Особенности применения квотирования для регулирования внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью выбранной темы курсовой работы является, во-первых, важность квотирования для защиты отечественного производителя от конкуренции с импортными производителям товаров, поступающих на российский внутренний рынок. Так, во многом благодаря установлению квот на мясо птицы, уже с 2007 года импорт начал значительно сокращаться, а производство возрастать. Во-вторых, квотирование является важнейшим инструментом, позволяющим оградить национальный рынок от потери необходимых для внутреннего потребления отечественных товаров.

Файлы: 1 файл

Особенности применения квотирования для регулирования внешней торговли (Петров С.В.).doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Аукционная же продажа квот производится российскими товарными биржами на основании соглашения о взаимодействии между этими биржами и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Для участия в аукционе подаются заявки, а затем проводятся торги, по результатам которых победителю аукциона вручается сертификат (не именной).

Таким образом, распределение квот на таможенной территории таможенного союза регулируется как соглашениями между странами-участницами ТС, так и национальными нормами законодательства, причем квотирование осуществляется с целью регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке стран-участниц ТС, для достижения взаимных договоренностей на переговорах, а также в качестве ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.

 

2.2 Особенности организации таможенного контроля квотируемых товаров

 

Таможенное оформление товаров в рамках экспортных и импортных квот осуществляется в соответствии с Соглашением от 9 июня 2009 г. «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран» при наличии лицензии на экспорт и импорт таких товаров, выданной уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств ТС.

Причем сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля регламентирован решением КТС от 22 июня 2011 г. № 687 «О положениио едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров», а также приказом ГТК России от 15 декабря 2002 г. № 1342 «О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров», применяемым в части не противоречащей решению КТС №687 в соответствии с письмом ФТС РФ от 27.07.2011 N 01-11/35615.

Первое на что обращает внимание должностное лицо таможенного органа в отношении определения по квоте ввозится товар или нет при проверке таможенной декларации – это графа 39 Декларации на товары, в которой указывается остаток выделенной квоты, при этом декларируемые товары не учитываются в определении остатка квоты (вычитаются только раннее ввезенные/вывезенные товары в рамках установленной квоты).

В отношении квотируемых товаров до представления декларации на товары оригинал лицензии представляется владельцем для постановки на контроль в таможенный орган того государства - члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован владелец лицензии (рис.5), а именно:

  1. в таможенный орган, в подчинении которого находятся таможенные органы (структурные подразделения), в которых планируется произвести таможенное декларирование всех квотируемых товаров;
  2. в таможенный орган по месту нахождения владельца лицензии, если планируется произвести таможенное декларирование квотируемых товаров в таможенных органах (структурных подразделениях), подчиненных разным таможенным органам.

 

Рис.5. Постановка лицензии на контроль в таможенные органы до ввоза/вывоза квотируемых товаров

 

Причем владелец лицензии либо уполномоченное надлежащим образом им лицо одновременно с оригиналом лицензии представляет в таможенный орган письменное заявление о постановке лицензии на контроль в произвольной форме с необходимыми сведениями, установленными решением КТС №687. Постановка лицензии на контроль осуществляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации заявления в таможенном органе. В случае отказа от постановки лицензии на контроль таможенный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации в таможенном органе заявления, направляет ее владельцу письменный отказ в постановке лицензии на контроль с приложением оригинала лицензии и указанием основания такого отказа.

Перемещение лицензируемых товаров через таможенную границу ТС и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры осуществляются в пределах срока действия лицензии. Товары, в отношении которых установлены меры НТР, в том числе и квотируемые, допускаются к выпуску также в пределах срока действия лицензии.

Выпуск квотируемых товаров таможенными органами (структурными подразделениями) осуществляется в соответствии с наименованиями товаров, указанными в заверенной копии лицензии, и в количестве, не превышающем количество лицензируемого товара, указанное в заверенной копии лицензии.

Списание количества товара в счет лицензии осуществляется при его выпуске в соответствии с первой заявленной таможенной процедурой, кроме таможенной процедуры таможенного транзита.

Таможенный орган (структурное подразделение) прекращает (не допускает) выпуск лицензируемых товаров в случаях исчерпания количества квоты, указанной в заверенной копии лицензии.

Таким образом осуществляется таможенное оформление и таможенный контроль квотируемых товаров, причем к перемещению через таможенную границу Таможенного союза допускаются квотируемые товары по лицензиям, которые поставлены на контроль в таможенных органах и в количестве, установленном в лицензии, разовой поставкой, либо разбитием на несколько поставок, с условием, что в сумме они не превысят установленной в лицензии квоты.

 

ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КВОТИРОВАНИЯ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

 

3.1 Тарифная квота и особенности квотирования

 

Тарифная квота (tariffquota) — разновидность таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке (withinquotarate), при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке (overquotarate)10, установленной в Едином таможенном тарифе ТС.

