Экспортный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 03:38, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Понятие и принципы реализации экспортного контроля;
2. Проанализировать организацию и взаимозависимость основных этапов становления национальной системы экспортного контроля России;

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности экспортного контроля в РФ 4
1.1 Понятие и сущность системы экспортного контроля 4
1.2. Особенности функционирования системы экспортного контроля 6
1.3 Роль и место таможенных органов в системе экспортного контроля 10
2. Законодательная основа экспортного контроля 15
2.1 Нормативно-правовая база 15
2.2 Ответственность за нарушение экспортного контроля 17
3. Основные направления совершенствования системы экспортного контроля 21
3.1 Анализ развития экспортного контроля 21
3.2 Перспективы экспортного контроля 24
Заключение 28
Библиографический список 29

Файлы: 1 файл

Реферат ВЕД.docx

— 58.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные направления совершенствования  системы экспортного контроля

3.1 Анализ развития экспортного  контроля

 

Развитие российской системы  экспортного контроля проходило  в несколько этапов. Днем ее рождения считается Указ Президента № 388 от 11 апреля 1992 г. "О мерах по созданию системы экспортного контроля в  России". Хотя Россия унаследовала от СССР кадры и определенный механизм, ей пришлось фактически заново создавать  систему экспортного контроля, учитывая новые условия: переход крыночной экономике, либерализацию внешнеэкономической деятельности, необходимость интеграции в мировое хозяйство, с одной стороны, и свои международные обязательства в сфере нераспространения ОМУ и поддержания международной стабильности, с другой. В целях обеспечения единой государственной политики в области экспортного контроля и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, при Правительстве РФ была образована Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации, в состав Комиссии вошли заместители руководителей заинтересованных министерств и комитетов. В первой половине 1990-х гг. были разработаны шесть контрольных списков и сформирован механизм лицензирования продукции, подлежащей контролю. Началом следующего этапа можно считать 1995-1996 гг. В 1995 г. вступили в действие Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и Закон об использовании атомной энергии. Статьи этих законов, касающиеся экспортного контроля, носили скорее декларативный характер.

В России стали больше обращать внимание на такие аспекты экспортного  контроля, как ответственность и  исполнение правил. В 1996 г. появился Уголовный  кодекс, в котором ряд статей определял  наказания за нарушение норм экспортного  контроля. Была усилена деятельность таможенных служб. В частности, с 1995 г. в рамках ГТК и региональных таможенных управлений созданы подразделения по нетарифному регулированию и экспортному контролю(ЭК). Однако именно эти сферы оставались наиболее слабыми и уязвимыми звеньями национальной системы ЭК.

В отличие от закона "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" закон 1999 г. не распространяется на экспорт  вооружения и военной техники, который  осуществляется в соответствии с  положениями Федерального закона "О  военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ). Закон повысил статус некоторых  механизмов ЭК, которые ранее действовали на основе правительственных постановлений или указов президента. В частности, Статья 20 нового закона России кодифицировала механизм всеобъемлющего ли ранее государство рекомендовало создание внутрифирменных систем ЭК, то по закону об экспортном контроле эта мера стала носить обязательный характер для организаций, «осуществляющих научную  или производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями». Закон ввел понятие "государственной экспертизы" внешнеэкономических сделок с контролируемой продукцией.

Федеральный закон «Об  экспортном контроле» впервые законодательно закрепил всеобъемлющий контроль как  составную часть экспортного  контроля. Содержание этого вида контроля становится хорошо понятным уже из сравнения определений терминов «экспортный контроль» и «контролируемые  товары и технологии». Первый охватывает товары, информацию, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые  могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств  его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Второй касается сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники. Анализ выделенных частей свидетельствует о том, что экспортный контроль распространяется на более широкий круг товаров и технологий, а не только на те, которые включены в списки контролируемых товаров и технологий. Положения о всеобъемлющем контроле распространяются как раз на товары, информацию, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, не относящиеся к числу контролируемых.

Российской организации  при заключении или совершении внешнеэкономических  сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, а также при участии  в исполнении таких сделок может  стать достоверно известно, что иностранное  государство или импортер будут  использовать получаемую продукцию  для целей создания оружия массового  поражения или средств его  доставки. В этом случае в соответствии с требованиями всеобъемлющего контроля организация обязана отказаться от сделки и не участвовать в таковой. Нельзя отрицать тот факт, что необходимая  информация о характере использования  получателем экспортируемых товаров  и технологий не всегда своевременно и однозначно становится известной  заинтересованной организации. Поэтому  Закон определил следующее: если российская организация имеет основания  полагать, что поставляемая продукция  может быть использована получателем  в вышеназванных целях, она обязана  получить разрешение Комиссии по экспортному  контролю Российской Федерации на осуществление  соответствующих внешнеэкономических  операций. В свою очередь, если соответствующая  информация становится известной федеральному органу исполнительной власти, то этот орган в силу тех же причин обязан предупредить российскую организацию о том, что ее внешнеэкономическая сделка может быть совершена только в случае получения разрешения названной комиссии.

3.2 Перспективы экспортного контроля

 

 

Экспортный контроль выполняет  две функции: это мера нетарифного  внешнеэкономического регулирования  и одновременно важный инструмент внешней  политики, что оказывает разнонаправленное  воздействие на национальные интересы.

Экспортный контроль оказывает  существенное влияние на международный  трансферт высоких технологий и  таким образом на конкурентоспособность  многих компаний и стран; Контроль за технологиями - одна из самых чувствительных областей системы экспортного контроля. Доступ к мировой копилке накопленных знаний становится критическим элементом как национальной конкурентоспособности, так и национальной безопасности.

