Деятельность таможенных органов по контролю перемещения химических веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Преступность несовершеннолетних достигла критических размеров. В прошлом году они совершили около 200 тысяч преступлений, 80% из них-тяжкие. Почти 60% преступлений совершают группы.2 По данным Министерства внутренних дел России, 70% от всех потребителей наркотиков в стране составляют люди в возрасте 16-30. 3
Именно поэтому одной из наиболее важных задач для таможенных органов является выявление и пресечение каналов контрабанды через таможенную границу таможенного союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, используемых для нелегального производства наркотиков.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 546.50 Кб (Скачать файл)

Существуют и другие проблемы, влияющие на эффективность выявления наркотиков:

-недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельности таможенных органов Российской Федерации;

-остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов таможенного союза с другими правоохранительными и контролирующими органами;

-не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов таможенного союза, особенно специалистов в области управления и контроля;

-остается высоким уровень коррупции в таможенных органах таможенного союза;

Наличие указанных проблем приводит к снижению эффективности выявления контрабанды наркотиков.

В целях реализации новых подходов в работе таможенных органов таможенного союза необходимо осуществить следующие мероприятия по совершенствованию:

-обустройство таможенной границы таможенного союза;

-создание современных складских таможенно-логистических терминалов;

-развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов;

-внесение изменений в таможенный кодекс таможенного союза и иные нормативные правовые акты с учетом анализа правоприменительной практики и изменений, вносимых в международные стандарты;

-внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов таможенного союза. Основной ресурс для улучшения результатов работы по пресечению транспортировок наркотиков авиатранспортом это улучшение качества досмотра пассажиров, багажа, членов экипажей и бортовых запасов, которое можно достичь за счет установления недостающей ионорентгеносканирующей аппаратуры и замены устаревшей техники.

-создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля;

-создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;

Дальнейшее развитие правоохранительной деятельности таможенных органов таможенного союза в целях противодействия терроризму и международной наркопреступности должно осуществляться с учетом необходимости обеспечения безопасности непосредственно на таможенной границе таможенного союза.

Необходимо развитие следующих направлений деятельности:

-обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства;

-международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств;

-проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска;

-борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для эффективного выявления контрабанды наркотиков, необходимо устранение различного рода проблем. Многочисленные недостатки в правоохранительной деятельности и правоприменительной практике не позволяют вести наступательную борьбу с профессиональными преступниками и их группировками, действующими в сфере наркобизнеса. Прежде всего, это устранение недостатков, связанных с несовершенством нашего законодательства, в вопросах, касающихся прекурсоров. Необходимо отрегулировать нормативный механизм лицензирования деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, также правил хранения, учета и использования. Также необходимо в Уголовный кодекс РФ добавить специальную статью, предусматривающую ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов сильнодействующих веществ. Для эффективной работы таможенных органов необходимо, внедрение новых информационно-технических средств, в аэропортах установить недостающую ионорентгеносканирующую аппаратуру и желательно замена устаревшей техники.

 

 

 

3.2. Взаимодействие таможенных органов с другими организациями в борьбе с незаконным оборотом наркотиков

  Расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Российской Федерации, и которые предопределяют их дальнейшее развитие.

В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство. Решить проблему незаконного распространения и транспортировки наркотиков в отдельно взятой стране невозможно. В ходе осуществления мер, направленных на вскрытие и пресечение нарушений таможенного законодательства ФТС России накоплен значительный опыт взаимодействия с российскими и зарубежными правоохранительными ведомствами в борьбе с наркоугрозой. Обоюдная заинтересованность сторон в организации эффективного противодействия контрабанде наркотиков сегодня успешно реализуется в рамках информационного обмена и сконцентрирована на проведении совместных международных и межрегиональных операций.

Анализ наркоситуации в Российской Федерации показывает, что ее негативное развитие находится в прямой зависимости от состояния наркоситуации в других странах и, прежде всего, странах-участницах Содружества Независимых Государств, что в первую очередь обусловлено их географическим положением и общими тенденциями в развитии интеграционных процессов.

