Методы отбора персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и проанализировать современные методы набора и отбора персонала в организации при проведении конкурса, а также рассмотреть методы оценки, используемые при проведении конкурса в таможенные органы РФ. Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена отечественная и зарубежная литература по вопросу профессионального набора и отбора персонала;
2. Дан комплексный анализ технологии набора и отбора персонала;
3. Проанализированы основные мероприятия, проводимые при оценке кандидатов на вакантные рабочие места в таможенные органы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………. Стр. 3
Глава 1. Теоретические основы подбора кандидатов на вакантные рабочие места при проведении конкурса
Общая организация набора кадров ….
Набор персонала ………………….
Глава 2. Анализ основных требований и компетенций, предъявляемые к кандидатам при поступлению на таможенную службу …………………….
2.1. Понятие отбора персонала, критерии, принципы
2.2. Методы отбора персонала
2.3. Условия, запреты, ограничения при приеме на работу
Глава 3. Методика оценки кандидатов на вакантные рабочие места при проведении конкурса …………….
3.1. Понятие оценки, функции оценки персонала
3.2. Методы оценки персонала, критерии оценки, требования к кандидатам
3.3. Особенности оценки кандидатов в таможенных органах
Заключение………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Методы отборо персонала.docx

— 106.17 Кб (Скачать файл)

Второй этап конкурса включает проведение конкурсных процедур, оценку и сравнение кандидатов по профессионально  значимым критериям. Выполнение конкурсных процедур второго этапа конкурса разделяется на две стадии.

На первой стадии происходит оценка качеств кандидатов на основе анализа результатов выполнения формализованных методик, а также  в ходе групповых дискуссий и  специальных заданий. Характер заданий  и предлагаемые кандидатам темы групповых  дискуссий должны быть связаны с  будущей профессиональной деятельностью  и утверждены конкурсной комиссией.

На второй стадии оценка кандидатов происходит на основании  результатов собеседования с  руководителем подразделения, на работу в котором претендует кандидат. В  ходе такого управленческого интервью уточняется информация, полученная по результатам конкурсных процедур, и  оцениваются профессиональные и  личностные качества кандидатов.

Необходимые условия для  начала второго этапа конкурса:

а) готовность необходимых  методических материалов;

б) наличие подготовленных экспертов для проведения конкурсных процедур и оценки результатов.

Заключительный этап включает в себя подведение итогов оценки по всем процедурам, прием и рассмотрение апелляций, утверждение и оглашение  результатов, оповещение общественности и анализ его результатов.

Решение об итогах конкурса принимается конкурсной комиссией  после завершения всех конкурсных процедур и определения результатов второго  этапа. Основаниями для подведения итогов конкурса и принятия окончательных  кадровых решений конкурсной комиссией  являются:

- сумма баллов по критериям  оценки, полученных кандидатом в  результате прохождения всех  конкурсных процедур;

- мнение руководителя  подразделения, проводившего итоговое  собеседование с кандидатом.

По итогам всех пройденных процедур на каждого кандидата заполняется  «Шкала оценки профессиональных качеств  государственных служащих»; затем  составляется рейтинг кандидатов и  заполняется соответствующий бланк, который и является документом для  подведения итогов конкурса.

По итогам конкурса конкурсная комиссия принимает решение о  признании одного из участников выигравшим конкурс и получившим право на замещение вакантной должности  гражданской службы.

Решение конкурсной комиссии об утверждении окончательных итогов конкурса принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на соответствующую  должность либо для отказа в таком  назначении. При этом в решении  конкурсной комиссии указывается конкретный срок испытания после приема на работу, в пределах от трех до шести месяцев  для кандидата, впервые поступающего на работу в организацию.

Итоговым результатом  конкурса является утвержденный конкурсной комиссией список кандидатов на замещение  вакантных должностей, а также  список кандидатов, рекомендованных  в кадровый резерв.

Требования к работнику  непосредственно вытекают из характера  работы, которую кандидату придется выполнять. Потому не может быть плохого  или хорошего кандидата вообще, может  быть хороший или плохой кандидат относительно требований, которые к  нему предъявляются на конкретном рабочем месте. Профессиональный подход к определению требований, которые будут выступать в качестве критериев отбора и которые предъявляются претенденту на свободную вакансию, предполагает составление специального документа («спецификации работы»). В одних случаях требования к работнику могут выступать в качестве самостоятельного документа. В других они являются частью должностных инструкций (документа, в котором содержатся основные обязанности, полномочия и ответственность работника, отношения подчиненности внутри организации и связи за ее пределами, а также стандарты исполнения работы). Значительным преимуществом второго подхода является то, что в этом случае содержание работы и требования к ее исполнителю неразрывны.