Перечень товаров, импорт которых ограничивается тарифной квотой на территории Таможенного союза, установлен Решением КТС №132 от 27 ноября 2009 г. «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза РБ, РК и РФ» в п.2.27 «Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами таможенного союза в рамках евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений» (прил.1).

Порядок осуществления импорта указанных в данном решении товаров определяется отдельным решением Комиссии таможенного союза в соответствии с Соглашением от 12 декабря 2008 года «Об условиях и механизме применения тарифных квот». Тарифные квоты на перечень товаров из 2.27 решения КТС №132 на период 2011 года установлены решением КТС № 505 от 18 ноября 2010 г. (на мясо птицы, крупного рогатого скота, свинину) и распределены Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2010 года №1111 (прил.3). А на период 2012 годаПостановлением Правительства РФ от 27 июля 2011 года №616.

 

3.2 Проблемы, связанные с квотированием импорта товаров в условиях функционирования Таможенного союза

 

Помимо проблем, связанных с установлением размера тарифной квоты, необходимостью её увеличения или уменьшения, рассмотренные выше, в рамках функционирующего Таможенного союза возникают и другие не менее важные проблемы, связанные с квотируемыми товарами.

Одной из основных таких проблем сейчас является контрабанда квотируемых товаров, которая стоит остро особенно для таможенных органов.

Квоты вводятся с целью ограничить ввоз определённых товаров на территорию государства. Из-за высоких ставок таможенных пошлин, некоторые компании, которые не участвуют в распределении импортных пошлин, дающих право ввозить продукцию по пониженной ставке таможенной пошлины, либо не довольны размером своей квоты, пытаются провести квотируемый товар контрабандой, чтобы возместить денежные потери. Ещё одной проблемой является то, что товар ввозимый контрабандой часто достигает территории страны подпорченным, и в таком состоянии, в итоге, попадает на российской рынок.

Решение этой проблемы является одной из целей таможенных органов. Причем одной из главных задач для разрешения этой проблемы является: обеспечение полного контроля за перемещением запрещенных и ограниченных к ввозу товаров. Для этого необходимо проведение:

-мероприятий, направленных  на повышение эффективности контроля  со стороны таможенных органов  за соблюдением запретов и  ограничений, установленных законодательством в отношении квотируемых товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС;

-мероприятий по оснащению  таможенных органов инспекционно-досмотровыми  комплексами с целью повышения  эффективности выявления запрещенных и ограниченных к ввозу товаров.

Но при этом в связи со вступлением России в ВТО требуется ускорять и упрощать таможенное оформление и таможенный контроль, а не усложнять его, поэтому нельзя в современных условиях переусердствовать с данными мероприятиями.

Для участников ВЭД серьезным препятствием в международной торговле могут быть решение КТС, постановления Правительства РФ и другие законодательные акты различных органов государственной власти, касающиеся импорта, экспорта, квотирования различных товаров. Нужно внимательно отслеживать все изменения в законодательстве, регулирующем внешнеторговую деятельность.

К одной из важных проблем для участника ВЭД можно также отнести длительные сроки оформления тех или иных документов, необходимых для таможенного оформления квотируемых товаров, закрепленные в законодательстве. Но им тоже необходимо с этим смириться и делать все в сроки, иначе не смогут провести необходимый им товар, даже по предоставленной им квоте.

Кроме того, интересен факт, что в России тарифная квота установлена только мясо, но проблемным стал вопрос о квотировании и других товаров. Так, Союз сахаропроизводителей России предложил Минсельхозу рассмотреть вопрос квотирования импорта сахара-сырца. Попытка квотировать рынок сахара первая в своем роде. Сейчас его поставки регулируются с помощью таможенных пошлин, размер которых привязан к мировым ценам на сахар-сырец. Механизм квотирования импорта сахара-сырца сегодня успешно работает практически во всех странах, имеющих собственное производство сахара, в частности США, страны Евросоюза, Мексика11.

Таким образом, все рассмотренные проблемы можно разделить на 3 группы: во-первых, связанные с тарифной квотой, во-вторых, связанные с контрабандой квотируемых товаров, а, в-третьих, возникающие у участников ВЭД при перемещении через таможенную границу Таможенного союза квотируемых товаров. Причем в настоящий момент остро стоит проблема: изменится ли и насколько квотирование товаров при вступлении России в ВТО, которое неминуемо приближается, и каким образом оно отразится на отечественном производителе.

