Понятие и принципы таможенного регулирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

В случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов Таможенного союза, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………3
Понятие и принципы таможенного регулирования в РФ…………….…5
Цели и функции таможенного регулирования в РФ …………………….7
Совершенствование таможенного регулирования……………….……10
Заключение………………………………………………...……..……………..16
Список используемой литературы…………………………………..………17

Файлы: 1 файл

Таможенное регулирование.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..………3

  1. Понятие и принципы таможенного регулирования в РФ…………….…5
  2. Цели и функции таможенного регулирования в РФ …………………….7
  3. Совершенствование таможенного регулирования……………….……10

Заключение………………………………………………...……..……………..16

Список  используемой литературы…………………………………..………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Таможенное  регулирование в Российской Федерации  в соответствии с таможенным законодательством  Таможенного союза и законодательством  Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации [1].

В Российской Федерации  применяются меры таможенно-тарифного  регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.

В случаях и  порядке, которые предусмотрены  международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов Таможенного союза, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При введении Российской Федерацией запретов и ограничений  в одностороннем порядке, а также  при применении в Российской Федерации  мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном  или нескольких государствах - членах Таможенного союза, применяются средства и методы обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации могут быть определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору соблюдения установленных мер.

Действия, которые  должны совершаться лицами для соблюдения запретов и ограничений, установленных Российской Федерацией в одностороннем порядке, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, которыми устанавливаются такие запреты и ограничения [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и принципы таможенного регулирования в РФ

 

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты  экономического суверенитета и безопасности государства,  внутреннего  рынка,  отечественной торговли и промышленности.  Осуществление  этих  стратегических  мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране  таможенной  политикой, являющейся  составной  частью  как  внешней,  так  и   внутренней   политики государства.

      Направленность целей таможенного  регулирования на  защиту  российского рынка  товаров  и  на   стимулирование   развития   национальной   экономики обусловливает  ее  тесную   связь   с   внутренней   политикой   российского государства. Как составная часть внешней  политики  государства,  таможенное регулирование    России    призвано,    таким     образом,     реализовывать внешнеэкономические  интересы  государства,   чтобы   не   только   защищать находящуюся в кризисном  состоянии  национальную  экономику  от  дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки  с  целью оживления, оздоровления и последующего подъема [2, стр.47].

      Формирование таможенного регулирования  любого государства предполагает наличие  двух  важных  методов  его  достижения  —   это   протекционизм   и фритредерство.

      Протекционизм  —  это   меры,  направленные   на   защиту   собственной

промышленности,  сельского   хозяйства   от   иностранной   конкуренции   на внутреннем  рынке.  Для  него  характерны  высокие   таможенные   тарифы   и ограничение импорта.

      Фритредерство – это политика  свободной торговли. Она устраняет  всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем  минимизации  каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его  росту,  а  также способствует   более   выгодному   международному   разделению    труда    и удовлетворению потребностей рынка.

      Протекционизм и фритредерство  имеют  свою  российскую  историю.  Линия протекционизма в российской таможенной политике  просматривается  со  времен царствования  Петра  I  и  вплоть  до  начала  XX  века.  Суть   российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы  всячески  поощрять  вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не  производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство  которых  в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами,  либо вообще запрещать к ввозу. Нередко  возникали  и  фритредерские  тенденции  в таможенном  регулировании  России,  хотя  в  основном  это  происходило  под влиянием тех или иных политических событий в Европе,  а  не  из  соображений чисто экономического характера [3, стр.114].

      К сожалению,  этот  опыт  слабо   относится  к  современной   российской

таможенной  политике.  В  условиях  нестабильности  экономики,  ее   сильной зависимости от кредитов международных финансовых  организаций,  преобладания на рынке  импортных  промышленных  и  продовольственных  товаров  таможенная политика не в состоянии осуществлять свои  защитные  функции  экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.

      Административные инструменты   регулирования  внешней  торговли  просто необходимы на  современном  этапе.  С  их  помощью  государство  в  условиях самостоятельного  осуществления   большим   числом   компаний   коммерческих операций  может  остановить  рост  внешнеторгового  дефицита   и   выровнять торговый и платежный балансы, более  рационально  распорядиться  иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом  наиболее  необходимых стране товаров, мобилизовать валютные  резервы  для  обслуживания  валютного долга. Кроме того, эти инструменты  позволяют  получать  уступки  в  области ограничений   импорта   на   условиях   взаимности   и   добиваться   отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.

