Методология таможенной статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы можно обозначить как проведение комплексного анализа применения единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и методология взаимной торговли в рамках Таможенного Союза.
Достижение указанной цели связано с постановкой следующих задач:
Проанализировать сущность таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Таможенная статистика внешней торговли и таможенная статистика взаимной торговли в рамках Таможенного союза: общая характеристика 5
1.1. Сущность таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 5
1.2. Системы учета экспортно-импортных операций и ее объекты 7
Глава 2. Методологическая основа ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 13
2.1. Нормативно-правовая основа ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 13
2.2. Правила ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 16
2.3. Формирование таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза 21
Заключение 25
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

141251 методология там статистики.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Методологическая основа ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза

2.1. Нормативно-правовая основа ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза

 

Правовая база для ведения внешнеторговой статистики РФ - ст. 48 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»14, учреждающая федеральную систему статистической отчетности. «Последняя формируется в том числе из отчетности Федеральной службы государственной статистики России (первичная статистика) и таможенной статистики Федеральной таможенной службы России (вторичная статистика). Подобное юридическое разграничение статистики на первичную и вторичную достаточно условно. В юридической литературе отмечается, что таможенная статистика является вторичной, так как она представляет собой необособленный статистический учет, который осуществляется в процессе выполнения ФТС России своих административно-управленческих задач, не связанных с формированием информационной инфраструктуры, но которые необходимо выполнять исключительно для таможенных целей»15.

Вместе с тем, идея создания Таможенного союза и  ее воплощение обусловило появление новых правил ведения таможенной статистики, в том числе, появилась необходимость в ведении таможенной статистики взаимной торговли.

Еще в 2008 году между Правительствами РФ, Республики Казахстан и Республики Беларусь 25.01.2008 было подписано Соглашение «О ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза». Статья 3 данного Соглашения закрепляет, что «исходными данными при формировании статистики взаимной торговли являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза при взаимной торговле»16.

Правовой механизм представления  участниками внешнеэкономической деятельности статистических сведений о торговле между государствами - членами Таможенного союза был введен Постановлением Правительства РФ от 29.01.2011 № 4017.

Методологической основой  ведения таможенной статистики Таможенного  союза является Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств Таможенного Союза (далее - Методология)18.

Указанная «методология разработана в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного Союза и официальной публикации Статистического Отдела ООН «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения»19 (1998 г.) и рекомендации, содержащиеся в «Руководстве для пользователей по статистике внешней торговли»20, разработанном Евростатом (изд. 3, 1990 г.)»21.

Целью Методологии является «определение порядка формирования, ведения и распространения таможенной статистики внешней торговли государств – членов Таможенного союза с третьими странами и статистики взаимной торговли между государствами – членами Таможенного союза, отвечающих потребностям органов законодательной и исполнительной власти, иных пользователей, включая международные экономические организации.

В Методологии изложены основные правила учета данных о  внешней и взаимной торговле государств – членов Таможенного союза»22.

Помимо Методологии, вопросы ведения таможенной статистики регулирует Инструкция «О порядке формирования данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 837 (далее – Инструкция).

Данная Инструкция «разработана в целях установления единых подходов и алгоритмов формирования уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза»23.

Поскольку основная информация для ведения таможенной статистики содержится в таможенных декларациях, то важное значение имеет Инструкция о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 (далее - Решение КТС № 257)24.

Поскольку ведение таможенной статистики, как уже отмечалось, осуществляют таможенные органы, то среди  нормативно-правовых актов Российской Федерации, относящихся к сфере таможенной статистики, можно назвать Приказ ФТС РФ от 11.10.2011 № 2095 «Об утверждении типовых положений о подразделениях таможенной статистики таможенных органов»25.

В связи  с тем, что  ведется учет внешней торговли и  по субъектам РФ, то Федеральная таможенная служба РФ утвердила правила ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации26.

Таким образом, методология  ведения таможенной  статистики регламентирована как законодательством  Таможенного союза, так и национальным законодательством.

2.2. Правила ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза

 

В Методологии закреплены определенные принципы ведения таможенной статистики.

Так, «исходными данными при формировании таможенной статистики внешней торговли являются сведения, содержащиеся в декларациях на товары и других документах, предоставляемых таможенным органам.

В таможенной статистике внешней торговли учет импорта и экспорта при водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных  перевозках при декларировании товара ведется по дате выпуска товара, проставленной в декларации на товары.

Учет импорта и экспорта товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, газ и другие) и по линиям электропередач, осуществляется с учетом особенностей их транспортировки и декларирования в соответствии с порядком, установленным законодательством и (или) международными договорами государства - члена Таможенного союза.

Исходными данными при формировании статистики взаимной торговли являются сведения, содержащиеся в документах, предоставляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза при взаимной торговле.

Уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза в целях формирования статистики взаимной торговли могут использовать иные источники информации.

Учет импорта и экспорта товаров  в статистике взаимной торговли производится: при импорте - на момент поступления  товара на склад, при экспорте - на момент отгрузки товара со склада.

