Особенности примемнения тарифных льгот и преференций в условиях функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении роли таможенных преференций в процессе формирования современной торговой политики на основе Таможенного союза.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. выявить современные факторы, влияющие на формирование торговой политики региональных объединений;
2. определить соотношение национальных, региональных и глобальных факторов в формировании международной системы регулирования торговли;
3. оценить роль региональных соглашений в развитии многосторонней преференциальной системы;

Файлы: 1 файл

курсовая Федорова И.В. тд 51 во.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике  таможенно-тарифное регулирование  выступает, с одной стороны, как  действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах - участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4-6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

В России основы современного таможенно-тарифного регулирования  внешнеторговой деятельности стали  формироваться с начала 90-х гг. На современном этапе правовые и экономические основы таможенно-тарифного регулирования России в целом соответствуют нормам и правилам ВТО. Однако остаются нерешенными проблемы открытия рынка, снижения средней ставки таможенного тарифа РФ, протекционистской защиты отечественных предприятий, а также обеспечения их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Фискальная функция  таможенного тарифа является наиболее актуальной для России, и если в  развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США - не более 1,5%), то в российском бюджете - до 40-50% его доходной части. В настоящее время широкое распространение получает практика таможенных преференций, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

Цель исследования состоит  в выявлении роли таможенных преференций  в процессе формирования современной  торговой политики на основе Таможенного  союза.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

1. выявить современные факторы, влияющие на формирование торговой политики региональных объединений;

2. определить соотношение  национальных, региональных и глобальных  факторов в формировании международной  системы регулирования торговли;

3. оценить роль региональных  соглашений в развитии многосторонней преференциальной системы;

4. обосновать необходимость  согласования основных инструментов  торговой политики регионального  объединения, включая таможенные  преференции;

5. сформулировать практические  рекомендации по совершенствованию интеграционного сотрудничества в регионе СНГ, прежде всего при функционировании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

6. исследование противоречий  между современным состоянием  таможенных преференций в системе  экономических отношений и объективными потребностями отечественной экономики;

7. разработка предложений  по совершенствованию механизма  таможенных преференций в условиях  Таможенного союза.

Объектом исследования является торговая политика Таможенного  союза как единый механизм регулирования внешнеторговой деятельности на региональном уровне.

Предмет исследования представляет эволюция региональной торговой политики как средства формирования и усиления конкурентных преимуществ регионального  объединения.

 

 

Глава 1.Место  тарифных льгот в системе таможенно-тарифного регулирования

1.1 Таможенно-тарифное регулирование и его значение для развития современной международной торговли

 

Функционирование механизма  внешнеэкономической деятельности на его практическом уровне осуществляется в рамках сложной системы общественных отношений, обеспечивающих взаимодействие участников процесса перемещения товаров через таможенную границу страны посредством таможенного регулирования и на основе определенных норм и правил. Решению этой задачи служит имеющаяся в нашей стране развитая система таможенного права, образующая нормативно-правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 3 Таможенного  кодекса Российской Федерации (ТК РФ) таможенное законодательство в нашей  стране состоит из Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (т.н. «акты таможенного законодательства»).

Таможенный кодекс РФ определяет правовые и организационные  основы таможенного дела и призван  обеспечивать защиту государственных  интересов Российской Федерации. Его нормы должны содействовать активизации связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечивать защиту прав хозяйствующих субъектов и граждан, соблюдение норм и правил при осуществлении внешнеэкономических сделок.

Важнейшая роль в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности в России отводится Закону РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе». Этим документом устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимодействии с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России.

Правовые основы тарифного  регулирования определяются также рядом других рамочных законов, в частности, таких как: Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. №63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами» и Федеральный закон от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Эти законы, дополняя друг друга, развивают положения базового Закона о таможенном тарифе. В них установлены основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, определен правовой статус органов исполнительной власти в области экспортно-импортных операций, определены формы и методы контроля со стороны государства в данной сфере.

Согласно законодательству, в настоящее время основными  инструментами государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации выступают меры таможенно-тарифного, нетарифного регулирования, а также общие таможенные процедуры.

Система мер таможенного  и нетарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности регламентируется Федеральным законом от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Следующим звеном правового регулирования в данной сфере являются нормативные акты Президента и Правительства РФ. За последние годы на этом уровне принято большое количество решений, определяющих правовые основания в деятельности таможенных органов, при этом основное внимание уделяется усилению роли и значения таможенных налоговых и тарифных методов как основного рыночного регулятора внешнеэкономической деятельности.

Одним из ключевых инструментов регулирования внешнеэкономической  деятельности выступает таможенное налогово-тарифное регулирование, относящееся  к экономико-финансовому разделу  таможенного дела. Правовые основы такого регулирования определяются в Федеральном законе от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе», а также в Налоговом кодексе РФ.

