе  Российской Федерации. Оценка стоимости экспорта производится на базе цен FOB — российский порт или DAF — граница Российской Федерации;

- учет товаров производится  на основании Товарной номенклатуры  внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), разработанной согласно  методологическим указаниям ГС и т.д.

Предметом наблюдения и  изучения в таможенной статистике внешней  торговли является, внешнеторговый оборот страны, т.е. экспорт и импорт товаров  в их количественном и стоимостном  выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта («товар-страна», «страна-товар»).

В таможенной статистике внешней торговли под экспортом  понимается вывоз из страны произведенных, выращенных или добытых товаров  отечественного производства. При этом к товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, которые ввозятся в страну и подвергаются существенной переработке, изменяющей их основные качественные или технические характеристики. Экспорт товаров уменьшает национальные запасы материальных ценностей (выручка от продажи экспортных товаров приходная часть платежного баланса).

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные  для потребления внутри страны, для  реэкспорта и товары, закупаемые для  отечественных организаций за границей.

Непосредственными объектами  наблюдения в таможенной статистике Внешней торговли являются экспортные и импортные товары, приведенные  в Товарной номенклатуре внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД), используемой в  настоящее время в Российской Федерации при декларировании товаров, перемещаемых через государственную границу страны.

Под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе - валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров.

Кроме того, в таможенной статистике внешней торговли ведется  учет:

- вывоза (ввоза) немонетарного  золота, серебра и других драгоценных металлов, которые не выступают в качестве платежного средства;

- вывоза (ввоза) ценных  бумаг, банкнот и монет, не  находящихся в обращении; 

- товаров, предоставляемых  в счет взносов в фонд технической  помощи ООН, а также в качестве  даров и безвозмездной помощи;

- бункерного топлива,  продовольствия и материалов, проданных  для иностранных (купленных у  других стран для отечественных)  судов, самолетов и грузовых  автомобилей; 

- товаров, арендуемых  сроком на один год и более  по полной стоимости арендуемого  товара на момент ввоза (вывоза).

Ряд операций, связанных  с перемещением товаров через  государственную границу, в объем  внешней торговли не включается и, следовательно, не учитывается таможенной статистикой. К ним относятся:

1) валютные ценности (в  т.ч. монетарное золото), находящиеся в обращении, которыми обмениваются банки для урегулирования взаимных расчетов;

2) предметы залога  и другие средства обеспечения  обязательств;

Информация о работе Таможенная статистика