Мировые цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:30, реферат

Описание работы

В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции.
Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового рынка необходимо знать основные источники сведений о ценах. В настоящее время созданы специальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп по регионам и временным периодам (для товаров сезонных).

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 30.83 Кб (Скачать файл)

 

  1. Специфика мировых цен

 

Цены товаров, обращающихся на сложившихся  мировых рынках, характеризуются рядом особенностей.

Во-первых, тем, что мировая цена отклоняется от внутренних цен. Цены мирового рынка базируются на интернациональной стоимости, формируемой ведущими странами-экспортерами. Внутренние цены основываются на национальной стоимости и отражают затраты национальных производителей. Как правило, мировая цена ниже внутренней. Разрыв между ними может составлять более 30%, при этом на готовые товары он значительнее, чем на сырьевые, что связано с более высоким уровнем тарифных и нетарифных барьеров при ввозе готовой продукции. Таким образом, внутренняя цена в большинстве случаев не предопределяет окончательно уровня мировой цены. Переход от внутренних цен к мировым состоит, как правило, из целой цепочки доплат, наслаивающихся при импорте на мировые цены (пошлины, компенсационные сборы) или "отслаивающихся" при экспорте от внутренних цен (налоговые, амортизационные, транспортные и другие льготы, субсидии).

Второй особенностью мировых цен  является их множественность, то есть наличие нескольких рядов цен на один и тот же товар. Множественность мировых цен обусловлена различным качеством товара, разными условиями поставки, характером торговой сделки, сроками поставки, упаковкой.

Вот почему при абсолютном значении цены необходимо подробно указать следующие  реквизиты: качественные характеристики или происхождение товара, условия  поставки, сроки поставки, упаковка.

Например, информацией о том, что  цена тонны соевых бобов составляет 200 долл., невозможно воспользоваться  при совершении сделки купли-продажи. На фоне множественности цен каждый абсолютный показатель необходимо прокомментировать: 200 долл., за тонну соевых бобов: американских с содержанием белка 44%; CIF; с поставкой через 3 месяца. Цена на соевые бобы другого качества и происхождения, например аргентинские с содержанием белка 38%, с иными условиями (FOB) и сроками (чем они отдаленнее, тем цена, как правило, ниже) поставки будет выше или ниже.

Третьей особенностью мировых цен  является их быстрое старение, отражающее сдвиги в конъюнктуре товарных рынков. Так, на подвижные биржевые товары цены в течение дня колеблются иногда в пределах 100% и более.

Принимая во внимание специфические  признаки мировых цен, можно выделить основные особенности организации  ценовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие мировой базисной цены

 

На фоне множественности цен  на один и тот же товар важным становится вопрос в выборе ориентира, основы для определения цены сделки, то есть мировой базисной цены. Цены, соответствующие понятию мировой  базисной цены, должны удовлетворять  двум основным требованиям: во-первых, быть доступными для любого продавца или покупателя; во-вторых, быть представительными  для мирового товарооборота.

Первое требование означает, что  в качестве мировых можно рассматривать  только цены обычных торговых операций, характеризующиеся следующими признаками:

• раздельность, то есть несвязанность  экспортных или импортных поставок;

• регулярность их осуществления;

• платеж в свободно конвертируемой валюте;

• осуществление в условиях свободного торгово-политического режима. Торговые сделки, совершаемые на этих условиях, можно рассматривать как обычные  по следующим причинам:

• они типичны для мировой  торговой практики и распространяются на значительную часть мирового товарооборота;

• цена формируется при сравнительно высокой конкуренции, выравнивание цен осуществляется в большей  степени, чем по операциям, которые  носят специальный характер.

К категории специальных относятся  сделки на условиях товарного кредита, когда в результате участия правительства  процентная ставка, сроки платежа  не соответствуют обычным торговым условиям, принятым на мировом рынке. Кроме того, специальными считаются  сделки, платежи по которым производятся за счет займа, предоставленного правительством экспортирующей страны, а также сделки, оплаченные неконвертируемой валютой, внутрифирменные сделки.

Необходимо учитывать, что количественный размер оборота, то есть объем закупок  по рассматриваемой цене, имеет решающее значение для ее представительности не при всех условиях. В некоторых  случаях представительной может  считаться цена, действующая на рынке, уступающем по объему торговли другому  рынку, если по остальным критериям, в частности доступности, она  в большей степени отвечает понятию  мировой цены.

На практике в качестве мировых  цен используются экспортные или  импортные цены основных поставщиков  и покупателей соответствующих  товаров. В принципе в международном  товарном обмене, так же как и  во внутренней торговле, окончательное  выравнивание цен и, следовательно, формирование конечной цены по любому товару осуществляются с ориентацией  на покупателя. Поэтому для того, чтобы оценить приемлемость уровня цены и ее представительность, необходимо пользоваться ценой наиболее крупных  импортеров рассматриваемого товара.

Однако по некоторым товарам, прежде всего машинам и оборудованию, в качестве информации о мировых  ценах используют данные по ценам  основных экспортеров. Информация о  ценах поставщиков готовой промышленной продукции носит более регулярный характер, чем информация о ценах  потребителей этой продукции, так как  поставщики заинтересованы в рекламе  и популяризации своих товаров. Кроме того, разница в уровнях  цен производителя и потребителя  готовой промышленной продукции  не является значительной в силу относительно небольшого удельного веса транспортной составляющей. Определенное значение имеет и то обстоятельство, что "разброс" цен у потребителей готовой промышленной продукции может быть большим, чем  у производителей, так как импортеры  по-разному оценивают ее качество, а также испытывают неодинаковую потребность в закупаемых товарах.

По некоторым (преимущественно  массовым) товарам мировыми ценами могут считаться цены крупнейших центров торговли: бирж, аукционов, торгов.

Таким образом, мировые базисные цены - это цены важнейших экспортеров  или импортеров, или цены основных центров мировой торговли, относящиеся  к обычным, крупным, регулярным, раздельным операциям, осуществляемых в условиях открытого торгово-политического  режима с платежом в свободно конвертируемой валюте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды внешнеторговых цен и их классификация

 

В реальной практике современной  международной торговли проявляется  множественность цен, причинами  которой являются ценовая политика конкретных корпораций, воздействие  на цены международной торговли со стороны государств и осуществление  самими государствами некоторых  внешнеторговых операций (например, поставка продукции в счет помощи или в  счет покрытия долговых обязательств) и др. При этом на одни и те же товары существуют различные уровни цен. Это  могут быть: цены по обычным коммерческим сделкам с платежом как в конвертируемой, так и в неконвертируемой или  ограниченно конвертируемой валюте; цены во встречной торговле (когда  продажа товара увязывается с  закупкой товаров либо закупка товаров  обусловливается соответствующей  продажей товаров), в том числе  по бартерным операциям («товар на товар»); цены при поставке товаров по программам помощи и др.

Иными словами, множественность цен в международной торговле отражает факт многообразия условий реального совершения актов купли-продажи товаров.  
Однако в основе этой системы множественности цен лежат так называемые мировые цены (world prices), под которыми понимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. 
          К основным характеристикам мировых цен относятся следующие: 

 Мировые цены устанавливаются в свободно конвертируемой валюте (поскольку оплата в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте ведет к необоснованному завышению цен)

Это цены на товары ведущих  производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных рынках.

Это цены крупномасштабных сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импортные операции (в противном случае при осуществлении встречных или бартерных сделок партнеры по торговым соглашениям могут пойти на значительные отклонения в ценах). 
Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производство и/или торговля (это цены так называемых базисных или  представительных рынков).

Рассмотрим основные виды внешнеторговых цен:

1. Контрактные цены — это цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняются на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются.

