Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

В условиях постоянного роста объема внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение информационные систем и технологий приобретает все большее значение для таможенного дела. Передовые таможенные службы стремятся к всемерному развитию информационных систем и технологий, а правительства выделяют для этих целей гигантские суммы.
Важность применения информационных технологий очевидна: они позволяют не только повысить контроль над участниками внешнеэкономической деятельности, но и значительно ускорить процесс таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличивает товарооборот и ведет к экономическому росту.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Значение и правовые основы применения информационных технологий в деятельности таможенных органов 4
Глава 2. Применение информационных технологий в сфере оказания таможенных услуг на современном этапе 10
2.1. Современное состояние информационной системы таможенных органов 10
2.2. Основные направления использования информационных технологий в деятельности таможенных органов. Электронное декларирование 13
2.3. Интеграция информационных ресурсов 17
Глава 3. Информационное обеспечение деятельности таможенных органов и компьютерная безопасность 19
Заключение 28
Список использованных источников 30
Предметный указатель 32
Интернет ресурсы в предметной области исследования 33
Действующий сайт в Интернете 37
Граф научных интересов 38
Презентация магистерской диссертации 39

Файлы: 1 файл

ПКР Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

Применение  информационных технологий в деятельности таможенных органов

 

Введение 3

Глава 1. Значение и правовые основы применения информационных технологий в деятельности таможенных органов 4

Глава 2. Применение информационных технологий в сфере оказания таможенных услуг на современном этапе 10

2.1. Современное состояние информационной системы таможенных органов 10

2.2. Основные направления использования информационных технологий в деятельности таможенных органов.                                              Электронное декларирование 13

2.3. Интеграция информационных ресурсов 17

Глава 3. Информационное обеспечение деятельности таможенных органов и компьютерная безопасность 19

Заключение 28

Список использованных источников 30

Предметный указатель 32

Интернет ресурсы в предметной области исследования 33

Действующий сайт в Интернете 37

Граф научных интересов 38

Презентация магистерской диссертации 39

 

Введение

 

Современное экономическое  развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные экономики во всех странах в определенной мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию.

В условиях постоянного роста объема внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение информационные систем и технологий приобретает все большее значение для таможенного дела. Передовые таможенные службы стремятся к всемерному развитию информационных систем и технологий, а правительства выделяют для этих целей гигантские суммы.

Важность применения информационных технологий очевидна: они позволяют не только повысить контроль над участниками внешнеэкономической  деятельности, но и значительно ускорить процесс таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличивает товарооборот и ведет к экономическому росту.

Кроме того, вступление Республики Беларусь во Всемирную Торговую Организацию в ближайшем будущем приведет к увеличению грузопотока, как следствие, увеличится нагрузка на таможенные органы. Уже сегодня не редкость многокилометровые очереди в пунктах пропуска через государственную границу.

Чтобы этого  избежать в будущем существуют два  пути развития таможенной системы: первый – увеличение числа таможен, количества служащих (экстенсивный путь), второй – внедрение информационных технологий, «автоматизация» таможенного контроля и оформления (интенсивный путь).

Перед таможенными органами поставлена двоякая задача: с одной стороны, требуется максимально сократить время осуществления таможенного оформления, упростить таможенные формальности, способствовать развитию внешней торговли; с другой стороны, необходимо осуществлять действенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, повысить собираемость таможенных платежей. Данная задача требует принятия последовательных шагов как текущего, так и перспективного планирования, направленных на дальнейшее совершенствование и оптимизацию как порядка таможенного оформления и таможенного контроля, так всей таможенной системы.

Особенно актуальным это становится в свете рассмотрения вопроса  о присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции). Уже сегодня необходимо обратить внимание на такие инструменты таможенного контроля, как аудит и «систему рисков», тем более что именно эти формы таможенного контроля, предусмотренные Киотской конвенцией, не нашли своего применения в Республике Беларусь.

В настоящее время в качестве наиболее перспективных для применения в регулировании внешнеэкономических процессов отрабатываются функционально-логистический, математические методы параметрического прогнозирования (метод наименьших квадратов, спектральный анализ, факторный анализ), комплексные системы прогнозирования, математические методы планирования (динамическое и линейное программирование, симплексный метод), а также нормы, методы и формы представления планов.

 

Глава 1. Значение и правовые основы применения информационных технологий в деятельности таможенных органов.

Концепция использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу определяет следующие приоритеты использования информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности: повышение собираемости таможенных платежей, сокращение времени, необходимого для таможенного оформления и контроля, повышение эффективности таможенного контроля и борьбы с таможенными правонарушениями на основе создания комплексной системы учета участников внешнеэкономической деятельности и анализа их деятельности, информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности в таможенной сфере и внедрения комплексной системы управления рисками, развития систем электронного декларирования.

Правовое регулирование  отношений, возникающих при создании, внедрении и применении информационных систем и технологий в таможенном деле приобретает всё большую  значимость.

Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет решать много задач, связанных с эффективным осуществлением таможенного администрирования. Среди таких задач можно выделить следующие:

- упрощение и ускорение таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе за счет использования электронной формы декларирования, внедрения экспериментальных технологий таможенного оформления;

- использование системы управления рисками;

- накопление информации об участниках внешнеэкономической деятельности и иных лицах, если такое накопление предусмотрено в порядке, установленном законодательством;

- ведение баз данных, реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

- оперативное осуществление информационного обмена с иными органами государственной власти и зарубежными органами в порядке и на условиях, установленных законодательством.[13, с. 265]

Новое таможенное законодательство Республики Беларусь строится с учетом международного опыта правового регулирования таможенного дела. Одним из основополагающих международных актов в области таможенного дела является Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в Киото в 1973 г. и вступила в силу в 1974 г.). Признание роли таможенных технологий нашло отражение в преамбуле Киотской конвенции, из которой следует, что максимальное практическое использование информационных технологий рассматривается в качестве одного из принципов, реализация которого должна способствовать упрощению и гармонизации таможенных процедур. В связи с этим Киотская конвенция содержит отдельную главу, посвященную применению информационных технологий, а также устанавливает применительно к таможенному контролю стандартное правило, в соответствии с которым таможенная служба, где это возможно, использует информационные технологии и средства электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля.[3]

Информационные  системы и технологии в таможенном деле используются в Республике Беларусь в соответствии с:

- ст.ст. 337-338 Таможенного кодекса Республики Беларусь;

- иными законами  и нормативными правовыми актами.

Правовое регулирование  применения информационных систем и  информационных технологий в таможенном деле в первую очередь нашло свое отражение в Таможенном кодексе Республики Беларусь 2007 года. В отличие от своего предшественника (Таможенного кодекса, принятого в 1993 г) новый Таможенный кодекс в первую очередь направлен на развитие внешней торговли, путем корректировки национального законодательства под нормы международных соглашений, и "открывает стране дорогу" для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Информационным  системам и информационным технологиям  в таможенном деле посвящена глава 34 ТК РБ, содержащая две статьи. Таможенный Кодекс регулирует такие вопросы применения информационных систем и технологий как: функции, задачи и полномочия таможенных органов в связи с использованием информационных технологий; унификацию информационных систем и технологий со стандартами, действующими в Республике Беларусь, а также международными стандартами; обязательность сертификации информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения, а также программно-технических средств защиты информации, применяемых в таможенном деле в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь; правовой статус и содержание информационных ресурсов таможенных органов; требования к информационным системам, информационным технологиям и средствам их обеспечения; защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Таким образом, новый Таможенный Кодекс придает существенное значение информационным технологиям. Это является безусловным шагом вперед, поскольку предыдущий Таможенный Кодекс в части использования информационных технологий лишь предусматривал возможность декларирования товаров и транспортных средств в электронной форме.[5, с.292-293]

Правовой статус и содержание информационных ресурсов таможенных органов определяется статьей 338 Таможенного Кодекса. В соответствии с п.1 указанной статьи такие информационные ресурсы составляют:

1) документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с ТК Республики Беларусь;

2) иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с ТК Республики Беларусь и иными государственными законами.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2008 года № 419 «Об утверждении  положения о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы» предусматривает две формы представления информации для формирования и хранения ресурсов: на бумажном носителе и (или) в электронном виде. При несоответствии сведений на бумажных носителях и сведений в электронном виде приоритет имеют сведения на бумажных носителях. Данная норма связана с тем, что вероятность фальсификации и незаконного изменения содержания информации в электронном виде в современных условиях гораздо выше, чем вероятность фальсификации документов на бумажных носителях.[9]

Положения Таможенного  Кодекса логически продолжают нормы Доктрины информационной безопасности, посвященные вопросу защиты информации. Доктрина рассматривает вопросы обеспечения информационной безопасности в различных сферах. Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность не выделяются отдельно, а входят в раздел, посвященный экономике, обеспечение информационной безопасности которой названа ключевой в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь, тем самым особо подчеркивается важность защиты информации в экономической сфере в целом и в таможенном деле в частности. Наибольшей угрозе в таможенном деле подвержены системы сбора, обработки, хранения и передачи таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства. Под таможенной информацией, скорее всего, следует понимать любые сведения, полученные таможенными органами от участников внешнеэкономической деятельности, относящиеся к информации ограниченного доступа, сведения, относящиеся к категории «для служебного пользования», используемые таможенными органами при осуществлении правоохранительной деятельности, а также любые иные сведения, на основе которых производится расчет таможенных платежей, предоставляются льготы и освобождения по уплате и изменение которых при несанкционированном доступе может нанести вред личности, обществу и государству. Под информацией о внешнеэкономической деятельности государства следует понимать любые сведения о внешнеэкономической деятельности, в которой государство принимает активное участие, и которые не относятся к категории общедоступных сведений.[7]

Логическим  продолжением Доктрины информационной безопасности в вопросе компетенции государственных органов власти является Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007г. №136.

В этом документе  обеспечение информационной безопасности деятельности органов государственной власти и элементов информационно-технологической инфраструктуры названы в качестве основных задач повышения эффективности использования информационных технологий.

Так же выделены приоритеты использования информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности. Среди достаточно обширного перечня места деятельности. Среди достаточно обширного перечня места проблеме обеспечения информационной безопасности деятельности таможенных органов не нашлось, что представляется довольно опасным, так как широкое применение информационных систем и технологий без использования средств защиты в конечном итоге неминуемо приведет к невозможности нормального функционирования всей системы в целом. Так было на Украине, когда в связи со сбоем центрального таможенного сервера в начале 2005 года на неделю была парализована вся внешнеэкономическая деятельность.[6]

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы содержит раздел, посвященный информационной безопасности, в котором перечислены основания обеспечения необходимого уровня безопасности государственных информационных систем и ресурсов (единые требования защиты, использование сертифицированных отечественных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, применение криптографических средств защиты сведений, составляющих государственную тайну), а также основные направления повышения уровня защищенности объектов общей информационно-технологической инфраструктуры органов государственной власти. Данный документ предлагает конкретные шаги по совершенствованию защиты информационных систем и технологий применительно ко всей системе власти.[6]

Таким образом, применение информационных технологий имеет неоспоримую важность в  современном мире: они позволяют не только повысить контроль над участниками внешнеэкономической деятельности, но и значительно ускорить процесс таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличивает товарооборот и ведет к экономическому росту.

 

Глава 2. Применение информационных технологий в сфере оказания таможенных услуг на современном этапе.

1. Современное  состояние информационной системы  таможенных органов.

В конце 2000 г. председателем  ГТК Республики Беларусь Александром  Шпилевским перед специалистами информационно-технической службы была поставлена новая задача - развернуть комплекс работ по созданию и внедрению в таможенных органах системы оперативного управления таможенной деятельностью. Даже по постановке эта задача в корне отличалась от обычных задач автоматизации таможенных процедур. Если раньше мы говорили о создании системы сбора и обработки информации, то теперь предстояло замкнуть цикл управления, сформировать так называемый канал обратной связи, который позволит на основе полученной оперативной информации о ходе таможенного оформления выработать рекомендации для таможенных органов, довести их до исполнителей и обеспечить контроль выполнения.

Информация о работе Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов