Правовой механизм регулирования перемещения товаров трубопроводным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования прослеживается в вышесказанном, и заключается в том, что основной статьей дохода и пополнения бюджета России являются поставки сырья и электроэнергии за рубеж. Здесь ключевым звеном является трубопроводный транспорт и линии электропередачи, пролегающие на многие сотни километров по территории Российской Федерации и идущие за рубеж к странам-потребителям.
Таким образом, можно сформулировать цель курсовой работы кК исследование особенностей перемещения энергоносителей через таможенную границу

Файлы: 1 файл

Pavlov_T-31.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

Вместе с  тем необходимо отметить, что усилившаяся в последнее время роль России на мировом рынке энергетики, благоприятная для нас конъюнктура данного рынка, проводимая политика по тарифному регулированию экспорта продукции топливно-энергетического комплекса, в свою очередь создали и, по всей видимости, будут создавать в дальнейшем негативные тенденции, выражающиеся в стремлении недобросовестных участников ВЭД, а также международных организованных преступных группировок к наращиванию усилий по незаконному вывозу энергоресурсов с таможенной территории Таможенного союза.

ФТС России и  Центральной энергетической таможне, как органу, призванному защищать экономические интересы страны при  перемещении энергоносителей через  таможенную границу Таможенного союза, отводится значительная роль в выявлении, предупреждении и пресечении попыток совершения преступлений с энергоносителями в таможенной и налоговой сферах. Поскольку значение этого таможенного органа в контроле и оформлении энергетических товаров очень велико, следует подробнее рассмотреть Центральную энергетическую таможню и этапы ее развития.

История ЦЭТ  ведет свое начало с 1992 г., когда в  Московской региональной таможне был  создан отдел таможенного контроля за грузами, перемещаемыми, перемещаемыми  по трубопроводам, линиям электропередачи  и водным транспортом. Исполнение обязанностей начальника этого отдела было возложено на советника таможенной службы I ранга Олега Михайловича Галогре, к тому времени уже имевшему большой опыт таможенной службы. На базе этого отдела приказом ГТК России от 31 мая 1994 года № 238 была образована Энергетическая таможня, которую возглавил Владимир Степанович Чуваев (1946-1997), профессиональный таможенник, зарекомендовавший себя грамотным специалистом и умелым организатором. Генерал-майор таможенной службы В.С. Чуваев руководил таможней до последних дней своей жизни.

Именно в  это время были заложены основные направления деятельности таможни. Разработана и введена в действие «Технология таможенного контроля энергоносителей, перемещаемым трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи через таможенную границу Российской Федерации».

Приказом ГТК  России от 11.05. 2000 г. № 390 «О создании Центральной энергетической таможни» путем реорганизации Энергетической таможни была создана ЦЭТ.

В соответствии с приказом ФТС России от 01.06. 2007 г. № 683 Центральная энергетическая таможня является специализированным таможенным органом, осуществляющим таможенное декларирование и таможенный контроль товаров 27 группы ТН ВЭД ТС (сырой нефти, газового конденсата, природного газа и продуктов их переработки, угля каменного, лигнита, торфа, кокса, горючих сланцев, электроэнергии). Регионом деятельности таможни и подчиненных ей таможенных постов определена вся таможенная территория Таможенного союза8.

В целях оперативного управления процессом таможенного оформления энергоносителей, усиления таможенного контроля за экспортными объемами энергоносителей, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза, ФТС России последовательно осуществляются многоэтапные мероприятия по централизации таможенного администрирования энергоносителей на базе ЦЭТ.

Следующим этапом стало создание в структуре ЦЭТ  энергетических постов (в морских  портах), производящих таможенное декларирование и таможенный контроль нефти и нефтепродуктов, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза различными видами транспорта. В составе таможни четыре таможенных поста:

- Московский энергетический таможенный пост;

- Таможенный  пост Каспийский трубопроводный;

- Южный энергетический  таможенный пост;

-Дальневосточный  энергетический таможенный пост;

-Калининградский энергетический таможенный пост;

-Кавказский энергетический таможенный пост;

-Северный энергетический таможенный пост;

-Астраханский энергетический таможенный пост;

-Межрегиональный энергетический таможенный пост;

- Северо-Западный  энергетический таможенный пост.

После проведенных в 2008 году организационно-структурных изменений в структуре центрального аппарата ЦЭТ созданы две службы (организации таможенного контроля и информационно-технической). Главной задачей, которая ставится перед службой организации таможенного контроля, является непрерывный мониторинг всей поступающей информации за перемещением энергоносителей через таможенную границу Таможенного союза, ее анализ с использованием системы управления рисками и выдача оперативны ориентировок таможенным органам для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы нарушений таможенного законодательства.

Информационно-технической  службой таможни проводится активная работа по внедрению электронного обмена информацией между функциональными подразделениями и таможенными постами, обезличенного таможенного оформления, а также контроль документов и сведений, предоставление которых предусмотрено в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза.

Проведенные мероприятия позволили улучшить качество таможенного оформления энергоносителей, создать предпосылки для централизации финансовых потоков, связанных с экспортом энергоносителей, обеспечена возможность более широкого применения электронного декларирования при экспорте нефти и нефтепродуктов.

Принимая во внимание ускоренное развитие транспортных систем, возникает необходимость  обеспечения их эффективного функционирования, в связи с чем, главным в деятельности энергетических таможенных постов должна стать работа, направленная на принятие мер по оптимизации, повышения прозрачности и сокращению времени производства таможенного оформления и осуществления таможенного контроля, увеличения пропускной способности пунктов пропуска.

В основу развития энергетических таможенных постов положено использование современных информационных технологий, базирующихся на принципах деятельности таможенных органов ведущих стран мира, создание правовой и организационной базы деятельности поста для последующего применения четких и понятных правил таможенного администрирования энергоносителей.

Для реализации выше означенных подходов в приоритетном порядке используется предварительное  информирование и электронное декларирование, обеспечивающее сбор и контроль информации об энергоносителях, перемещаемых через таможенную границу в необходимом и достаточном объеме, принцип выборочности таможенного контроля на основе системы управления рисками.

Указанные направления  развития энергетических таможенных постов предполагают переход в будущем  на электронный документооборот, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеэкономической деятельности.

Центральная энергетическая таможня сегодня – это специализированный таможенный орган, непосредственно подчиненный ФТС России с единым центром управления в Москве, способный осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль за энергоносителями от момента подачи декларации и сдачи энергоносителя первому перевозчику до его вывоза с таможенной территории Российской Федерации. Общая численность ЦЭТ на сегодняшний день составляет 403 высококвалифицированных должностных лица, способных выполнять поставленные задачи любой степени сложности.

Таможенными постами, подчиненными ЦЭТ, в январе-августе 2008 года оформлено более 87 процентов экспортных объемов нефти, более 32 процентов экспортных объемов нефтепродуктов, 97 процентов электроэнергии и 100 процентов экспортных объемов природного газа .

В 2007 году в доход  федерального бюджета ЦЭТ было перечислено более одного триллиона рублей, а именно – 1 триллион 181 миллиард рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2006 году. Однако рекорд 2007 года по перечислению денежных средств в федеральный бюджет уже побит. За восемь месяцев 2008 года а в доход федерального бюджета перечислено более 1 триллиона 400 миллиардов рублей. Ежесуточно таможней в федеральный бюджет перечисляется в среднем 7 миллиардов рублей.

Центральная энергетическая таможня, проводит в рамках государственного контроля регулярный мониторинг данных об экспорте энергоносителей с территории Российской Федерации, вот некоторые последние данные, полученные в результате мониторинга (рисунок 1, 2)

Рисунок 1- Товарная структура вывоза энергоносителей в январе-мае 2011 года (млн.долл.США9

 

 

Рисунок 2- Товарная структура ввоза энергоносителей в январе-мае 2011 года (млн. долл. США)10

Общий внешнеторговый оборот России в январе-ноябре 2012 года по товарным позициям ТН ВЭД ТС 2709 (нефть) и 2710 (нефтепродукты) составил более 386,7 млн. тонн, при этом экспорт составил 346,4 млн. тонн.

Общий внешнеторговый оборот нефти, включая газовый конденсат, составил 251,96 млн. тонн, в том числе  экспортные поставки – 221,4 млн. тонн.

В январе-ноябре 2012 года нефть (включая газовый конденсат) экспортировалась с территории РФ в основном морским – 131,4 млн. тонн, и трубопроводным – 89,6 млн. тонн видами транспорта. Железнодорожным транспортом оформлено на вывоз около 0,35 млн. тонн.

Общий внешнеторговый оборот нефтепродуктов составил 134,8 млн. тонн, из них 124,99 млн. тонн – на экспорт.

В январе-ноябре 2012 года нефтепродукты экспортировались с территории РФ в основном морским  – 84,5 млн. тонн и железнодорожным  – более 32,3 млн. тонн видами транспорта. Существенный объем оформлен на вывоз трубопроводным транспортом – 8,08 млн. тонн.

Кроме того, для  экспорта нефтепродуктов использовались иные виды транспорта: автомобильный (84,8 тыс. тонн); воздушный (0,05 тыс. тонн); состав транспортных средств (16,8 тыс. тонн); транспортное средство, перемещающееся в качестве товара своим ходом (1.9 тонн).

Таким образом, эти факты, подкрепленные статистическими  данными о деятельности ЦЭТ, еще  раз подтверждают, что доля энергетических товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты, газ, продукты переработки газа) и линиями электропередачи (электроэнергия) во всем объеме экспортируемых сырьевых товаров и минеральных ресурсов очень значительна и еще долгое время будет оставаться одним из основных элементов поступления отчислений в государственный бюджет России.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 При всем  богатстве научного, промышленного,  хозяйственного потенциала нашей  великой страны, национальным богатством  являются ее природные ресурсы  – огромные запасы углеводородов.  В этом у России несравненное преимущество перед большинством стран мира. В условиях истощения полезных ископаемых в мире, их постоянного дефицита на мировом рынке, Российская Федерация не только обеспечивает свои потребности в энергоносителях, но и удовлетворяет растущие потребности других стран мира, которые являются потребителями российских энергетических товаров.

 Постоянно  растущий спрос на сырье и  энергию, а также периодические  резкие скачки цен на энергоносители  являются положительными факторами  для роста российской экономики, позволяющим накапливать значительные средства и формировать профицит бюджета.

Торговля энергоресурсами  и является основной статьёй доходов  бюджета Российской Федерации. Поскольку  Россия очень интенсивно экспортирует нефтепродукты за рубеж, то перемещение данных продуктов оказывает огромную нагрузку на Таможенные органы РФ. Поскольку данные продукты перемещаются в основном трубопроводным транспортом, то в таможенном законодательстве РФ и ТС предусмотрены некоторые особенности перемещения товаров этим видом транспорта.

Сам процесс перемещения является довольно сложным и содержит много нюансов касательно таможенных органов. Из-за того, что экспорт  нефтепродуктов является очень важной составляющей нашей экономики, то регулированию процесса перемещения данных товаров уделяется особое внимание со стороны государства. Для регулирования данного процесса было учреждено специальное подразделение таможенных органов, а именно, Центральная  энергетическая  таможня. Сегодня можно констатировать, что с задачами, поставленными руководством ФТС России, коллектив Центральной энергетической таможни справился.

 Тот факт, что таможня, чья численность  составляет менее 0,6 процента  от общей численности всей  таможенной системы, дает 36 процентов  таможенных платежей, перечисленных ФТС России в федеральный бюджет, а доля во взимании экспортных таможенных платежей составляет 63,5 процентов, говорит сама за себя. Поэтому сегодня можно с удовлетворением отметить, что ЦЭТ занимает достойное место в системе Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

 Подводя  итог вышесказанному, стоит отметить, что трубопроводный транспорт  служил, служит и будет служить  одним из базовых элементов,  на которые опирается экономика  нашей страны, до тех пор, пока  не иссякнут природные ресурсы и добывающий потенциал государства, а это случится не скоро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1 Таможенный  кодекс Таможенного союза (приложение  к Договору о Таможенном кодексе  Таможенного союза, принятому  Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (в ред. Протокола от 16.04.2010)// СПС Консультант – Плюс

2 Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164 ФЗ от 8 декабря 2003 года (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 03.11.2010 № 285-ФЗ, от 08.12.2010 № 336-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ)// CПС Консультант – Плюс

Информация о работе Правовой механизм регулирования перемещения товаров трубопроводным транспортом