Формы таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:58, творческая работа

Описание работы

ольшие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.
Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей.

Файлы: 1 файл

таможенное дело.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)
  • проведения таможенного досмотра до подачи грузовой таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (например, при оформлении внутреннего таможенного транзита);
  • проведение таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации;
  • проведение таможенного контроля на основе выборочной проверки. 
                   Проведению таможенного досмотра товаров и транспортных средств предшествует обязательное уведомление о нем декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, если оно известно. 
    Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных

средств, и их представителей возможно при участии понятых  и только в случаях: 
           неявки указанных лиц по истечении срока для подачи грузовой таможенной декларации; 
        Существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими веществами, психотропными, сильнодействующими ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние); 
пересылки товаров в международных почтовых отправлениях; 
оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, редусматривающего вывоз товаров и транспортных средств, с указанной территории. 
          На практике, как правило, в обязательном порядке досматриваются следующие виды товаров:

1) подакцизные товары; 
2) товары, подлежащие обложению таможенной пошлиной; 
3) товары, подпадающие под действие нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование и т.д.); 
4) товары, классификация которых в соответствии с ТН ВЭД вызывает сомнение у должностного лица таможенного органа (когда такое сомнение не может быть разрешено без их досмотра); 
5) товары, в отношении которых у таможенного органа имеется оперативная информация. 
По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт в двух экземплярах. Форма акта утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр акта должностное лицо таможенного органа обязан вручить лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, либо его представителю, если эти лица установлены. 
 
В зависимости от оснований (рисков) проведения таможенного досмотра, последний, может быть:

  • основным (обычный досмотр, обусловленный технологией проверки грузовой таможенной декларации);
  • повторным (с целью проверки результатов основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного декларирования товаров);
  • направленным ((с целью проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля);
  • идентификационным.

 
По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств  можно выделить его варианты, как:

  • досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;
  • досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;
  • досмотр со вскрытием всех грузовых мест;
  • досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.

Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в грузовой таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в грузовой таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары (пункт 4 ст. 372 ТК РФ). Например, когда таможенными органами выявлен факт недостоверного декларирования и требуется уточнить количество недостоверно задекларированных (не своим наименованием) товаров. 
В зависимости от вида перемещаемого через таможенную границу товара таможенный контроль может быть завершен только после проведения санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в соответствии с Федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. 
            При наличии (обнаружении) подобных товаров, должностное лицо таможенного органа обязано уведомить об этом в установленном порядке представителя соответствующего контролирующего органа. 
            Рассматриваемая форма таможенного контроля не проводится в отношении физических лиц. В этом случае применяется другая форма таможенного контроля, а именно личный досмотр. 
             Таможенный досмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, так и в качестве производной формой контроля, например, при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).

Сроки проведения таможенного  осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств  вне зоны таможенного контроля не должны превышать двух часов (пункт 2 ст. 410 ТК РФ). 
В настоящее время наиболее эффективной техникой для проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров является инспекционно - досмотровые комплексы (далее - ИДК). 
             ИДК позволяет за минимальное время (3-5 мин.) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров. 
           Анализ применения указанных комплексов в таможенных службах и службах безопасности ряда государств Европы и Азии показывает их высокую эффективность по противодействию контрабанде и незаконному перемещению грузов, надежному выявлению оружия и боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ. 
           В настоящее время ИДК оснащены таможенные службы Германии, Великобритании, Франции, Бельгии, Норвегии, Словакии, Голландии, США, Японии, Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран. 
           Ведущими странами, производящими ИДК, являются Германия (SMITHS HEIMANN) и Китай (NUCTECH COMPANY LIMITED). 
           На сегодняшний день действует или находится в процессе построения 30 систем Heimann Cargo Vision (изготовитель — SMITHS HEIMANN) и 59 систем TH-SCAN (NUCTECH COMPANY LIMITED). 
          Рядом российских предприятий в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ созданы отдельные составные части и узлы ИДК. 
             ИДК выпускаются фирмами в стационарном, перебазируемом и мобильном варианте для досмотра морских контейнеров и большегрузных автомобилей. 
            Стационарные ИДК с энергетикой 9 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали — 380 мм) являются инспекционными системами, которые дают точное рентгеновское изображение полностью загруженных морских контейнеров и грузовых автомобилей и, как правило, используются в морских пунктах пропуска. Пропускная способность — до 25-ти контейнеров в час. Указанные комплексы требуют значительной радиационной защиты и размещаются в стационарных рентгенозащитных сооружениях. 
          Легко возводимые (перебазируемые) ИДК с энергетикой 6 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали — 300 мм) позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о соответствии перевозимого груза заявленному в товаросопроводительных документах до 85% товаров относительно стационарных ИДК. 
         Данные комплексы используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20-ти грузовых автомобилей в час. 
         Технологическое оборудование комплекса размещается в быстровозводимом сооружении либо сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой. 
             Мобильные ИДК с энергетикой до 3 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали — до 220 мм) смонтированы на шасси автомобиля и требуют при работе наличия санитарной зоны. Они позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о наличии либо отсутствии грузов в контейнере и соответствии товаросопроводительным документам товаров с малыми объемными плотностями. Мобильные ИДК в основном используются в интересах оперативных подразделений таможенных и других правоохранительных органов.  
         В 2006 году Федеральной таможенной службой России вводится в действие легко возводимый ИДК в пункте пропуска «Троебортное»              Брянской таможни Центрального таможенного управления.  
           ФТС России планируется создание системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, состоящей из ИДК различных типов и модификаций, размещенных на пунктах пропуска через государственную границу. По оценке специалистов ФТС России

потребность таможенных органов составляет не менее 50 стационарных и более 70 мобильных ИДК.  
 
 
7). Личный досмотр – исключительная форма таможенного контроля, применяемая физическому лицу, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящегося в зоне таможенного контроля или

транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка установленного Таможенным кодексом Российской Федерации (ст.373 ТК РФ). 
           Положения Таможенного кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок личного досмотра, содержат все необходимые гарантии соблюдения прав человека и гражданина, закрепленные Конституцией Российской Федерации, в том числе право на охрану достоинства личности государством. В частности, это выразилось в признании личного досмотра исключительной формой таможенного контроля, т.е. применяемой лишь в тех случаях, когда имеются достаточно веские основания предполагать о совершении правонарушения и не имеется иных возможностей такие предположения проверить. 
 
Основаниями для проведения личного досмотра считаются: 
 
1. Информация, содержащаяся:

  • в сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц;
  • в материалах, поступивших от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов Российской Федерации;
  • в информации, поступившей от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
  • в материалах, поступивших от других таможенных органов Российской Федерации; 
    2. Непорседственное обнаружение должностным лицом таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары. 
     
    Места производства таможенного контроля могут быть:
  • в международных морских (речных) и воздушных портах;
  • на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • на транспортных средствах (например, в поездах). 
    Компетенцией принятия решения о необходимости производства личного досмотра обладает начальник таможенного органа, либо лицо его замещающее. 
              Решение о проведении личного досмотра принимается в письменной форме путем: 
    -наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа; 
    -оформления отдельного акта. 
    Форма, в которой выражается решение о проведении личного досмотра, избирается начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) в             зависимости от конкретных условий (время суток, удаленность расположения места, в котором должен проводиться личный досмотр, отсутствие связи и т.п.) в целях ускорения начала проведения личного досмотра. 
               Участниками личного досмотра являются следующие лица: 
    1. Должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра. Должностное лицо таможенного органа должно быть одного пола с досматриваемым лицом. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить досматриваемое лицо с решением о производстве личного досмотра, объявить досматриваемому лицу его права и обязанности, предложить добровольно выдать скрываемые предметы. 
    2. Досматриваемое лицо – физическое лицо, в отношении которого принято решение о проведении личного досмотра. 
                  Специальных требований (возраст, дееспособность) к данному участнику личного досмотра не предъявляются. Исключения составляют ограничения возможности проведения личного досмотра, обусловленные профессиональной принадлежности физического лица. Перечень таких лиц определяется федеральными законами, международными конвенциями и договорами. Например, не могут быть подвергнуты личному досмотру Президент Российской Федерации, депутаты Федерального Собрания РФ, Судьи Конституционного Суда РФ, судьи РФ, прокуроры и следователи органов прокуратуры, сотрудники органов федеральной службы безопасности и ряд других лиц. 
             К обязанностям досматриваемого лица относится исполнение требований и распоряжений должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр. 
             При проведении личного досмотра, лицо имеет право:
  • знакомиться с решением о проведении личного досмотра;
  • ознакомиться со своими правами и обязанностями;
  • добровольно выдать скрываемые предметы;
  • давать объяснения, заявлять ходатайства;
  • пользоваться понятным ему языком либо услугами переводчика;
  • знакомиться с содержанием акта личного досмотра и делать замечания на него;
  • получить второй экземпляр акта личного досмотра;
  • обжаловать действия должностных лиц таможенного органа.

 
Личный досмотр несовершеннолетнего  лица может проводиться лишь в  присутствии родителей, опекунов и  других его законных представителей. 
          3. Понятые должны быть в количестве двух человек и одного пола с досматриваемым лицом. 
            Главные обязанности понятых заключаются в присутствии при проведении личного досмотра и удостоверении своими подписями всей, отраженной в акте личного досмотра информации о фактах, содержании и результатах действий, производившихся в их присутствии. 
             Иные участники личного досмотра привлекаются в зависимости от его особенностях (возможного предмета поиска и предполагаемого места его нахождения, уровня владения языком, на котором проводится личный досмотр и др.). В качестве таких лиц выступают:

  • медицинский работник;
  • специалист;
  • переводчик;
  • законный представитель (родители, усыновители, опекуны, попечители) несовершеннолетнего либо недееспособного лица. 
                 Личный досмотр должен проводиться только в отдельном изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра со стороны должны быть исключены. В исключительных случаях личный досмотр может проводиться в изолированном, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям помещении, аэропорта, вокзала, транспортного средства (каюте, купе и т.п.), а также в изолированном помещении транспортных организаций, правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации. 
                Недопустимо проводить личный досмотр нескольких лиц одновременно в одном помещении. В процессе личного досмотра запрещается делать какие-либо замечания по поводу мест и способов сокрытия предметов, а также поведения и личности досматриваемого лица, за исключением случаев, когда это необходимо приглашенным специалистам для выполнения поставленных перед ними задач. 
               При проведении личного досмотра не допускается унижение достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица. Личный досмотр должен проводиться в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров. 
     
           В случае добровольной выдачи досматриваемым лицом товаров должностное лицо таможенного органа имеет право ограничиться их изъятием, если у него нет, достаточных оснований полагать, что указанное лицо скрывает еще какие-либо товары. Данное решение должно быть отражено в протоколе личного досмотра. 
             О проведении личного досмотра составляется акт, в двух экземплярах, причем второй экземпляр вручается под расписку досматриваемому лицу.  
               Протокол личного досмотра приобщается соответственно к материалам уголовного дела или дела о нарушении таможенных правил при его возбуждении. 
     

Информация о работе Формы таможенного контроля