Нормы таможенного права: толкование, применение и действие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:55, реферат

Описание работы

Во-первых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных предписаний (за некоторыми исключениями), сами выступают в виде целостных правовых образований и сообразно воли государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе - таможенные отношения. Особенность таких отношений состоит в том, что они предполагают наличие не только правовых субъектов и объектов воздействия, но и социально-экономических, организационных и иных взаимоотношений и фактов в широком смысле этого слова.

Файлы: 1 файл

Нормы таможенного права.docx

— 39.95 Кб (Скачать файл)

Нормы таможенного права: толкование, применение и действие

 

 Понятие и виды таможенно-правовых  норм

 

Норма таможенного права  представляет собой писанное правило  поведения участников таможенных правоотношений, которое устанавливается государством в строго определенных порядке и  форме и вступает в силу в конкретный законодательный срок. А совокупность таможенных норм составляет предмет  и содержание самого таможенного  права как формирующейся юридической  науки. Отдельно взятая норма таможенного  права, группа таких норм - это еще  не само таможенное право. Таможенное право, как и право вообще, - прежде всего «система юридических норм, которая в наиболее полном и общем  виде выражает в этих нормах государственную  волю, ее общечеловеческий … характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества» См.: Байтин М.И. Нормы права // Теория государства и права. М., 1977. С. 313.. Норма таможенного права, в отличие от социальных норм вообще, - это достаточно самостоятельное  и независимое понятие, которое  обладает своими специфическими особенностями  и признаками. К наиболее важным из них, можно отнести следующие.

 

Во-первых, нормы таможенного  права, в отличие от других социальных предписаний (за некоторыми исключениями), сами выступают в виде целостных  правовых образований и сообразно  воли государства призваны регулировать специфический вид отношений  в обществе - таможенные отношения. Особенность таких отношений  состоит в том, что они предполагают наличие не только правовых субъектов  и объектов воздействия, но и социально-экономических, организационных и иных взаимоотношений  и фактов в широком смысле этого  слова.

 

Во-вторых, нормы таможенного  права всегда готовятся и издаются с санкции государства и выражаются в установленной в законодательстве либо в общепризнанной форме. Например, они могут выступать в форме  норм Конституции Республики Беларусь, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений  и распоряжений Правительства Беларуси.

 

В-третьих, нормы таможенного  права всегда охраняются государством, и государство заинтересовано в  их правовом качестве и в действительном исполнении в ходе правового воздействия  на таможенные отношения.

 

В-четвертых, нормы таможенного  права, в отличие от других социальных норм, всегда содержат общеобязательные установки и предписания. Сама норма  в этом свете есть некая правовая модель, мера, эталон, масштаб поведения  тех или иных участников таможенных отношений. Помимо общепризнанных компонентов  данная норма может включать нечто, противоположной гипотезе, логический результат либо без такового, программную  и прогностическую информацию См.: Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М.: Юридическая литература, 1981. С. 71-79..

 

 В норме таможенного  права всегда выражается определенное  предписание о том, как должны  поступать участники рассматриваемых  правоотношений в различных ситуациях.  Такое предписание, или веление,  заключается в любой норме  таможенного права независимо  от того, выражена ли она в  законе, подзаконном акте, или в  обычае, или в ином положении.

 

По характеру правил поведения  участников таможенных правоотношений, составляющих содержание таможенно-правовой нормы, нормы таможенного права  могут быть различных видов. Это, прежде всего, материальные и процессуальные нормы.

 

Материальные нормы таможенного  права регламентируют структуру  таможенного законодательства, систему  таможенно-правового пространства Беларуси, права и обязанности  физических и юридических лиц  в таможенной сфере, их поведение, то есть закрепляют материально правовое содержание прав и обязанностей участников таможенных отношений.

 

Процессуальные нормы  таможенного права устанавливают  порядок и действие норм материального  права. Так, в Законе Республики Беларусь «О таможенном тарифе» законодатель определяет совокупность ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с принятой товарной номенклатурой  и реализуемых конкретными субъектами при перемещении товаров через  таможенную границу.

 

По направленности поведения  участников таможенных отношений рассматриваемые  нормы можно классифицировать на: обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

 

Норма таможенного права  может прямо предписывать участникам правоотношений совершение определенных действий, то есть непосредственно  возлагать на них определенные обязанности. Подобные нормы можно называть обязывающими таможенно-правовыми нормами. Например, ст. 173 ТК констатирует: «При декларировании товаров и транспортных средств  декларант обязан произвести декларирование товаров и транспортных средств  в соответствии с порядком, предусмотренным  настоящим кодексом». Эта норма  предписывает декларанту совершение определенных действий и, таким образом, является обязывающей нормой таможенного  права.

 

Норма таможенного права, может запрещать участникам таможенных отношений совершение определенных действий. Эти нормы называются запрещающими нормами таможенного права. Так, ст. 176 ТК гласит о том, что в процессе изменения или дополнения таможенной декларации нельзя расширять или  сужать ее действия. При этом, должностные  лица таможенных органов не вправе по собственной инициативе, по поручению или по просьбе лица заполнять письменную таможенную декларацию, изменять и дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением внесения в нее тех данных, которые отнесены к компетенции таможенных органов, а также изменения или дополнения кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если такие сведения в некодированном виде имеются в таможенной декларации. Следовательно, эта статья запрещает расширять или сужать сферу действия декларации при ее изменении или дополнении, а также запрещает производить какие-либо действия сотрудникам таможенных органов помимо таможенной декларации; в противном случае наступят меры административного наказания. Данную норму можно считать запрещающей нормой таможенного права.

 

Многие нормы таможенного  права вообще не предписывают определенных действий и не запрещают их, а  предоставляют участникам таможенно-правовых отношений возможность совершать  те или иные действия, управомочивают их на совершение данных действий. Эти  нормы называются управомочивающие нормы таможенного права. Например, ст. 226 ТК устанавливает, что в целях  таможенного оформления таможенные органы имеют право брать пробы  и образцы товаров и производить  их исследование (экспертизу), если они  не управомочены в это время совершать  также иные действия. Следовательно, указанная статья устанавливает  управомочивающую норму таможенного  права.

 

Нормы таможенного права  могут быть классифицированы по степени  определенности выражения в них  правил поведения участников таможенных правоотношений.

 

Значительное число данных норм устанавливает вполне определенные правила поведения, подлежащие соблюдению. Такие нормы называются определенными.

 

Некоторые нормы таможенного  права самого содержания правил поведения  участников таможенных отношений не определяют, а предоставляют это  другим - специальным органам, лицам  и иным субъектам права. Такие  таможенно-правовые нормы называются бланкетными. К бланкетным нормам можно  отнести ст. 124 ТК, устанавливающую  ответственность за просрочку времени  задолженности при взыскании  таможенных платежей. Однако о том, кто и как обращает взыскание  на имущество нарушителя при отсутствии у него денежных средств, как действует  в этом случае нарушитель и другие, здесь точно не говорится. Эти  вопросы решаются соответствующими государственными органами и должностными лицами, а рассмотренная статья лишь при указанных условиях является бланкетной нормой.

 

В этом контексте следует  также назвать и отсылочные таможенно-правовые нормы. К отсылочным нормам таможенного  права относятся такие, которые, формируя определенное правило поведения, отсылают по какому-либо вопросу к  другим юридическим нормам, актам  и их пунктам. Так ст. 219 ТК гласит: «Контрабанда, незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов, оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей; уклонение от уплаты таможенных платежей являются преступлениями и наказываются в соответствии с УК. Здесь при решении вопросов уголовной ответственности по выше изложенным статьям законодатель отсылает нас к уголовному законодательству. Иногда отсылочные таможенно-правовые нормы мало чем отличаются от бланкетных, поскольку первые, и вторые содержат указание на какую-либо иную норму, положение, пункт и др. В то же время отсылочные таможенно-правовые нормы ссылаются на другие, уже принятые и используемые на практике нормы; и в итоге норму отсылочной делает лишь законодатель. Эту норму без особого труда можно превратить в другую норму, то есть не в отсылочную. Но, для этого необходимо ее отредактировать, иначе повторить в ней положения закона, на который она ссылается, не меняя содержание нормы. Отсылочную норму таможенного права можно рассматривать как определенную, а не бланкетную. Бланкетные же нормы ссылаются на другие нормы, которые нередко не установлены, и при этом говорится о том, кто и как рассматриваемую норму устанавливает.

 

 Структура нормы таможенного  права

 

Норма таможенного права, то есть регламентированное или санкционированное  государством правило поведения  участников таможенных отношений, независимо от того, в какой форме она выступает (закон, подзаконный акт, одна, две  статьи закона и т.д.), состоит из трех основных элементов (или компонентов) - гипотеза, диспозиция и санкция. В  норме таможенного права отражено, в первую очередь, указание на условие, при котором эта норма вводится в действие и применяется (гипотеза), затем дается характеристика самого правила поведения участников таможенных отношений (диспозиция) и, наконец, описываются  последствия нарушения требований рассматриваемой нормы (санкция). В  ходе анализа этих элементов правовой нормы важно иметь ввиду, что  норма таможенного права, как  правило, выражается в законе, отдельной  статье или в ином акте таможенной направленности, так как статья данного  закона фиксирует, часто описывает  норму таможенного права, но она  не всегда идентична ей. На практике бывает и так: одна статья закона таможенной направленности вбирает в себя одну норму таможенного права. Бывает и иначе - одна статья закона таможенной направленности может содержать  несколько таможенно-правовых норм, и наоборот, одна норма таможенного  права может быть расписана в  двух, трех и т.д. статьях рассматриваемого акта. Следовательно, когда мы говорим  об элементах таможенного права, нужно рассматривать прежде всего  именно ту или иную норму, а не статью какого-то закона.

 

Подробнее остановимся на основных элементах нормы таможенного  права.

 

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут  возникнуть таможенно-правовые отношения, и указывает на субъектов этих отношений. Понятие гипотезы как  элемента нормы таможенного права  имеет важное теоретическое и  практическое значение. Обычно гипотеза - это предположение о наступлении  определенных явлений и процессов  в обществе либо об их причинах, условиях и закономерностях проявления. Такая гипотеза, как правило, формируется в ходе научно-исследовательской работы учеными, а в процессе исследования она или превращается в стройную теорию или, систему взглядов, или отвергается. Гипотезе же в области таможенного права придается несколько иное значение. Она характеризуется совокупностью условий, которые необходимы для осуществления в правоприменительной практике отраженного в норме правила поведения участников таможенных правоотношений.

 

В определенном количестве норм таможенного права гипотеза усложнена  и не четко выделяется, но она  имеется и следует из содержания той или иной нормы. Например, ст. 236 ТК гласит: «Должностные лица несут  ответственность за административного  таможенного правонарушения, если в  их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило  обеспечение выполнения требований, установленных настоящим кодексом, а также иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному  делу и международным договорам  Республики Беларусь, контроль за исполнением  которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь». Здесь гипотеза усложнена и ясно не отделена от диспозиции, но она есть и очевидна. Её можно изложить так: если в служебные  обязанности должностных лиц  в момент совершения им правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных настоящим  кодексом, а также иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу и международными договорами Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, то соответствующие  таможенные органы имеют право привлечь их к ответственности за нарушение  таможенных правил (диспозиция). Следовательно, в первой части указанной статьи заключена гипотеза, то есть условие, при котором применяется данное правило поведения, и диспозиция, то есть само правило поведения. Хотя в этих гипотезе и диспозиции содержится и своя мера ответственности, то есть она заключает и прямой смысл  определенной санкции.

 

Санкция указывает на последствия  несоблюдения нормы таможенного  права, которые в ней содержатся и непосредственно вытекают из действий участников таможенных правоотношений. Санкция здесь выступает в  роли результирующего компонента рассматриваемой  нормы. В ряде норм таможенного права  санкция, пусть даже и не четко  выраженная, в общем плане упоминается  в самом тексте закона, причем с  нечетко выраженной гипотезой. Например, ст. 193-10 КоАП гласит, что «Транспортировка, хранение, приобретение товаров и  транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации влечет за собой наложение штрафа на граждан  в размере от пятидесяти до ста  базовых величин с конфискацией товаров и транспортных средств  или без их конфискации либо с  взысканием стоимости этих товаров  и транспортных средств или без  взыскания их стоимости». Первое положение  этой статьи представляет нечеткую гипотезу: если транспортировка, хранение[...] товаров  и транспортных средств, ввезенных  помимо таможенного контроля, либо с сокрытием. В конце статьи зафиксирована  санкция (расплывчатая).

 

В ряде законодательных актов  таможенной направленности санкция  прямо не указывается: или она  вытекает из нормы таможенного права, либо указана в других нормах. Например, в статье 56 ТК, указано, что ответственность за уплату таможенных платежей может нести владелец магазина беспошлинной торговли. В этих статьях санкции не указаны, то есть четко не сказано, что последует за тем, если, скажем, какое-то лицо (либо лица) допустит нарушение этого правила (говорится «может быть возложена ответственность», а может быть и не возложена, или «ответственность несет владелец», а может и не несет). Однако в иных актах предусмотрена ответственность за уплату таможенных платежей с согласия таможенного органа. Отсюда санкция обычно или имеется, или предполагается в той или иной норме таможенного права, хотя она может и не быть отражена в тексте нормативного акта, в статье и др., в которых зафиксирована диспозиция и норма. Санкция является частью нормы таможенного права, которая определяет принудительные меры, обеспечивающие соблюдение участниками правоотношений таможенно-юридических норм.

 

Необходимо отметить своеобразие  норм уголовного права, которые регулируют некоторые таможенно-правовые отношения. Эти нормы предусматривают некоторые  виды преступлений в сфере таможенного  дела и наказания, подлежащие применению к лицам, их совершившим. В этих нормах санкция, как правило, определяется четко и ясно - конкретные меры наказания  тут же следуют за соответствующие  преступления в таможенной сфере. Гипотеза и диспозиция в них зачастую просто сливаются. Вследствие этого таможенно-правовые нормы, содержащиеся в таможенном законодательстве, порой состоят не из трех, а из двух элементов - из диспозиции (куда вливается  и гипотеза) и санкции. В статье 229 УК указано, что незаконный экспорт  товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортного контроля, которые  могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств  его доставки, вооружения и военной  техники, - наказывается лишением свободы  на срок до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации. Первая часть нормы описывает  само преступление в таможенной сфере (это диспозиция); содержат в себе гипотезу и ее без труда можно  выразить, на примере так: незаконный экспорт товаров, технологий, услуг  и иных объектов экспортного контроля, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Вторая часть указанной нормы, устанавливает  вид и размер наказания за указанные  неправомерные действия, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет  с конфискацией имущества или  без конфискации, - что составляет санкцию нормы таможенного права.

Информация о работе Нормы таможенного права: толкование, применение и действие