Система таможенно-тарифного регулирования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1. Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности 3
1.1 Государственное регулирование ВЭД 3
1.2 Таможенно-тарифное регулирование в России 10
Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования на современном этапе 17
2.1 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования 17
2.2 Сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования в России до вступления в Таможенный союз 19
2.3 Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2012-2013 года 22
Глава 3. Совершенствование таможно-тарифного регулирования 25
3.1 Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД 25
3.2 Предложения по совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования 27
3.3 Значение таможенно-тарифного регулирования в развитии современной международной торговли 29
Заключение 33
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

Организационно-правовое обеспечение таможенно-тарифного регулирования в России.docx

— 50.44 Кб (Скачать файл)

Отличительной чертой таможенно-тарифного регулирования в РФ является частое изменение ввозных и вывозных таможенных пошлин. В 2007 г., например, были изменены ставки импортных пошлин по 1570 тарифным позициям. С одной стороны, изменения позволяют учитывать сдвиги в структуре товарных потоков, решать задачи развития национальной экономики, но с другой - создают неопределенность и риски для отечественных и зарубежных предпринимателей.

Несмотря на положительные сдвиги последних лет, система таможенного контроля в РФ нуждается в существенном улучшении. Сохраняется проблема "серого", или недостоверно декларируемого импорта (искажение номенклатуры товаров, занижение таможенной стоимости), что особенно характерно при ввозе товаров народного потребления. Из-за незаконного ввоза потери несет федеральный бюджет, ухудшается внутренняя конкурентная среда, поскольку недобросовестные импортеры получают неоправданные ценовые преимущества, стимулируется коррупция, увеличиваются расходы потребителей.

Вступление России в Таможенный союз-это большой шаг к решению многих таможенно-тарифных проблем в России. Происходит принятие важных соглашений, в первую очередь к ним относятся соглашения, подписанные 25 января 2008 г.: "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе", "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран", "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" и др. Некоторые положения, регулирующие указанные вопросы, содержатся также в Протоколе "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", подписанном 11 декабря 2009 г.

Если товар экспортируется за пределы таможенной территории Таможенного союза, к нему применяются ставки вывозных пошлин страны, в которой он был произведен. Взимание пошлин по соответствующим ставкам обеспечивается таможенными органами страны, с территории которой осуществляется фактический вывоз товаров (ст.3 Соглашения "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран").

Таким образом, осуществление таможенного контроля, взимание таможенных платежей, обеспечение соблюдения таможенного законодательства должно будет полностью осуществляться на внешней границе Таможенного союза.

Особый интерес вызывает налоговое регулирование коммерческих операций между налогоплательщиками стран-участниц.

В Таможенном союзе устанавливается единое таможенно-правовое регулирование и дифференцирование мер таможенно-тарифного регулирования. Реализация указанных мер возлагается на таможенные органы. В отношении налогового регулирования предусмотрена возможность каждой из стран устанавливать собственные ставки косвенных налогов, однако соблюдение налогового законодательства обеспечивается налоговыми и иными органами государственной власти стран - участниц Таможенного союза. В связи со сказанным, видимо, в будущем будет совершенствоваться союзное и национальное законодательство, регулирующее взаимодействие органов государственной власти стран-участниц, а также гармонизация их национального законодательства (в первую очередь налогового).

2.3 Основные  направления таможенно-тарифной  политики России на 2012-2013 года

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2012 год и 2013 год подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год" в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.

Качественное изменение условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих решений.

1. Необходимо обеспечить эффективность  и оперативность механизма функционирования  наднациональных органов таможенного  союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в  целом, так и каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих  правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать  позиции сторон в рамках ТС  и учитывать их в рамках  решений наднациональных органов.

2. Предстоит выработать и внедрить  эффективные механизмы продвижения  позиции России в таможенном  союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

Важнейшим направлением, снижающим риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран таможенного союза, должно стать создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.

3. Более тесное интегрирование  таможенно-тарифной политики в  процессе диверсификации, структурной  перестройки и внедрения инноваций  в отечественный производственный  комплекс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование таможно-тарифного регулирования

3.1 Совершенствование  таможенно-тарифных мер регулирования  ВЭД

Эволюция российского таможенного тарифа на протяжении последних лет состоит в снижении среднего уровня ставок. Если в 2001 г. среднее значение российского тарифа составляло 14,1%, то в 2002 г. это значение уменьшилось до 12%, а в 2008 г. оно составляло 10,96%. Однако снижение среднего уровня тарифа еще не дает правильного представления о том, действительно ли произошло уменьшение реальной протекционистской защиты внутреннего рынка страны. Для этого необходимо выяснить, в какой мере произошло снижение пошлин в российском таможенном тарифе, активно воздействующих на торговлю, насколько это снижение затронуло систему тарифного протекционизма страны и не происходило ли это снижение за счет сокращения таких ставок, которые потеряли свое значение.

В Российской Федерации в 2001 г. ставки таможенного тарифа свыше 10% составляли более 46% от общего количества ставок. В 2008 г. их количество уменьшилось до 38,9%. Основной ставкой российского таможенного тарифа в 2008 г. была ставка 5%, которая составляла 41,3% от общего количества ставок. Вторая по частоте встречаемости (23,4%) - ставка тарифа 15% и третья - ставка тарифа 10%, которая встречается в 19,5% случаев. Сравнение тарифов 2001 г. и 2008 г. показывает, что происходит их "стягивание" в зону 5-15% за счет уменьшения ставок 20-30%.

