Эволюция Таможенного Кодекса Российской Федерации с 1993 года по настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение эволюции Таможенного Кодекса Российской Федерации, рассмотрение всех изменений Таможенного Кодекса РФ 1993 года, ТК РФ 2003 года и Таможенного Кодекса Таможенного Союза.
Соответственно цели и задачам основная часть курсовой работы состоит из трех глав. Общая структура работы выглядит следующим образом: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение и список использованной при написании работы литературы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ 6
2. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
3. НЕДОСТАТКИ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

эволючия таможенного кодекса.docx

— 69.88 Кб (Скачать файл)
  1. РАЗВИТИЕ  ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Начиная свой анализ Таможенного Кодекса Российской Федерации, Закона о таможенном тарифе и Таможенного Кодекса Таможенного Союза, выделим вначале их важную особенность: хотя это три разных закона, отличающихся друг от друга как по степени охвата круга общественных отношений, так и по юридическим свойствам, вместе они в широком смысле образуют единое целое, составляя правовой фундамент современного таможенного дела в России.

    Происходили изменения Кодекса 1993 года, Таможенным Кодексом 2003 года и Таможенным Кодексом Таможенного Союза. Кардинально меняется подход к определению статуса декларанта и таможенного брокера. Таможенный Кодекс 1993 года закреплял за таможенным брокером статус декларанта, что предполагало совершение операций по таможенному оформлению и выполнение иных посреднических функций в области таможенного дела от собственного имени. В соответствии с Кодексом 2003 года и Таможенным Кодексом Таможенного Союза таможенный брокер выступает в роли представителя и совершает таможенные операции от имени представляемого им лица (декларанта или иного заинтересованного лица). Такое изменение статуса таможенного брокера обусловлено попыткой исключить практику таможенного оформления товаров так называемыми «черными брокерами», которые оказывали услуги по заполнению таможенной декларации и других таможенных документов, однако действовали за печатью лиц, перемещающих товары, в связи с чем не несли ответственности за достоверность заявляемых сведений, а также за уплату таможенных платежей, в отличие от таможенного брокера, совершавшего таможенные операции от собственного имени. Оговорка Кодекса о том, что таможенный брокер действует от имени представляемого лица, не должна рассматриваться как исключающая его ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед таможенным органом, поскольку означает, что к декларанту переходят права и обязанности, возникающие в результате таможенного оформления товаров (право пользования товаром в соответствии с заявленным таможенным режимом, обязанность по его завершению определенным способом, обязанность по уплате периодических таможенных платежей и др.), но не в процессе его осуществления (например, обязанность заявлять достоверные сведения).

    Большое значение для нового ТК РФ имеет  понятие выпуска для свободного обращения. В Таможенном кодексе 1993 года под выпуском товаров для свободного обращения понимался таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию РФ товары оставались постоянно на этой территории без обязательства об их обратном вывозе. Теперь выпуск для свободного обращения обозначает статус товаров, допускающий их свободный оборот на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством. Такой оборот возможен, в частности, при заявлении таможенного режима выпуска для свободного обращения (после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности), отказе в пользу государства (после передачи товаров, от которых лицо отказалось, таможенным органам), реимпорте (ст. 164, 234, 250).

    В понятийный аппарат Кодекса 2003 года и Таможенного Кодекса Таможенного Союза не вошло понятие мер экономической политики, которое было определено ст. 18 Таможенного Кодекса Российской Федерации 1993 года как ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики РФ и могущие включать в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством. Таможенный кодекс Российской Федерации 2007 года и Таможенный Кодекс Таможенного Союза использует понятие запреты и ограничения. В ТК РФ запреты и ограничения устанавливались в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом различались запреты и ограничения экономического характера, а также запреты и ограничения, не носящие экономического характера. Последние согласно ст. 158 ТК РФ должны были применяться независимо от заявленного таможенного режима (одни на этапе помещения товаров под процедуру внутреннего таможенного транзита, другие — на этапе выпуска товаров). Экономические запреты и ограничения действовали только в рамках таможенных режимов выпуска для свободного обращения, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления. В ТК ТС запреты и ограничения являются комплексом мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающих меры нетарифного регулирования, меры затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза.

    В Таможенном Кодексе Таможенного  Союза появились новые формы  Таможенного Контроля. Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий. Так же порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств-членов Таможенного Союза.

    К нововведениям формы Таможенного  Контроля относится проверка системы учета товаров и отчетности. В соответствии с пунктом 3 статьи 121 Таможенного Кодекса Таможенного Союза проверка системы учета товаров и отчетности как форма таможенного контроля проводится в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, а также в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада и выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию или распоряжению этими товарами.

    И последнее, что появилось в новых  формах Таможенного Контроля это  таможенная проверка (камеральная и выездная) вместо таможенной ревизии. Таможенная проверка проводится таможенными органами с целью контроля соблюдения лицами требований, установленных законами Таможенного Союза и законодательством стран – участниц Таможенного союза. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки). Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам камеральной таможенной проверки, а также по результатам применения иных форм таможенного контроля.

    В Таможенном Кодексе Таможенного  Союза исключена процедура внутреннего таможенного транзита. Помещение товаров, перевозимых по таможенной территории, в том числе перевозимых от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа, под режим (процедуру) таможенного транзита.

