Модели и методы принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Неудивительно поэтому, что процесс принятия решений — центральный пункт теории управления. Наука управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов. В данной главе мы рассмотрим особенности моделирования, типы используемых моделей и некоторые широко используемые методы принятия решений, а также методы прогнозирования, применяемые в рамках науки управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
1 Наука управления. Научный метод……………………………………………………………………………………………..4
2.Моделирование…………………………………………………………………………………………………………………………8
2.1 Типы моделей
2.2 Процесс построения моделей
3. Методы принятия решений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

методы курсовая.docx

— 136.76 Кб (Скачать файл)

Руководитель продолжает двигаться назад к текущему моменту (первой точке принятия решений) и  рассчитывает ожидаемые значения в  случаях альтернативных действий —  производства только электрических  или только ручных косилок. Ожидаемое  значение для варианта производства только электрических косилок составляет 6,5 млн. долл. (0,7 х 8 млн. долл. + 0,3 х 3 млн. долл.). Подобным образом рассчитывается ожидаемое значение для варианта выпуска только ручных косилок, которое равно всего 4,4 млн. долл. Таким образом, наращивание производственных мощностей под выпуск косилок обоих типов является наиболее желательным решением, поскольку ожидаемый выигрыш здесь наибольший, если события пойдут, как предполагается.

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Многие допущения, из которых  исходит руководитель, относятся  к условиям в будущем, над которыми руководитель почти не имеет никакого контроля. Однако такого рода допущения  необходимы для многих операций планирования. Ясно, что чем лучше руководитель сможет предсказать внешние и внутренние условия применительно к будущему, тем выше шансы на составление осуществимых планов.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — это  метод, в котором используются как  накопленный в прошлом опыт, так  и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования. В  примере 8.3. охарактеризованы методы прогнозирования.

Таблица 8.2. Разновидности  прогнозов

1. Экономические прогнозы используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту.

2. Прогнозы развития технологии позволят предсказать, разработки каких новых технологий можно ожидать, когда это может произойти, насколько экономически приемлемыми они могут быть.

3. Прогнозы развития конкуренции позволяют предсказывать стратегию и тактику конкурентов.

4. Прогнозы на основе опросов и исследований дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуациях, используя данные многих областей знания. Например, будущий рынок автомобилей можно оценить только с учетом надвигающегося изменения состояния экономики, общественных ценностей, политической обстановки, технологии и стандартов по защите окружающей среды от загрязнения.

5. Социальное прогнозирование, которым в настоящее время занимается всего несколько крупных организаций, используется для предсказания изменений в социальных установках людей и состояния общества. Очевидно, фирма, сумевшая правильно предсказать отношение людей к таким вопросам, как стремление к комфорту, склонность к материализму или патриотизму или спрогнозировать, как изменится качество жизни или медицинское обслуживание, может иметь преимущество перед конкурентами, планируя выпуск новых товаров и предоставление новых услуг. Прогнозирование такого рода может быть полезным в управлении, особенно применительно к мотивации трудящихся. Например, фирма «Дженерал Электрик» применяет сложный метод социо-политического прогнозирования для повышения качества перспективного планирования в сфере трудовых отношений.


Прогнозирование сегодня  — специализированная область с  подразделами. Существуют организации, занимающиеся только прогнозированием в конкретных сферах деятельности. Примечательным примером служит институт Гэллапа, специализирующийся на сборе  и анализе информации, позволяющей  прогнозировать предпочтения и результаты различных политических и социальных процессов. Многие фирмы и отделения  крупных предприятий проводят хитроумный анализ рынка, стремясь спрогнозировать  отношение потребителей к планируемым  новым видам продукции.

Соответствующие специалисты  разработали несколько специфических  методов составления и повышения  качества прогнозов. В табл. 8.2. кратко описаны основные разновидности  прогнозов, часто используемых в  соединении с планированием деятельности организации. Результаты прогнозирования  включаются в цели организации, определяемые руководством.

Неформальные методы

ВЕРБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Естественно, что руководство также полагается на различные источники письменной и устной информации как вспомогательное  средство для прогнозирования и  выработки целей. Методы сбора вербальной, устной информации, по сути дела, наиболее часто используются в анализе  внешней среды. Сюда следует отнести  информацию, получаемую из радио- и  телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, в профессиональных организациях (таких  как клубы Ротари или Кивание), от юристов, бухгалтеров и финансовых ревизоров, консультантов.

Такая вербальная информация затрагивает все основные факторы  внешнего окружения, представляющие интерес  для организации. Она имеет откровенно переменчивый характер, ее легко получить, и часто на нее вполне полагаются. Иногда, впрочем, данные могут оказаться  неточными, устаревшими или страдающими  расплывчатостью. Если такое происходит, и руководство использует некачественную информацию для формулирования целей  организации, количество проблем при  осуществлении целей может быть значительным. Например, ряд организаций  выпустил изделия тысяч наименований, предназначавшихся к продаже  в связи с Олимпийскими играми 1980 г. в Москве. Самые свежие вербальные данные свидетельствовали о том, что США примут участие в играх. В последнюю минуту президент  Картер отменил поездку американской команды в СССР, и компании остались с товарами миллионной стоимости, которые  никому не были нужны. В то же время отказ стран коммунистического блока от участия в Играх 1984 г. не стал ни для кого большим сюрпризом и потому оказал на американские фирмы гораздо менее заметное воздействие.

ПИСЬМЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Источники  письменной информации о внешнем  окружении — это газеты, торговые журналы, информационные бюллетени, профессиональные журналы и годовые отчеты. Еще  одним источником письменной информации о конкурентах служит отчет 10К. Этот специфический ежегодный отчет  составляется с участием Комиссии по ценным бумагам и биржам всеми  публичными акционерными компаниями. В библиотеках почти всех колледжей  и университетов имеются отчеты 10К. Повторим еще раз: хотя эта информация легко доступна, она страдает теми же недостатками, что и вербальная информация, а именно, она может быть несвежей и не особенно глубокой.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ. Недавно  официальные представители японских фирм «Хитачи» и «Мицубиси» —двух крупнейших в мире поставщиков электронных изделий, компьютеров и компонентов к ним — были потрясены: в ходе хитроумной секретной операции 18 их сотрудников высокого уровня были арестованы за попытку украсть секреты фирмы «Ай Би Эм».

Арестованных обвинили в  передаче 645 тыс. долл. тайному агенту ФБР за современную компьютерную технологию фирмы «Ай Би Эм» и соответствующие технические руководства. Шпионаж — не новость в жизни корпораций. Иногда он оказывался успешным способом сбора данных о действиях конкурентов, и эти данные затем использовались для переформулирования целей организации. Здесь мы упомянули о промышленном шпионаже для того, чтобы предупредить руководителей о необходимости защищать данные, имеющие статус вашей интеллектуальной собственности.

Количественные методы протезирования

Количественные методы можно  использовать для прогнозирования, когда есть основания считать, что  деятельность в прошлом имела  определенную тенденцию, которую можно  продолжить в будущем, и когда  имеющейся информации достаточно для  выявления статистически достоверных  тенденций или зависимостей. Кроме  того, руководитель обязан знать, как  использовать количественную модель, и помнить, что выгоды от принятия более эффективного решения должны перекрыть расходы на создание модели.

Два типичных метода количественного  прогнозирования — это анализ временных рядов и каузальное (причинно-следственное) моделирование.

Качественные методы прогнозирования

Как указывалось выше, для  использования количественных методов  прогнозирования необходимо располагать  информацией, достаточной для выявления  тенденции или статистически  достоверной зависимости между  переменными. Когда количество информации недостаточно или руководство не понимает сложный метод, или когда  количественная модель получается чрезмерно  дорогой, руководство может прибегнуть к качественным моделям прогнозирования. При этом прогнозирование будущего осуществляется экспертами, к которым  обращаются за помощью. Четыре наиболее распространенных качественных метода прогнозирования — это мнение жюри, совокупное мнение сбытовиков, модель ожидания потребителя и метод  экспертных оценок.

МНЕНИЕ ЖЮРИ. Этот метод  прогнозирования заключается в  соединении и усреднении мнений экспертов  в релевантных сферах. Например, для прогнозирования рентабельности производства новой модели компьютера фирма «Контрол Дейта» может снабдить имеющейся основной информацией своих менеджеров отделов производства, маркетинга и финансов и попросить их высказать мнение о возможном сбыте и его пределах. Неформальной разновидностью этого метода является «мозговой штурм», во время которого участники сначала пытаются генерировать как можно больше идей. Только после прекращения процесса генерирования некоторые идеи подвергаются оценке. Это может отнимать много времени, но зачастую дает полезные результаты, особенно когда организация нуждается во множестве новых идей и альтернатив.

СОВОКУПНОЕ МНЕНИЕ СБЫТОВИКОВ. Опытные торговые агенты часто прекрасно  предсказывают будущий спрос. Они  близко знакомы с потребителями  и могут принять в расчет их недавние действия быстрее, чем удастся  построить количественную модель. Кроме  того, хороший торговый агент на определенном временном отрезке  зачастую «чувствует» рынок по сути дела точнее, чем количественные модели.

МОДЕЛЬ ОЖИДАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Как можно судить по названию, модель ожидания потребителя является прогнозом, основанным на результатах опроса клиентов организации. Их просят оценить собственные  потребности в будущем, а также  новые требования. Собрав все полученные таким путем данные и сделав поправки на пере- или недооценку, исходя из собственного опыта, руководитель зачастую оказывается в состоянии точно предсказать совокупный спрос.

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. Он является более формализованным  вариантом метода коллективного  мнения. Первоначально метод был  разработан фирмой «Рэнд Корпорейшн» для прогнозирования событий, интересующих военных. Метод экспертных оценок, в принципе, представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты, практикующие в самых разных, но взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они записывают также свои мнения о ней. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свои прогноз, и если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению.

Анонимность экспертов является очень важным моментом. Она помогает избежать возможного группового размышления  над проблемой, а также возникновения  межличностных конфликтов на почве  различий в статусе или социального  окрашивания мнений экспертов. Несмотря на некоторые сомнения в надежности, поскольку результат с очевидностью зависит от того, к каким именно экспертам обращаются за консультацией, метод экспертных оценок с успехом  использовался для прогнозирования  в самых разных сферах — от ожидаемого сбыта изделий до изменений в  таких сложных структурах, как  социальные отношения и новейшая технология. Метод использовался  для оценки военных возможностей СССР в будущем, государственной  политики в области научно-технического прогресса и для измерения  качества жизни в Америке.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Веснин В. Р. Основы менеджмента. – М.: Триада, ЛТД, 2001.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. (2006, 4-е изд., 670с.)
  3. Менеджмент. (Учебно-метод. компл.) Гусева Е.П. (ЕАОИ; 2008, 416с.)
  4. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. - М.,"Молодая гвардия" 1989
  5. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. - М.,"Высшая школа",1999
  6. Учебное пособие/ Гольдштейн Г.Я. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.
  7. http://tourlib.net/books_men/meskon08.htm
  8. http://www.bibliotekar.ru/biznes-43/138.htm

 


Информация о работе Модели и методы принятия решений