Развитие валютного контроля экспортно-импортных операций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 06:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: провести исследование валютного контроля за импортными операциями в РФ.
В курсовой работе были поставлены следующие основные задачи:
– раскрыть сущность и значение валютного контроля для экономики государства;
– обозначить этапы развития валютного контроля в переходной экономике России;
– описать участников и агентов валютного контроля в России;
– описать валютный контроль за импортными операциями в современных условиях;

Содержание работы

Введение 4
Сущность валютного контроля 7
Понятие валютного контроля 7
Органы и агенты валютного контроля 11
Развитие валютного контроля экспортно-импортных операций в РФ ...20
Перспективы развития валютного контроля в РФ 20
2.2. Пути совершенствования валютного контроля экспортно-импортных операций в РФ ……………………………………………...24
Заключение 28
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

Gultyaeva_E_Td-419__izmenyonnaya__2_KONOVALO.docx

— 62.78 Кб (Скачать файл)

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля имеют право [5]:

— знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

— обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

— на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля обязаны:

— представлять органам и агентам валютного контроля необходимые документы и информацию;

— вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока

исполнения договора;

— выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ [5].

 

 

 

Глава 2. Развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ

2.1 Перспективы развития валютного контроля в РФ

Общей направленностью развития и поэтапного реформирования валютного контроля в Российской Федерации вероятнее всего будет постепенное снижение роли мер административного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности и возрастание информационной роли валютного контроля. Так уже сегодня отменены положения об обязательной продажи части валютной выручки. С точки зрения технологии осуществления валютного контроля, последний должен реализоваться переход от жесткого тотального контроля каждой операции по перемещению товаров и каждого платежа к выборочному контролю и формированию обобщенных информационных массивов, пригодных для принятия управленческих решений. Возрастание информационной роли видится также в организации на основе взаимодействия с другими ведомствами совместного противодействия и пресечения различных экономических правонарушений. [9]

Положения нормативных правовых актов РФ не составляют пока целостной правовой системы валютного регулирования.

Ограничительные нормы постепенно необходимо заменять нормами, стимулирующими валютные отношения как неотъемлемую часть внешнеэкономических связей нашей страны. Наполнение законодательства нормами подобного вида будет способствовать интеграции в цивилизованное мировое сообщество, нормативно-правовая база которого формируется с учетом интересов как государства, так и участников валютных отношений.

Действующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы валютного контроля органами, не отвечает реальным отношениям, сложившимся в обществе, будучи фактором, сдерживающим его дальнейшее развитие. Актуальным является вопрос создания условий, которые делают возникающие при незаконном вывозе капитала за границу риски неприемлемо высокими в сравнении с существующими рисками инвестирования этих средств в отечественную экономику. [10]

В настоящее время система валютного контроля все еще продолжает находится на стадии развития. Отсутствует единая общегосударственная политика в области организации контроля и контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Осуществление практических мер затруднено некоординированностью действий и ведомственными интересами органов, агентов валютного контроля и других органов федеральной исполнительной власти, наделенных функциями контроля. Опыт развитых стран по регулированию валютных отношений исследован недостаточно. Проблемы имплементации не решаются. [10]

Основные претензии предъявляются, с одной стороны, к "формальности" составов административных правонарушений, предусмотренных диспозициями вышеуказанных норм, сурово карающих за сам факт просрочки получения средств от иностранного контрагента, а с другой стороны - к недостаточно четко определенным признакам объективной и субъективной стороны данных правонарушений. Как неоднократно отмечалось многими известными теоретиками и практиками валютного законодательства размытые формулировки не позволяют однозначно определить момент во времени, с которого лицо считается нарушившим обязанность по репатриации валютной выручки, и не содержат четких критериев вины субъекта внешнеторговой деятельности в совершении данных административных правонарушений. [8]

Еще более ощутимые проблемы возникают при рассмотрении вопроса о достаточности предпринятых российским участником внешнеторговой деятельности мер для репатриации валютной выручки. В отсутствие четких критериев, установленных законом, вопрос о достаточности предпринятых мер зачастую решается по-разному. В одних случаях достаточно выполнения сугубо формальных (по сути, символических) шагов, выражающихся в направлении контрагенту требований об оплате (или возврате аванса), в других случаях предъявляются требования о наличии в договоре форм расчетов, которые исключают риск неисполнения нерезидентом обязанности по оплате товаров, обращение в суд и т.п. [7]

Особенно остро данная проблема затрагивает российских импортеров. Не имея возможности навязать своим партнерам более выгодные для покупателя формы расчетов, не подразумевающие уплату авансов, российские предприниматели вынуждены закрывать глаза на допускаемые контрагентами нарушения сроков поставки товаров (работ или услуг) и соглашаться на продление таких сроков, поскольку риск применения исключительно суровых административных наказаний перевешивает возможные выгоды от получения от контрагентов неустоек или иных финансовых санкций за нарушение договорных обязательств. Заключая внешнеэкономическую сделку с иностранными контрагентами, например, на поставку оборудования, в случае его недопоставки в установленные договором сроки российская сторона сталкивается с дилеммой: применять к иностранному контрагенту штрафные санкции, предусмотренные контрактом, или иные меры воздействия или идти на уступки и в ущерб себе договариваться о продлении срока поставки, чтобы избежать риска наложения ощутимых штрафов со стороны Российского государства. В результате складывается ситуация, при которой предпринимательские риски меньше риска административной ответственности, а государство, желая защитить себя от незаконного вывоза валютных средств, действует вопреки интересам собственных предпринимателей, не только не защищая их, но и накладывая на них дополнительные обременения. [7]

