Общие принципы разработки таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Таможенные платежи играют важную роль для федерального бюджета, так как в полном объеме учитываются в его составе доходов в качестве налоговых (НДС, акцизы) и неналоговых (таможенные пошлины, таможенные сборы) доходов. Активное использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет им выполнять различные функции. Таможенные платежи являются инструментом регулирования перемещения товаров через таможенную границу.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика таможенных платежей 5
1.1 Понятие и виды таможенных платежей 5
1.2. Характеристика таможенной пошлины 7
1.3. Особенности взимания налога на добавленную стоимость и акциза 9
1.4. Порядок взимания таможенных сборов 11
Глава 2. Общие принципы разработки таможенных платежей 12
2.1. Характеристика таможенных платежей, как единой системы 12
2.2. Основные функции таможенных платежей. 14
Заключение 16
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

курсовая !.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Таможенной  службе поручено взимать акциз не только с импортируемых товаров, но и с экспортируемых (нефть, газовый  конденсат, природный газ).

Подакцизными  товарами являются:

- спиртосодержащая продукция;

        -  алкогольная продукция;

       - вина натуральные;

- вина шампанские, игристые;

- пиво;

- табак, сигары, сигариллы, сигареты с фильтром и без, папиросы;

- автомобили легковые;

- мотоциклы;

- автомобильный бензин;

-дизельное топливо;

- моторные масла;

- прямогонный бензин.

При расчете  суммы акциза по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации  и вывозимым с нее, применяются  специфические и адвалорные ставки.[7]

Специфические ставки акциза устанавливаются в  рублях за единицу измерения подакцизного товара.

При исчислении суммы акциза по адвалорным ставкам  в качестве налогооблагаемой базы берется  величина, включающая таможенную стоимость  подакцизного товара, таможенную пошлину и таможенные сборы за таможенные операции.

Ставки акцизов  по подакцизным товарам являются едиными по всей стране. Исключение составляют подакцизные виды минерального сырья, ставки акциза на которые дифференцируются по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.

 

1.4. Порядок взимания таможенных сборов

 Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и(или)законодательством государств - членов таможенного союза. 

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза.

      Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. 

 Плательщики  таможенных сборов, сроки уплаты  таможенных сборов, порядок их  исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не  подлежат уплате, определяются ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

Глава 2. Общие принципы разработки таможенных платежей.


 

2.1. Характеристика таможенных платежей, как единой системы.

Существенным  недостатком действующего законодательства является отсутствие закрепленного понятия «таможенные платежи». Следует отметить, что в правовой литературе данное понятие разрабатывалось. Сформулировать его возможно, указав на основные черты, присущие таможенным платежам как единой системе: обязательный характер, наличие специальной процедуры установления, сфера действия, специальный субъект взимания, перечисление в бюджетную систему.

Обязательный  характер таможенных платежей основан  на конституционной норме (ст.57 Конституции РФ), согласно которой любое лицо обязано платить законно установленные налоги и сборы. В специальной литературе уже отмечалось, что «конституционные понятия «налог» и «сбор» служат своеобразными эталонами для всего массива нормативных актов о налогах и сборах», а так же и иных нормативных актов о фискальных платежах. Отсутствие в формулировке названной статьи Конституции РФ указаний на другие платежи, установление которых возможно отраслевым законодательством, например пошлин, не изменяет характера названных платежей, хотя и в значительной мере затрудняет применение к ним основного закона. В определениях таможенной пошлины, налогов и таможенных сборов, которые содержатся в законодательстве, также закрепляется обязательность каждого вида таможенных платежей.[8]

Разработка и установление таможенных платежей представляет собой сложный, с позиции законотворческой техники, процесс. Его суть заключается в необходимости не просто закрепить перечень таможенных платежей, но и определить все существенные элементы его состава: плательщика, объект обложения, базу, ставку, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.  При установлении таможенных платежей применяются нормы как таможенного, так и налогового законодательства. При этом перечень таможенных платежей сдержится в ст. 70 ТК ТС. Раздел 2 ТК ТС полностью посвящен таможенным платежам. В нем закреплены как общие положения, относящиеся к таможенным платежам, так и порядок их исчисления, уплаты, принудительного взыскания и другие вопросы. Юридический состав таможенных пошлин и сборов определяется таможенным законодательством. При этом решение отдельных вопросов, связанных с их установлением, входит в компетенцию Правительства РФ, в частности установление ставок таможенных пошлин и таможенных сборов, предоставление льгот и др. В то же время ряд существенных вопросов, связанных с установлением налогов, регламентирован нормами налогового законодательства. В НК РФ закреплены налоговые ставки НДС и акцизов, перечень подакцизных товаров. В нем же подробно регламентирован порядок исчисления названных платежей, а также содержатся иные нормы, относящиеся к налогам, взимаемым в области таможенного дела. Как и в отношении внутригосударственных налогов, все элементы названных таможенных платежей устанавливаются законом.

В качестве объединяющего  фактора выступает то, что обязанность по уплате таможенных платежей продиктована совершением действий, направленных на перемещение товаров через ТТ ТС. Некоторые особенности имеют таможенные сборы, уплачиваемые за совершение действий, непосредственно не связанных с фактом перемещения товаров через таможенную границу. Однако выполнение таможенными органами функций по таможенному оформлению, по таможенному сопровождению и хранению товаров направлено на обеспечение соблюдения положений российского законодательства, в соответствии с которым происходит ввоз (вывоз) товаров.

Контроль за уплатой таможенных платежей осуществляют таможенные органы. Они выполняют функции по взиманию таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей, принятию мер по их принудительному взысканию.

Таможенные  платежи играют важную роль для федерального бюджета, так как в полном объеме учитываются в его составе доходов в качестве налоговых (налоги, акцизы) и неналоговых (таможенные пошлины, таможенные сборы) доходов. Более трети всех доходов федерального бюджета формируется за счет поступления от их уплаты. Однако таможенные платежи должны иметь значимость для всей бюджетной системы страны. Их распределение между бюджетами следует осуществлять с учетом региональных интересов.[5]

Таким образом, таможенные платежи представляют собой  систему обязательных платежей, установленных  таможенным и налоговым законодательством РФ, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу и подлежащих перечислению в бюджетную систему России.

 

2.2. Основные  функции таможенных платежей.

В соответствии с законодательством ТС о мерах по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Они используются в качестве мер защиты экономических интересов российских производителей товаров и связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на ТТ ТС. Названные пошлины применяются независимо от ввозной таможенной пошлины по правилам, установленным для последней. Возможно, это обстоятельство не позволило законодателю включить особые виды таможенных пошлин в число таможенных платежей.

Активное использование  института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет им выполнить различные функции, которые при всем многообразии могут быть объединены в две основные: регулирующую и фискальную. В то же время не следует отрицать наличие иных функций, в том числе контрольной, статистической, балансировочной и др.

Регулирующая  функция таможенных платежей содержит широкий спектр экономических мер - от проктеционистской защиты внутреннего производителя до либерализации внешнеторговых отношений в целях насыщения внутреннего рынка товарами, пользующимися спросом. Истории мирового хозяйства известны два диаметрально противоположных фланга внешнеторговой политики: автаркия – изоляция от внешнего мира (полная или частичная) и фритредерство – свободная торговля. Средствами их реализации служат соответственно протекционизм – система мер защиты внутреннего рынка и обеспечения интересов отечественного производителя, а так же либерализация, допускающая свободу конкуренции в угоду потребителю. Каждое из этих направлений таможенной политики имеет свои положительные и отрицательные характеристики.[6]

Наиболее важную роль в таможенно-тарифном регулировании  внешнеэкономической деятельности играют импортные таможенные пошлины, взимаемые с товаров, ввозимых в страну из иностранных государств. Их регулирующее воздействие выражается в соответствующем удорожании импортируемого товара, но не ограничивается этим. Они дают так же возможность повышать цены на товары внутреннего производства до уровня импортных товаров, увеличенного на величину взимаемых пошлин. Тем самым они воздействуют на рынок сбыта промышленности и сельского хозяйства и что немаловажно, на рынок рабочей силы, поскольку достаточная защита от наплыва иностранных товаров предохраняет внутренний рынок от резкого падения цен и вызванного этим сокращения производства и числа рабочих мест.

Средства, поступающие  в бюджетную систему от уплаты таможенных платежей, являются одним  из основных источников доходов федерального бюджета. В этом проявляется фискальная функция платежей.

 

 

Заключение

 

Таким образом, таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, сборы и другие платежи  взимаемые в установленном порядке таможенными органами .

Таможенная пошлина - обязательный взнос, либо вид таможенного платежа.

НДС - косвенный  налог, уплачиваемый конечным потребителем при покупке товаров и услуг, а также вид таможенного платежа, взимаемого таможенными органами РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и перечисляемого в доход федерального бюджета.

Акцизы - косвенные  налоги, включаемые в цену товара (продукции) или тариф и оплачиваемые покупателем.

Таможенные  сборы - постоянные и временные взносы лицензионные, марочные, за оформление и хранение товаров и т.д., взимаемые в установленном порядке в национальной и (или) иностранной валюте, наряду с таможенными пошлинами и др. платежами.

Таможенные  платежи уплачиваются непосредственно  декларантом либо иными лицами в  соответствии с таможенным законодательством.

Лицо, ответственное  за уплату таможенных платежей, несёт  ответственность перед таможенными  органами за правильное исчисление и  своевременную уплату таможенных платежей.

Таможенные  платежи уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации.

В исключительных случаях таможенным органом может  быть предоставлена отсрочка или  рассрочка уплаты таможенной пошлины  и налогов, относящихся к товарам.

Таможенные  платежи уплачиваются таможенному  органу, производящему таможенное декларирование товаров, и т.д.

Правовая база таможенных платежей состоит из международного законодательства (ТС) и внутреннего.

В случае возникновения  противоречия между нормой внутреннего  законодательства и предписанием, установленным  в международном договоре, будет  действовать международно-правовая норма.

Нормативно - правовая база таможенно-тарифного регулирования  имеет ряд особенностей, в частности:

- нестабильность  и недостаточно высокий уровень  систематизации;

- должностные  лица таможенных органов наделены  значительными дискреционными полномочиями, реализуемыми ими по собственному усмотрению.

Поэтому особую актуальность приобретает проблема информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенно - тарифного регулирования.

Обеспечение их информацией о причинах принятого  таможенными органами решения, его  действия или бездействия и консультирование по вопросам таможенного законодательства представляют собой важную юридическую  гарантию защиты лица, выступающего субъектом  таможенных правоотношений, от возможных проявлений административного произвола со стороны должностных лиц таможенных органов.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной источников

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (в ред. Протокола от 16.04.2010)
  2. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 (ред. от 19.03.2012) "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"
  3. Постановление Правительства РФ от 23.12.2006 N 795 (ред. от 01.11.2011) "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
  4. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 11.12.2009) "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе"
  5. Протокол от 11.12.2009 (с изм. от 18.06.2010) "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе".
  6. Протокол от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов"
  7. Приказ ФТС РФ от 30.12.2010 N 2750 (ред. от 08.04.2011) "О взимании акцизов"
  8. Беляшов, В. А. Таможенные процедуры : учеб. пособие / В. А. Беляшов. — М. : Приор-Издат, 2010.

Информация о работе Общие принципы разработки таможенных платежей