Пути совершенствования системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ роли таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- обозначить роль таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД;
- определить методы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- обозначить черты и функции таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации;
- выделить особенности таможенного регулирования на примере Дальневосточного таможенного управления;
- предложить пути совершенствования деятельности таможенной системы на Дальнем Востоке.

Содержание работы

Введение
4
1 Общая характеристика и особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
6
Роль таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД
6
11
Методы таможенного регулирования ВЭД
Основные черты и функции таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД

20
2 Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на примере Дальневосточного таможенного управления
23
2.1 Общая характеристика внешней торговли в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления
23
2.2 Анализ динамики и структуры поступления таможенных платежей
по Дальневосточному таможенному управлению
29
3 Пути совершенствования системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО
31
3.1 Основные тенденции в развитии взаимной торговли товарами и
услугами
31
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсоваая.docx

— 95.05 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в общем виде, систему таможенных органов можно представить как обусловленную функциональной общностью, единством целей и задач (непосредственное осуществление таможенного дела), совокупность таможенных органов, существующих в рамках единой, централизованной системы.

Переход экономики России на рыночные отношения и появление  информационных технологий, связанных  с новыми моделями внешнеэкономической  корпоративной деятельности, потребовали  коренных изменений в характере  деятельности таможенной службы страны, усовершенствования таможенно-банковских и таможенно-логистических операций превращая их в быстродействующий, современный инструмент государственного регулирования внешней торговли.

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО  ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

        

Чтобы выявить 

2.1 Общая характеристика  внешней торговли в ДФО

В состав Дальневосточного федерального округа (ДФО) входят 9 субъектов Российской Федерации: Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Приморский, Камчатский и Хабаровский края, Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. 5 Дальний Восток, обладая огромным потенциалом природных ресурсов и имея развитое промышленное производство, определяют внедрение России в мировую экономику. Удобное географическое положение, развитая сеть различных видов транспорта, эффективность использования природно-ресурсного потенциала, производственный, научный, кадровый потенциал способствуют этому.

Россия имеет перспективы  внешнеэкономического развития в таких  сферах, как электроэнергетика, алюминиевая, нефтехимическая, деревообрабатывающая, лесная, целлюлозно-бумажная промышленности. На территории Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского регионов и Дальнего Востока расположены  крупные промышленные предприятия, которые составляют около 70% всего  производства России. Производимая ими  продукция считается конкурентоспособной  на мировом рынке и пользуется в ряде стран наибольшим спросом. Качество и цена привлекает иностранные  фирмы к сотрудничеству. Но главная  проблема заключается в том, что  вывозятся полуфабрикаты и сырье, а не готовая продукция, что нежелательно для экономики России.

Сейчас экспорт продукции  ДФО преобладает над импортом. Россия вывозит лесоматериалы, пиломатериалы, целлюлозу, алюминий, уголь, газ, нефтепродукты, энергию, химическую продукцию, а также золото, алмазы, пушнину.

Ведущими торговыми партнерами ДФО являются Китай, Австралия, США, Япония, Корея, Монголия. Россия ввозит машины, промышленное и медицинское оборудование, продукты питания, бумагу и картон, автомобили, одежду, мебель, изделия электроники. ДФО поддерживает торговые отношения с 82 странами мира. Внешняя торговля ДФО с 2006 по 2010 год представлена в таблице 1 ПРИЛОЖЕНИЯ А.   

По данным Таможенной статистики, внешнеторговый оборот в 2010 году составил в текущих ценах 7460,1 млн. долларов (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 27,4%).

Рыба и морепродукты экспортировались в 2010 году в 8 стран дальнего зарубежья. Основные экспортеры рыбопродукции - Республика Корея (35%), Китай (22%), Германия (13%) и Япония (16%). В товарной номенклатуре, в стоимостном объеме, преобладали: рыба свежая и мороженая (52%), печень, икра, молоки мороженые (19%), ракообразные (13%).

За 2010 год в ДФО экспортировано бункерного топлива на 209,3 млн. долл. США (в 2,4 раза больше, чем за 2009 г.), импортировано на 85,8 млн. долл. США (в 2,4 раза).

Внешнеторговый оборот бункерного топлива по товарной номенклатуре представлен  керосином, смазочным маслом, газойлями, топливом жидким. Экспорт бункерного топлива производился в 2010 году, в  основном, судами Гонконга, Сингапура  и Японии (93% экспорта). Импортировалось бункерное топливо из Сингапура, США, Кипра, Китая, Германии, Республики Корея, Панамы, Гонконга (96% импорта).

В товарной структуре экспорта ДФО в 2010 году преобладали: продовольственные товары (в основном рыба и морепродукты) - 29% всего экспорта; древесина и изделия из нее (в основном необработанные лесоматериалы) и минеральные продукты по 17%, соответственно; металлы и изделия из них - 9%.