Меры по предупреждению и устранению угроз интересам участников валютных отношений методом правового регулирования должны включать: установление четких границ регулируемых отношений; издание соответствующих нормативно-правовых актов; определение мер ответственности за нарушение предписаний данных актов. Это следует осуществлять путем сокращения количества отсылочных и бланкетных норм и устранения явных пробелов в валютном законодательстве; уменьшения числа правоотношений, регулируемых подзаконными актами при более детальном закреплении порядка их возникновения, изменения и прекращения в законодательных актах; определением органов ответственных за разъяснение существующих правовых норм. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Пути совершенствования валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ

 

Механизм воздействия системы государственного валютного контроля на макроэкономическую ситуацию является близкой аналогией воздействию на последнюю количественных ограничений импорта (квотирования). Последствия для национальной экономики в целом валютного контроля можно представить как последствия введения импортных квот, которые распространены также и на предоставление кредитов за границу. Говорить о том, что импортная квота также негативна, как и импортный тариф не приходится, то же самое и с валютным контролем: валютные ограничения имеют отрицательный эффект, похожий на действие единого налога на все международные сделки. [9]

Что касается влияния использования государством валютного контроля на поведение отдельных хозяйствующих субъектов, то можно отметить то, что в условиях жесткого государственного валютного контроля предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, либо прекращают развивать данное направление, либо идут на нарушения государственного валютного законодательства. Это происходит вследствие снижения нормы прибыли из-за роста издержек обращения, снижения конкурентоспособности импортных товаров из-за повышения цен, отказа иностранных партнеров сотрудничать с отечественными фирмами из-за задержки платежей, вызванных прохождением административных процедурами государственного валютного контроля.

Относительно социальных последствий можно отметить, что на практике различные режимы валютного контроля сопровождается большими социальными издержками. Чтобы получить право покупать иностранную валюту, хозяйствующие субъекты должны пройти процедуру подачи заявки и тем самым доказать, что покупка валюты попадает в статью разрешенных категорий сделок. Так, импорт необходимых материалов для предприятий, без которых они работали бы не в полную мощность, относится к разряду приоритетных при получении права на покупку иностранной валюты в отличие от импорта дополнительных предметов потребления или вкладов на депозиты в иностранных частных банках. [9]

Столкновение интересов государства и предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, ведет к возникновению следующих конфликтных ситуаций:

а) увеличение сроков оплаты и, соответственно, сроков поставки товаров и услуг, оплата за которые производится в валюте, из-за необходимости обязательного прохождения достаточно большого количества процедур оформления валютных сделок. Это ведет к увеличению сроков оборота финансовых и материальных средств, что, в свою очередь, ведет к снижению общего уровня экономической рентабельности внешнеэкономической деятельности;

б) так как отечественные производители заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, то правительства не желают упускать возможности пополнения госбюджета посредством не только налогового обложения иностранных инвестиций и процентов по ним, но и за счет сборов при прохождении валютного контроля;

в) крупный частный бизнес, желая перевести достаточно большие суммы в валюте за рубеж, часто обходит валютное законодательство, что не только негативно влияет на макроэкономическую ситуацию в стране (падение курса национальной валюты), но и вынуждает государство постоянно повышать расходы из госбюджета на корректировку нормативно-правовой базы и на обеспечение соблюдения последней резидентами. [12]

Несмотря на возросшую эффективность таможенно-банковского валютного контроля сложной остается тема утечки капитала. Из-за снижения поступления экспортной валютной выручки произошло значительное снижение предложения валюты на внутреннем валютном рынке, повлекшее за собой резкие биржевые колебания курса рубля к доллару, дезорганизацию механизма курсообразования и нарушения всей платежно-расчетной системы в сфере внешней торговли.

При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором, генерирующим ухудшение состояния платежного баланса и подрывающим усилия властей по укреплению российской валюты. [8]

Наиболее значительная часть капитала уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде не репатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту. Поэтому необходимо обеспечить полноту и своевременность поступления на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки и одновременно создать такой механизм регулирования валютного рынка, который отсекал бы возможность спекулятивного давления на курс национальной валюты. Обеспечить это важно, учитывая переход к политике плавающего курса рубля, определяемого исключительно параметрами предложения и спроса на биржевом валютном рынке.

Валютный контроль уменьшает экономическую нестабильность посредством поддержания постоянной стоимости национальной валюты.

Таким образом, можно говорить о том, что инструменты валютного регулирования и валютного контроля по обеспечению стабильности внутреннего валютного рынка и противодействие утечки капитала за границу в РФ довольно эффективны. Однако, несмотря на позитивные сдвиги, положение дел с утечкой капитала за границу остается сложной. Противодействия государства такому явлению, как утечка капитала, зависит от совершенствования существующей законодательной базы. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог курсовой работы, можно сделать следующие выводы.

В современных условиях, когда страны вынуждены приспосабливаться к сложным экономическим ситуациям; в период активного международного экономического сотрудничества особое значение приобретает система валютного контроля.

Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамках валютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структуры более масштабного уровня - государственного контроля.

Информация о работе Развитие валютного контроля экспортно-импортных операций в РФ