Контрольная работа по «Истории таможенного дела и таможенной политики России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

Вопрос № 4. Развитие внутренней и внешней торговли Киевской Руси и ее влияние на развитие таможенного дела.
Вопрос № 14 Особенности протекционистского тарифа 1724 года.
Вопрос № 44. Основные цели и задачи таможенной политике России на современном этапе (в аспекте Федеральной программы развития таможенной службы на период 1996-1997 гг. и до 2000 г.).

Файлы: 1 файл

История.docx

— 42.00 Кб (Скачать файл)

В 1195 г. торговый договор  был заключен между Новгородом, с  одной стороны, и немцами, голландцами  и каждым «латинским (имеется в  виду римско-католическим) народом» – с другой. Еще более важным и тщательнее разработанным является соглашение между городом Смоленском и Ригой, Готландом и рядом немецких городов Померанского побережья (1229 г).  Оба договора содержат не только торговые статьи, но и уголовные нормы на случай нанесения увечий или убийства русских иностранцами и наоборот. Полное взаимное равенство сторон является беспрецедентной чертой этих документов.

 

 

 

 

Вопрос № 14 Особенности  протекционистского тарифа 1724 года

 

Все таможенные тарифы до XVIII века были рассчитаны лишь на решение  фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10% стоимости товаров, то есть проводилась политика свободной  торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.

Лишь в начале XVIII века, в связи с новыми взглядами  на развитие страны и проведением  крупных экономических мероприятий  по созданию заводов, фабрик, мануфактур, расширяется внешняя торговля. Принимаются  меры по защите экономических интересов  России.

Особенность развития таможенного  дела в России и формирования таможенной политики как в начале XVIII века, так  и в последующие годы состояла в том, что таможенное дело, как  механизм регулирования экономики  и торговли практически не функционировал, он решал в основном лишь задачи получения таможенных сборов.

До 1724 года были запрещены  к ввозу или обложены высокими пошлинами немногие товары: некоторые  шелковые изделия, краска бакан, иглы. Лишь в 1723 г. Петр пришел к убеждению, что главной причиной отставания мануфактур производства в стране была конкуренция иностранных изделий. Именно в это время был принят ряд правительственных решений  резко протекционистской направленности, в частности, о наложении пошлин на импортируемые товары, производство которых в стране редко к этому  времени было налажено. Одновременно вводился весьма своеобразный прием  для определения окладов пошлин на привозимые товары: если в процентном отношении внутреннее производство какого-либо товара достигало 25% соответствующего импортируемого аналога, то пошлина составляла четвертую часть цены последнего; если трети - третью часть; если половину - то 50%; если превышало привоз - то 75%. Таким образом, размер пошлинного обложения стал варьироваться в зависимости от степени развития внутреннего производства.

В 1724 года был издан новый  таможенный тариф. Тариф 1724 г. был охранительным, протекционистским. Тариф 1724г. оставил  в силе запрет на ввоз краски бакана. На товары, которые привозились в  достаточном количестве, назначалась  пошлина в размере 75%. В их числе  оказались скатерти, салфетки, парусина, шелковые парчи, тафта, ленты, колпаки, очищенный воск, крахмал, поташ, купорос, скипидарное масло, железо "не в  деле", иглы, пергамент и другие. Высоко покровительственная пошлина  в размере 50% с цены была наложена на голландские полотна, бархат, волоченное и пряденое серебро, карты, шелковые парчи.

Умеренно - покровительственная  пошлина в размере 25% - на все шерстяные  ткани, кроме сукон, полушелковые ткани, байку, выделанные кожи, чулки, бахрому, рукавицы, писчебумажные товары, железное оружие, стеклянные бутылки.

Обложение остальных товаров  преследовало фискальной цели: с готового женского платья, зеркал, игрушек взималась  пошлина 20%; с фарфоровой, фаянсовой, медной и оловянной посуды - 10%.

К беспошлинному ввозу  разрешались изделия из драгоценных  металлов, огородные семена, животные, кроме лошадей, многие строительные материалы, некоторые продукты питания: апельсины, лимоны, устрицы и т.п.

Совершенно были освобождены  от ввозной пошлины товары, которые  не производились в России: шелковые товары, различных сортов кисеи, обои, математические и хирургические  инструменты, очки и т.п.

Размер пошлинного обложения  и ввозимых однородных товаров повышался  вместе со степенью их обработки. Вывозная пошлина оставлена в прежнем  размере - 3% с цены. Лишь некоторые  российские товары, например "не деланные" лосиные, оленьи, сайгачьи и козлиные кожи, льняная пряжа, бадьян, под  предлогом их использования в  качестве сырья на российских фабриках и мануфактурах были обложены, по существу, запретительной 75% пошлиной или запрещены  к вывозу.

Особенность тарифа 1724 г. заключалась  и в том, что перечень привозных  и отпускных товаров был составлен  в алфавитной последовательности. Около  половины из них были обложены адвалорными  пошлинами, остальные - пошлинами с  меры и массы, исчисленными в рублях и копейках. При этом система классификации  товаров не отличалась совершенством: товарные позиции соответствовали  коммерческим названиям товаров, без  каких-либо дополнительных определений  или объяснений. Примечание тарифа в отношении товаров, не поименованных в росписи, значительно затрудняло работу таможенных чиновников

Пошлину с привозных и  отпускных товаров предусматривалось  взимать ефимками, считая каждый ефимок по 50 коп. При этом русские купцы не имели преимуществ перед иностранными. Если же они не имели ефимков, с них следовала брать российскими деньгами по 125 коп. за ефимок, однако если собственные товары российских купцов вывозились ими же на их собственных кораблях, с них взималась только третная пошлина и то русскими деньгами, считая по 90 копеек за ефимок. При вывозе тех же товаров на тех же условиях через Архангельск пошлина взималась в половинном размере и тоже российской монетой.

Этой привилегией могли  воспользоваться исключительно  российские подданные. Иностранцы были лишены возможности отправлять за море свои товары с убавкой пошлины. Их попытки вывезти из России товары с помощью российских купцов, выдававших их за свои, строго пресекались. Товары, незаконно вывозившиеся из страны без  уплаты таможенных пошлин, в полном объеме подлежали конфискации с  передачей одной трети конфискованного  доносчику. Те же иностранные товары, которые ввозились российскими  купцами под российским же флагом, подлежали одной трети привозной  Ефим очной пошлины, которая исчислялась  против цены отпуска, да сверх того прибыли по 25%

Издание тарифа и его введение были осуществлены с такой поспешностью, что иностранные торговцы, успевшие заключить контракты и даже направить  торговые суда в Архангельск, оказались  в незавидном положении. Неудивительно, что это вызвало с их стороны  настоящий поток жалоб.

Следует подчеркнуть и  то, что действия тарифа распространялось на весьма ограничительный участок  таможенной границы страны, о чем  свидетельствовало само его название: "Тариф привозным и отвозным товарам для портов: Санкт-Петербургского, Выборгского, Нарвского, Архангельского и Кольского". На остальной территории страны пошлины продолжали взиматься  согласно статьям Новоторгового устава 1667 года.

Протекционистский тариф 1724 г. сдерживал внешнюю торговлю и  ослаблял приток таможенных доходов. Кроме  того, усилился контрабандный ввоз товаров. Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был  принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не производившиеся  в стране, вводилась умеренная  пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся - повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарождавшаяся русская промышленность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 44. Основные цели и задачи таможенной политике России на современном этапе (в аспекте  Федеральной программы развития таможенной службы на период 1996-1997 гг. и до 2000 г.)

 

Переход экономики России на рыночные отношения настоятельно потребовал коренных изменений в  характере деятельности таможенной службы страны, превращения ее в  реально действующий инструмент государственного регулирования внешней  торговли. Таможенная служба должна стать  инструментом практического осуществления  внешнеэкономической политики государства  в условиях либерализации внешней  торговли, отказа от государственной  монополии на нее и выхода на внешний  рынок новых участников внешнеэкономической деятельности.

Становление таможенной службы Российской Федерации осложнялось  тем, что при распаде СССР наилучшим  образом оснащенные таможенные органы, располагавшие наиболее подготовленными  кадрами, оказались за пределами  Российской Федерации, получившей около 13,5 тыс. км новых границ с бывшими  республиками Союза ССР, в том  числе около 1,1 тыс. км - со странами Балтии.

Важное значение в деятельности российской таможенной службы имеет  решение следующих стратегических задач:

  1. расширение и укрепление системы таможенных органов;
  2. наполнение доходной части федерального бюджета путем взимания таможенных пошлин, сборов и налогов, осуществление таможенно-банковского валютного контроля;
  3. сосредоточение усилий в правоохранительной деятельности на борьбе с
  4. нарушениями таможенных правил, а также с особо опасными проявлениями контрабанд, имеющими серьезные социально-экономические последствия для общества и государства;
  5. всемерное содействие формированию, укреплению и расширению Таможенного союза государств - участников Содружества Независимых Государств;
  6. формирование, ведение и официальная публикация таможенной статистики.