  1. Цели и функции таможенного регулирования в РФ

 

Основной целью таможенного  регулирования любого  государства  является обеспечение его экономических интересов, а именно:

  • участие в реализации торгово-политических задач по защите  российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
  • содействие проведению структурной перестройки;
  • обеспечение   наиболее   эффективного   использования   инструментов таможенного  контроля  и  регулирования  товарообмена  на   таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;
  • обеспечение   наиболее   эффективного   использования   инструментов таможенного  контроля  и  регулирования  товарообмена  на   таможенной территории России;
  • участие в реализации торгово-политических задач по защите  российского рынка;
  • стимулирование развития национальной экономики;
  • содействие проведению  структурной  перестройки  и  реализации  других задач экономической политики России;
  • иные  цели,  определяемые  Президентом,  Федеральным  Собранием   и Правительством Российской Федерации.

      В соответствии с указанными  целями на таможенные органы  РФ  возложены следующие основные функции:

  • защита экономических интересов РФ;
  • обеспечение в пределах своей  компетенции  экономической  безопасности РФ;
  • принятие  средств  таможенного  регулирования   торгово-экономических отношений;
  • взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
  • осуществление контроля над вывозом стратегических  и  других  жизненно важных для интересов России материалов проведение научно-исследовательских работ, консультирование в  области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки  и повышения квалификации специалистов в этой области.

      Предусмотрен блок функций международного характера:

  • участие в разработке и выполнении международных договоров РФ;
  • сотрудничество  с  таможенными  и  другими   компетентными   органами иностранных государств,  международными  организациями,  занимающимися вопросами таможенного регулирования.

Термин  «таможенное  регулирование»  в   его   современном   понимании

охватывает  довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный  с внешней  и  внутренней  политикой  и  деятельностью  государства.  В  рамках проводимой в стране государственной политики таможенное регулирование  носит многоцелевой характер и  служит  удовлетворению  разнообразных  интересов  и потребностей современного российского общества [4, стр.85].

      Таможенное  регулирование в Российской Федерации  составляют  таможенная политика, а также порядок и условия  перемещения  через  таможенную  границу Российской Федерации товаров и  транспортных  средств,  взимания  таможенных платежей, таможенного оформления,  таможенный  контроль  и  другие  средства проведения таможенной политики в жизнь.

      Из самого  словосочетания «таможенное регулирование»  следует, что оно в собственном  смысле  слова  означает   деятельность,   причем   деятельность специализированную  —  таможенную,  поэтому  и  характеризовать  его  нужно, прежде всего, как деятельность.

      Конституция  РФ относит таможенное регулирование  к  ведению  Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). Это означает исключительное право государства  на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации  которой является  таможенное  дело,  а  также   обеспечивает   единство   таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране. [5, стр.41].

      Единство   таможенной   территории   и    таможенного    регулирования

конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции  РФ:  «На  территории  Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин,  сборов,  и каких  либо  препятствий  для  свободного  перемещения  товаров,   услуг   и финансовых средств».

      Структуру  современного таможенного регулирования в  общем  виде  можно представить следующим образом:

      1)  принципы  перемещения   через   таможенную   границу   товаров   и транспортных средств;

      2) таможенные  режимы;

      3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

      4) таможенное оформление;

      5) таможенный контроль;

      6) предоставление таможенных льгот;

      7)   ведение   таможенной   статистики   и    Товарной    номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

      8) правовая регламентация ответственности  за  правонарушения  в  сфере таможенного дела

      Экономические цели таможенного  регулирования  достигаются   посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных  платежей  при перемещении  товаров  и  транспортных  средств  через   таможенную   границу Российской Федерации.

      Регулятивные  цели   достигаются   посредством   установления   ставок

экспортных  и импортных  пошлин  на  товары,  перемещаемые  через  таможенную границу  Российской  Федерации,  а  также  путем  установления  запретов   и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования,  выдачи  разрешений  на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер [3, стр.98].

      Правоохранительные цели таможенного  регулирования заключаются в защите государственной  безопасности  страны,  общественного   порядка,   жизни   и здоровья людей, нравственности,  моральных  устоев  и  культурных  ценностей общества; в охране  животных,  растений  и  окружающей  природной  среды;  в обеспечении  интересов  российских  потребителей;  в  борьбе  с   незаконным оборотом  через  таможенную  границу  Российской   Федерации   Наркотических средств,    оружия,    предметов    художественного,     исторического     и археологического достояния и т. д.

 

 

  1. Совершенствование таможенного регулирования

 

Совершенствование таможенного регулирования предполагает повышение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитие таможенных технологий, тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом активного обеспечения продвижения национальных интересов Российской Федерации во внешнеэкономической сфере, содействия развитию добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности для ее законопослушных участников, а также упреждающего реагирования на угрозы экономической безопасности Российской Федерации [1].

Информация о работе Понятие и принципы таможенного регулирования в РФ