 

Заключение

 

Таким образом, в данной курсовой работе проанализировано квотирование экспорта и импорта товаров и применение его в условиях функционирования Таможенного союза. На основании материала, изложенного в трех главах курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Квотирование как один из наиболее распространённых способов нетарифных ограничений играет важную роль во внешнеэкономической деятельности практически всех государств мира. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея;
  2. Квотирование – это установление государством на определенный период времени максимального объема экспорта/импорта товара, определенной номенклатуры. Может быть как стоимостным ограничением, так и ограничением в натуральных единицах;
  3. К основным причинам и обстоятельствам установления квотирование на определенные группы товаров являются: снижение недостатка товаров на внутреннем рынке, когда импортные поставки замещаются внутренним производством; насыщением внутреннего рынка товарами, производство которых отсутствует внутри страны;ограничением ввоза товаров, исходя из факторов неблагоприятного воздействия на безопасность, жизнь или здоровье граждан, их имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений и др.;
  4. При этом квоты несут множество положительных функций. Во-первых, квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного распределения квот государство оказывает адресную поддержку определенным предприятиям;
  5. Различные классификации видов квот, раскрытые сущности каждого из них, а также выделенные преимущества и недостатки их использования, в первой главе курсовой работы, говорят о многообразии задач, выполняемых квотами в зависимости от направленности перемещения товаров, от целей введения количественных ограничения и от значения той или иной квоты для государства в целом;
  6. Распределение квот на таможенной территории Таможенного союза регулируется как соглашениями между странами-участницами ТС, так и национальными нормами законодательства, причем квотирование осуществляется с целью регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке стран-участниц ТС, для достижения взаимных договоренностей на переговорах, а также в качестве ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.
  7. При осуществлении таможенное оформление и таможенный контроль квотируемых товаров, к перемещению через таможенную границу Таможенного союза допускаются квотируемые товары по лицензиям, которые поставлены на контроль в таможенных органах и в количестве, установленном в лицензии, разовой поставкой, либо разбитием на несколько поставок, с условием, что в сумме они не превысят установленной в лицензии квоты.
  8. Все рассмотренные проблемы в главе 3 курсовой работы можно разделить на 3 группы: во-первых, связанные с тарифной квотой, во-вторых, связанные с контрабандой квотируемых товаров, а, в-третьих, возникающие у участников ВЭД при перемещении через таможенную границу Таможенного союза квотируемых товаров.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что квотирование как инструмент нетарифного регулирования играет важную роль в условиях функционирования Таможенного союза.

 

Список использованных источников

 

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза. – Москва: Проспект, 2010.
  2. Соглашение от 9 июня 2009 г. «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран».
  3. Соглашение от 12 декабря 2008 года «Об условиях и механизме применения тарифных квот».
  4. Решение КТС от 27 ноября 2009 г. № 132 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза РБ, РК и РФ» (п.2.27 «Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами таможенного союза в рамках евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений»).
  5. «Единый таможенный тариф ТС» утвержден Решением КТС от 27 ноября 2009 г. №130.
  6. Решениее КТС от 22 июня 2011 г. № 687 «О положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию ТС в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров».
  7. Решение КТС от 18 ноября 2010 г. №505 «О перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2011 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза».
  8. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
  9. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2010 года №1111 "О тарифных квотах на говядину, свинину и мясо домашней птицы в 2011 году".
  10. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2011 года №616 "О тарифных квотах на говядину, свинину и мясо домашней птицы на 2012 год".
  11. Постановлением Правительства РФ №1299 от 31 октября 1996 г. «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации».
  12. Приказ ГТК России от 15 декабря 2002 г. № 1342 «О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров» (применяемый в части не противоречащей решению КТС №687 в соответствии с письмом ФТС РФ от 27.07.2011 N 01-11/35615).
  13. Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика. Учебное пособие для вузов. – М.: «Дело и Сервис».2008.
  14. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма. // МЭ и МО. – 2003. - №3.
  15. А.П. Клетеник, Г.Е. Баженов, И.Н. Андреева. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб.пособие, - 2009 [Электрон. ресурс]. - http://ayp.ru/library/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost.
  16. Киреев А.В. Международная экономика. [Электрон.ресурс] - http://kireev1.ru/tarifnye-metody-regulirovaniya-mezhdunarodnoy-torgovli/tarifnaya-kvota-1.html
  17. Словарь финансовых терминов. [Электрон.ресурс]. - http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/14138
  18. Евгений Людвиг. Квотирование импорта мяса: необходимая реальность // Конкуренция и рынок - Июнь 2010 №46 . - стр. 116.
  19. Екатерина Пономарева. Ах, это сладкое «квотирование импорта». [Электрон.ресурс.]. - статья из РБК daily. -http://www.agro.ru/news/
  20. Буклет «Сельское хозяйство России» за 2009 год. - Министерства сельского хозяйства России. – офиц. сайт. - http://www.mcx.ru. – стр.53.
  21. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства России. - http://www.mcx.ru
  22. Правовая база «КонсультантПлюс. Интернет-версия» - http://base.consultant.ru/

Информация о работе Особенности применения квотирования для регулирования внешней торговли