Осуществление таможенными органами валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы " Осуществление таможенными органами валютного контроля" с точки зрения новейших отечественных исследований. В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи: 1. Изучить понятие, цели и объект валютного контроля.
2. Узнать основы валютного законодательства в РФ.
3. Выявить методы осуществления валютного контроля.
4. Изучить процесс формирования валютного контроля в РФ.
5. Выявить особенности осуществления валютного контроля в условиях функционирования Таможенного Союза.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….3

Глава I Общее понятие о валютном контроле, его основы и методы осуществления.

1.1.Понятеие, цели и объект валютного контроля……………….4

1.2. Органы и агенты валютного контроля………………………7

1.3. Методы осуществления валютного контроля……………….11

Глава II Осуществление таможенными органами валютного контроля.

2.1. Процесс формирования валютного контроля в Российской Федерации………………………………………………………….14

2.2. Особенности осуществления валютного контроля в условиях функционирования Таможенного Союза………………………..27

Заключение………………………………………………………..34

Список использованной литературы…………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая Гос регулирование.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

                                Содержание:

 

  1. Введение………………………………………………………….3

 

  1. Глава I Общее понятие о валютном контроле, его основы и методы осуществления.

 

  1. 1.1.Понятеие, цели и объект валютного контроля……………….4

 

  1. 1.2.  Органы и агенты валютного контроля………………………7

 

  1. 1.3. Методы осуществления валютного контроля……………….11

 

  1. Глава II  Осуществление таможенными органами валютного контроля.

 

  1. 2.1.  Процесс формирования валютного контроля в Российской Федерации………………………………………………………….14

 

  1. 2.2.  Особенности осуществления валютного контроля в условиях функционирования Таможенного Союза………………………..27

 

  1.  Заключение………………………………………………………..34

 

  1. Список использованной литературы…………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

                               Введение

 

 Представленная работа посвящена теме « Осуществление таможенными органами валютного контроля» Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Вопросам  исследования посвящено множество  работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий  характер, а в многочисленных монографиях  по данной тематике рассмотрены более  узкие вопросы проблемы. Однако, требуется учет современных условий  при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного  исследования.      

Актуальность  данной работы обусловлена, с одной  стороны, большим интересом к  данной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной  разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой  носит как теоретическую, так  и практическую значимость.

Объектом  данного исследования является анализ " Осуществление таможенными органами валютного контроля".     

При этом, предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.      

Целью исследования является изучение темы " Осуществление таможенными органами валютного контроля" с точки  зрения новейших отечественных исследований.

В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятие, цели и объект валютного контроля.

2. Узнать основы валютного  законодательства в РФ.

3. Выявить методы осуществления валютного контроля.

4. Изучить процесс  формирования валютного контроля  в РФ.

5. Выявить особенности осуществления валютного контроля в условиях функционирования Таможенного Союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I Общее понятие о валютном контроле, его основы и методы осуществления

§1.1. Понятие, цели и объект валютного контроля

 

 

  Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля за применением валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. В теории права соответствующий вид контроля получил название валютный контроль. 

В самом  общем виде валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано А. С. Селивановским как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на территории РФ контрольные функции при осуществлении операций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций нерезидентов в валюте.

 Цель  валютного контроля может быть определена как обеспечение законности при проведении валютных операций. В первую очередь это выражается в проверке соблюдения режимов валютных ограничений. Однако контроль за законностью распространяется и на совершение действий, не подпадающих под запреты или ограничения 

Следует особо отметить, что целью контроля не является воздействие на режим  осуществления той или иной валютной операции. Выполнение требований контролирующих субъектов по предоставлению информации не должно затруднять или делать невозможным  проведение законных операций с валютой. 

 Объект валютного контроля это валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, предметом которых являются валюта и валютные ценности. 

 Специальными (отраслевыми)  принципами валютного  права являются основные, общеобязательные положения правового регулирования валютных отношений, закрепленные в законодательстве.  