В товарной структуре импорта  ДФО в 2010 году преобладали: машины и транспортные средства - 40%, изделия из кожи, текстильные, трикотажные изделия, обувь - 13%, продовольственные товары и сельхозсырье - 11%, продукция химического комплекса - 5% импортных поставок.

Торговые отношения край поддерживал более чем с 80 государствами  дальнего и ближнего зарубежья, но основными  партнерами остаются Китай, Республика Корея, Япония и США.

В структуре экспорта в  ДФО преобладают топливно-энергетические товары, древесина и изделия из нее, рыба и морепродукты, а еще минеральные продукты. В импорте представлена машиностроительная продукция, продовольственные товары, текстиль и обувь.

В 2010 году внешнеторговый оборот услуг составил 659,9 млн. долларов. Объем экспорта услуг международного права в 2010 году составил $0,5 млрд., сальдо наружного оборота услуг сложилось положительное. Основными элементами экспорта и импорта услуг являются транспортные услуги (95,9 и 74,3%) поэтому, при всем при этом наибольший удельный авторитет занимают услуги морского транспорта (46,2%).

География транспортных услуг  ДФО отличается широкой представленностью стран, из числа которых на долю стран Азии (Японии, Республики Корея, Сингапура, Китая, Кипра и Сянгана) приходится больше 88% объема этого вида услуг. Транспортные услуги оказывают зарубежным контрагентам 9 крупнейших и значимых предприятий региона.

Связь тоже является одной  из более перспективных базовых  инфраструктурных сфер экономической  деятельности региона. Так, в 2010 году в  ДВФО услуги связи были оказаны контрагентам из 104 стран вне СНГ и 10 странам  СНГ, более половины объема этих услуг  тоже пришлось на страны Азии.

Туризм и гостиничный  бизнес играют необходимую роль в  региональной экономике, являясь эффективным  видом деятельности в сфере международных  услуг. Туристическая отрасль в  ДВФО как правило нацелена на выездной туризм. Туристские потоки направлены большей частью (97,1%) в страны Азии. На рынке туристских услуг работают больше 50 крупных компаний, основная масса из которых находятся во Владивостоке.

Активный инвестиционный процесс является основой экономического роста. Особую роль в этом процессе отводится привлечению капиталов  из-за рубежа и на этой основе - последовательному интегрированию ДФО (и в первую очередь Владивостока) на равноправных и взаимовыгодных условиях в систему хозяйственных связей Азиатско-Тихоокеанского региона.

Общий объем инвестиций в экономику ДФО в 2010 году составил 42,5 млрд. руб. ($1,7 млрд.). Динамика поступлений иностранных инвестиций в экономику ДФО нестабильна. Наибольший удельный авторитет в структуре иностранного денежных средств приходится на прямые инвестиции (55%). При всем при этом больше 50% долларовых инвестиций в экономику ДФО было вложено инвесторами Японии, 21,4% - Республики Корея, 19,2% - Китая.

Приморский край по-прежнему является одним из самых привлекательных  для иностранных инвесторов районов ДФО по целому ряду причин: близость к японскому, корейским и китайскому рынкам, наличие развитой транспортной инфраструктуры (железные дороги, незамерзающие порты, пограничные пункты) и ее выход на Транссибирскую магистраль; высокий образовательный уровень населения и уровень специальной подготовки рабочих и инженерно-технического персонала; развитая судостроительная, авиастроительная и приборостроительная промышленность; высокий потенциал рыбодобывающей и рыбообрабатывающей индустрии; большие запасы дел» вой древесины; значительные запас полезных ископаемых.

Дальневосточное таможенное управление - самое крупное по занимаемой территории управление Федеральной  таможенной службы России. Зона ответственности  Дальневосточного таможенного управления охватывает территорию 9 субъектов  Федерации: Амурской, Магаданской, Сахалинской  областей, Приморского, Камчатского  и Хабаровского краев, Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа - общей  площадью около 6,2 млн. кв.километров, что составляет 36,4% территории Российской Федерации. Численность населения 7065,9 тыс. человек (4,9% населения России).Протяженность внешней границы Дальнего Востока составляет 25 575 километров, в том числе сухопутная – 2 575 км и морская – 23 000 км.

Дальневосточное таможенное управление создано приказом Главного управления государственного таможенного  контроля СССР 7 августа 1990 года № 182. В  настоящее время в зоне деятельности ДВТУ находится 14 таможен и 50 таможенных постов.

1. Дальневосточная оперативная таможня. 2. Биробиджанская таможня.

3. Благовещенская таможня. 4. Ванинская таможня. 5.Владивостокская таможня. 6. Камчатская таможня. 7. Магаданская таможня. 8. Находкинская таможня. 9. Сахалинская таможня. 10. Уссурийская таможня. 11. Хабаровская таможня. 12. Хасанская таможня. 13. Чукотская таможня.