Проведенные мной исследования показали, что основное различие современного российского тарифа и тарифа стран ЕС заключается в том, что в тарифе стран ЕС смешанные ставки занимают 15%, а в России только 0,1%; в тарифе стран ЕС отсутствуют комбинированные ставки, а в российском тарифе их доля составляет 12,2%; в тарифе стран ЕС специфические ставки составляют 5%, а в российском тарифе - 2,9%; в товарных группах тарифа ЕС могут встречаться как смешанные, так и специфические ставки по отдельным позициям.

Следует отметить, что в российском таможенном тарифе не встречаются так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

А между тем это эффективная мера защиты внутреннего рынка страны. Так, в таможенном тарифе США количество используемых мегатарифов на агропродовольственном рынке равно 19, что составляет примерно 2% от общего количества таможенно-тарифных позиций для сельскохозяйственных товаров. Импорт сельскохозяйственной продукции ЕС ограничивается 141 мегатарифом, Японии - 142. Следует отметить, что в ЕС большинство мегатарифов относится к сельскохозяйственным товарам. Анализ показывает, что в ЕС высокие средние ставки пошлин характерны для таких групп сельскохозяйственных товаров, как сахарная свекла, сахарный тростник, заменители сахара (подсластители), зерновые культуры, мукомольно-крупяная продукция, животные корма. Мегатарифы на данные группы товаров высоки в силу того, что большая часть ставок на входящие в них товарные позиции установлена на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% взимается с ввозимой измельченной или сухой сахарной свеклы. В ЕС очень высокие ставки таможенных пошлин установлены также на виноградный сок, бананы, готовые или консервированные грибы. В Японии из 142 применяемых мегатарифов 49 являются самыми высокими по сравнению с тарифами ЕС. Самая высокая средняя пошлина приходится на молочную группу и составляет 322%. Мегатарифы применяются почти к 2/3 товарных позиций данной группы, причем для 20 из них ставки пошлины превышают 500%.

Присоединение России к ВТО влечет за собой определенные обязательства в области таможенно-тарифного регулирования, которые связаны, в том числе со снижением средней ставки импортного таможенного тарифа.

Если обязательства по переговорам механически отнести к моменту вступления России в ВТО, то через несколько лет средняя ставка российского таможенного тарифа должна снизиться до 6-8%, что нежелательно для России, для которой очень важной остается фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования.

В настоящее время Правительством РФ принято решение о возможном вступлении России в ВТО в составе таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и правовых документов в сфере нетарифного и технического регулирования. Утвержден базовый перечень ЕТТ более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных подсубпозиций.

3.2 Предложения  по совершенствованию национального  таможенно-тарифного регулирования

1. Подчинить структуру и ставки  таможенного тарифа РФ целям  и задачам разработанной Концепции  социально-экономического развития  страны до 2020 г. и формируемой  на ее основе национальной  промышленной политики. Речь, прежде  всего, идет о более тщательном  учете состояния и специфики  отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное  регулирование может в различной  степени и комбинации выполнять  протекционистские, структурные, стимулирующие  или фискальные функции. Положение  конкретных отраслей и производств  на внутреннем рынке страны  определяется, главным образом, уровнем  их конкурентоспособности. С точки  зрения критерия конкурентоспособности  на внутреннем рынке различные  виды выпускаемой в России  продукции сведены в диссертации  в пять основных групп, требующих  соответствующей расстановки акцентов  в таможенно-тарифном регулировании  импорта.

2. Сделать акцент на использовании  импортного таможенного тарифа  как инструмента разумной защиты  уязвимых для импорта сегментов  внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности  российских товаропроизводителей, в том числе придать большую  гибкость и адресность таможенному  тарифу путем выделения новых  товарных подпозиций на уровне национальных знаков товарной номенклатуры для идентификации наиболее чувствительных к импорту товаров, дифференциации уровней ставок пошлин вплоть до их дробления в зависимости от экономической целесообразности, широкого применения сезонных и временных пошлин, тарифных квот, иных специальных тарифных мер.

3. С целью стимулирования производственно-технологической  кооперации российских и иностранных  компаний и переноса обрабатывающих  производств на территорию РФ ("импорт производств вместо  импорта товаров") более последовательно  проводить в жизнь принцип  эскалации таможенного тарифа, снизив  уровень обложения импортных  материалов, комплектующих изделий  и компонентов, используемых для  выпуска готовых изделий в  РФ (хотя здесь возможны и исключения, требующие, например, сохранения высокого  уровня пошлин на материалы  и комплектующие для создания  благоприятных условий для развития  соответствующих отечественных  производств), а также более активно  применять специальные таможенные  режимы (переработки на таможенной  территории, переработки для внутреннего  потребления).

4. Упорядочить действующие системы  тарифных преференций и тарифных  льгот для повышения эффективности  регулирующей функции таможенного  тарифа, в том числе пересмотреть  существующие преференции в пользу  развивающихся стран, соотнеся круг  получателей преференций и их  размер с уровнем экономического  развития этих государств, а также  проводимой политикой в отношении  нашей страны.

5. Улучшить качество таможенного  администрирования, прежде всего, за  счет осуществления более полного  таможенного контроля ввозимых  товаров, упрощения технологии таможенного  оформления, приведения процедур  пропуска грузов через границу  в соответствие с унифицированными  международными нормами. Исключительно  важным моментом является ускорение  перехода на электронное декларирование  и электронный документооборот  при таможенном оформлении, что  позволит снизить издержки этого  процесса и сократить время  прохождения товаров, особенно транзитных, через таможни.

3.3 Значение  таможенно-тарифного регулирования  в развитии современной международной  торговли

Если проанализировать изменения таможенной политики за несколько столетий, то можно сделать следующие выводы о ее связи с другими политиками. В различные периоды истории нашего государства различными государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоположные задачи: фискальные, протекционистские и др. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать ее роль и значение в будущем.

Информация о работе Система таможенно-тарифного регулирования на современном этапе