Источники таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить официально установленные формы выражения и закрепления нормативных правовых норм в сфере таможенного дела.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
 Раскрыть понятие источники права. Рассмотреть их признаки и виды.
 Рассмотреть источники таможенного права.
 Раскрыть понятие и содержание таможенного законодательства.
 Рассмотреть виды нормативных правовых актов в сфере таможенного дела.
 Выявить проблемы применения таможенного законодательства Таможенного Союза.
 Рассмотреть судебную практику в сфере таможенного дела и ее влияние на источники таможенного права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Источники таможенного права ………………………………………...5
1.1 . Таможенное право: цели, задачи и принципы…………..…………………5
1.2 . Конституция РФ как источник таможенного права ………………………8
1.3. Источники таможенного права Таможенного Союза…………………….12
1.4. Источники таможенного права Российской Федерации…………………18
Глава 2. Вопросы применения таможенного права….………………………..25
2.1. Виды нормативных правовых актов в сфере таможенного дела………..25
2.2. Проблемы применения таможенного законодательства Таможенного союза……………………………………………………………………………...27
2.3. Судебная практика и ее влияние на источники таможенного права…….33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список источников и литературы………………………....................................41

Файлы: 1 файл

anedreev_kursach.docx

— 84.11 Кб (Скачать файл)

• Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об экспортном контроле", направленный на предотвращение распространения оружия массового поражения и его компонентов, защиту национальных интересов, связанных с военно-промышленным комплексом;

• Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 23.07.2013) "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

Среди источников таможенного права особое место занимает Федеральный закон "О службе в таможенных органах", регламентирующий правовой статус сотрудников таможенных органов, несмотря на то что сфера его применения несколько сузилась после появления в таможенных органах второй категории – государственных гражданских служащих, на которых действие указанного Закона не распространяется.

Вторая категория федеральных законодательных актов состоит из законов, содержащих нормы таможенного права наряду с нормами иной отраслевой принадлежности. В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О валютном регулировании и валютном контроле", устанавливающий основы перемещения иностранной валюты через таможенную границу, НК, являющийся основным актом, регламентирующим уплату налогов в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, КоАП, устанавливающий санкции за административные правонарушения в области таможенного дела.

Важными и многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные правовые акты в области таможенного дела. Назовем основные виды подзаконных актов, регулирующих таможенные отношения.

Значение указов Президента РФ как источников таможенного права заключается в следующем.

1. В настоящий момент  структура федеральных органов  исполнительной власти определяется  Президентом РФ, следовательно, место  таможенных органов в системе  органов исполнительной власти  предопределено актами Президента, прежде всего Указом от 09.03.2004 (ред. от 22.06.2010) № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

2. Президент наделен особыми  полномочиями в сфере обеспечения  национальной безопасности, в том  числе полномочиями по нормативно-правовому  регулированию перемещения товаров, подлежащих экспортному контролю.

3. Президентом регламентируются  отдельные вопросы, связанные со  статусом таможенных органов  и прохождением службы в таможенных  органах.

Акты Правительства РФ являются основной категорией для целей таможенно-правового регулирования, так как в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о таможенном регулировании Правительство РФ осуществляет общее руководство таможенным делом в России. Прежде всего постановлениями правительства регламентируется применение конкретных мер тарифного и нетарифного регулирования в той мере, в какой они не урегулированы актами Таможенного союза. Правительство РФ регламентирует порядок применения отдельных таможенных процедур, если это предусмотрено ТК ТС и Законом о таможенном регулировании.

Правительство РФ непосредственно руководит работой ФТС России и, следовательно, издает акты, направленные на правовую регламентацию ее деятельности (см. постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 (ред. от 16.09.2013) "О Федеральной таможенной службе".

