Особенности осуществления российской федерацией валютного контроля в условиях таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 01:24, курсовая работа

Описание работы

В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка был введен особый порядок контроля по валютным операциям резидентов с нерезидентами - валютный контроль.
Цель данной работы – рассмотреть валютный контроль и особенности его осуществления в рамках Таможенного союза. В данной работе, будет дано определение и общие принципы валютного контроля, а также, будут рассмотрены особенности осуществления таможенными органами РФ валютного контроля в рамках Таможенного союза.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава I. Валютный контроль
Понятие и сущность валютного контроля………………….....……...……4
Правовое регулирование и полномочия органов валютного контроля в РФ.......................................................................................................................7
Глава II. Осуществление таможенными органами Российской Федерации валютного контроля в условиях Таможенного союза
2.1 Таможенный контроль за валютными операциями............................................................................................................11
2.2 Осуществление валютного контроля при бартерных операциях и в неторговом обороте..............................................................................................23
Заключение..........................................................................................................28
Список литературы............................................................................................30

Файлы: 1 файл

ffw.docx

— 51.24 Кб (Скачать файл)

• дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

находящиеся за пределами  РФ филиалы и представительства  резидентов РФ.

          К нерезидентам РФ относятся:

• физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;

• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

• предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

• находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и их филиалы и представительства;

• находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов РФ.

Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

       Главными задачами органов валютного контроля в РФ являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

        Основным  органом валютного контроля в  РФ является ЦБ РФ, который:

- определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

- издает нормативные акты, обязательные к исполнению резидентами и нерезидентами;

- проводит все виды валютных операций; устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ;

- устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

- устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченным банкам, а также порядок и сроки их предоставления.

        Деятельность  ЦБ РФ состоит в следующем:

1) поэтапное оснащение  конвертируемости валюты по текущим  операциям, учитывая состояние  и изменения важных факторов, которые создают для этого  необходимые условия (адекватная  международная ликвидность, эффективный  обменный курс, устойчивая макроэкономическая  политика и нужная экономическая  среда, которая определяет возможности  и стимулы для надлежащего  реагирования на рыночные цены);

2) создание необходимых  условий для притока финансового  капитала и привлечения иностранных  инвестиций в экономику страны, учитывая приоритет долгосрочных  вложений, а также ограничения  прилива неустойчивого краткосрочного  капитала;

3) предотвращение беспочвенного  оттока капитала из страны  и ограничение вероятностей для  бегства капитала, включая возвратность  капиталов и дивидендов на  вложенный капитал;

4) противодействие легализации  через режим кредитных организаций  преступных доходов, приобретенных  в иностранной валюте или в  виде прочих валютных ценностей.

        Достижение  вышеуказанных целей следует  осуществлять поэтапно с учетом  особенностей использования иностранной  валюты в разнообразных сферах  ее обращения.

Глава II. Осуществление таможенными органами Российской Федерации валютного контроля в условиях Таможенного союза

2.1 Таможенный контроль за валютными операциями.

При единовременном ввозе  в РФ физическими лицами - резидентами  и физическими лицами - нерезидентами  наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг  в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000  долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Физические лица - резиденты  и физические лица - нерезиденты  имеют право вывозить из РФ иностранную  валюту, валюту РФ, дорожные чеки, внешние  и  (или) внутренние бумаги в документарной  форме, ранее ввезенные или переведенные в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства РФ в  пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в РФ.

Физические лица - резиденты  и физические лица - нерезиденты  имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту и (или) валюту РФ в сумме, равной в  эквиваленте 10 000 долларов США или  не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в  таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная  валюта и (или) валюта РФ была ранее  ввезена или переведена в РФ либо приобретена в РФ.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами - резидентами  и физическими лицами - нерезидентами  наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей  этой суммы, вывозимая наличная иностранная  валюта и (или) валюта РФ не подлежит декларированию таможенному органу.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами - резидентами  и физическими лицами - нерезидентами  наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в  эквиваленте 3 000  долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ  подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ.

Единовременный вывоз  из РФ физическими лицами - резидентами  и физическими лицами - нерезидентами  наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в  эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами – резидентами  и физическими лицами – нерезидентами  дорожных чеков в сумме, превышающей  в эквиваленте 10 000 долларов США, вывозимые дорожные чеки подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

При единовременном вывозе из РФ резидентами и нерезидентами  иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме  вывозимые иностранная валюта, валюта РФ, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме  подлежат декларированию таможенному  органу путем подачи письменной таможенной декларации.

Закон № 173-ФЗ не дает определение  репатриации, ее содержание раскрывается в 19 статье. В соответствии с данной статьей при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Законом № 173-ФЗ, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

получение    от    нерезидентов    на    свои    банковские    счета    в 
уполномоченных     банках     иностранной     валюты     или     валюты     РФ, причитающейся    в    соответствии    с    условиями    указанных    договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

возврат  в  РФ  денежных  средств,  уплаченных  нерезидентам  за 
неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории   РФ)   товары,   невыполненные   работы,   неоказанные   услуги, непреданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Статья 20 определяет понятие  паспорта сделки. В соответствии с  данной статьей паспорт сделки (далее - ПС) может использоваться органами и агентами валютного контроля для  целей осуществления валютного  контроля. Центральный банк РФ в  целях обеспечения учета и  отчетности по валютным  операциям  может устанавливать  единые  правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки (далее - банк) при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Раздел 2 Инструкции ЦБ 117-И  регламентирует порядок оформления, переоформления и закрытия ПС; перевода контрактов из банка ПС в другой уполномоченный банк.

Действие порядка оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в  осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в  уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте:

1.  За  вывозимые  с  таможенной  территории  РФ  или  ввозимые  на 
таможенную   территорию   РФ   товары,   а   также   выполняемые   работы, оказываемые      услуги,      передаваемую      информацию      и      результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим     лицом     и     физическим     лицом     -индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом; 

2. При предоставлении  резидентами займов в иностранной  валюте и в 
валюте РФ нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и 
займов в иностранной валюте и в валюте РФ от нерезидентов по кредитному договору.

В целях обеспечения учета  и отчетности по валютным операциям  резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один ПС в одном  банке. В случае если резидент осуществляет все валютные операции по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется  в территориальном учреждении Банка  России по месту государственной  регистрации резидента (по месту  регистрации – для физического  лица). В этом случае территориальное  учреждение Банка России, в котором  резидентом оформляется ПС, исполняет  функции банка ПС. В иных случаях  ПС оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контракту (кредитному договору).

Для оформления ПС резидент представляет в банк следующие документы:

1. Два экземпляра ПС;

2.  Контракт   (договор),   являющийся   основанием   для   проведения 
валютных операций по контракту (кредитному договору);

3. Разрешение органа валютного  контроля на осуществление валютных  операций   по   контракту   (кредитному   договору),   а   также   на   открытие резидентом счета в банке-нерезиденте.

ПС подписывается двумя  лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в  случае отсутствия в штате юридического лица - резидента лиц, в обязанности  которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с  образцами подписей и оттиска  печати, с приложением оттиска  печати юридического лица - резидента.

Положение №258-П определяет порядок представления резидентами  уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных  с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными  банками контроля за проведением валютных операций. Действие Положения № 258-П распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) (далее - резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории РФ (далее –банк нерезидент) за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товара, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее - контракт).

Действие   Положения  №  258-П   не  распространяется   на  валютные операции, осуществляемые:

-между нерезидентом и  кредитной организацией - резидентом;

-между нерезидентом  и федеральным органом исполнительной  власти, 
специально   уполномоченным   на   осуществление   валютных   операций   в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона № 173-ФЗ Правительством РФ;

- между  нерезидентом  и резидентом  в  случае,  если  общая сумма 
контракта   не   превышает   в   эквиваленте   5000   долларов   США   на  дату заключения контракта.

Учет валютных операций и контроль за их проведением осуществляет уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - банк ПС). Резидент осуществляет валютные операции по контракту только через свои банковские счета, открытые в банке ПС. Резидент осуществляет валютные операции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, и в порядке, установленном валютным законодательством РФ или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании выданных разрешений Банка России. В случае если резидент осуществляет все валютные операции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, функции банка ПС исполняет по месту государственной регистрации резидента территориальное учреждение Банка России, в котором резидентом оформляется паспорт сделки.

Информация о работе Особенности осуществления российской федерацией валютного контроля в условиях таможенного союза