Свободные экономические зоны в РФ и применяемые к ним таможенные процедуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Они представляют собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Действуют СЭЗ более чем в 80 странах: в промышленно развитых странах - США, Японии, Германии, Великобритании, в новых индустриальных странах, в развивающихся странах и в странах, переходящих к рыночной экономике. Через свободные экономические зоны проходит около 10% мирового товарооборота, причем темпы роста в них объемов экспорта и импорта весьма высоки.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 53.96 Кб (Скачать файл)

- формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой;

- усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе "снизу".

Ряд регионов, не дожидаясь  соответствующих законодательных  решений, начал интенсивную работу по реализации проектов точечных и  локальных с таможенных зон (обустройство территории, создание Компании развития и т.п.). Они сумели мобилизовать необходимые  стартовые средства (кто - частные, а  кто - государственные), и это предопределило их ближайший успех. Первая по такому пути пошла СЭЗ "Находка": опираясь на правительственное постановление о принципиальной возможности создавать на своей территории таможенные зоны, а также - специально предоставленным на эти цели бюджетным кредитом Минфина (март 2005 г.), она образовала первую подобную зону уже к лету 2005 г. В том же направлении, но уже без федеральной государственной поддержки, действовали правительство Московской области (проект СЭЗ "Шерризон"), мэрия Санкт-Петербурга (свободная таможенная зона "Гавань"), администрация Ульяновска (аналогичная зона в районе городского аэропорта).

Напротив, другие крупные  территории активизировали усилия по лоббированию эксклюзивных правительственных  решений, гарантирующих им либо воссоздание  прежних, либо получение принципиально  новых индивидуальных преференций. Следует отметить, что правительство - вразрез с собственным курсом на организацию исключительно локальных  СЭЗ - поддалось этому давлению: был  восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Калининградской области, а в июле 2004 г. была создана зона экономического благоприятствования  в Ингушетии - "своеобразная модель оффшорной зоны, весьма далекая от общепринятых стандартов". Причем, когда в марте 2005 г. все индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновь официально отменены, борьба территорий за особые привилегии не прекратилась. В частности, Калининградская область добилась принятия в ноябре 2005 г. Госдумой РФ отдельного федерального Закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", возвращавшего ей режим таможенной экстерриториальности. 22 января 2006 г. этот Закон был подписан Президентом. 

 

2. Современное состояние и проблемы развития отечественных СЭЗ

2.1 Применяемые  к СЭЗ таможенные процедуры

На территории свободной  экономической зоны применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны определяется Соглашением о СЭЗ.

Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны не распространяется на товары Таможенного союза, находящиеся на территории свободной экономической зоны или ввозимые на территорию свободной экономической зоны.

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной  таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных  товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру  свободной таможенной зоны, и товаров  Таможенного союза, могут размещаться  и использоваться только на территории свободной экономической зоны, за исключением случаев, установленных Соглашением о СЭЗ.

Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении  товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территорию свободной экономической зоны и вывозимых с территории свободной экономической зоны, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Условия помещения товаров  под таможенную процедуру свободной  таможенной зоны:

1. Условия помещения товаров  под таможенную процедуру свободной  таможенной зоны определяются Соглашением о СЭЗ.

2. Под таможенную процедуру  свободной таможенной зоны не  могут быть помещены товары, установленные  в соответствии с Соглашением о СЭЗ, в том числе:

1) подакцизные товары;

2) товары в соответствии  с перечнем, установленным Правительством  Российской Федерации, в том  числе по предложению высшего  исполнительного органа государственной  власти Калининградской области.

3. Товары помещаются резидентами  под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в целях реализации ими инвестиционных проектов.

4. При помещении товаров  под таможенную процедуру свободной таможенной зоны резидентом или лицом, им уполномоченным, в таможенный орган представляются свидетельство о включении резидента в реестр и инвестиционная декларация или копии указанных документов, заверенные резидентом. Юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и которые не являются резидентами, помещают товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны для их размещения и использования в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Декларантом товаров,  помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, может выступать резидент либо юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. В отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и предназначенных для совершения в отношении таких товаров операций по переработке (обработке), в результате проведения которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также по ремонту, таможенный орган по желанию декларанта проводит идентификацию таких товаров в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с учетом положений статьи 11 настоящего Федерального закона.  