Контрактные цены обычно подразделяются на следующие подвиды: твердая фиксированная цена; твердая  фиксированная цена с возможностью последующей корректировки; цена с  последующей фиксацией; скользящая цена; смешанная цена.

Суть твердой фиксированной  цены состоит в том, что она  устанавливается на дату подписания контракта и не изменяется до окончания  его исполнения. Как правило, такие  цены используются в ситуации, когда  сроки реализации контрактов непродолжительны и в этот период не ожидается каких-либо существенных скачков цен. Такого рода цены на практике выгодны продавцам  в ситуации, когда есть предпосылки  для понижения цен на данные товары на рынке.

Использование твердой  фиксированной цены с возможностью последующей корректировки связано  с оговариванием условий корректировки  цен с учетом возможных ценовых  изменений на рынке (в частности, могут измениться цены на сырье и  комплектующие изделия, из которых  производится данная продукция).

Использование цен  с последующей фиксацией связано  с тем, что в контракте устанавливаются  соответствующий принцип определения  цен, а также источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Такого рода цены целесообразно применять тогда, когда в период исполнения контракта на рынке ожидается существенное повышение цен, масштабы которого оценить точно представляется достаточно сложным. Этот способ ценообразования наиболее подходит также для долгосрочных контрактов, когда в течение ряда лет будут осуществляться периодические поставки товара.

Использование скользящих цен связано с осуществлением продавцами и покупателями соответствующих  расчетов по принятой в контракте  формуле, первую часть которой составляет базовая цена, аналогичная по своей  сути твердой фиксированной цене, а вторая часть представляет соотношение  долей основных видов издержек по производству товара. Особое значение приобретает учет в формуле именно тех издержек, по которым в период исполнения контракта возможны существенные изменения. Как правило, скользящие цены используются в контрактах, связанных  с поставкой сложных и уникальных товаров, имеющих продолжительный  цикл изготовления.

Смешанная цена представляет собой комбинированный вариант  цены, когда одна ее часть является твердой фиксированной ценой, а  другая — скользящей ценой.

Контрактные цены являются коммерческой тайной и поэтому не публикуются. Однако на практике контрактные  цены на определенный товар в конкретном регионе и при наличии ограниченного  круга продавцов и покупателей  бывают известны. Поэтому практической задачей для всех внешнеторговых фирм является сбор ценовой информации и создание соответствующего банка  данных.

Весьма существенную роль в практике ценообразования  в международной торговле играют ценовые скидки, которые представляют собой сознательное и согласованное  продавцами и покупателями уменьшение цены (фактически это так называемое «уторговывание» цены с учетом состояния рынка и условий заключаемых контрактов). Естественно, что одновременно с ценовыми скидками существуют и ценовые накидки (надбавки к цене, также связанные состоянием рынка в данный момент времени и условиями заключения соответствующего контракта). В мировой практике к началу XXI в. существовало около 40 различных видов ценовых скидок и накидок.

К числу наиболее распространенных видов ценовых скидок относятся:

Количественные скидки продавца (экспортера), они даются покупателю, например, за значительный объем единовременной покупки (когда покупатель приобретает, в частности, целую партию данного товара). Скидка такого рода может доходить до 20—30 % от первоначальной цены.

Бонусные скидки —  предоставляются крупным оптовым  покупателям-импортерам (нередко —  эксклюзивным импортерам), которые, как  правило, являются постоянными клиентами. Зачастую отечественная фирма-импортер, приобретающая товар за рубежом, является единственным партнером зарубежной фирмы-экспортера, помогает ему закрепиться  на рынке данной страны, добиваться для него лучших условий продажи  и т.д. В этих условиях зарубежная фирма-экспортер нередко идет на скидки в размере 10— 15 % от первоначальной цены (подобное обычно практикуется в  условиях монопольной конкуренции).

Информация о работе Мировые цены