Правовое обеспечение таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………....2

Глава 1. Правовое обеспечение таможенного контроля………..….3

Глава 2. Таможенный контроль……………………………………..6

2.1 Значение таможенного контроля……………………...….6

2.2 Субъекты и объекты контроля……………………………8

Глава 3. Формы и порядок проведения таможенного контроля….11

Заключение………………………………………………….……….16

Список использованной литературы………………………………18

Файлы: 1 файл

Таможенныйконтроль к р.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Таможенное  право 

Контрольная работа

Правовое  обеспечение таможенного контроля

Содержание

Введение……………………………………………………………....2

Глава 1. Правовое обеспечение таможенного контроля………..….3

Глава 2. Таможенный контроль……………………………………..6

2.1 Значение  таможенного контроля……………………...….6

2.2 Субъекты  и объекты контроля……………………………8

Глава 3. Формы  и порядок проведения таможенного  контроля….11

Заключение………………………………………………….……….16

Список использованной литературы………………………………18

 

Введение

 

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями1.

При этом роль таможенных органов в настоящее время  претерпевает существенные изменения: многофункциональные и мобильные, они должны решать задачи поддержки рационального и оптимального соотношения ввоза и вывоза товаров, интересов отдельных отраслей промышленности, обеспечения равных условий конкуренции, наполнения доходной части федерального бюджета.

Комплексная реализация форм, способов и средств, применяемых  таможенными органами в целях  проверки соблюдения лицами требований таможенного законодательства Российской Федерации, иного законодательства Российской Федерации и международных  договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, позволит сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решать социально-экономические задачи, создать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

 

Глава 1. Правовое обеспечение таможенного контроля

 

С 1 июля (6 июля) 2010 г.  Таможенный союз в составе России, Казахстана и Белоруссии - это реальность, которая практически необратима. С этого времени вступили в действие положения ТК ТС2, а также Международные договоры и решения Комиссии Таможенного союза, принятые на основании Кодекса. 27 ноября 2009 г. президенты трех стран - участниц Таможенного союза подписали соглашения о едином таможенном тарифе, а также общем Таможенном кодексе. И с 1 января 2010 г. была запущена практическая работа Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.3

После принятия 27 ноября 2009 г. Договора о ТК ТС сформированы этапы переноса согласованных видов контроля на внешние границы Таможенного союза. В рамках Таможенного союза (как до его создания, так и во время его реализации) необходимо регулировать таможенное и иные законодательства на таможенной территории Таможенного союза.

Институт наднационального регулирования в ТС составляют органы ТС, которые состоят из высшего  органа ТС (Межгосударственный Совет  ЕврАзЭС), Комиссии Таможенного союза и Суда ЕврАзЭС.

Система принятия решений  в области таможенного регулирования  на территории Таможенного союза  включает:

1) Межгосударственный Совет  ЕврАзЭС;

2) Комиссию Таможенного  союза;

3) национальные правительства  государств - участников Таможенного союза;

4) координационные советы  руководителей таможенных служб  Таможенного союза;

5) таможенные органы государств - участников Таможенного союза  (национальный уровень).

В рамках Таможенного союза  действует шестиуровневая система  законодательства, включающая Кодекс, международные соглашения, решения КТС, нормативно-законодательные акты государств - членов ТС.

Нормативно-законодательные  акты России: Федеральный закон "О  таможенном регулировании в Российской Федерации", иные федеральные законы, акты Правительства РФ и нормативные правовые акты ФТС России.

Международные договоры (соглашения, протоколы), формирующие договорно-правовую базу ТС, а также принятые на основании  Кодекса, необходимо ратифицировать в  государствах - членах ТС в соответствии с их национальными законодательствами (в РФ - ратификация производится федеральными законами, принятыми Государственной Думой, одобренными Советом Федерации).

Решения КТС, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному  применению в государствах - членах ТС и имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами и должностными лицами государств - членов ТС, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи КТС соответствующих полномочий. Таким образом, решения КТС не подлежат ратификации и имеют статус прямого действия.

В Российской Федерации применяются  нормы национального законодательства, регулирующие соответствующие правоотношения, так как к 1 июля (6 июля) 2010 года некоторые из международных договоров, а также решений КТС не вступили в силу. По мере вступления нормативно-правовых документов Таможенного союза нормы национального законодательства будут утрачивать силу. Это предусмотрено в переходных положениях Кодекса ТС.4

Кроме того, ряд  вопросов, связанных с таможенным регулированием, отнесен Кодексом к  уровню национального законодательства. Для их урегулирования разрабатывается  Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Он является своего рода дополнением норм Кодекса. ТК РФ до его отмены действует в части, не противоречащей Кодексу.

При подготовке Кодекса эксперты таможенных служб  Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан руководствовались  положениями Киотской конвенции. Поэтому ТК ТС соответствует самым современным нормам международного права и построен сугубо по прагматическому принципу, с тем чтобы обеспечить максимальную прозрачность и максимальное удобство как для участников хозяйственной деятельности, так и для контролирующих органов.

В целом порядок  совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию ТС и вывоза их с территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции. Однако есть некоторые новшества, на которые следует обратить внимание гражданам и участникам ВЭД.

