Сущность экономики таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 06:04, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение сущности экономики таможенного дела.
Задачами курсовой работы является:
-рассмотрение теоретических основ экономики таможенного дела.
- развитие таможенного дела в экономики страны.
-изучение экономических проблем и перспектив таможенной деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

 

Введение 
 
           Актуальность курсовой работы. Сущность экономики таможенного дела состоит в раскрытии всех категорий и понятий таможенного законодательства РФ, раскрытии системы таможенных платежей, оказания их консультационных услуг и раскрытии особенностей таможенного регулирования РФ.

Таможенное дело - это процесс, который проявляется в сфере торговых и меж экономических связей внутри между государствами. Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную  границу и способствует решению экономических проблем. На современном этапе развития большая часть поступлений в доходную часть федерального бюджета приходится на таможенные пошлины, таможенные сборы и платежи, сбор которых входит в компетенцию таможенных органов. Таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей общества. 
Я считаю, что тема моей курсовой работы актуальная в настоящее время т.к она является основой изучения предмета «Экономика таможенного дела».

Актуальность экономики таможенного  дела определяется тем, что полнота  и своевременность уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет способствует стабильному исполнению доходной части  федерального бюджета. При этом повышается уровень соблюдения таможенного  законодательства России и таможенного  администрирования в части правильности исчисления таможенных платежей, своевременности  и полноты их взимания и принятию необходимых мер по сокращению задолженности по их уплате.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение сущности экономики  таможенного дела.

Задачами курсовой работы является:

-рассмотрение теоретических  основ экономики таможенного  дела.

- развитие таможенного  дела в экономики страны.

-изучение экономических   проблем и перспектив таможенной  деятельности.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы экономики таможенного дела.

    1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства  и торгового обмена, от простейших форм налогообложения глубокой древности. Происходит разделение труда внутри государств, где экономика достигла такого уровня развития внутри них и в межгосударственном масштабе. Возникают определенные сборы за перевоз товаров, место продажи и т.д.

Термин "таможенное дело" (таможенная деятельность) происходит от слова "тамга", которое употреблялось в России в XIII - XV вв. применительно к сбору с торговых сделок. От слова "тамга" в дальнейшем образовался глагол "тамжить", т.е. облагать товар пошлиной.

Таможенное дело — совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В нормативных правовых актах содержались  различные определения понятия  таможенного дела. Например, под  таможенным делом в РФ согласно ст.1 Таможенного Кодекса РФ понималась сама таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Общее руководство таможенным делом в РФ осуществляют Правительство РФ, премьер-министр РФ и Президент РФ. Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Государственный таможенный комитет РФ.

Из самого словосочетания "таможенное дело" следует, что оно в собственном  смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную - таможенную, поэтому и характеризовать  его нужно, прежде всего, как деятельность.

Отнесение таможенного дела к ведению  федеральных органов государственной  власти гарантируется также и  особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов  по вопросам таможенного регулирования.

Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем  взимания таможенных платежей при перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов - за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение  и других платежей, взимание которых  возложено на таможенные органы Российской Федерации.

Таможенный кодекс определяет общее  направление развития таможенного  дела - гармонизация и унификация с  общепринятыми международными нормами  и практикой.

Специфика внутригосударственного таможенного  регулирования проявляется среди  прочего также и в его тесной взаимосвязи с международным  правом. В сферу международно-правового  таможенного регулирования входят вопросы стандартизации и сертификации продукции, международные перевозки  находящихся под таможенным контролем  грузов, способы оценки товаров для таможенных целей и др.

Таким образом, таможенное дело охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

    1. Назначение таможенного дела в экономике России.

 
      Согласно ТК ТС, таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. 
 
Таким образом, таможенное дело — это деятельность по обеспечению соблюдения таможенных правил. 
 
Элементы современного таможенного дела:

*принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; 
*таможенные режимы; 
*таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей; 
*таможенное оформление; 
*таможенный контроль; 
*предоставление таможенных льгот; 
*ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; 
*правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела. 
Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер. 

Фискальное начало экономической цели состоит в пополнении доходной части федерального бюджета, так как один из существенных источников это именно платежи в сфере внешней торговли.  
Социальная цель выражается в том, что развитие таможенного дела невозможно без гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. 
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей в ввозимых товарах; в борьбе с незаконным перемещением через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.

Итак, в системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей  участников ВЭД. Эта роль обусловлена  ростом масштабов внешнеэкономических  связей. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета  России являются таможенные налоги и  сборы.

Взимание различных таможенных платежей обеспечивает пополнение государственного бюджета страны и достижение экономических  целей таможенного дела.

Стабилизация положения в стране зависит от фискальных доходов, взимаемых  таможенными органами с участников ВЭД.

  1. Таможенное дело в развитии экономики страны.

 

2.1. Основные экономические  задачи и функции таможенных  органов.

 

Экономические задачи, стоящие  перед таможенной службой Российской Федерации непосредственно связаны с выполняемыми ими функциями, которые четко перечислены в Таможенном кодексе Таможенного Союза, , а также других нормативных актах. 
 
Такими задачами являются:

 
· участие в разработке таможенной политики Российской Федерации  и ее реализация 
·обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ 
·защита экономических интересов РФ 
·взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей 
·участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и реализация этих мер 
· ведение борьбы с контрабандой и НТП 
·ведение таможенной статистики и статистики внешней торговли РФ 
·ведение ТНВЭД 
·содействие развитию внешнеэкономических связей 
·осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции. 
 
          Круг экономических задач таможенного дела широк и многообразен. Наиболее трудным является практическое осуществление таможенными органами конкретных задач и полномочий в сфере таможенного дела, что обусловлено постоянно изменяющимися обстоятельствами в РФ – экономическими, политическими, социальными  и др. В укреплении экономической безопасности РФ принимают участие все органы государственной власти.  
Экономические интересы государства и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутриэкономические интересы и внешнеэкономические. При этом внутриэкономические задачи могут быть связаны с развитием промышленного комплекса, транспорта, связи, строительства и др. 
           При разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы участвуют в установлении ограничений на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Такие ограничения могут включать квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством. При этом таможенные органы не только участвуют в разработке мер экономической политики, но и практически осуществляют составляющие эти ограничения конкретные меры. 
 
         Таможенные органы осуществляют ведение ТН ВЭД, т.е. обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД (Гармонизированной системы описания и кодирования товаров), международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы, приводят ТН ВЭД в соответствии с ее международной основой. 
           Таможенно-тарифное регулирование, способствуя заключению внешнеторговых соглашений между субъектами РФ, странами СНГ, а также странами дальнего зарубежья.

           К мерам экономической политики относятся установление запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, минимальных и максимальных цен; лицензирование, квотирование и другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.

           В ТК ТС приводится перечень оснований для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства: соображения государственной безопасности; защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья и т.п. Перечень оснований для запрещения ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных экономических и политических интересов РФ, обозначенных в законодательных актах и международных договорах РФ.

          Наряду с полным запретом в отношении ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств допускается применение таких мер экономической политики, как различные ограничения: товарные ограничения - ограничения на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств; ограничения по времени - ограничения на ввоз и вывоз товаров, действующие в течение определенного времени; квотирование - количественные ограничения экспорта и импорта товаров; географические ограничения - ограничения, связанные с отдельными странами или группами стран.

             Квотирование как мера экономической политики представляет собой введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок, по отдельным видам товаров, странам или группам стран. В РФ экспорт и импорт осуществляется без количественных ограничений. Квотирование экспорта вводится Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности РФ и др.). Квотирование импорта применяется как защитная мера в случаях, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных им конкурирующих товаров на территории РФ. Может служить в качестве ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.

В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении  экспорта и импорта вооружений, военной  техники и товаров двойного назначения действует система экспортного  контроля. Номенклатура подпадающих  под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов  сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и  услуг, которые применяются или  могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется перечнями и списками, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению  Правительства РФ. Президент РФ в  целях обеспечения национальной безопасности РФ вправе вводить признанные международным правом экономические  санкции, регулирует сотрудничество в  военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие  запреты и ограничения.

Информация о работе Сущность экономики таможенного дела