Таможенная пошлина как основной таможенный платеж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
- Изучить таможенную пошлину как основной таможенный платеж.
Задачи курсовой работы:
- изучить сущность и функции таможенных пошлин;
- изучить виды ставок таможенных пошлин;
- исследовать таможенную стоимость как основу для расчета таможенных платежей;
- выявить отличия таможенных пошлин от таможенных сборов;
- изучить льготы по уплате таможенных пошлин.

Файлы: 1 файл

курсовая по тправу.docx

— 65.16 Кб (Скачать файл)

Основой для исчисления таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по комбинированным ставкам, является таможенная стоимость товара и (или) количество товара в натуральном  выражении.

В зависимости от содержащихся в  таможенном тарифе специальных указаний при расчете таможенной пошлины  по комбинированной ставке адвалорная и специфическая компоненты могут  складываться (кумулятивная комбинированная  ставка) либо взиматься та из них, которая  имеет наибольшую величину (альтернативная комбинированная ставка).

 Для определения таможенной  пошлины, подлежащей уплате, обе  полученные величины складываются (письмо ГТК России от 27 декабря  2000 года N 01-06/38024 "О направлении  Методических указаний о порядке  применения таможенных пошлин  в отношении товаров, перемещаемых  через таможенную границу Российской  Федерации").

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным за килограмм массы  товара, или комбинированным ставкам  со специфической составляющей в  евро за килограмм массы товара, в качестве основы используется масса  товара с учетом его первичной  упаковки, то есть упаковки, которая  неотделима от товара до его потребления  и в которой товар представляется для розничной продажи (Таможенный тариф Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 года N 830).

 

 

 

 

 

 

    1. Таможенная стоимость как основа для расчета таможенных платежей.

Термин «таможенная стоимость товаров»,  используемый в российском законодательстве и правоприменительной практике достаточно широко, не содержит своего детального и подробного определения в соответствующих актах, в том числе и в понятийном аппарате Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (статья 5), а также в Федеральных законах - Таможенном кодексе Российской Федерации (статья 11) и Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 11). 

До принятия Федерального закона "О внесении изменений в закон

Российской Федерации "О  таможенном тарифе" от 08.11.2005 № 144-ФЗ* в статье 5 Закона "О таможенном тарифе" таможенная стоимость определялась через перечисление основных целей  таможенной стоимости:  
1) обложение товара таможенной пошлиной;  
2) ведение внешнеэкономической и таможенной статистики;  
3) применение нетарифных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений (квотирования, лицензирования), включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок. 

Понятие таможенная стоимость, содержащееся в статье VII ГАТТ и в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ-1994 (ст.1 ч.1) определяется как стоимость сделки, то - есть цена действительно уплаченная или подлежащая уплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта, скорректированная с учётом возможных добавлений (предусмотренных в ст. 8 ч.1 названного Соглашения). В указанных документах подчеркивается, что назначение таможенной стоимости - обложение пошлинами или другими сборами, либо применение импортных и экспортных ограничений, основанных на стоимости товара. 

Как отмечалось выше, в новой  редакции Закона РФ «О таможенном тарифе» (статье 5 понятийный аппарат) не содержится определение понятия таможенная стоимость. При этом п. 1 ст. 19 названного Закона законодателем установлено, что "таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию». Формулировка «стоимость сделки», определенная в Законе России «О таможенном тарифе», адаптирована с юридическим и экономическим понятием, содержащимся в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ-1994. Универсальный правовой подход, используемый в названном Соглашении и примененный законодателем в Законе России «О таможенном тарифе», заключается в том, что для расчёта таможенной стоимости берётся величина, складывающаяся в условиях свободного, конкурентного рынка. 

Таможенным кодексом России (ст. 322) определено, что таможенная стоимость  товаров является налоговой базой  для целей исчисления таможенных пошлин, налогов и определяется согласно методам определения таможенной стоимости, установленных законодательством  Российской Федерации - Законом РФ «О таможенном тарифе». 