В 2012 году российские таможенные органы приняли участие в 7 международных и межведомственных совместных оперативно-профилактических операциях, направленных на выявление и пресечение каналов контрабанды наркотиков:

“Балтийский удар” - операция во взаимодействии с правоохранительными органами зарубежных стран, направленная на перекрытие каналов контрабанды кокаина, перемещаемого с использованием международных морских грузоперевозок из стран Латинской Америки;

“Груз” - операция по перекрытию каналов контрабанды наркотиков на границе с Прибалтикой;

“Апрельский марш” - операция по перекрытию каналов контрабанды наркотиков на российско- казахстанской границе;

“Тамга” - операция по перекрытию каналов контрабанды наркотиков на канале пассажиро- и грузоперевозок между Россией и Турцией;

“Восточный ветер” - операция по перекрытию каналов контрабанды наркотиков на канале международных воздушных сообщений в рамках взаимодействия таможенных служб России и Белоруссии;

“Мак” - операция по перекрытию каналов контрабанды наркотиков растительного происхождения во взаимодействии с ФСКН России, ФСБ России, ПС ФСБ России, МИД России, МО России;

“Экспресс” - операция по предупреждению, выявлению и пресечению контрабанды наркотиков при перемещении товаров грузовым и железнодорожным транспортом.

В результате проведенных мероприятий таможенными органами из незаконного оборота изъято 778,271 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Анализ оперативной обстановки, складывающейся на таможенной границе таможенного союза, показывает, что криминальные структуры, специализирующиеся на контрабанде наркотиков, постоянно совершенствуют методы и способы противоправной деятельности, расширяя поле деятельности в масштабах сразу нескольких государств. При этом преступные международные группировки продолжают активно использовать позитивные процессы интеграции России в мировое сообщество.

В ходе осуществления мер, направленных на вскрытие и пресечение нарушений таможенного законодательства, ФТС России накоплен значительный опыт международного сотрудничества с таможенными и иными зарубежными правоохранительными ведомствами, и организациями в противодействии международной наркоугрозе.

В 2013 году было организовано проведение 77 оперативно-розыскных мероприятий “контролируемая поставка”, из которых 50 успешно завершены.

В результате проведенных мероприятий из незаконного оборота изъято 810,097 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе:

героина -771,938 кг;

марихуаны - 4,250 кг;

гашиша - 19,347 кг;

опия - 9,728 кг;

кокаина - 4,700 кг.

Мероприятия проводились по информации, предоставленной взаимодействующими подразделениями правоохранительных органов:

ФСКМ России - 19 мероприятий;

МВД России - 12 мероприятий;

ФСБ России - 4 мероприятия;

Результативности проводимых практических мероприятий, направленных на пресечение каналов контрабанды наркотиков, в значительной мере способствуют деловые контакты в рамках многосторонних международных встреч, конференций, учебных семинаров и рабочих совещаний.

В сфере деятельности российских таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков, несомненно, большую роль играет развитие международного сотрудничества с правоохранительными структурами стран Содружества Независимых Государств. Таможенные службы и иные правоохранительные органы этих государств не могут обойтись без взаимодействия друг с другом, так как речь идет о борьбе с преступными транснациональными сообществами, в которых так или иначе задействованы преступные элементы как минимум двух, а то и большего числа стран. В этом смысле, для Таможенной службы России развитие международного сотрудничества в рамках СНГ является одним из приоритетного и перспективного направления деятельности.

Россию и другие страны Содружества сегодня объединяет общая цель-остановить афганскую наркоугрозу. Более того, масштабы и последствия распространения афганских наркотиков, прежде всего героина, затрагивают интересы всего мирового сообщества. Современная ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков на территории и таможенных границах страны, складывается весьма сложно и имеет предпосылки к дальнейшему негативному развитию.

Особую обеспокоенность вызывает ситуация, связанная с контрабандой наркотиков на российско-казахстанской границе, через которую пролегают основные маршруты поставок контрабанды наркотиков на территорию России из стран Средней Азии и Афганистана, являющегося основным поставщиком героина на международные “рынки сбыта” наркотиков.

Одной из основных форм взаимодействия ФТС России с таможенными службами и правоохранительными органами государств СНГ является организация и проведение совместных целевых и широкомасштабных комплексных оперативно-профилактических операций международного и межрегионального уровня.

Важную роль в области международного взаимодействия, в том числе в сфере борьбы с контрабандой наркотиков играет Региональный узел связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации (ВТО) по странам СНГ “РИЛО-Москва”, созданный в сентябре 2001 года решением Совета руководителей таможенных служб на основании соглашения с ВТО и таможенными администрациями ряда стран СНГ. