Основы информационной безопасности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

Защита информации, информационных ресурсов занимает приоритетное место в решении вопросов национальной безопасности каждого государства. Это объяснимо хотя бы тем фактом, что информация составляет основу жизнедеятельности любой социальной системы.
Основной целью правового регулирования информационной безопасности является противодействие правовыми средствами угрозам, существующим в информационной сфере. Правовой механизм противодействия угрозам представляет собой систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения, направленное на ликвидацию угроз объектам национальных интересов в информационной сфере, предупреждение и пресечение проявления этих угроз, а также на минимизацию последствий проявления угроз.

Содержание работы

Введение………………..………………………………………………………….3
Глава 1. Основы обеспечения информационной безопасности……………..….5
1.1. Роль и место информации и информационных технологий
в современной жизни……………………………………………………….5
1.2. Основные формы проявления информации и их свойства…………..6
Глава 2. Информационная безопасность и ее обеспечение……………………..8
2.1. Основные угрозы информационной безопасности…………………..8
2.2. Обеспечение информационной безопасности…………………...…10
Глава 3. Общеправовое понятие тайны…………………………………………14
3.1. Виды тайн……………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

Основы информационной безопасности в РФ безопасности.docx

— 35.27 Кб (Скачать файл)

Безопасность национальных интересов в информационной сфере определяется безопасностью объектов интересов и деятельности субъектов интересов в целях овладения объектами интересов (реализации интересов), которая осуществляется в рамках системы общественных отношений, опосредующих эту деятельность. Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации достигается посредством разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на поддержание состояния защищенности национальных интересов Российской Федерации в различных сферах жизни и деятельности общества и государства. Особое место в системе этих мероприятий занимают организационные меры, способы и методы обеспечения информационной безопасности.

Обеспечение информационной безопасности есть совокупность деятельности по недопущению вреда свойствам объекта безопасности, обусловливаемым информацией и информационной инфраструктурой, и субъектов, а также средств этой деятельности.

Деятельность по обеспечению информационной безопасности — комплекс планируемых и проводимых в целях защиты информационных ресурсов мероприятий, направленных на ликвидацию угроз информационной безопасности и минимизацию возможного ущерба, который может быть нанесен объекту безопасности вследствие их реализации.

Под субъектами обеспечения информационной безопасности понимаются государственные органы, предприятия, должностные лица, структурные подразделения, принимающие непосредственное участие в организации и проведении мероприятий по обеспечению информационной безопасности.

Средства осуществления деятельности по обеспечению информационной безопасности — это системы, объекты, способы, методы и механизмы, предназначенные для непосредственного решения задач обеспечения информационной безопасности.

Они делятся на правовые и организационные средства обеспечения информационной безопасности.

Особую роль в системе средств обеспечения информационной безопасности играют организационные средства, к ним относятся:

средства кадрового обеспечения — совокупность программ подготовки кадров по направлениям информационной безопасности и используемого в процессе подготовки учебного и методического материала (основаны на системе подготовки специалистов в области информационной безопасности);

средства материального обеспечения — совокупность объектов, выделяемых для размещения и использования сил и средств обеспечения информационной безопасности;

средства финансового обеспечения информационной безопасности — экономические инструменты (алгоритмы, способы и методы) получения (привлечения, перераспределения) и использования денежных средств для решения поставленных задач;

средства информационного обеспечения — информационные ресурсы (информационные фонды, банки данных), используемые при решении задач обеспечения информационной безопасности;

средства научного обеспечения информационной безопасности — система научных теорий, концепций, взглядов и закономерностей, предназначенных для изучения происходящих в данной области процессов и явлений, анализа угроз и выработки способов и методов противодействия этим угрозам.

Наряду с перечисленными организационными средствами в общей системе обеспечения информационной безопасности важное место занимают и организационные методы.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации определяет наиболее важные из них:

- создание и совершенствование  системы обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации;

- усиление правоприменительной  деятельности федеральных органов  исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов  РФ, включая предупреждение и  пресечение правонарушений в  информационной сфере, а также  выявление, изобличение и привлечение  к ответственности лиц, совершивших  преступления и другие правонарушения  в этой сфере;

- сертификация средств  защиты информации, лицензирование  деятельности в области защиты  государственной тайны, стандартизация  способов и средств защиты  информации;

- совершенствование системы  сертификации телекоммуникационного  оборудования и программного  обеспечения автоматизированных  систем обработки информации  по требованиям информационной  безопасности;

- контроль за действиями  персонала в защищенных информационных  системах, подготовка кадров в  области обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации;

- формирование системы  мониторинга показателей и характеристик  информационной безопасности Российской  Федерации в наиболее важных  сферах жизни и деятельности общества и государства.

Перечисленные организационные методы обеспечения информационной безопасности находят практическое применение в деятельности руководства и персонала конкретного предприятия, на котором планируются и проводятся мероприятия по обеспечению информационной безопасности объектов информационной инфраструктуры, содержащих (обрабатывающих) информацию, непосредственно подлежащую защите. Подробно данные методы раскрыты в других статьях.

 

 

 

 

Глава 3. Общеправовое понятие тайны

 

Конституция Российской Федерации закрепила право граждан, организаций и государства на тайну, а также право свободно искать, получать передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В этой связи возникает проблема нахождения баланса между обеспечением тайны и обеспечением права на информацию.

Правовое понятие отдельных видов тайн нашло свое отражение в Уголовном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, федеральных законах, иных нормативных актах, а также в научно-правовой и справочной литературе. Анализ указанных источников показал, что на сегодняшний день отсутствует общеправовое понятие тайны, отдельные виды тайн раскрыты недостаточно конкретно, носят расплывчатый характер, имеются спорные точки зрения по этим вопросам.

В целях определения общеправового понятия тайны необходимо выделить общие и отличительные признаки, присущие конкретным видам тайн. В законодательстве определяется понятие государственной, коммерческой, банковской тайны и тайны частной жизни.

 

3.1 Виды тайн

 

Правовое понятие государственной тайны, зафиксировано в Законе РФ «О государственной тайне».

Государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Указанные в данном понятии сведения конкретизированы в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Вместе с тем в юридической литературе имеет место и несколько узкое толкование данного понятия как сведений военного, экономического и политического характера, имеющих важное государственное значение и специально охраняемых государством.

Таким образом, отличительная черта государственной тайны – это сведения, касающиеся безопасности Российской Федерации. Под государственной безопасностью понимается система общественных отношений, направленных на обеспечение прочности и нерушимости общественного и государственного строя России.

Переход России к новым экономическим отношениям, развитие свободного предпринимательства и вызванное им появление конкуренции выдвинули необходимость законодательной защиты коммерчески значимой информации. Правовая защита коммерческой тайны предусмотрена ГК РФ, УК РФ, Федеральными законами «Об информации», «О конкуренции», «О средствах массовой информации» и другими законами и подзаконными актами. Однако эти нормативные акты лишь декларируют право на коммерческую тайну, не раскрывая в должной мере ее понятие.

В научно-правовой литературе даются различные юридические трактовки понятия «коммерческая тайна».

Одни ученые-юристы под коммерческой тайной понимают право предприятий на засекречивание производственных, торговых, финансовых, хозяйственных операций и документации по ним. Другие авторы за основу принимают не право, а информацию, сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Иными словами, в основу данного понятия «коммерческая тайна» положена ст. 139 ГК РФ. Такая формулировка предложена и в проекте Закона РФ «О коммерческой тайне».

На наш взгляд, правовое понятие «коммерческая тайна» можно сформулировать следующим образом: коммерческая тайна – это сведения в области производственно-хозяйственной, управленческой, коммерческой, научно-технической, финансовой деятельности организации, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, обладатель сведений принимает меры к их конфиденциальности, незаконное получение, использование или разглашение которых предоставляет ему право на возмещение причиненных убытков или уголовно-правовую защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Категория «банковская тайна» является одним из центральных понятий банковского законодательства, так как относится ко всем банковским сделкам кредитных организаций и Банка России. В нормативно-правовых актах понятие «банковская тайна» рассматривается в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», ст. 857 ГК РФ, ст. 183 УК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и вклада, операций по счету и сведений о клиенте. В соответствии со ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

В приведенных положениях относительно банковской тайны просматривается ряд принципиальных различий, образующих логическое несоответствие, суть которого выражается в том, что «один и тот же предмет (явление, субъект), взятый в одном и том же отношении, в один и тот же период времени, интегрируется различным образом». Вследствие этого нормативно-правовое предписание становится расплывчатым, двусмысленным, неопределенным. Существует точка зрения, согласно которой понятие «банковская тайна» рассматривается в двух основных значениях: во-первых, под банковской тайной понимается разновидность коммерческой тайны, т.е. конфиденциальные сведения, принадлежащие банку, во-вторых, под банковской тайной понимают обязанность кредитного учреждения сохранять тайну по операциям клиентов, ограждение банковских операций от ознакомления с ними посторонних лиц, прежде всего конкурентов того или иного клиента, тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов.

Понятие «банковская тайна» можно сформулировать следующим образом: это охраняемые государством, кредитными организациями, Банком России сведения о банковском счете, банковском вкладе, операциях по счету и вкладам, о клиенте, незаконное получение, разглашение или использование которых предоставляет клиенту право на возмещение нанесенного ущерба или уголовно-правовую защиту в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Если представить право на частную жизнь граждан как совокупность гарантированных им тайн, то среди них можно различать тайны личные (никому не доверенные) и тайны профессиональные (доверенные представителю определенных профессий для защиты прав и законных интересов граждан). К личным тайнам можно отнести тайну творчества и общения, тайну семейных и интимных взаимоотношений, тайну почтово-телеграфной корреспонденции и телефонных переговоров. Профессиональные тайны – это медицинская тайна, тайна судебной защиты и представительства, тайна исповеди, тайна усыновления, тайна предварительного следствия, тайна нотариальных действий и записей актов гражданского состояния. Ст. 137 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну. Отдельные положения, характеризующие понятие тайны частной жизни, нашли свое отражение в Семейном (ст. 139), Уголовном (ст. 138, 155, 142, 310, 311, 320) и Гражданском кодексах РФ (ст. 946), Основах законодательства РФ о нотариате (ч. 2 ст. 16), Законе РФ «О свободе вероисповедания» и ряде других нормативных актов, а также в научно-правовой и справочной литературе.

В содержание понятия «медицинская тайна» входят сведения:

1) о самом факте обращения  лица за медицинской помощью;

2) о болезни (диагноз, течение, прогноз);

3) о примененных методах  лечения и их эффективности;

4) о лице, обратившемся за помощью, его прошлом, привычках, наклонностях, физических и психических недостатках, интимных связей и т.п.;

5) о семье больного  и укладе его жизни в доме.

В соответствии со ст. 946 ГК РФ «страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц».

Учитывая изложенное, понятие тайны частной жизни можно сформулировать следующим образом. Тайна частной жизни – это сведения, составляющие личную или семейную тайну лица, а также отдельные виды профессиональной тайны, незаконное собирание или распространение которых причиняет вред правам, законным интересам граждан, и предоставляет им право на правовую защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Основы информационной безопасности в РФ