Составленные на основе должностных  обязанностей требования к кандидату  должны отвечать на два основных вопроса: какой кандидат, и зачем нам нужен? какие его качества и характеристики необходимо будет оценить в ходе интервью и тестирования, с тем, чтобы потом правильно сделать окончательный выбор?

При определении требований к будущему кандидату важно учитывать  ряд обстоятельств, облегчающих  поиск кандидатов и принятие заключительного  решения. А именно, требования к кандидатам должны:

· относиться непосредственно  к работе;

· быть четко сформулированы;

· быть легко измеримыми;

· не являться дискриминационными Данному обстоятельству в западной практике придается особое значение. За нарушение законов руководители организации могут быть привлечены к суду, оштрафованы, при этом пострадает имидж организации, что может  отрицательно сказаться на предпочтениях  ее покупателей и клиентов. В российской практике это обстоятельство явно недооценивается. В ст.64 Трудового кодекса РФ записано, что какое бы ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускаются. При этом не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, либо обусловленные особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Данные требования закона в реальной жизни часто нарушаются. Так, многие объявления о приеме на работу(иногда они исходят даже от сотрудников государственной службы занятости на местах) информируют население о том, что для работы, например, «требуется мужчина в возрасте до 35 лет; иногородних граждан просят не обращаться». Подобное нарушение закона может стать поводом для обращения в суд. Однако на практике такое случается крайне редко. Сказывается правовая безграмотность подавляющей части населения, а также отсутствие уверенности в том, что нарушители закона будут наказаны. Конечно, каждый работодатель может иметь свои предпочтения относительно тех или иных качеств будущего кандидата (в том числе возраста, пола, национального происхождения). Другое дело, что указывать это объявление о приеме на работу - значит явно нарушать закон и показывать свою непрофессиональность в данных вопросах. Не говоря уже о том, что чисто формальный подход к определению критериев отбора кандидатов не способствует обеспечению качества принимаемых в этой области решений. Коституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года. «Права и свободы человека и гражданина закреплены также в Коституции Российской Федерации в главе 2 статьи 37(п.3) где говорится, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».//Ростов н/Д:Феникс, 2006. - С.12.

В свою очередь данные требования, связанные с характером выполнения работы, также можно разделить  в зависимости от важности их учета  при принятии окончательных решений. Так, могут быть выделены следующие  группы требований к кандидатам:

* необходимые;

* желательные;

* не совместимые с выполнением  данной деятельности (ограничения).

Например, необходимые квалификационные требования к должностям гражданской  службы включают требования к уровню профессионального образования, стажу  гражданской службы (государственной  службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ст.12). Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// М.: ИНФРА-М, 2007. - С.9.

Ограничения, связанные с  гражданской службой определяются в ст.16 Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской Федерации»//М.: ИНФРА-М, 2007. - С.13..

На практике организации, формируя требования к кандидатам и  критерии их отбора, как правило, придерживаются двух основных подходов.

Первый подход заключается  в том, что наличие у работника  ряда выдающихся качеств и характеристик  может компенсировать отсутствие у  него при приеме на работу других качеств. Например, если кандидат показал блестящие  знания в области бухгалтерского учета, но слабо знает некоторые  программы работы на компьютере, организация  может принять такого кандидата  на работу, одновременно предоставив  ему возможность повысить квалификацию в области использования современных  компьютерных технологий. Организации, которые следуют данной стратегии  при подборе кадров, как правило, концентрируют свое внимание больше на определении желательных качеств  кандидата, чем на установлении жестких  критериев при их отборе. Данный подход является достаточно гибким и  предоставляет большую свободу  при принятии решений в процессе отбора кандидатов.

Второй подход является относительно более жестким. Он исходит из того, что все установленные организацией требования являются критическими для  успешного выполнения данной работы. При этом компенсация отсутствия у кандидата одних качеств, другими  не допускается. При таком подходе  кандидаты, не отвечающие хотя бы одному из перечисленных критериев, могут  быть либо сразу, либо на любой стадии отбора исключены из числа претендентов на имеющуюся вакансию.

Таким образом, выбор критериев  отбора определяется в каждой конкретной ситуации характером вакантной должности, ее важностью для организации, традициями и финансовым состоянием, а также  квалификацией сотрудников, занятых  процессом подбора. Успех отбора в равной степени зависит от эффективности  работы в реализации каждого его  этапа в отдельности и способности  управлять им как единым процессом.

В последнее время все  большую популярность при наборе персонала завоевывает подход к  определению требований к будущим  кандидатам через ключевые компетенции. При этом наиболее часто речь идет об управленческих компетенциях.

Под управленческими компетенциями  понимаются знания, опыт, навыки, поведение, критические для достижения стратегических результатов работы организации.

Все управленческие компетенции  могут быть разделены на три группы:

· основная деятельность организации (понимание специфики работы, особенностей выполняемых функций);

· технические/должностные (знания, опыт в конкретной области - финансы, производство и др.);

· личные компетенции (умение мотивировать других, проводить переговоры, разрешать конфликты).

Подход к привлечению  и развитию персонала через ключевые компетенции успешно используют многие иностранные и российские организации (например, объединение  «Северсталь»).

По результатам обследования, проведенного кадровым агентством Kelly Services, наиболее востребованными в последнее время управленческими компетенциями являются:

· лидерство;

· творческое мышление;

· понимание бизнеса;

· аналитическое и концептуальное мышление;

· мотивирование и развитие подчиненных;

· ориентация на качество и  результат;

· гибкость и адаптивность.

Причем, если говорить о соотношении  технических и личностных компетенций, то чем выше позиция руководителя, тем большее значение для его  успешной деятельности начинают приобретать  не столько специальные знания в  конкретной области, сколько его  личностные компетенции и эмоциональный  интеллект (Emotional Intelligence - EI).

1.2.1 Внутренние источники  привлечения персонала

Во многих случаях являются более предпочтительными (особенно если менеджеры заранее осведомлены  об их возможных недостатках и  знают, как их устранить) В западных фирмах существует опыт привлечения  собственных работников к поиску претендента на вакансию. За это  они получают премию, половина которой  выплачивается сразу, а половина - по истечении испытательного срока, достаточного для оценки творческого  потенциала вновь принятого работника. Карташова Л.В.Управление человеческими ресурсами: Учебник. - М.: ИНФРА-М,2007. - С.82 с точки зрения соответствия указанным критериям внутренние источники набора:

1. являются менее рискованными. Их можно рассматривать как более надежные средства определения соответствия требований работы и возможностей кандидата, так как за время работы в организации его уже хорошо узнали;

2. позволяют решить проблему  в относительно короткие сроки,  особенно если организация заранее  планирует карьерный рост своих  сотрудников и их перемещение  внутри организации;

3. обходятся дешевле, чем  взять работника со стороны;

4. показывают заботу о  продвижении и карьерном росте  сотрудников, что повышает их  удовлетворенность и лояльность  к руководству организации.

1.2.2 Внешние источники  привлечения персонала

Рекомендуется использовать, когда нет подходящего кандидата  внутри организации или переобучение его требует значительных средств  и времени, либо когда организация  выбрала для себя стратегию постоянного  пополнения организации «свежими силами»  и идеями со стороны. Некоторые организации  иногда используют данную стратегию  также как средство экономии по фонду  заработной платы, поскольку зачастую новым работникам платят относительно меньше, чем получают за выполнение аналогичной работы кадровые сотрудники предприятия. В западных фирмах значительное распространение также получила практика так называемой охоты за головами. В ее основу положена идея о том, что лучшие кандидаты - это не те, кто ищет работу в какой-либо другой фирме, а те, кто успешно работает и не думает о переходе на работу в другую организацию.

Поскольку подбор работников со стороны связан с определенными  рисками для организации, к выбору источников набора со стороны необходимо подходить с особой тщательностью. Наиболее часто используемые внешние  источники набора персонала. (см.Таблицу 2)

Таблица 2 Карташова, Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. - М.: ИНФРА-М,2007. - С.83

Внешние источники набора персонала

Внешние источники набора

Достоинства

Ограничения и риски 

Рациональная сфера применения

Местная газета

Быстрота (выходит, как правило ежедневно)

Слишком широкий охват  кандидатов. Региональные ограничения (обращение главным образом к  местным кандидатам)

Хороший способ для набора конторских служащих и административных служащих низшего звен

Журналы

Обычно читают заинтересованные специалисты. Отсутствуют региональные ограничения 

Журналы, как правило, выходят  раз в месяц 

Удачный способ подбора специалистов, но требует времени 

Радио и телевидение 

Большая аудитория. Быстрота. Повторяемость обращений (навязчивая реклама)

Краткие обращения (отсутствуют  детали). Могут обратиться слишком  много нежелательных кандидатов

Используется, когда надо быстрое и широкое воздействие, при наборе большого количества кандидатов и при их дефиците на рынке труда 

Интернет 

Быстрота. Массовость получающей информацию аудитории. Дешевый способ

Могут обратиться много нежелательных  кандидатов

В основном для подбора  руководителей и специалистов

Образовательные учреждения

Информация о работе Методы отбора персонала