Отраслевые принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации сформулированы в ст. 3 Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, к которым относятся:  

1)приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области  валютного регулирования;

2)исключение  неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные  операции резидентов и нерезидентов;

3)единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

4) единство  системы валютного регулирования  и валютного контроля;

5)обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов  и нерезидентов при осуществлении  валютных операций. 

 Указанные принципы являются общими как для  правового воздействия на валютные отношения, так и для иных способов государственного регулирования данной сферы. В целом они отражают стремление законодателя создать механизм валютного регулирования и валютного контроля как составной элемент системы регулирования национальной экономики.  

Принцип приоритета экономических  мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. 

Данная  мера свидетельствует о снижении роли императивного метода воздействия на валютные отношения и законодательном стимулировании органов валютного регулирования в преимущественном использовании экономических средств воздействия на участников валютных отношений.  

Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и  его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов в какой-то мере является продолжением предшествующего принципа, но носит главным образом декларативный характер, подтверждая направленность государственной валютной политики на снижение уровня императивного регулирования валютных операций. 

В связи  с этим целесообразно обратить внимание на ст. 8 Конституции РФ, гарантирующую свободное перемещение финансовых средств, свободу экономической деятельности, а также на ст. 35, согласно которой каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. 

Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). 

 Принцип единства внешней  и внутренней валютной политики Российской Федерации. Взаимозависимость внешней и внутренней валютной политики государства предопределяется наличием у данных видов государственной деятельности общих целей, что предполагает согласование и сочетание мер государственного регулирования валютных операций, осуществляемых на территории РФ, и валютных операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

  Принцип единства системы  валютного регулирования и валютного контроля. В наиболее общем плане этот принцип закреплен в п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, в соответствии с которым валютное регулирование отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Данное положение исключило возможность на региональном уровне дифференцировать подходы к правовому регулированию валютных отношений и организационному обеспечению валютного регулирования и валютного контроля. 

Кроме того, данный принцип, на мой взгляд, предполагает сочетание  мер валютного регулирования  с мерами валютного контроля в  едином комплексе государственного воздействия на участников валютных отношений. В качестве примера организационного проявления данного принципа можно привести одновременное наделение Правительства РФ и Банка России функциями, как по валютному регулированию, так и по осуществлению валютного контроля.  

Принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Государственная деятельность по валютному регулированию объективно должна обеспечивать защиту прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов как участников валютных операций. 

Автор Д.Г. Алексеева выделяет единые принципы, распространяющиеся в равной степени, как на валютное регулирование, так и на валютный контроль. 

Законность — состоит в требовании неукоснительного соблюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий; 

Обязательность — заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля, при этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций.  

Обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны  - органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий; 

Институциональность  - заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию.  

разграничение компетенции проявляется в двух аспектах:

- общее разграничение компетенции между органами валютного контроля и агентами валютного контроля;

- разграничение компетенции между Правительством РФ, Банком России, Федеральной службой финансово - бюджетного надзора и агентами валютного контроля.

 

§2.2 Органы и агенты валютного контроля

 

 

 В соответствии с частью 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.  

Центральный банк РФ издает нормативные акты в пределах своей  компетенции, устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и публикует статистику по валютным операциям. Также Центральный банк Российской Федерации реализует валютную стратегию государства, оказывает значительное влияние на механизмы валютного курсообразования, контролирует деятельность подотчетных ему уполномоченных банков, проводит операции на межбанковском рынке. 

Правовой  статус Банка России закреплен: 

1)На  конституционном уровне – в  Конституции РФ (ст. 71, 83, 103) 

2)На  законодательном уровне – в  Федеральном законе от 10 июля 2002   г. № 86– ФЗ «О Центральном банке РФ(Банке России)»; в  Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; 

3)На подзаконном уровне в нормативно-правовых актах, принятых самом Банком России и закрепляющих правовое положение отдельных подразделений и служб Банка России. ( департаментов, территориальных управлений и другие )  

Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные  органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

Информация о работе Осуществление таможенными органами валютного контроля