Большая часть нормативных правовых актов органа исполнительной власти в области таможенного дела – это акты ФТС России, уполномоченной осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере. Актами ФТС России охватывается весь спектр правоотношений в области таможенного дела. Это установление порядка включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, правовая регламентация совершения отдельных таможенных операций, нормирование порядка осуществления отдельных форм и способов таможенного контроля. Так как ФТС России является единственным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, акты иных министерств и федеральных служб не играют существенной роли в таможенно-правовом регулировании, за исключением актов Минфина России, которому в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о таможенном регулировании предоставлено право нормативно-правового регулирования в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

Таким образом, можно сделать вывод, что при создании таможенного союза таможенное регулирование переходит на наднациональный уровень и таможенная и судебная система стран - участниц меняется и требует постоянных доработок. Так же доработки касаются актов таможенного законодательства, касающихся Конституции РФ так как и в таможенном законодательстве можно обнаружить нормы, прямо или косвенно не совпадающие с текстом Конституции, противоречащие ей.

Так же можно согласиться с мнением ряда ученых, что система источников таможенного права Таможенного союза включает в себя:

1. Таможенный кодекс таможенного союза;

2. Международные договоры  государств-участников Таможенного союза;

3. Решение Комиссии Таможенного союза;

4. Решение Евразийской  экономической комиссии;

5. Конституции государств-участников Таможенного союза;

6. Законы государств-участников Таможенного союза, осуществляющие национальное таможенное регулирование;

7. Решение правительств государств-участников таможенного союза;

8. Нормативные правовые акты таможенных служб государств-участников таможенного союза. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Вопросы применения таможенного права

2.1. Виды нормативных актов в сфере  таможенного дела

 

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Основную часть нормативных правовых актов в сфере таможенного дела составляют нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы России (ФТС России). Поэтому более подробно рассмотрим  нормативные правовые акты ФТС России.

Правовые акты ФТС России издаются:

1) на основе и во  исполнение федеральных конституционных  законов, федеральных законов, международных  договоров Российской Федерации, указов и распоряжений Президента  Российской Федерации, постановлений  и распоряжений Правительства  Российской Федерации;

2) во исполнение решений  коллегии ФТС России, поручений  руководства ФТС России, по инициативным  предложениям подразделений ФТС  России, таможенных органов Российской  Федерации - в целях регламентации  вопросов, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

Правовые акты ФТС России могут быть:

  • постоянно действующими, то есть установленными без ограничения срока применения;
  • временными, то есть содержащими указание на действие в течение обозначенного временными рамками периода либо на действие до наступления определенного события.

ФТС России издает правовые акты в виде:

  1. приказов;
  2. распоряжений;
  3. правил;
  4. инструкций;
  5. положений.

Приказ – подзаконный нормативный правовой акт, издаваемый руководителем ФТС России,  действующими на основе единоначалия. Приказ издается не только для создания, ликвидации, реорганизации учреждений или их структурных подразделений таможенных органов, но и  для регулирования разнообразных по характеру таможенных отношений. В качестве примера можно привести Приказ ФТС России от 30.12.2010 №2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок».

Распоряжение – это подзаконный нормативный акт, носящий распорядительный характер, содержащий требования, обязательные к исполнению лицом, которому они адресованы. В основном они издаются по вопросам методического характера, какой-то информации, и касаемо организации исполнения приказов, инструкций и т.п.

Правила – вид подзаконного нормативного правового акта, утверждаемого ФТС, по вопросам регулирования конкретных блоков или участков таможенного дела.  Правила утверждаются приказом. Примером можно привести Приказ Федеральной таможенной службы от 07.09.2010 №1849 «Об утверждении Правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием».

Инструкции – это подзаконный нормативный акт, который детализирует законы или иные нормативные акты вышестоящих органов, устанавливается порядок их реализации. Инструкция утверждаются приказом. Например, Приказ ФТС России от 26.05.2011 № 1067 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении».

Положение – это подзаконный нормативный акт, устанавливающий порядок образования, структуру, функцию, компетенцию, обязанности и организацию работы системы государственных органов, одного органа  либо структурного подразделения (комиссии, группы). Положение утверждается приказом. Примером можно привести Приказ ФТС России от 18.08.2010 №355-к «Об утверждении положения о комиссии ФТС России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов».

 Издание нормативных правовых актов ФТС России в виде писем, телеграмм, телетайпограмм не допускается. [10]

 

2.2. Проблемы применения таможенного законодательства Таможенного союза

 

Таможенный союз начал работать в условиях, когда подготовка нормативно-правовой базы не полностью завершена. Тем не менее, Федеральная таможенная служба России приняла серьезные усилия по целому ряду направлений, что позволило обеспечить плавный переход к применению нового законодательства на территории России. С первых дней одним из главных вопросов стала организация контрольных функций таможенных органов РФ при перемещении товаров через российско-белорусский и российско-казахстанский участки государственной  
границы.

Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в силу, также вступил в силу и Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», но проблемы правоприменения остались. В первую очередь, основная проблема, это отсутствие подзаконных нормативных правовых актов.

Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено обязательное привлечение некоммерческих организаций, объединяющих лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, к участию в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела и консультации при разработке проектов правовых актов ФТС РФ с общероссийскими некоммерческими организациями. Однако ни порядок взаимодействия, ни порядок проведения консультаций не утверждены, что существенно умаляет права таможенных представителей как на непосредственное участие в реализации государственной политики через свои профессиональные объединения, так и на участие в проведении консультаций через общероссийские некоммерческие организации, определенные Распоряжением Правительства РФ № 579-р от 06.04.2011. 

В результате интеграции таможенных территорий союзных государств, возникает вопрос разделения юрисдикции каждого члена союза в области уголовного, административного законодательства. Государства, несомненно, обладают национальным уголовным, административным законодательством. Вопросы взаимодействия таможенных и правоохранительных органов союзных государств в общем решаемы. Однако в первую очередь необходимо определиться с понятием «контрабанда».

Так, в соответствии с главой 16 КоАП РФ, контрабанда – незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки [11].

Наряду с этим, согласно статье 2 таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза  составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.

Законодательство в области административной ответственности в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, представлено Кодексами об административных правонарушениях (далее - КоАП). Указанные акты закрепляют основы административной ответственности, особенности процесса привлечения лиц к административной ответственности, предусматривают составы административных правонарушений в различных областях деятельности государства, в том числе и в области таможенного дела.

В качестве особенностей правового регулирования необходимо отметить действие в Республике Беларусь процессуально - исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее ПИК об АП РБ) от 20 декабря 2006 г. № 194-З, которым устанавливает порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административных взысканий. Принятие данного акта свидетельствует о создании административно-процессуального законодательства, что является важным шагом в развитии доктрины административного права.

В России и Казахстане материальные и процессуальные нормы административной ответственности закреплены в соответствующих КоАП.

Эти различия углубляются на уровне структуры кодексов. Так, КоАП России и Казахстана содержат 5 разделов, а КоАП Республики Беларусь - 4 раздела. Наименования и содержание разделов КоАП также различны.

Наряду со структурными различиями имеются различия и терминологического порядка, используемые в названных Кодексах государств-членов Таможенного союза.

К специфике терминологического аппарата следует отнести специальные термины, такие, как «административные правонарушения», «административные наказания», используемые в кодексах государств-членов Таможенного союза для обозначения определенных процедур. В этом ключе необходимо подчеркнуть, что основополагающее понятие «административное правонарушение» используется во всех названных Кодексах государств-членов Таможенного союза. Однако содержание этого термина несколько разнится. Так, формулировка «противоправное, виновное деяние (действие или бездействие)» характерно для всех Кодексов. Однако в КоАП России (ст. 2.1) и Казахстана (ст. 28) при создании дефиниции административного правонарушения конкретизируется субъект ответственности: физическое или юридическое лицо. В Кодексе Республики Беларусь субъект ответственности не прописывается, однако уточняется, что административным правонарушением может быть деяние в виде как оконченного административного правонарушения, так и покушения на него. Данный аспект является очень важным для данного анализа правоприменительной практики, поскольку соответствует подходу, содержащемуся в Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. При этом необходимо отметить, что КоАП России и Казахстана покушение административным правонарушением не признает.

Информация о работе Источники таможенного права