14. Якутская таможня.

ДВТУ - единственное управление, которое имеет границы со странами АТР. Этим обусловлено проведение активного  процесса интеграции в азиатско-тихоокеанские  таможенные технологии на основе комплексной  автоматизации таможенной деятельности.

 По данным Дальневосточного таможенного управления, внешнеторговый оборот в 2012 году составил в текущих ценах 25 587 850,0 тыс. долларов.6 Общие итоги внешней торговли субъектов Российской Федерации, расположенных на территории ДВФО представлены в таблице 2 в ПРИЛОЖЕНИИ А.  

В 2010 году таможнями ДВТУ было оформлено (принято положительное  решение о выпуске товаров) и  загружено в региональную базу данных 992715 грузовых таможенных деклараций (электронный  вид): экспортных - 305223 шт., импортных - 687492 шт. По итогам 2011 года доля деклараций на товары, оформленных в электронной форме посредством Интернета, составила 83%, при этом в 4 квартале 2011 года – более 90%.  Сохраняется сложившаяся ориентация внешнего рынка региона на страны АТР. Их доля в товарообороте региона составляет 98%. Товарооборот со странами АТР увеличился на 9%, со странами дальнего зарубежья - на 37%.

Внешнеэкономические связи  ДФО в последнее время развиваются неравномерно. Это в первую очередь связано с изменениями, вносимыми в таможенную политику России.

Структура внешней торговли ДФО полностью отражает сырьевую направленность его экономики и ее зависимость от поставок извне. Наиболее активно развиваются экономические связи с ближайшими соседями: Китаем, Японией, Республикой Корея, а также с США.

Политическая разрядка, усиление экономической взаимозависимости  стран, осознание необходимости  сотрудничества - все эти факторы  усилили интеграционные процессы в  странах Северо-Восточной Азии, способствовали появлению ряда крупных международных  проектов. Основываясь на идее взаимодополняемости территории, проекты предполагают соединение японских и южно-корейских капиталов и технологий с людскими ресурсами Северо-Восточного Китая и КНДР для освоения богатых природных ресурсов Дальнего Востока России.

Появление международных  проектов, в каждом из которых ДВФО отводится заметное место, свидетельствует  о новом качестве межгосударственного  сотрудничества.

 

2.2 Анализ таможенных  платежей от внешнеэкономической   

      деятельности

Одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета.

Поступления таможенных платежей ДВТУ в федеральный бюджет в 2010 году составило 115 821,11 тыс. руб.

Сведения о таможенных платежах, перечисленных в федеральный  бюджет по данным ДВТУ в 2006-2010 годах  представлены в таблице 3 в продолжении ПРИЛОЖЕНИЯ А.      

Из таблицы 3, видно, что в 2007 году наблюдается увеличение сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет на 28% по сравнению с 2006 годом. Такая же тенденция продолжается в 2007 году (+22%) и в 2009 году (+27%). Однако в 2010 году отмечается резкий спад данного показателя на 56 %.

С 2006 года по 2009 год наблюдается увеличение поступления платежей в федеральный бюджет на 23 460,80 тыс. руб. В 2010 году происходит резкий спад уплаты таможенных платежей.

Можно сделать вывод, что  перечисление таможенных платежей в  федеральный бюджет резко снизилось  из-за сложившейся ситуации в Дальневосточном  федеральном округе в 2010 году. Адвалорная ставка импортных пошлин на новые  автомобили была повышена с 25 до 30 процентов  от таможенной стоимости. Специфическая  составляющая пошлины в евро за 1 куб.см. увеличена в зависимости от объема двигателя.

При этом подержанные автомобили, эксплуатирующиеся не более 5 лет, облагаются также по повышенным ставкам: вместо прежних 25 процентов - 30-35 процентов от таможенной стоимости при одновременном росте специфической ставки пошлины. Больше всего это оказало влияние на Приморский край. Из-за этого во Владивостокской таможне оформлялось меньше автотранспортных средств, что значительно снизило суммы уплаты таможенных платежей.

В 2010 г. наибольший удельный вес в структуре таможенных платежей ДВТУ занимает таможенная пошлина - 66%, которая подразделяется на ввозные пошлины - 23% и вывозные - 43%.

Практически все товары, ввозимые в Российскую Федерацию, облагаются НДС, вследствие чего его доля составляет 33%. 1% структуры берут на себя таможенные сборы и иные платежи и всего 0% - акциз.7

Перспективным направлением внешнеэкономической деятельности Дальнего Востока является создание совместных предприятий. Цель - привлечение  иностранных инвесторов, современного оборудования и прогрессивных технологий.

Информация о работе Пути совершенствования системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО