Направления совершенствования деятельности таможенных органов при осуществлении таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

При проведении таможенного контроля в соответствии со ст. 358 ТК РФ таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.

Файлы: 1 файл

Направления совершенствования деятельности таможенных органов при осуществлении таможенного контроля.docx

— 33.37 Кб (Скачать файл)

Направления совершенствования деятельности  таможенных органов при осуществлении таможенного контроля.

 

 

Принципы проведения и формы таможенного контроля

При проведении таможенного контроля в соответствии со ст. 358 ТК РФ таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.

Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ (п. 2 ст. 358 ТК РФ):

1) имеющих устойчивый характер;

2) связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

3) подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

4) затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки (п. 3 ст. 358 ТК РФ).

Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, определяет стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков (п. 4 ст. 358 ТК РФ).

В целях совершенствования таможенного контроля федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи (п.5 ст. 358 ТК РФ).

Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и другие таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) (п. 6 ст. 358 ТК РФ).

Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с ТК РФ (п. 7 ст. 358 ТК РФ).

Сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении указаны в ст. 359 ТК РФ.

В соответствии со ст. 366 ТК РФ в нашей стране используются следующие формы таможенного контроля:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение пояснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

10) таможенная ревизия.

48. Проверка документов и сведений. Устный опрос

Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с ТК РФ, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

К документам, подлежащим проверке, относятся:

1) таможенные документы, т. е. документы, которые предоставляются только для целей таможенного регулирования (таможенные декларации и пр.);

2) транспортные документы, которые подтверждают наличие договоров о перевозке товаров и транспортных средств (накладные и пр.);

3) коммерческие документы, часто используемые в качестве документов, подтверждающих справедливость и правильность ведения различного рода сделок во внешнеторговой сфере (различные контракты, счета-фактуры и т. д.);

4) документы иного рода, имеющие отношение к проведению таможенного контроля.

Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством РФ.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого (ст. 367 ТК РФ).

Документы, подаваемые в таможенные органы для проверки, должны содержать только достоверную информацию. Они должны быть заполнены соответствующим образом. Документы для таможенного контроля должны храниться лицами не менее 3 календарных лет после года, в течение которого товары и транспортные средства потеряли статус нахождения под каким бы то ни было таможенным режимом.

При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме (ст. 368 ТК РФ).

Устный опрос в большинстве случаев проводится до процедуры таможенного досмотра и является способом выявления наличия предметов, которые в соответствии с законодательством РФ запрещены к ввозу на ее территорию либо вывозу с нее.

Направления совершенствования деятельности  таможенных органов при осуществлении таможенного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Формы таможенного контроля. Все используемые формы та-

моженного контроля перечислены в ст. 360 ТК РФ.

Перечень форм таможенного контроля является исчерпываю-

щим, то есть таможенные органы не вправе проводить иные прове-

рочные мероприятия, отличные от тех, которые упомянуты в ТК

РФ.

Как отмечается в пункте 1 ст. 358 ТК РФ, при проведении та-

моженного контроля таможенные органы исходят из принципа вы-

борочности и, как правило, ограничиваются только теми формами,

которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного за-

конодательства.

Новеллой российского таможенного законодательства являет-

ся переход от тотального контроля к его выборочное™, основанной

на системе управления рисками. При этом под риском, в соответ-

ствии с абзацем 1 пункта 2 ст. 358 ТК РФ понимается вероятность

несоблюдения таможенного законодательства.

Согласно абзацу 2 пункта 2 ст. 358 ТК РФ система управления

рисками основывается на эффективном использовании ресурсов та-

моженных органов для предотвращения нарушений таможенного

законодательства Российской Федерации:

— имеющих устойчивый характер;

— связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин,

налогов в значительных размерах

1

;

— подрывающих конкурентоспособность отечественных това-

ропроизводителей;

— затрагивающих другие важные интересы государства, обес-

печение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

1

 Представляется, что под  значительными размерами следует  понимать круп-

ный и особо крупный размеры неуплаченных сумм таможенных платежей, предус-

мотренные ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимае-

мых с организации или физического лица», см. главу 1 § 2 «Таможенные органы

Российской Федерации» настоящего учебника.170 Часть первая (общая)

декларировании и выпуске товаров

1

, решение о необходимости  про-

ведения таможенного досмотра принимается уполномоченным дол-

жностным лицом таможенного органа, если при проверке таможен-

ной декларации выявлен риск (риски), содержащийся в профиле

риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного

досмотра

2

.

Критерии выбора отдельных форм таможенного контроля про-

сматриваются и в ТК РФ. То есть общая цель проведения таможен-

ного контроля, которая заключается в обеспечении соблюдения та-

моженного законодательства РФ (подпункт 19 пункта 1 ст. 11 ТК

РФ), может достигаться посредством решения конкретных задач,

как-то, например:

— проведения таможенного досмотра в целях проверки инфор-

мации о нарушении таможенного законодательства (абзац 2 пункта

1 ст. 372 ТК РФ);

— проведения личного досмотра в целях проверки информа-

ции о сокрытии лицом товаров, запрещенных к перемещению через

таможенную границу РФ либо перемещаемых с нарушением уста-

новленного порядка (абзац 1 пункта 1 ст. 373 ТК РФ);

— проведения осмотра помещений и территорий в целях про-

верки информации о нахождении товаров и транспортных средств,

ввезенных в РФ с нарушением таможенного законодательства либо

об утрате товаров, находящихся под таможенным контролем (пунк-

ты 1, 2 ст. 375 ТК РФ);

— проведения специальной таможенной ревизии с целью про-

верки информации о нарушении таможенного законодательства уча-

стниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в области

таможенного дела, лицами, осуществляющими оптовую или роз-

ничную торговлю товарами, ввезенными с нарушениями требова-

ний таможенного законодательства (пункт 3 ст. 376 ТК РФ).

Рассмотрим подробнее каждую из форм таможенного контроля.

1. Проверка документов  и сведений.

В соответствии с пунктом 1 ст. 367 ТК РФ целями применения

данной формы таможенного контроля являются:

1

 Утв. приказом ГТК России  от 28 ноября 2003 г. № 1356 // Таможенные

ведомости. 2004. № 2.

2

 Профили рисков доводятся  до таможенного органа (таможенного  поста) в

бумажном и электронном виде.Глава 3. Таможенный контроль 171

— установление подлинности документов (срок действия, на-

личие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи,

штампы);

— проверка достоверности сведений, содержащихся в доку-

ментах (данные об отправителе, получателе товара, декларанте, све-

дения о перемещаемых товарах (наименование, стоимость, количе-

ство, страна происхождения и др.), сведения об уплате таможенных

платежей и др. данные);

— проверка правильности оформления документов (правиль-

ность заполнения соответствующих граф ГТД, отсутствие исправ-

лений).

Таким образом, можно выделить несколько этапов проверки

документов и сведений:

а) проверка самих документов на предмет их подлинности и

правильности оформления (проверка формы документа);

б) проверка сведений, необходимых для таможенных целей

(проверка содержания документа).

При реализации данной формы таможенного контроля тамо-

женные органы не связаны представленными документами и сведе-

ниями, содержащимися в них, а потому самостоятельно вправе

пользоваться информацией, полученной из других источников, в

том числе по результатам проведения иных форм таможенного кон-

троля, анализа сведений специальной таможенной статистики, об-

работки сведений с использованием программных средств.

Рассматриваемая форма таможенного контроля может прово-

диться в процессе таможенного оформления товаров (пункт 1

ст. 367 ТК РФ). Об этом говорит пункт 4 ст. 367 ТК РФ, где, в

частности, отмечается, что запрос дополнительных документов и

сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров.

Перечни проверяемых документов и сведений зависят от конк-

ретных таможенных операций и таможенных процедур (представ-

ление товаров в месте прибытия на таможенную территорию РФ,

оформление внутреннего таможенного транзита, помещение това-

ров на временное хранение, таможенное декларирование товаров).

Проведение проверки документов и сведений в отдельных слу-

чаях допускается до перемещения товаров через таможенную гра-

ницу. Например, в соответствии с пунктом 1 ст. 130 ТК РФ тамо-

женная декларация может быть подана на иностранные товары до

их прибытия на таможенную территорию РФ.Глава 3. Таможенный контроль 179

всех.отраженных в акте личного досмотра сведений о фактах, со-

держании и результатах действий, производившихся в их присут-

ствии.

Иные участники личного досмотра привлекаются в зависимос-

ти от его особенностей (возможного предмета поиска и предполага-

емого места его нахождения, уровня владения языком, на котором

проводится личный досмотр, и др.)- В -качестве таких лиц выступа-

ют медицинский работник, специалист, переводчик, законный пред-

ставитель (или сопровождающий) несовершеннолетнего либо недее-

способного лица.

Личный досмотр может проводиться только в отдельном изо-

лированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим тре-

бованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и воз-

можность наблюдения за проведением личного досмотра с их

стороны должны быть исключены.

Информация о работе Направления совершенствования деятельности таможенных органов при осуществлении таможенного контроля