Фактически таможенная стоимость - это «вторичный» показатель по отношению к стоимости сделки. Именно цена товара, определенная во внешнеторговой сделке (договоре) купли-продажи с  учётом дополнительных расходов (издержек), понесённые отечественными покупателями (перечисленными в ст. 191 Закона), которые  возникли в связи с подготовкой  и исполнением конкретной сделки купли-продажи, и является основой (базой) для определения таможенной стоимости  товара.  
В отечественной правоприменительной практике основное назначение таможенной стоимости является определение исходной расчётной налоговой базой для исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, акциза), и применяется к товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. 8

Вторичное назначение таможенной стоимости это применение нетарифных мер регулирования основанных на стоимостных ограничениях импортируемых  товаров, ведение таможенной статистики, осуществление валютного контроля. 

Третье назначение таможенной стоимости, мало озвучиваемое - создание экономического порядка для формирования равных конкурентных условий хозяйствующих  субъектов на территории Российской Федерации.

Основные принципы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, базируются на Соглашении о применении статьи VII ГАТТ-1994 из которого в полном объеме инкорпорированы в статью 12 Закона РФ «О таможенном тарифе».  
Названные принципы закладывают базовые правила применения каждого метода определения таможенной стоимости и раскрываются в процедуре применения этих методов. К основным принципам определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленных названным Законом, относятся:

Исчерпывающий перечень методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, установлен Законом РФ «О таможенном тарифе» (статья 12) и производится путем применения одного из следующих шести методов:  
- по стоимости сделки с ввозимыми товарами; 

- по стоимости сделки с идентичными товарами; 

- по стоимости сделки с однородными товарами; 

- вычитания стоимости; 

- сложения стоимости;

- резервный метод. 9

Перечень методов является исчерпывающим, т.е. в законе отсутствует  норма, устанавливающая возможность  введения еще какого-либо дополнительного  метода иным правовым актом, например, Указом Президента Российской Федерации или Постановлениями Правительства Российской Федерации.10

Основным методом для  определения таможенной стоимости  товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, является метод  по стоимости сделки с ввозимыми  товарами (статья 12 Закона), т. е. цена товара, определенная внешнеторговым договором (сделкой купли-продажи) с учетом дополнительных расходов (издержек), понесенных покупателем, которые возникли в  связи с подготовкой и исполнением конкретного договора. 

Нормы Закон Российской Федерации  «О таможенном тарифе» отражают порядок, установленный Соглашением о  применении статьи VII ГАТТ, определившим в качестве основного принципа таможенной оценки использование стоимости (цены) сделки. 

Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости  от источников поставки товаров (абзац 2 пункт 3 статьи 12 Закона). Это означает, что независимо от основания ввоза  товара (в результате сделки купли-продажи, бартера, дарения и т. д.), от того, какие это товары, из какой страны, кто и для каких целей их поставляет, процедура определения  таможенной стоимости едина и  одна и та же. Участники внешнеторговой деятельности, считая, что импортируемые  ими товары обладают определенной спецификой ввиду их характеристик или природных  качеств (сплавы металлов, продукты химической промышленности, автомобили, морские  суда или товары народного потребления  и т. д.), предлагают специальные нормы  по определению таможенной стоимости  таких товаров. Теперь Законом «О таможенном тарифе» однозначно определено, что порядок един и не должен отличаться от установленных методов в зависимости  от особенностей поставки товаров или  самого вида товара.

 

2. Таможенные пошлины  в системе таможенных платежей.

2.1 Отличие таможенных сборов от таможенных пошлин.

Таможенные сборы (за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение товаров) представляют собою плату за предоставление (оказание) таможенными органами различного рода услуг (перевозка, хранение), выполнение различных мероприятий в процессе таможенного оформления и, следовательно, не обладают всеми основными признаками налога.11

Таможенная пошлина представляет собою платеж, уплачиваемый в обязательном порядке, взимаемый таможенными органами с товаров, перемещаемых через таможенную границу, и обладающий безвозмездностью его уплаты.