ТК ТС - это закон прямого действия, обязательный к исполнению на территории трех государств - членов ТС. Отсылочные нормы касаются в основном вопросов не таможенного регулирования, а административного законодательства, законов в сфере защиты безопасности и других вопросов, которые выходят за пределы компетенции Комиссии Таможенного союза.5

С вступлением  в силу с 1 июля (6 июля) 2010 г. ТК ТС в практику таможенных органов Российской Федерации внедряются новые понятия, по-новому регулируется ряд правоотношений. Для привычных таможенных процессов изменена их правовая природа и смысловое наполнение.

 

Глава 2. Таможенный контроль

2.1 Значение  таможенного контроля

 

В соответствии с подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными  органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях  обеспечения соблюдения таможенного  законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. В целом данное определение тождественно по содержанию с дефиницией ТК РФ 2003 г., а также формулировкой, изложенной в Киотской конвенции. Характер и содержание деятельности таможенных органов во многом определяются именно таможенным контролем, ключевым институтом таможенного дела. По данному поводу Л.Н. Марков писал, что таможенные правоотношения представляют собой комплекс отношений публично-правового характера (властеотношений) между таможенными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами (перевозчиками; отправителями или получателями международных грузов; гражданами, пересекающими таможенную границу; лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела и др.) - с другой. В "данных отношениях присутствует общий момент - таможенный контроль".6

Значение таможенного  контроля в механизме государственного регулирования ВЭД базируется на стандарте 6.1 Международной конвенции  об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции): "Все товары, включая транспортные средства, поступающие на или убывающие с таможенной территории, независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю".

Осуществляя контроль за перемещением товаров и транспортных через таможенную границу, таможенные органы РФ обеспечивают не только значительные поступления в федеральный бюджет, но также реализацию механизмов, предназначенных для воздействия на инвестиционную привлекательность национальной экономики, курс национальной валюты и ряд других финансово-экономических показателей. Именно поэтому таможенный контроль во многих работах рассматривается как составная часть системы экономической безопасности, а защита экономических интересов государства признается в качестве приоритетной задачи таможенных органов.

Вместе с  тем таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением мер как  экономического, так и неэкономического характера. Под последними следует  понимать запреты и ограничения  на перемещение через таможенную границу отдельных видов товаров в соответствии с национальным законодательством, а также международными соглашениями. Это связано с тем, что при перемещении через таможенную границу не исключено попадание на территорию государства товаров (наркотические и психотропные вещества, различные производственные отходы и др.), присутствие которых нежелательно по различным соображениям (государственной безопасности, охраны общественного порядка, экономической или экологической безопасности и др.), либо вывоз каких-либо товаров (культурные ценности, оружие и др.) не соответствует или явно противоречит интересам проводимой государством политики.7

Таким образом, возникновение, изменение и прекращение  правоотношений в области таможенного  дела так или иначе связано с осуществлением контрольных действий со стороны должностных лиц таможенных органов, поскольку данные правоотношения формируются в сфере повышенной государственной заинтересованности. Образно говоря, таможенный контроль сопровождает все таможенные процедуры и таможенные операции.

 

 

2.2 Субъекты и  объекты контроля

Принимая во внимание тот факт, что таможенный контроль как разновидность государственного контроля является его важной составляющей, при рассмотрении данного феномена целесообразно использование методологических подходов, применяемых в теоретических исследованиях по вопросам государственного управления и контроля, и проведение исследования с выделением следующих базовых элементов: 1) цель контроля; 2) субъекты контроля; 3) объекты контроля; 4) технология (процедура, порядок проведения) контроля.

Исходя из общетеоретических  положений можно сделать вывод  о том, что целью таможенного  контроля как направления государственного контроля является обеспечение законности и правопорядка в отнесенной к компетенции таможенных органов сфере. С указанным положением весьма органично сочетается позиция законодателя. Согласно нормативному определению, сформулированному в ТК ТС, целью таможенного контроля является обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.

Говоря о субъектах таможенного контроля, следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза (От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями). По утверждению В.Г. Храбскова, функции по осуществлению таможенного контроля "относятся к исключительной компетенции таможенных учреждений, призванных по самому характеру своей службы выполнять их".8

Подчеркивая особый статус таможенных органов, законодатель предусматривает  в ч. 1 ст. 103 ТК ТС, что при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими  государственными органами (на таможенной границе), таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств - членов Таможенного союза. 
В то же время в целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы, в соответствии с ч. 4 ст. 94 ТК ТС, взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами. Так, в частности, таможенные органы могут обмениваться информацией (сведениями) и документами, необходимыми для проведения таможенного, с использованием информационных систем и технологий с другими контролирующими государственными органами (ч. 2 ст. 103 ТК ТС). 
Следует отметить, что формирование Таможенного союза обусловливает возникновение проблем, связанных с осуществлением таможенного контроля на единой таможенной территории Таможенного союза, ввиду упразднения таможенного контроля на внутренних границах государств - членов Таможенного союза. В этой связи с целью обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза гл. 17 ТК ТС предусмотрен порядок оказания взаимной административной помощи, включающей обмен информацией (решение Комиссии Таможенного союза от 16.04.2010 N 218 "Об организации информационного взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза") между таможенными органами государств - членов Таможенного союза, взаимное признание решений, принятых таможенными органами, а также проведение отдельных форм таможенного контроля таможенным органом одного из государств - членов Таможенного союза по поручению таможенного органа другого государства - члена Таможенного союза (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 "О взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза").9

Информация о работе Правовое обеспечение таможенного контроля