Учет импорта и экспорта товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, газ и другие) и по линиям электропередач, осуществляется с учетом особенностей их транспортировки и  декларирования в соответствии с порядком, установленным законодательством и (или) международными договорами государства - члена Таможенного союза»27.

Как уже отмечалось, таможенной статистикой анализируется как экспорт, так и импорт, причем некоторые товары не учитываются.

Согласно установленным правилам, ряд товаров имеют особенности учета. Среди таких товаров немонетарное золото, драгоценные металлы, которые не выступают в качестве платежного средства, ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении; товары, реализуемые по счетам государства, которые включают товары гражданского и военного назначения, например, при осуществлении правительствами регулярных коммерческих операций; товары, поставляемые по линии государственных программ внешней помощи; военные репарации и реституции; гуманитарная и техническая помощь и др..

При ведении таможенной статистики применяются границы сферы статистического наблюдения, под которыми понимается «статистический порог - такое минимальное значение стоимости, нетто-тоннажа, других показателей, характеризующих ввезенные (вывезенные) товары, ниже которых они не учитываются в таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли»28.

При формировании таможенной статистики учитывается ряд основных показателей. Причем для таможенной статистики внешней торговли и таможенной статистики взаимной торговли перечень основных показателей различен.

Так, для формирования таможенной статистики внешней торговли используются следующие основные показатели:

1) код товара согласно  Единой товарной номенклатуры  внешнеэкономической деятельности  Таможенного союза (далее - ТН  ВЭД ТС) (10 знаков);

2) наименование товара  согласно ТН ВЭД ТС;

3) направление перемещения;

4) отчетный период (месяц);

5) статистическая стоимость (в  долларах США);

6) вес нетто (кг);

7) вес брутто (кг);

8) код дополнительной единицы  измерения согласно ТН ВЭД  ТС;

9) количество товара в дополнительной  единице измерения;

10) страна назначения;

11) страна происхождения;

12) страна отправления;

13) торгующая страна;

14) вид транспорта на границе;

15) территориально-административное  деление (по усмотрению уполномоченных  органов государств - членов Таможенного  союза);

16) характер сделки;

17) таможенная процедура;

18) особенности перемещения товаров29.

Для формирования статистики взаимной торговли используются следующие основные показатели:

1) код товара согласно ТН ВЭД  ТС;

2) наименование товара согласно  ТН ВЭД ТС;

3) направление перемещения;

4) отчетный период (месяц);

5) статистическая стоимость  (стоимость - по усмотрению уполномоченных  органов государств - членов Таможенного  союза) (в долларах США, национальной  валюте);

6) вес нетто (кг);

7) код дополнительной  единицы измерения согласно ТН ВЭД ТС;

8) количество товара  в дополнительной единице измерения;

9) страна назначения;

10) страна происхождения;

11) страна отправления;

12) торгующая страна;

13) характер сделки (по усмотрению  уполномоченных органов государств - членов Таможенного союза)30.

Особое внимание уделяют определению статистической стоимости товара. Под данной стоимостью понимается «стоимость товара, выраженная в долларах США, приведенная к единому базису цен (для экспортируемых товаров - по типу цен ФОБ, импортируемых - по типу цен СИФ). Пересчет стоимости в доллары США осуществляется по курсу, установленному Национальным (Центральным) банком государства - члена Таможенного союза:

  • в таможенной статистике внешней торговли - на день регистрации декларации на товары;
  • в статистике взаимной торговли - на момент поступления товара на склад при импорте, на момент отгрузки товара со склада при экспорте.

Базовые условия поставки товаров определяются в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс 2000), разработанными Международной торговой палатой»31.

Что касается количественного  учета товаров, то «в таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли применяются единицы количественного учета, указанные в ТН ВЭД ТС.

Показатели веса учитываются  на основе веса нетто, в килограммах.

Вес нетто:

1) для товаров, перемещаемых  в упакованном виде:

  • масса товаров с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товары представляются для розничной продажи и первичная упаковка не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товара;
  • масса товаров без учета какой-либо упаковки во всех случаях;

2) для товаров, перемещаемых  без упаковки (насыпью, наливом,  навалом) или трубопроводным транспортом  - общая масса товаров.

Для отдельных товаров  учет количества ведется также в  дополнительных единицах измерения (штуки, литры, кубические метры и другие), предусмотренных ТН ВЭД ТС32.

2.3. Формирование  таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза

 

Ведение таможенной статистики невозможно без формирования базы данных таможенной статистики. Источником информации для составления таких баз являются, прежде всего, таможенные декларации.

Отметим, что «в целях  формирования данных таможенной статистики внешней торговли используются сведения, содержащиеся в декларациях на товары (далее – ДТ), подлежащих учету в таможенной статистике внешней торговли с учетом особенностей, установленных настоящей Инструкцией.

В Республике Беларусь в  целях формирования данных таможенной статистики внешней торговли могут  использоваться иные источники информации, имеющиеся в распоряжении уполномоченных органов.

В целях формирования данных статистики взаимной торговли используются сведения, содержащиеся в документах, представляемых участниками  внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза при взаимной торговле, в том числе декларациях на товары, подлежащих учету в статистике взаимной торговли.

Информация о работе Методология таможенной статистики