Особенности получения отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных платежей при импорте товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:22, реферат

Описание работы

В последнее время вступило в силу большое количество нормативных правовых актов Таможенного союза. При этом положения национального законодательства применяются в части, не противоречащей положениям актов Таможенного союза. Это вызывает некоторые сложности в изучении и применении субъектами хозяйствования на практике норм таможенного законодательства. В связи с этим наглядное представление вопроса предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты платежей, взимаемых таможенными органами, будет интересно для широкого круга пользователей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Файлы: 1 файл

Таможенное право.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Справочно. В  соответствии с п. 130 Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 N 67, банковская гарантия должна содержать следующие обязательные условия: наименование принципала; наименование бенефициара; наименование гаранта; ссылку на договор или иной документ, в которых предусмотрена необходимость выдачи гарантии; максимальную сумму денежных средств, подлежащую уплате; срок, на который выдана банковская гарантия, или обстоятельство (событие), при наступлении которого прекращается обязательство гаранта по банковской гарантии; условия уплаты бенефициару денежной суммы (осуществления платежа). В банковской гарантии может также содержаться положение, направленное на сокращение суммы выплат по банковской гарантии.

Однако не каждое банковское учреждение может гарантировать  уплату платежей. Таможенные органы в  качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают только банковские гарантии, которые выданы банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, включенными в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, который ведет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ст. 264 ТмК (с учетом того что данный документ применяется в части, не противоречащей ТмК ТС)).

 

3.2 Поручительство

 

Порядок предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в виде поручительства определен  ст. 268 ТмК. Поручительство оформляется  путем заключения между поручителем и таможенным органом договора поручительства, включающего в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов плательщика в случае неисполнения последним налоговых обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспеченных поручительством.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении поручителем  своих обязательств таможенные органы вправе взыскать с него причитающиеся  к уплате суммы таможенных пошлин, налогов, пеней.

В качестве поручителя перед таможенными органами могут  выступать банки и небанковские кредитно-финансовые организации, включенные в реестр, а также иные лица.

Порядок признания  лиц поручителями регламентируется Положением об условиях и порядке  признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 N 1374 (далее - Положение N 1374).

Положением N 1374 оговорено, что в качестве поручителя перед таможенными органами могут выступать лица при выполнении следующих условий:

осуществление деятельности не менее трех лет со дня государственной регистрации (с учетом реорганизации при условии  правопреемственности);

представление гарантии выполнения своих обязательств как поручителя в форме:

банковской  гарантии либо поручительства банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, включенных в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, который ведет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;

денежных средств, внесенных на текущий (расчетный) счет, открываемый Министерству финансов Республики Беларусь в белорусских  рублях в Национальном банке Республики Беларусь для зачисления платежей в  бюджет, контроль за которыми осуществляется таможенными органами;

отсутствие  не исполненной в установленные  сроки обязанности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней на день подачи заявления о признании  поручителем.

Решение о признании  лица поручителем может быть приостановлено по решению таможенного органа в следующих случаях:

поручитель  по требованию таможенных органов не уплатил таможенные платежи, проценты, пени в соответствии с заключенным  договором поручительства;

поручитель  имеет неисполненную обязанность по уплате таможенных платежей, процентов и пеней в течение одного месяца;

поручитель  перестал удовлетворять требованиям  подп. 2.2 п. 2 Положения N 1374;

у таможенных органов  не имеется информации об исполнении в установленные сроки обязательств перед таможенными органами, обеспеченных договором поручительства, общая сумма которых превышает 50% от суммы такого договора.

 

3.3 Залог имущества

 

Нормативную базу для заключения договоров залога между таможенными органами и  лицами, предоставляющими обеспечение уплаты таможенных платежей, составляют:

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (далее - ГК);

Закон Республики Беларусь от 24.11.1993 N 2586-XII "О залоге" (далее - Закон о залоге);

Декрет Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 3 "О некоторых вопросах залога имущества" (далее - Декрет N 3);

Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.1997 N 389 "Об упорядочении залога государственного имущества";

Закон Республики Беларусь от 20.06.2008 N 345-З "Об ипотеке";

другие законодательные акты.

В соответствии со ст. 315 ГК в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в  случае неисполнения должником этого  обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества  преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Залог возникает  в силу договора. В силу норм статьи 391 ГК таможенные органы и лица, предоставляющие  обеспечение уплаты таможенных платежей, свободны в заключении договора. Данной статьей определено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством. Нормами законодательства Таможенного союза и Республики Беларусь не предусмотрено обязательное заключение таможенными органами договоров залога. Таким образом, таможенные органы в силу норм ГК обладают правом воздерживаться от вступления в договорные отношения в случае недостижения сторонами согласия по всем существенным условиям договора.

Следует заметить, что подпунктом 1.6 Декрета N 3 установлено, что организации, за которыми имущество  закреплено на праве оперативного управления, вправе передавать в залог имущество, находящееся в государственной собственности, в порядке, установленном законодательными актами о распоряжении государственным имуществом, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, а имущество, находящееся в частной собственности, - с согласия собственника этого имущества либо уполномоченного им лица. Данный порядок определен Указом Президента Республики Беларусь от 14.09.2006 N 575 "О порядке распоряжения государственным имуществом".

Кроме того, ст. 326 ГК допускает замену предмета залога с согласия залогодержателя, если законодательством или договором не предусмотрено иное. Если предмет залога утрачен или поврежден либо право собственности (хозяйственного ведения) на него прекращено по основаниям, установленным законодательством, залогодатель вправе в разумный срок восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом, если договором не предусмотрено иное.

В соответствии со статьей 6 Закона о залоге предусматриваются  следующие виды залога:

) залог, при  котором предмет залога остается  у залогодателя;

) залог недвижимости (ипотека);

) залог товаров  в обороте;

) залог с  передачей предмета залогодержателю  (заклад);

) залог прав  и ценных бумаг.

При этом допускается  и комбинированный залог, сочетающий в себе разные виды залога.

Очевидно, что  в подавляющем большинстве случаев  таможенные органы заключают договоры на первые четыре вида залога. Но в то же время залогодатели вправе инициировать и иные виды залога.

 

 

4. Погашение отсрочки (рассрочки) уплаты платежей

таможенный  платеж товар импорт

До 01.01.2011 действовал следующий механизм отражения факта  погашения отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей. Пунктом 17 Инструкции о порядке заполнения некоторых  таможенных документов, используемых для отражения сумм таможенных платежей, процентов, утвержденной Постановлением N 11, было определено, что не позднее последнего дня срока предоставления отсрочки, налогового кредита (при единовременной уплате таможенных платежей в счет его погашения) либо последнего дня срока, установленного для поэтапной уплаты сумм таможенных платежей по предоставленной рассрочке, налоговому кредиту (при поэтапной уплате таможенных платежей в счет его погашения), плательщик обязан был представить в таможенный орган свидетельство по отсрочке или рассрочке. Данный механизм продолжает действовать и в настоящее время в отношении отсрочек (рассрочек), которые были предоставлены до 2011 года и погашаются, например, в 2012 году.

В 2011 году данный порядок претерпел серьезные  изменения. Теперь факт погашения отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей отражается путем внесения изменений в декларацию.

Первоначально представляется декларация, в которой  в графах 47 и "В" отражается факт получения отсрочки (рассрочки) уплаты платежа:

 

    ┌───────────────────────────────────┬────┬───────────┬───────┬───────┬──┐

   │47 Исчисление  платежей             │Вид │   Основа  │Ставка  │ Сумма │СП│

   │┌────────────────────────────┐     │    │ начисления│       │       │  │

   ││Таможенные  сборы за таможенное│   ├────┼───────────┼───────┼───────┼──┤

 ┌─┼┤оформление (курс евро равен ├────>│1010│           │35 евро│140000 │ИУ│

 │ ││4000 руб.)                  │ ┌──>│2010│ 10000000  │  20%  │2000000│ИУ│

 │ │└────────────────────────────┘  │ ┌>│5010│ 12000000  │ 20%  │2400000│ОП│

 │ │┌────────────────────────────┐  │ │ ├────┴───────────┴───────┴───────┼──┤

 │ ││Ввозная  таможенная пошлина  │ │  │ │Всего:                          │  │

┌─┼─┼┤(ставка пошлины 20%)        ├─┘  │ │                                │ │

│ │ │└────────────────────────────┘   │ │                                │  │

│ │ │┌────────────────────────────┐   │ │                                │  │

│ │ ││Предприятием заявляется     ├───┘ │                                │  │

│ │ ││отсрочка уплаты НДС         │     │                                │  │

│ │ │└────────────────────────────┘     │                                │  │

│ │ └───────────────────────────────────┴────────────────────────────────┴──┘

│┌┼───────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────┐

│││ В ПОДРОБНОСТИ  ПОДСЧЕТА            │ │Платеж уплачен наличными  денежными │

││└>1010-140000-974-548265-09012012-НР<┼─┤средствами  по квитанции N 548265от│

└┼─>2010-2000000-974-24-09012012-БН<─┐│  │09.01.2012                         │

└───────────────────────────────────┼┘  └───────────────────────────────────┘

                                    │  ┌───────────────────────────────────┐

                                    └──┤Ввозная таможенная пошлина  уплачена│

                                       │в безналичном порядке по платежному│

                                       │поручению N 24 от 09.01.2012       │

                                       └───────────────────────────────────┘

 

В соответствии с подпунктом 2.4.4 Постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.12.2011 N 48 "О некоторых вопросах таможенного декларирования товаров и изменения и (или) дополнения сведений, заявленных в декларации на товары" корректирующая декларация рассматривается в качестве мотивированного письменного обращения декларанта или от его имени и по поручению таможенного представителя о внесении изменений и (или) дополнений в декларацию на товары (ДТ) в случае подачи корректирующей декларации в целях изменения и (или) дополнения в ДТ сведений об уплате сумм таможенного платежа в отношении товаров, по которым была использована отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей.

В указанных  случаях решением таможенного органа об изменении и (или) дополнении сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров является решение, принятое по результатам рассмотрения корректирующей декларации и указанное в графе "С" корректирующей декларации.

В этом случае корректирующая декларация заполняется с учетом следующих особенностей:

в третьем подразделе графы 1 "Декларация" указывается  буквенный код "ПВ", что означает "После выпуска";

в графе "А" указывается регистрационный номер  ДТ, изменение и (или) дополнение сведений которой отражает корректирующая декларация;

в колонке "СП" графы 47 "Исчисление платежа" указываются следующие коды в соответствии с Классификатором особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 378:

в случае, если исчисленная сумма таможенного  платежа, процентов, пеней уплачена (взыскана) после выпуска товаров  полностью, в том числе в рамках погашения отсрочки (рассрочки), - "ВУ";

в случае, если исчисленная сумма таможенного  платежа, процентов уплачена после выпуска товаров частично, в том числе в рамках погашения отсрочки (рассрочки), - "УМ", а после полной уплаты (взыскания) - "ВУ".

Таким образом, после полного погашения предоставленной  отсрочки в корректирующей декларации графы 47 и "В" будут выглядеть следующим образом:

 

    ┌───────────────────────────────────────────────┬────┬──────────┬─────────┬───────┬──┐

Информация о работе Особенности получения отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных платежей при импорте товаров