Сущность, цели, основные направления и методы таможенно-тарифного регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:36, реферат

Описание работы

В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….........3
Глава 1.Таможенно-тарифное регулирование ВЭД………………………….4
Цели и методы таможенно-тарифного регулирования ВЭД…………….4
Сущность и направления таможенно-тарифного регулирования ВЭД………………………………………………………………………….7
Таможенно-тарифное регулирование как основа и инструмент государственного регулирования ВЭД……………………………………...10
Глава 2. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в России и зарубежом...14
2.1 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в Россиии…………………14
2.2 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в США…………………….17
2.3 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в Японии…………………..18
Заключение ………………………………………………………………………20
Список использованных источников…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ВЭД.docx

— 59.34 Кб (Скачать файл)

4) торгово - политическая является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.

Необходимо выделить основные элементы таможенно-тарифного регулирования: таможенный тариф, таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенная процедура11.

Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу,  представляет собой заявление уполномоченным лицом точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры. Обязательным является составление таможенной декларации - оформленный в соответствии с требованиями национального законодательства документ, содержащий необходимую информацию о перемещении через границу груза, включая экспортные и импортные товары, пассажирский багаж, ручную кладь, ценности, валюту.

И наконец, таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Иначе говоря, это свод ставок таможенных пошлин и одна из основных составляющих таможенного законодательства любого государства с рыночной экономикой. Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий. В силу этого таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет с ее помощью осуществлять защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.

Если первоначально таможенные пошлины использовались в фискальных целях, в частности, во многих, прежде всего развивающихся странах и странах с переходной экономикой, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет.

Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующие  группы:

• Тарифы промышленно развитых государств;

•Тарифы развивающихся стран.

Таможенные тарифы промышленно  развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран.

Таможенным тарифам принадлежит  важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано, прежде всего, с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.

С точки зрения защиты национального  рынка тарифными барьерами можно  выделить три группы развивающихся  стран:

Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим  ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а  также отдельные государства  Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся  и некоторые государства Персидского  залива.

Ко второй группе относятся  государства с более высокими ставками пошлин. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания, Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея.

Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают 100%.

Наряду с пошлинами  в таможенные тарифы многих развивающихся  стран включаются фискальные сборы  и разнообразные налоги. Кроме  того, в тарифы часто включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются специфические пошлины.

Усиление роли таможенного  тарифа и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяет, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА.2 ТАМОЖЕННО ТАРИФННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

 

 

2.1 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в России

 

Таможенное регулирование  в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством  Таможенного союза и законодательством  Российской Федерации заключается  в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и  методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений  при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

В Российской Федерации применяются  меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие  внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), предусмотренные  международными договорами, составляющими  договорно-правовую базу Таможенного  союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов  Таможенного союза.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. В государственном регулировании внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины.

Таможенные тарифы имеют  все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной  системы описания и кодирования  товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, являет собой образец договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно13.

Функции таможенного тарифа:

1.  Протекционизм - защита  отечественных товаров от иностранной  конкуренции;

2.  Фискальная - пополнение  госбюджета.

Особое значение имеет  фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части  федерального бюджета.

Таможенная пошлина –  обязательный взнос, взимаемый таможенными  органами при ввозе товара на таможенную территорию таможенного союза или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В России действуют:

Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС)14.

ЕТТ устанавливает перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом Таможенного союз ( Пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них; фармацевтическая продукция и т д)

Россия предоставляет  по спискам ООН преференции, во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере.

При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу  продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:

Пополнением доходной части  бюджета;

Защитой внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые  цены в свободно конвертируемой валюте.

Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговли.

Таможенная пошлина отвечает основным налоговым характеристикам:

1) уплата таможенной пошлины  носит обязательный характер  и

обеспечивает государственно-властным принуждением;

2) таможенная пошлина  не представляет собой плату  за предоставленные услуги и  взыскивается без встречного  удовлетворения;

3) поступления от таможенных  пошлин не могут предназначаться  для покрытия конкретных государственных  расходов (принцип запрета специализации  налога).

Таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический  характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения  внутренних и мировых цен, реального  валютного курса15.

 

 

2.2 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в США

 

Основным средством регулирования  импорта США является обложение  товаров при ввозе таможенными  пошлинами. Размер такого обложения  определен Таможенным тарифом США. Правила таможенной оценки и процедура  таможенного обложения установлены  Законом о тарифах 1930 г., в который  периодически вносятся изменения, приводящие его в соответствие с торгово-политическим курсом американского правительства.

Американский таможенный тариф – трехколенчатый:

 Первая колонка - льготный  тариф - содержит ставки пошлин, применяемые к товарам, ввозимым  из стран, на которые США  распространяют режим наибольшего  благоприятствования;

Вторая колонка таможенного  тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые к товарам  развивающихся стран, на которые  США распространяют действие системы  преференций. Как правило, это нулевые  ставки, допускающие беспошлинный ввоз ряда товаров из соответствующих стран;

Третья колонка - основной тариф - применяется к товарам  стран, не пользующихся в США режимом  наибольшего благоприятствования. Ставки пошлин основного тарифа были установлены еще в 1930 г., когда  США проводили политику агрессивного протекционизма, и они подчас в 8-10 раз превышают ставки льготного  тарифа, уменьшающегося по мере достижения соглашений о снижении таможенного  обложения в рамках ГАТТ.

Импортный таможенный тариф  США имеет восьмизначную номенклатуру на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров 16 

 

 

 

2.3 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в Японии

 

Среди применяемых в Японии торгово-политических инструментов регулирования  импорта важной значение отводится  импортному тарифу. Япония применяет тарифную номенклатуру, основанную на ГС с различным числом цифровых значений(от 4 до 6) в зависимости от того или иного товара. Все импортируемые товары разносятся по 21 разделу, 97 главам, 240 позициям и 5018 субпозициям. Для внешнеторговой статистики в тарифе добавлены еще 3 знака, благодаря чему система кодов может быть легко адаптирована к конкретным нуждам отдельных стран. Таможенный тариф в Японии, как и в большинстве стран мира, является многоколонным. 
Японский импортный таможенный тариф содержит четыре вида ставок пошлин:

1) Общие (базовые) ставки могут быть изменены в одностороннем порядке;

2)Ставки, закрепленные в ГАТТ/ВТО (конвенционные);

3)Преференциальные ставки

4)Временные ставки пошлин, вводимых на основании закона о временных тарифных мерах.

Базовая ставка является основной ставкой, применяемой к каждой категории  на долгосрочной основе, если обязательства  не требуют внесения каких-либо поправок.

Временные ставки устанавливаются  в зависимости от конкретной ситуации на рынке определенного товара и  в экономике в целом. Они применяются  вместо базовых ставок в течение  оговоренного периода времени, когда  возникает такая необходимость. В тех случаях, когда для одного и того же товара определены как  базовая, так и временная ставки, последняя всегда имеет приоритет.

В отличие от базовых и  временных ставок, которые применяются  одинаково к товарам, импортируемым  из всех стран, преференциальные ставки применяются только к товарам, ввезенным  из некоторых слаборазвитых стран  и регионов. Преференциальные тарифные ставки введены и для наименее развитых стран в рамках классификации  Конференции ООН по торговле и  развитию(ЮНКТАД), причем они устанавливаются странами самостоятельно, поскольку ЮНКТАД этого не делает. 

Информация о работе Сущность, цели, основные направления и методы таможенно-тарифного регулирования ВЭД