Правовая природа таможенных пошлин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является правовой и эволюционно исторический анализ таможенных платежей. В соответствии с целью в курсовой работе решались следующие задачи:
- изучить исторические аспекты правовой природы таможенных платежей
- проанализировать доходы государства от изъятия таможенных пошлин
- выявить проблемные вопросы и предложить пути их решения

Содержание работы

Введение……………………………………………………………. .3
Глава 1 Теоретические вопросы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………………………4
1.1 Эволюционно исторический аспект правовой природы таможенных пошлин………………………………………………………. 4
1.2 Законодательное обеспечение таможенных пошлин ………. 9
Вывод к главе………………………………………………………. 15
Глава 2 Таможенные пошлины в доходах государства…………………...16
2.1 Анализ доходов поступающих в бюджет государства………..16
2.2 Направления совершенствования правового регулирования таможенных пошлин……………………………………………………...21
Вывод к главе………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………….. 25
Список литературы…………………………………………………..26
Приложение 1……………………………………………………….. 28
Приложение 2………………………………………………………...32
Приложение 3………………………………………………………...34
Приложение 4………………………………………………………...37
Приложение 5………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая Неронова Е.И. ТД-36готов.docx

— 150.98 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………. .3

Глава 1 Теоретические вопросы  таможенного регулирования внешнеэкономической  деятельности………………………………………4

1.1 Эволюционно исторический  аспект правовой природы таможенных  пошлин………………………………………………………. 4

1.2 Законодательное обеспечение  таможенных пошлин ……….  9

Вывод к главе……………………………………………………….  15

Глава 2 Таможенные пошлины  в доходах государства…………………...16

2.1 Анализ доходов поступающих в бюджет государства………..16

2.2 Направления совершенствования правового регулирования таможенных пошлин……………………………………………………...21

Вывод к главе………………………………………………………...24

Заключение………………………………………………………….. 25

Список литературы…………………………………………………..26

 

Приложение 1……………………………………………………….. 28

Приложение 2………………………………………………………...32

Приложение 3………………………………………………………...34

Приложение 4………………………………………………………...37

Приложение 5………………………………………………………...39

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы имеет важное значение, так как таможенные платежи играют значительную роль в доходах бюджета государства и в связи с этим их правовое регулирование должно быть направлено на наиболее полное, правомерное и доступное их изъятие.

Россия в мировом пространстве интересна для других государств прежде всего большими возможностями сырьевого экспорта инвестиционной привлекательности и в целом мировой торговли. Однако в структуре мировой торговли импорт в Россию превышает в несколько раз экспорт, это отрицательное явление для экономики страны. Присоединение России к таможенному союзу (ЕврАзЭС), решает некоторые проблемы. Предполагаемая в недалеком будущем вступление в ВТО обострит проблемы на наш взгляд Россия может потерять значительную долю экспорта товаров и услуг из за низкой конкурентоспособности. В настоящей работе мы попытались рассмотреть вопросы современного состояния таможенного регулирования. Целью написания курсовой работы является правовой и эволюционно исторический анализ таможенных платежей. В соответствии с целью в курсовой работе решались следующие задачи:

- изучить исторические  аспекты правовой природы таможенных  платежей

- проанализировать доходы  государства от изъятия таможенных  пошлин

- выявить проблемные вопросы  и предложить пути их решения

Объектом данной работы является таможенная пошлина, предметом исследования — природа таможенной пошлины

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические  вопросы таможенного регулирования  внешнеэкономической деятельности.

1.1 Эволюционно исторический аспект правовой природы таможенных пошлин.

История таможенного дела неразрывно связанна с развитием торговли древней цивилизации. Экономической предпосылкой, появление таможенных пошлин является развитие товарного производства и соответственно расширение торговли.

Зарождение торгово-пошлинных отношений у славянских народов произошло в 6-7 веке до н.э.

Развитие и эволюция торговых отношений продолжалось в течение длительного времени на территории древнерусского государства, в Киевской Руси, усилилась таможенное обложение в период Татаро-монгольского ига.

В 18 веке новой истории начинается правовое регулирование таможенного обложения, в этот период устанавливается первый протекционистский таможенный тариф, который давал возможность необходимые для государств товары перевозить на льготных условиях.

В девятнадцатом веке происходит бурное развитие машинного производства, техники, технологий, усиливаются торговые отношения и международные связи и соответственно государство  вынуждено обеспечить правовую защиту этих отношений, принимать различные соглашения, многосторонние договора и другие виды международного сотрудничества в целях развития торговли  и поиска наиболее приемлемой таможенно-тарифной политики и становление таможенной системы таможенных органов.

Советский период отличает разрушение раннее созданной структуры таможенных органов и введение повсеместно государственной монополии на внешнюю торговлю. Однако внешнеэкономические отношения должны были развиваться и в силу этого создается уже советская таможенная служба введением государственного закона «Таможенный устав СССР 1924 года» (Приложение 2).

Развитие и становление таможенной службы РФ наиболее эффективно происходит в девяностые годы. В 1993 году был принят Таможенный кодекс РФ (Приложение 4), который определил основные направления развития таможенной службы и так же правовое регулирование таможенных пошлин и платежей.

Таможенные пошлины  и иные платежи, связанные с переходом  товара через границу классифицируются по нескольким признакам, представленным на (рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 









-импортные


-экспортные

- пошлины


-транзитные      

- пошлины



 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Классификация таможенных пошлин

 

 

 

Рассмотрим более подробно классификацию по некоторым направлениям непосредственно касающихся таможенных пошлин. 

Важное значение имеют  пошлины по целевому назначению - фискальные , они выступают в качестве средства пополнения бюджетных доходов.В мировой торговле контрангенты внимательно следят за рынком цен и поэтому Антидемпинговые цены могут быть предметом споров между государствами, этого нельзя допускать, так как эти цены еще и влияют на экономическую безопасность государства. Транзитные, используются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

  По способу взимания различают специфические, в устанавливаемые за единицу облагаемого товара, как правило, являются экспортными пошлинами, ими облагаются сырьевые товары, адвалорные ставки представляют собой процентное соотношение к таможенной стоимости товаров. Таможенный тариф может меняться по решению государственных органов тогда эти пошлины называются постоянные и переменные.1

Следующим этапом развития правового регулирования таможенных отношений является создание таможенного  союза, в 2009 году, это важный и ответственный шаг на пути к улучшению экономических отношений между странами. Состояние эффективности передвижения товаров и услуг через границу определяется уровнем платежей и налогов. Таможенный союз, представляет собой форму межгосударственного соглашения, заключенного между двумя или более государствами о создании благоприятных условий для взаимовыгодной торговли товарами и услугами, о регулировании таможенных платежей, о  создании единой таможенной территории. Этот документ призван обеспечить экономическую безопасность и экономическое развитие стран членов таможенного союза.  Законодательным документом, регулирующим деятельность таможенного союза, является Таможенный кодекс, который был принят 27 ноября 2009 года и в настоящее время используется странами участницами этого соглашения (Приложение 5). Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-членов таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты. Пределы таможенной территории таможенного союза составляют таможенные границы таможенного союза. Создание такого объединения это развитие международных отношений глобализация мировой экономики где Россия занимает определенное место так как имеет большой потенциал в деле развития торгово-экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Законодательное  обеспечение таможенных пошлин

Таможенные пошлины  представляют собой вид косвенных налогов и регулируются одновременно и налоговым кодексом и таможенным кодексом.

 В 1991 году выходит закон ФЗ-№ 2118-1 «Об основах налоговой системы РФ» где законодательно было определено, что таможенные пошлины являются федеральным налогом. Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. До 2004года таможенные пошлины регулировались статьей 63 части первой главы 8 НК РФ 1999 года. Затем были выведены из состава налогового кодекса и в настоящее время регулируются таможенным кодексом, а отдельные положения, так например НДС – налоговым кодексом.

Как было изложено выше, стабилизация таможенных пошлин и иных платежей в правовом отношении имеют двойственный характер, но не дублируют друг друга, а дополняют и взаимодействуют. В налоговом кодексе существуют статьи касающиеся полномочий таможенных органов и обязанностей их должностных лиц в области налогов и сборов, а также ответственность налоговых и таможенных органов. Так же отмечается, что Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством  и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом и иными федеральными законами о налогах и сборах и таможенных пошлин. Служащие таможенных органов выполняют обязанности, предусмотренные статьей 33 налогового кодекса. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей (ст.35 часть первая раздел 3 глава 5 НК РФ)2. Таможенная и государственная пошлины, отличаются от налога в собственном смысле (хотя и имеет с ним некоторые общие черты в силу своего обязательного характера, зачисления в бюджет и условного включения в систему налогов и сборов, как и многие другие платежи, не являющиеся в своей сущности налогами). В отличие от налога, являющегося платежом индивидуально безвозмездным, взимание таможенной пошлины увязано с получением конкретным лицом, уплатившим пошлину, права на ввоз и вывоз товара, перемещением их через таможенную границу, чему сопутствует пользование плательщика определенными благами. Правовая основа таможенных пошлин также прослеживается в законах, которыми регулируется таможенные пошлины и таможенные тарифы.

Так закон РФ №5003-1 от 21.05.93 «О таможенном тарифе» определяет порядок применения ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, перечень товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты пошлин, особенности их применения в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.

Законодательное обеспечение таможенных пошлин закреплено и в новом официальном документе «Таможенный кодекс Таможенного союза» (Приложение 5). Именно второй раздел кодекса посвящен порядку начисления таможенных пошлин, налогов и иных платежей и сборов,  возврата средств, сроков уплаты, принудительного взыскания и обеспечения уплаты этих платежей.

Таможенный кодекс определяет основные направления деятельности по таможенному регулированию внешнеэкономической деятельности, а таможенные пошлины, платежи и сборы регулируются рядом законов и других нормативно-правовых актов. Так ФЗ от 27 ноября 2010 г. №311 «О таможенном регулировании РФ», обеспечивает выполнение Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз), решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела. Так же он обеспечивает экономическую безопасность Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами и услугами, совершенствует государственное управление в сфере таможенного дела, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом и вывозом товаров в Российскую Федерацию, а также создает условия для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности.

Система законодательного регулирования  таможенного союза представлена на рис.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Схема регулирования таможенных отношений.

Система правового таможенного  регулирования представляет собой  механизм реализации таможенного кодекса  и ряда документов деятельности Таможенного  союза.

Положения Таможенного кодекса, представлены соответствующими главами, где рассмотрены: понятийный аппарат, методика определения таможенной стоимости, таможенная статистика и определение страны происхождения товаров. Значительная часть Таможенного кодекса таможенного союза, посвящена порядку начисления таможенных пошлин, налогов и иных платежей и сборов,  возврата средств, сроков уплаты, принудительного взыскания и обеспечения уплаты этих платежей. Немаловажное значение имеют разделы контроля, в которых указаны формы и порядок проведения экспертизы, проверок, правильности оформления документов условия при которых таможня может задерживать товар, а также система управления рисками. Неотъемлемой частью исполнения экспортно-импортных договоров является таможенная декларация. Скорость исполнения договоров купли-продажи товаров и услуг зависит от правильности и скорости оформления ее и важная роль в этом принадлежит хорошо отработанным (подготовленным) документам предшествующим (предварительным) оформлению таможенной декларации (порядок оформления таможенной декларации представлены на (рис.3).

Информация о работе Правовая природа таможенных пошлин