Идентификация иностранных  товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием таких иностранных  товаров:

1. В целях идентификации  иностранных товаров, помещенных  под таможенную процедуру свободной  таможенной зоны, в товарах, изготовленных  (полученных) с использованием иностранных  товаров, помещенных под таможенную  процедуру свободной таможенной  зоны, используются способы идентификации,  установленные Соглашением о СЭЗ.

2. Приемлемость заявленного  способа идентификации иностранных  товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, устанавливается таможенным органом с учетом характерных признаков товаров и совершаемых с ними операций, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона. Если предложенный декларантом способ идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, таможенный орган не сочтет приемлемым, таможенный орган вправе самостоятельно определить способ идентификации.

3. Порядок проведения  идентификации иностранных товаров,  помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Операции с товарами, помещенными  под таможенную процедуру свободной  таможенной зоны:

1. С товарами, помещенными  под таможенную процедуру свободной  таможенной зоны, на территории свободной экономической зоны допускается совершение операций, определяемых в соответствии с Соглашением о СЭЗ.

2. В отношении товаров,  помещенных под таможенную процедуру  свободной таможенной зоны, и  товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных  под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории свободной экономической зоны допускаются передача прав владения, пользования и (или) распоряжения, в том числе розничная продажа указанных товаров, и их потребление.

3. Правительство Российской  Федерации вправе установить  перечень запрещенных операций  с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории свободной экономической зоны. Соответствующее постановление Правительства Российской Федерации вступает в силу не ранее чем через один год после дня его официального опубликования.

Применение таможенной процедуры  свободной таможенной зоны в отношении  отдельных категорий товаров:

1. Транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории свободной экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий:

1) транспортное средство  зарегистрировано на территории  Калининградской области;

2) транспортное средство  принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого  осуществлена в Калининградской  области.

2.Транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории Калининградской области и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, могут быть временно вывезены физическими лицами с территории Калининградской области и ввезены на остальную часть территории Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

1) срок временного вывоза  таких транспортных средств не  может превышать два месяца;

2) в отношении таких  транспортных средств предоставлено  обеспечение уплаты таможенных  пошлин, налогов в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в размере, установленном в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территориях иностранных государств и ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза физическими лицами государств - членов Таможенного союза.

3. Товары, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, являются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза, фактического уничтожения либо отказа в пользу государства.

4. Правительство Российской  Федерации вправе ограничить  срок нахождения транспортных  средств, указанных в части 1 настоящей статьи, на остальной части территории Российской Федерации. Соответствующее постановление Правительства Российской Федерации вступает в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

5. Таможенные операции в отношении воздушных судов (включая порожние), ввезенных на территорию Особой экономической зоны, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и осуществляющих перевозки товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и остальной частью территории Российской Федерации без совершения воздушным судном промежуточной посадки на территории иностранного государства, совершаются на территории свободной экономической зоны с учетом положений статьи 15.2 настоящего Федерального закона.

6. В настоящей статье  под транспортными средствами  для личного пользования понимаются:

1) автомобили легковые  и прочие моторные транспортные  средства, предназначенные главным  образом для перевозки людей,  классифицируемые в товарной  позиции 8703 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), за исключением транспортных средств, специально предназначенных для движения по снегу, автомобилей для перевозки игроков в гольф и аналогичных транспортных средств, классифицируемых в товарной субпозиции 8703 10 ТН ВЭД ТС, а также транспортных средств, предназначенных для езды по бездорожью (квадроциклов), классифицируемых в товарной субпозиции 8703 21 ТН ВЭД ТС;

2) мотоциклы, мопеды, мотороллеры,  классифицируемые в товарной  позиции 8711 ТН ВЭД ТС;

3) моторные транспортные  средства для перевозки не  более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной  позиции 8702 ТН ВЭД ТС.

Завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны:

1. Действие таможенной  процедуры свободной таможенной  зоны в отношении товаров, помещенных  под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории собой экономической зоны, завершается в соответствии со статьями 15 и 24 Соглашения о СЭЗ.

2. При вывозе с территории  свободной экономической зоны транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случаях, указанных в частях 1 и 2 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении таких транспортных средств не требуется.

Информация о работе Свободные экономические зоны в РФ и применяемые к ним таможенные процедуры