Таможенная пошлина является разновидностью косвенного налога, поэтому  ставка (или норма налогообложения) - один из основных элементов таможенной пошлины.

Под ставкой таможенной пошлины  понимается величина налога на единицу  обложения.

Таможенные  сборы

(a) За оформление - при декларировании (может быть не виде декларации  и т.п.). Сумма сборов зависит  от таможенной стоимости. Если  была корректировка, то сборы  за таможенное оформление не  пересчитываются. Если декларация  отозвана или не принята, сборы  не возвращаются. Сборы могут  не взыскиваться в отдельных  случаях, установленных правительством. Ставки устанавливает правительство.  При повторной подаче декларации  сборы еще раз взыскиваются  в размере 500 руб.

(b) За хранение - если товар хранится  на складе таможенного органа, то уплачиваются до фактической  выдачи товара со склада.

(c) За таможенное сопровождение  - если есть сопровождение транспортных  средств. Уплачиваются до начала  сопровождения.

Все сборы исчисляются лицом, ответственным  за уплату сборов, либо таможенным органом  при выставлении требований об уплате.

Пошлины - Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются законом о таможенном тарифе. Взимаются при перемещении через границу или в отдельных случаях при смене режимов. Обязанность по уплате наступает: при вывозе - с подачей ГТД или совершением других действий по декларированию; при ввозе - в момент пересечения границы. Плательщиком является декларант, а также иные ответственные лица.

(a) Ввозная 

(b) Вывозная

3) Акциз - Акциз устанавливается Налоговым кодексом. Страна происхождения значения не имеет.

4) НДС - НДС устанавливается Налоговым кодексом. Страна происхождения значения не имеет. Ставка НДС 18% или 10% (печатная, культурная продукция, продовольственные товары, товары для детей, медицинские товары).

Таможенную пошлину следует  отличать от таможенных сборов, имеющих  неналоговый характер. В отличие  от таможенной пошлины, таможенные сборы (за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение  товаров) представляют собою плату  за предоставление (оказание) таможенными  органами различного рода услуг (перевозка, хранение), выполнение различных мероприятий  в процессе таможенного оформления и, следовательно, не обладают всеми  основными признаками налога.

 

 

 

 

2.2  Льготы по уплате таможенных пошлин.

Таможенно-тарифные льготы являются одним из институтов таможенного  права и входят в сложную систему  таможенных льгот. Законодательное  определение таможенных льгот отсутствует. Большинство специалистов по таможенному  и финансовому праву (например, А.Н. Козырин12, С.В. Халипов13, М.В. Миляков14, Е.В. Романова 15, Т.Н. Трошкина16, И.В. Тимошенко17) относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения) касающиеся правил, установленные таможенным законодательством, в частности, в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.  

Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

1) тарифные преференции;

2) тарифные льготы (льготы по  уплате таможенных пошлин);

3) льготы по уплате налогов;

4) льготы по уплате таможенных  сборов.

Виды тарифных льгот, порядок и  случаи их предоставления, определяются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного  союза.

Льготы по уплате налогов и таможенных сборов, определяются законодательством  государств-членов таможенного союза.

Для определения преимуществ, предоставляемых при уплате ввозной  и вывозной пошлин, применяются следующие  понятия: «тарифная льгота», «тарифная  преференция».

Понятия «тарифная льгота»  закреплена в Законе РФ «О таможенном тарифе». В определении законодатель использует понятия тарифная льгота и тарифная преференция как синонимы, что является не вполне точным.

Во-первых, можно отметить, что предоставление тарифных льгот  и преференции осуществляется в  разных формах. Во-вторых, предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит  от страны происхождения товара. Для  решения вопроса о возможности  использования тарифных льгот, необходимо определить иные критерии, такие, например, как временно ли, и под каким  режимом ввозится товар, в каких  целях ввозится товар и т.д. То есть тарифные льготы и тарифные преференции  также отличаются и по основаниям предоставления.

Информация о работе Таможенная пошлина как основной таможенный платеж