Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:45, реферат
Цель данной работы – проанализировать различные виды нетарифных ограничений. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. изучить особенности  применения нетарифных инструментов  во внешнеторговых отношениях;
2. определить эффективность применения нетарифных ограничений;
3. проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;
4. рассмотреть эффективность использования нетарифных методов регулирования в российской экономике.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Типология нетарифных мер регулирования внешней торговли и их эффективность…………………………………………………………………….5
1.1.Нетарифные ограничения  как часть протекционистской  политики: понятие, сущность и  классификация…………………………………………….5
1.2.Эффективность использования  нетарифных ограничений………………...6
 
Глава 2. Нетарифные ограничения  в регулировании внешней торговли РФ…………………………………………………………………………………16
2.1.Анализ использования  нетарифных ограничений во внешней  торговле РФ…………………………………………………………………………………16
2.2.Эффективность использования  нетарифных ограничений в российской  экономике………………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Типология нетарифных 
мер регулирования внешней 
1.1.Нетарифные ограничения 
как часть протекционистской 
политики: понятие, сущность и 
классификация……………………………………………
1.2.Эффективность 
Глава 2. Нетарифные ограничения 
в регулировании внешней 
2.1.Анализ использования 
нетарифных ограничений во 
2.2.Эффективность 
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В течение последних лет в сфере международной торговле наметилась тенденция к расширению практики применения мер регулирования с целью защиты отдельных отраслей национальной экономики. Во многом это связано с процессами либерализации внешней торговли в рамках присоединения стран к ВТО или членства стран в этой организации.
По существующим оценкам, развитые страны используют такого рода ограничения в отношении 17% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции, 25% текстильных изделий, 44% продукции сельского хозяйства. В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами.
Мерами нетарифного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с таможенной территории РФ называются административные меры регулирования внешнеэкономической деятельности, такие, как, например, лицензирование, квотирование и т.п.
Объектом исследования являются квотирование, лицензирование и специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные пошлины как мера нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Информационная база исследования включает в себя международные правовые акты, федеральное законодательство, нормативные акты, статистические данные.
Цель данной работы – проанализировать различные виды нетарифных ограничений. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. изучить особенности 
применения нетарифных 
2. определить эффективность применения нетарифных ограничений;
3.проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;
4.рассмотреть эффективность использования нетарифных методов регулирования в российской экономике.
Объектом данной работы является внешнеторговая деятельность, а предметом – нетарифные ограничения.
      
Очевидно, что в процессе вступления 
в ВТО, тема нетарифных 
Глава 1. Типология нетарифных мер регулирования внешней торговли и их эффективность
1.1.Нетарифные 
ограничения как часть 
Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя. В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений.
Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма.
К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает альтернатива, какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата.
Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация).
1.2.Классификация нетарифных ограничений
Как известно, в 
мире действуют официальные 
Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, разработанная ГАТТ/ВТО. Она нашла широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных организаций, а также в ходе международных торговых переговоров. Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами:
1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим);
2, 3, 4 и 5 группы относятся к административным мерам.
2. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров);
3. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта, а также требований о содержании местного компонента в производстве готовой продукции зарубежными экспортерами-производителями;
4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности;
5. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров).1
Классификацию нетарифных ограничений можно представить в унифицированной форме (см. табл. 1).
Таблица 1. Система нетарифных ограничений
Система нетарифных ограничений  | ||||||
I.Финансовые меры:  | ||||||
1.Сборы  | 
  дополнительные сборы  | 
  внутренние (уравнит-ые) налоги и сборы  | 
  пограничные налоги и сборы  | 
  скользящие сборы  | 
  импортные депозиты  | |
2.Налоги  | ||||||
3.Пошлины  | ||||||
II. Административные меры:  | ||||||
1.Количественные  | 
  2.Скрытые методы  | 
  3.Финансовые  | ||||
Квотирование (контингентирование)  | 
  экспортная квота  | 
  Технические барьеры  | 
  соблюдение нац. стандартов качества  | 
  Субсидирование  | 
  прямая субсидия  | |
импортная квота  | 
  требования к упаковке  | 
  косвенная  | ||||
индивидуальная квота  | 
  санитарно-гигиенич. нормы  | 
  внутренняя  | ||||
глобальная квота  | 
  требования к рекламе  | 
  экспортная  | ||||
Лицензирование  | 
  разовая лицензия  | 
  Внутренние налоги  | 
  прямые  | 
  Демпинг                         | 
  спорадический  | |
генеральная  | 
  косвенные  | 
  преднамерен  | ||||
глобальная  | 
  Политика в рамках государственных закупок  | 
  постоянный  | ||||
автоматическая лицензия  | 
  обратный  | |||||
взаимный  | ||||||
"Добровольное" ограничение экспорта  | 
  Требование о содержании местного компонента  | 
  Экспортное кредитование  | 
  субс.кредиты экспортерам  | |||
гос.кредиты импортерам  | ||||||
страхование эксп. рисков  | ||||||
Меры финансового воздействия
Финансовое воздействие на внешнеторговые операции обеспечивается системой различных таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин, которые взимаются при ввозе иностранных товаров. Часто они не имеют фиксированной ставки, изменяясь в зависимости от конъюнктуры внутреннего и международного рынка, и экономической политики государства.
1.Фиксированные сборы, налоги и пошлины имеют как специфический, так и комбинированный характер, повышая внутреннюю цену импортного товара и снижая его конкурентоспособность. В их числе следует назвать внутренние специальные налоги и переменные пошлины на импорт, действующие в периоды повышения уровня мировых цен по отношению к внутренним аналогичным товарам.
Разновидности сборов:
- Дополнительные сборы, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем не имеющих внутреннего аналога и предназначенных для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на переводы за рубеж иностранной валюты, гербовый сбор, статистический налог);
- Внутренние налоги и сборы, которые эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС, акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера. Их целью является создание одинакового налогового режима для одних и тех же товаров иностранного и национального производства, а также поддержание определенного уровня цен на внутреннем рынке;
- Пограничные налоги и сборы, которые взимаются в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления;
- Скользящие сборы – дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых рыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания для сближения их с внутренними ценами;
 К финансовым 
мерам воздействия также 
- Импортные депозиты – требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств.
Административные меры
Административные инструменты, появившиеся в начале XX века в стабильных условиях рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности таможенно-тарифной системы. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами государственного регулирования внешнеторговой деятельности.