    Осуществление перевозки от таможенной границы  сразу до места нахождения получателя. Неприменение  к перевозчикам, в том числе таможенным, национальной транзитной процедуры на территории каждого из государств-членов таможенного союза.

    Освобождение  железнодорожного перевозчика от внесения обеспечения в качестве гарантии доставки товаров. Одновременное помещение  товаров под две таможенные процедуры - таможенного транзита и реэкспорта (в случае обязательности вывоза товаров) или таможенного транзита и экспорта (в случаях, установленных КТС).

    Реестры лиц, осуществляющих деятельность в  сфере таможенного дела: ведутся таможенными органами каждого государства-члена таможенного союза; КТС формирует общие реестры на основе национальных реестров.

    Предусмотрена возможность приостановления и  возобновления деятельности лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

    Введен  институт уполномоченного экономического оператора. Вместо «специальных упрощенных процедур» для данного института предусмотрены дополнительные упрощения: выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации; транзит товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей. При этом условием получения статуса уполномоченного экономического оператора является внесение обеспечения, в размере 1 млн. евро, а при условии соответствия лиц критериям, определяемым КТС, – 150 тысяч евро.

    Таможенный  Кодекс Российской Федерации 2003 года подготавливался как закон максимально прямого действия. По сравнению с Таможенным кодексом 1993 года полномочия Правительства Российской Федерации в области регулирования таможенных правоотношений были существенно сокращены. Вместе с тем, очевидно, что в таможенной сфере обойтись без подзаконных актов невозможно, без ущерба для качества правового регулирования. В соответствии с Таможенным кодексом правительству были предоставлены такие права, как оперативное решение вопросов, связанных с ограничением мест прибытия отдельных товаров на таможенную территорию, введение ограничений по применению экономических таможенных режимов, установление правил распоряжения товарами и транспортными средствами и т.д.2

    Главным новшеством Таможенного кодекса  Таможенного союза станет отмена таможенных границ между тремя государствами. Контроль товаров будет осуществляться на внешних границах стран-участниц Таможенного союза, а процедуры таможенного оформления на российско-казахстанской и российско-белорусской границах будут упрощены.

    В Таможенном Кодексе Таможенного  Союза введены иные таможенные процедуры, отличающиеся от таможенных режимов, предусмотренных Таможенным Кодексом Российской Федерации. В первую очередь необходимо сказать о новом перечне документов, необходимых для таможенного декларирования товаров, определенных непосредственно статьями Таможенного Кодекса Таможенного Союза. В этой области возможность национального нормотворчества исключена.

    В Таможенном Кодексе Таможенного Союза содержится единая таможенная процедура – таможенный транзит. То есть, по сравнению с российским законодательством больше нет деления транзитной процедуры на внутренний таможенный транзит (только по территории Российской Федерации) и международный таможенный транзит, осуществляемый через российскую территорию, что также упрощает правоприменительную практику.

    При ввозе товаров предусмотрено  последовательное  совершение таможенных операций, связанных с их прибытием на таможенную территорию ТС, помещением товаров на временное хранение в месте прибытия, либо перемещением в соответствии с таможенной  процедурой транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.

    При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте убытия за пределы таможенной территории ТС совершаются таможенные операции, связанные с  убытием. При этом,  также как и в российском таможенном законодательстве,  право на временное хранение и  перемещение по таможенной территории ТС  в соответствии с  процедурой таможенного транзита имеют только товары, имеющие статус иностранных.

    Основным  отличием от раннего порядка заключаются в том, что иностранные товары,  ввезенные в любое из государств-членов ТС и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (предусматривающую получение товарами статуса «товаров Таможенного Союза»), получают право свободно обращаться на всей территории Таможенного Союза. Такое же право свободно обращаться на всей территории Таможенного Союза  с первого июля 2010 года получали товары, происходящие из России, Белоруссии и Казахстана, а также товары, которые на тот момент признавались отечественными в государствах-членах ТС.

    Исключение  составляют товары, в отношении которых  на территории Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом. Это касается 409 товарных позиций, в отношении которых до первого июля 2011 года в Казахстане будут применяться ставки ввозных таможенных пошлин меньшие, чем установлены Единым таможенным тарифом. Аналогичная норма может быть установлена отдельным международным соглашением и в отношении транспортных средств, ввезенных физическими  лицами  и выпущенных для свободного обращения в  период со дня  вступления в силу Единого таможенного тарифа ТС (первое января 2010 года)  и  до дня начала действия нормативов ТС.

    Изменилась  норма, касающаяся срока подачи таможенной декларации на ввозимые товары. В ТК РФ  таможенная декларация на ввозимые товары должна была подаваться не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в месте их прибытия, либо со дня завершения внутреннего таможенного транзита. При этом предусмотрена возможность продления этого срока по мотивированному письменному обращению декларанта в пределах срока временного хранения товаров (четыре месяца). В ТК ТС таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана до истечения срока временного хранения товаров, который также как и в ТК России не может  превышать четырех месяцев. То есть декларанту не придется лишний раз обращаться за разрешением в таможенный орган.

Информация о работе Эволюция Таможенного Кодекса Российской Федерации с 1993 года по настоящее время