Очень трудно найти оптимальный  баланс между взаимоисключающими стратегическими  задачами продвижения национальных товаров на мировые рынки сбыта  и введения ограничений по соображениям национальной и международной безопасности, между поддержанием академических  свобод, свободой доступа к информации и задачами в области безопасности. В этой сфере есть большое поле для международного сотрудничества. Но параллельно российское экспертное сообщество должно разработать своё видение этих проблем и подходы  к их решению.

С окончанием холодной войны, как ни парадоксально, спектр возможных  дестабилизирующих факторов не сузился, а расширился; а глобализация облегчает возможность использовать эти факторы; недаром так остро встает проблема попадания ОМУ и средств их доставки в руки международных террористов.

Существует ряд объективных  факторов, подрывающих результативность систем экспортного контроля и подводящих к необходимости перманентного  совершенствования элементов этой политики.

Во-первых, ускоряющиеся процессы глобализации способствуют формированию международной системы многоуровневой взаимозависимости, основанной на сложных  механизмах конкуренции, кооперации и  партнерства.

Во-вторых, информационная революция  и интернационализация научно-технических  знаний подрывают эффективность  контроля, особенно если он не носит  международный характер. На мировой  рынок выходят новые поставщики высокотехнологичных товаров, что  облегчает получение аналогов нужных товаров и технологий на расширяющихся  рынках товаров и технологий двойного назначения. Ограничения и санкции  заставляют контрагента развивать  собственное производство чувствительных товаров, используя знания национальных или иностранных специалистов.

В-третьих, гражданский сектор добился первенства в разработке ряда новейших технологий, имеющих  одновременно важное военное значение. Поэтому ограничения и санкции  затрагивают практически всех производителей наукоемкой продукции.

В-четвертых, в условиях глобализации растет значение так называемых неосязаемых  форм передачи технологий, которые  очень трудно проконтролировать. В  частности, корпорации США жалуются, что деловые встречи, разрешения на телефонные переговоры с зарубежными  партнерами требуют предварительных  разрешений, согласование которых занимает иногда от 40 до 100 дней.

Национальные системы  экспортного контроля не могут быть невосприимчивыми к общей социально-экономической  и политической ситуации в стране и в мире. Экспортный контроль, являясь  одним из компонентов международного режима нераспространения ОМУ, наложил  огромный отпечаток на систему международных  отношений.

Период 1999 – 2010 гг. в развитии российской системы экспортного  контроля прошел под знаком общего укрепления и совершенствования  всех составляющих ее элементов. К 2010 г. в России была сформирована достаточно логичная исполнительная инфраструктура системы экспортного контроля. Она  позволила упростить процесс  лицензирования для экспорта, оставив  в силе механизм межведомственного  согласования заявки на лицензию. Россия инкорпорировала в свою законодательно-нормативную базу все элементы режима экспортного контроля, соответствующие современным мировым тенденциям развития экспортного контроля (гарантии конечного использования, ответственность, всеобъемлющий контроль, контроль над передачей технологий, формирование внутрифирменных программ). В целом созданная система подтвердила свою эффективность в первую очередь в части обеспечения международных обязательств Российской Федерации.

Накопленный опыт практической работы дал необходимый материал и посылки для совершенствования  системы экспортного контроля. Вместе с тем, национальный режим экспортного  контроля в России в современных  условиях сталкивается с рядом проблем, препятствующих дальнейшему повышению  его эффективности.

Одни из них связаны  с несовершенством отдельных  элементов российской системы ЭК, другие – с необходимостью совершенствования  механизма принятия решений, укрепления сферы правоприменения, повышения общей деловой культуры в России, третьи – с воздействием внутриполитических и внешнеполитических факторов. Таможня остается до сих пор одним из самых “тонких” звеньев национальной системы экспортного контроля. Требуются большие усилия и ресурсы для установления необходимого оборудования на всех таможнях и совершенствования знаний сотрудников таможенных служб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экспортный контроль создавался как инструмент предотвращения распространения  оружия массового поражения и  средств его доставки. В условиях, когда ряд государств пытается получить доступ к технологиям разработки собственного ядерного и ракетного  оружия, экспортный контроль продолжает оставаться одним из важнейших способов поддержания международной стабильности. Страны, не имеющие оружия массового  поражения и работающие над его  созданием, предпринимают попытки  закупить отдельные компоненты и  технологии через посредников и  использовать их в своих военных  программах. Увеличение числа государств, располагающих, в частности, ядерным  оружием, приведет к общему снижению международной стабильности. Кроме  того, с ростом поражающих факторов и снижением габаритов средств  поражения появляется реальная угроза использования такого оружия международными террористическими организациями.

Поэтому контроль над экспортом  оружия и технологий, которые могут  быть использованы для его создания, стал частью политики большинства развитых стран. Сложившаяся система экспортного контроля осуществляется следующими методами правового регулирования внешнеэкономической деятельности:

1.  Определение перечня товаров, являющихся объектами экспортного контроля, таможенный контроль;

2.  Валютный контроль;

3. Применение мер государственного принуждения (санкций) к лицам, нарушившим установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении данных товаров;

4.   Законодательные основы системы экспортного контроля в России.

Библиографический список

 

1. Федеральный закон от 13.10.05 N 157 "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"

2. Федерального закона "Об экспортном контроле" от 18.07.1999 N 183-ФЗ

3. Федеральный закон № 311ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в РФ»

4. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21 мая 2007 г.

5. Кодекс российской федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

6. Уголовный кодекс российской федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ

7. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2006 г. N 1194 "О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст.4096

8. Постановление Правительства от 29 ноября 2003 г. № 718.

9. Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2008 г. N 1318 "Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации изменений и дополнений, вносимых в Список оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия, экспорт которых контролируется".

Информация о работе Экспортный контроль