Таможенно-тарифное регулирование  как один из ключевых инструментов финансово-экономического регулирования  внешнеэкономической деятельности представляет собой сложный, многоэтапный процесс, содержание которого регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе» (в части, не отмененной ТК РФ), а также нормативно-правовыми документами и подзаконными актами. Непосредственно процесс таможенно-тарифного регулирования включает в себя определенную последовательность взаимосвязанных операций:

· определение страны происхождения товара;

· определение таможенной стоимости товара;

· определение величины таможенных платежей.

Важным аспектом таможенно-тарифной политики, имеющим как теоретическое, так и прикладное значение, является методология установления уровня таможенных пошлин. Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономическое развитие страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, поскольку решение этой задачи связано с учетом всей совокупности возможных экономических и социальных последствий. В основе ввозных и вывозных таможенных пошлин лежат мировые и национальные цены. Поэтому изменения, происходящие в мировой и национальной экономиках, определяют необходимость пересмотра национальной тарифной системы и всего экономического механизма регулирования внешнеэкономических связей. Эти изменения могут осуществляться как путем реформирования всей системы таможенных пошлин, так и посредством общей или частичной корректировки тарифных ставок на отдельные виды и группы товаров. При этом важно учитывать не только существующие пропорции издержек и цен, но и тенденции их изменения, а также приоритеты и принципы внешнеэкономической политики государства.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о сложности и  многомерности целей и задач  налогово-тарифного регулирования  внешнеторговой деятельности. В зависимости  от ситуации таможенная политика государства может выступать как: средство защиты национальных производителей, стимулятор развития конкуренции, средство решения социальных проблем, источник получения государственных доходов, выполнять многие другие социально-экономические функции. Иначе говоря, финансово-экономический механизм регулирования внешнеэкономической деятельности несет множественную нагрузку. В то же время интересы разноплановых, зачастую разнонаправленных задач, решение которых должен обеспечивать регуляторный механизм, могут противоречить друг другу. Не менее важным аспектом, к сожалению, до сих пор не имеющим должного теоретического обоснования в нашей стране, является проблема несогласованности таможенно-тарифной и налоговой политики. Это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию и структуры налогов в целом.

Процесс совершенствования  финансовых и экономических отношений  в сфере внешнеэкономической  деятельности должен опираться на закономерности и тенденции развития этой сферы. Существует ряд важных моментов, носящих общеэкономический характер, которые необходимо учитывать при разработке рекомендаций по совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, создание действенной системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности должно основываться на тенденциях развития современного рыночного хозяйства, к главным из которых относятся:

· интернационализация  производства и усиление международного разделения труда;

· интенсификация научно-технического прогресса, способствующая обновлению основного капитала, возникновению  новых отраслей экономики и ускоряющая внедрение инноваций;

· активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

· либерализация международной  торговли, сокращение и отказ многих стран от количественных ограничений  импорта, существенное снижение таможенных пошлин, распространение практики создания свободных экономических зон;

· развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли.

Эти тенденции по-разному  влияют на основные формы внешнеэкономических  отношений, но в целом их воздействие  достаточно значимо. Данные тенденции должны лежать в основе любых рекомендаций по совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Вопрос о таможенных платежах и их классификации в  теории таможенного права до настоящего времени признается дискуссионным. Суть проблемы кратко можно определить как неопределенность отраслевой принадлежности таможенных платежей: приходится рассматривать их как правовой институт таможенного, налогового, финансового, бюджетного и иных комплексных отраслей права.

Термин «таможенные  платежи» используется во многих кодифицированных нормативных правовых актах, в частности  в ст. 50 Бюджетного кодекса РФ 1998 г., в ст. 2, 38, 188, 345.16 Налогового кодекса  РФ, ст. 16.2, 16.20, 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) 2001 г., ст. 194 Уголовного кодекса РФ 1996 г. Однако в Таможенном кодеке РФ 2003 г. законодатель отказался от разъяснения термина «таможенные платежи» в ст. 11 этого кодифицированного нормативного правового акта. Вместе с тем большинство ученых продолжают отождествлять таможенные платежи с таможенными пошлинами, налогами (эта терминология как раз характерна для Таможенного кодекса).

Представляется, что таможенные платежи следует рассматривать  как таможенную операцию, которая осуществляется путем уплаты следующих видов платежей:

1) ввозной таможенной  пошлины;

2) вывозной таможенной  пошлины;

3) налога на добавленную  стоимость, взимаемого при ввозе  товаров на таможенную территорию  России;

4) акциза, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию России;

5) таможенных сборов.

Информация о работе Особенности примемнения тарифных льгот и преференций в условиях функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС