Понятие международного таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:44, реферат

Описание работы

Международное публичное право – это система норм и принципов, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами международного права в процессе их сотрудничества в целом. Другими словами, международное право – это особая правовая система, отличная от правовых систем конкретных государств. Это нормативная подсистема системы международных отношений. Предметом международного права выступают межгосударственные отношения в широком смысле, то есть отношения между всеми субъектами данной системы права.

Файлы: 1 файл

Копия Копия рамка1111111111111111.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)


 

1 Понятие международного таможенного права.

Международное публичное право – это система  норм и принципов, регулирующих отношения  между государствами и иными  субъектами международного права в  процессе их сотрудничества в целом. Другими словами, международное право – это особая правовая система, отличная от правовых систем конкретных государств. Это нормативная подсистема системы международных отношений. Предметом международного права выступают межгосударственные отношения в широком смысле, то есть отношения между всеми субъектами данной системы права. И если международное право в целом регулирует все сферы международных отношений, то международное таможенное право как составная часть международного права – только лишь межгосударственные отношения в сфере международного таможенного сотрудничества, или сотрудничества, возникающего в связи с перемещениями через таможенные границы государств лиц, товаров и транспортных средств. Другими словами – это международные таможенные отношения.

Таким образом, международное таможенное право является частью международного публичного права. Теперь следует определиться, какой именно частью международного права является международное таможенное право. Необходимо определить статус этого правового явления. Что это: самостоятельная отрасль международного права, или подотрасль какой-либо другой отрасли международного права

В теории международного права существуют несколько основных критериев выделения его отраслей. Рассмотрим международное таможенное право с точки зрения его соответствия следующим основным критериям.

Первый критерий выделения отраслей в международном  праве заключается в наличии  самостоятельного предмета регулирования  отрасли международного права.

Второй критерий – это наличие достаточного объема международно-правового материала,  то есть количества международно-правовых источников (в том числе и универсальных, кодифицированных источников права)1.

Третий критерий выражается в значимости регулируемого  отраслью круга общественных отношений, порождающая политическую востребованность в выделении данной отрасли международного права, заинтересованности международного сообщества в выделении, развитии и совершенствовании правового регулирования конкретной группы общественных отношений (которая как раз и может выражаться в появлении, увеличении объема соответствующих международно-правовых норм)2.

Четвертый критерий выделения отрасли международного права требует наличия специальных  принципов права, регулирующих построение новой отрасли права3.

Теперь в  соответствии с этими критериями проанализируем: является ли международное таможенное право отраслью международного публичного права. Выделим признаки международного таможенного права как самостоятельной отрасли международного права.

1) Собственный  предмет регулирования. 

Каждая отрасль международного права имеет свой предмет регулирования, под которым понимается регламентируемая (регулируемая) ею определенная совокупность международных отношений, то есть сторона объективной действительности. Иными словами, предмет – это то, на что направлено международно-правовое регулирование.

Предметом международного таможенного права являются международные  таможенные отношения. Прежде чем дать понятие международные таможенные отношения, нужно определиться с  тем, что же такое вообще: таможенные отношения, таможня, или таможенные органы, таможенное дело.

Вообще, все  эти однокоренные слова происходят от слова – тамга, что означает клеймо, знак, тавро, штемпель. Этот клеймо или знак – тамгу ставили на товар, на который была уплачена пошлина, мыт или сбор. Со временем такие пошлины или сборы стали называться таможенными; люди, которые взимали эти сборы – таможенниками, государственные (публичные) органы, в которых они состояли на службе – таможней.

В настоящее  время под таможенными отношениями  понимается вид общественных отношений, возникающих в связи с перемещениями через таможенные границы государств лиц, товаров и транспортных средств.

В ст. 11 Таможенного  кодекса России 2003 г. под перемещением через таможенную границу товаров  и транспортных средств  понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории  товаров и транспортных средств.

Обеспечением  соблюдения порядка перемещения  лицами товаров и транспортных средств  через таможенные границы в государствах, как правило, занимаются таможенные органы, представляющие собой органы государственной исполнительной власти (см.: п. 3 ст. 403 ТК РФ).

Таким образом, субъектами таможенных отношений являются: с одной стороны – всегда органы государственной власти, (органы исполнительной власти) – таможенные органы, с другой - лица, связанные с перемещением через таможенные границы товаров и транспортных средств. Это могут быть физические и юридические лица, выступающие в качестве декларантов, а также российские юридические лица – субъекты деятельности в области таможенного дела: таможенные брокеры, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов.

Что же такое  порядок перемещения  товаров  и транспортных средств через  таможенные границы государств? Это порядок предполагает прохождение всеми лицами, пересекающими таможенную границу, таможенного оформления и таможенного контроля, уплату таможенных пошлин за перевозимые товары и т.д.

Таким образом, таможенные отношения представляют собой общественные отношения, возникающие между лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенные границы государств и таможенными органами того или иного государства в связи с этими перемещениями.

Поскольку таможенные отношения по своей природе носят трансграничный характер, то есть возникают при пересечении границ государств, они очень близко стоят к международным отношениям и к международному праву. То есть своим существованием таможенные отношения в государствах обусловливают необходимость их сотрудничества, (сотрудничества на международном уровне) для решения проблем, возникающих при перемещениях лицами через таможенные границы государств товаров и транспортных средств. Возникающие при этом проблемы, различные коллизии неизбежны, поскольку при трансграничных перемещениях, происходит переход из одной национальной правовой системы в другую, в которых зачастую по-разному регламентируется порядок этих перемещений.

Поэтому для  эффективного правового регулирования  таможенных отношений, развития, осуществления таможенных отношений и стимулирования трансграничных перемещений, государства согласуют свои действия в сфере таможенного регулирования (разработки и обеспечения соблюдения порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы государств,) разрабатывая на международно-правовом уровне различные нормы для сходного или единообразного урегулирования таможенных отношений.

Таким образом, в процессе сотрудничества государств в таможенной сфере или по таможенным вопросам возникает определенный вид международных отношений – международные таможенные отношения.

Международные таможенные отношения – это международные  общественные отношения, складывающиеся между государствами и иными  субъектами международного права в  процессе их сотрудничества в таможенной сфере (или сотрудничества в области таможенного дела, международного таможенного сотрудничества).

Существуют  еще такое распространенное правовое понятие не только в нашем таможенном законодательстве, но и в законодательстве многих государств как таможенное дело. Что же это такое? Часто говорят: международное таможенное сотрудничество или международное сотрудничество в области таможенного дела.

Таможенное  дело – это такое абстрактное  понятие, введенное для обозначения  совокупности всех средств и способов обеспечения порядка перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенные границы государств: таможенный контроль, осуществление таможенных процедур в процессе таможенного оформления, взимание таможенными органами таможенных пошлин, борьба с таможенными правонарушениями и т.д. Определение этого понятия дано в ст. 1 Таможенного кодекса России.

Таким образом, международное таможенное право  как самостоятельная отрасль  международного права имеет свой собственный предмет регулирования - международные таможенные отношения.

Рассмотрим  основные характерные черты международных  таможенных отношений.

1. Международные  таможенные отношения носят публично-правовой  характер, поскольку складываются  в сфере межгосударственного  таможенного сотрудничества. Кроме того, первоосновой этих отношений выступают таможенные отношения, которые по своей природе являются сугубо публичными отношениями. Обязательным субъектом таможенных отношений всегда выступает государство в лице таможенных органов.

2. Международные  таможенные отношения складываются  в процессе сотрудничества государств  и иных субъектов международного  права по таможенным вопросам, то есть по вопросам разработки  и обеспечения порядка и правил  перемещения лицами товаров и  транспортных средств через таможенные границы государств.

3. Глобализация  международных таможенных отношений,  – то есть нарастание всеобщего  в международных таможенных отношениях, они становятся все более глобальными,  выходят не только на двусторонний  и региональный уровень, а на универсальный уровень, и в первую очередь в рамках международных универсальных международных организаций мирового масштаба (Всемирной таможенной организации), в результате общей тенденции глобализации во всех сферах общественных отношений, интернационализации (сближению хозяйств на основе кооперации и в результате разделения труда) экономик государств, их стремления к экономической интеграции, то есть созданию различных таможенных союзов, выработки общих правил, норм регулирования таможенных отношений в форме многосторонних международных соглашений.

4. Связь международных  таможенных отношений с международными  экономическими отношениями, в  том числе международными торговыми  отношениями, которые оказывают  определяющее воздействие на  содержание международные таможенные отношения.

Предмет международного таможенного права составляют обобщенно, в целом все международные  таможенные отношения, которые, в свою очередь, включают в себя следующие  группы отношений:

1) отношения  в сфере согласования правил классификации и кодирования товаров в таможенных целях (правил построения товарных номенклатур таможенных тарифов);

2) отношения  в сфере упрощения и гармонизации  таможенных процедур и иных  таможенных формальностей;

3) отношения  в сфере унификации правил таможенной оценки товаров, правил определения таможенной стоимости товаров;

4) отношения  в сфере согласования правил  определения страны происхождения  товаров и применения таможенных  льгот и преференций;

5) в сфере  организации таможенного контроля  за перемещениями лиц, товаров и транспортных средств и сопутствующие им отношения; (сроки таможенного контроля, права и обязанности третьих лиц, информирование, консультирование, обжалование и т.д.);

6) отношения  в сфере борьбы с контрабандой  и иными таможенными правонарушениями.

2. Второй критерий  выделения отраслей в международном  праве - наличие определенного  нормативно-правового материала,  источников права в этой сфере,  в том числе кодифицированных. Принятие государствами широкого  универсального международно-правового акта в рамках отрасли.

Наличие адекватной предмету, то есть кругу регулируемых отношений совокупности норм международного права, отличающихся качественным своеобразием (одновременно и автономностью существования, и связанностью с нормами других отраслей или институтов международного права).

В настоящее  время насчитываются сотни международных  договоров по таможенным вопросам, заключенных, как на двусторонней, так  и на многосторонней основах. Примеры  двусторонних соглашений: это, как правило, договоры по вопросам оказания взаимной помощи в таможенных делах. Например: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 14 ноября 1997 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13 января 1988 г. Многосторонние международные таможенные соглашения: Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола 1999 г., Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г., Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г., Международная конвенция о взаимной административной помощи для предотвращения, расследования и наказания за таможенные правонарушения от 9 июня 1977 г. и т. д.

Информация о работе Понятие международного таможенного права