Реализация этих задач  сопровождается постоянным возрастанием объемов работы по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, обращающихся во внешнеторговом обороте, а также товаров и транспортных средств физических лиц, пересекающих государственную границу. Общая  масса грузов, оформленных таможенными  органами Российской Федерации, возросла в 1995 году почти вдвое по сравнению  с 1992 годом.

Наряду с этим наблюдается  рост криминогенной обстановки в области внешнеэкономической деятельности. В последние годы резко возросли масштабы таможенных правонарушений (количество и стоимость конфискуемых товаров). Устойчив рост проявлений особо социально и экономически опасной контрабанды, в частности контрабанды наркотических средств, а также предметов старины и искусства.

Придание таможенным органам  правоохранительных функций позволило  активизировать работу по защите экономических  интересов государства. За 1995 год  возбуждено около 3500 уголовных дел  по таможенным преступлениям на сумму  более 650 млрд. рублей (за 1994 год - 2308 дел  на сумму 69 млрд. рублей), закончены производством около 36 тыс. дел о нарушениях таможенных правил во внешнеторговом обороте и около 33 тыс. - в отношении физических лиц; общая сумма конфискованных товаров и ценностей составила около 1 трлн. рублей, штрафов - более 1,5 трлн. рублей, изъято более 6 тонн наркотических средств (в 2 раза больше, чем в 1994 году).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1992 г. N 788 "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 666 "О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 1992 г. N 788 "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации «осуществляется таможенный контроль по временной схеме на 43 вновь открытых для пропуска пассажиров и грузов железнодорожных переходах, а на границах с государствами Балтии, Украиной, Азербайджаном и

Грузией – также и пограничный  контроль.

Однако железнодорожные  станции, ставшие пограничными, не оборудованы  для надлежащего выполнения таможенного  и пограничного контроля. Это сдерживает продвижение поездов через вновь  открытые пограничные переходы.

На целом ряде направлений  необходимо создать новые автомобильные переходы.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации активно  содействовал созданию за счет целевого внебюджетного фонда объектов таможенной инфраструктуры, деятельность которых  призвана способствовать ускорению  таможенного оформления товаров  и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. К началу 1996 года под контролем  таможенных органов Российской Федерации  функционировало свыше 1000 складов  временного хранения и свыше 400 таможенных складов. В условиях растущего внешнеторгового  оборота требуется значительное увеличение количества таких складов  и других объектов инфраструктуры.

Слабое оснащение современными техническими средствами таможенного  контроля, вычислительными средствами и средствами связи усложняет  таможенное оформление товаров и  не обеспечивает качественный контроль за перемещаемыми через границу  товарами и транспортными средствами. Предстоит завершить создание системы  обеспечения федеральных органов  исполнительной власти информацией  по таможенной статистике.

Несовершенство действующего законодательства объективно сдерживает возможности таможенно-банковского валютного контроля.

Необходимо формирование нормативной базы в целях обеспечения  качественного таможенного оформления перемещаемых товаров и повышения 

полноты взимания таможенных платежей в федеральный бюджет.

Недостаточно унифицированы  процедуры таможенного оформления товаров, что приводит к значительным затратам времени российскими участниками  внешнеэкономической деятельности.

Предстоит повысить надежность таможенного контроля за перемещением некоторых специфических товаров, в частности вооружений и военной  техники, товаров двойного назначения, ядерных и делящихся материалов, исчезающих видов флоры и фауны, произведений интеллектуальной собственности, добиться эффективного пресечения особо  социально и экономически опасной  контрабанды (оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ, предметов старины и  искусства).

Требует совершенствования  таможенное оформление ручной клади  и багажа физических лиц, в первую очередь граждан государств участников СНГ. 
Следует уделить внимание расширению системы обучения, переподготовки и повышения профессиональной квалификации таможенных кадров, так как значительная часть сотрудников таможенной службы не имеет необходимых знаний и опыта, повышению их социального статуса, социальной защищенности и мотивации к добросовестному труду, пресечению случаев

Коррупции и взятничества.

Превращение таможенной службы Российской Федерации в эффективно-функционирующий  инструмент, содействующий развитию внешнеэкономических связей страны и защищающий отечественный рынок  с помощью тарифных и нетарифных мер государственного регулирования  внешней торговли, будет успешным при условии реализации системы  мер, предусмотренных в настоящей  Программе.

Целесообразность принятия Программы определяется также тем, что в решении проблем таможенной службы наряду с Государственным  таможенным комитетом Российской Федерации  должны участвовать внешнеэкономические, транспортные, иные правоохранительные органы, сотрудничество которых позволит поднять деятельность таможенной службы

Информация о работе Контрольная работа по «Истории таможенного дела и таможенной политики России»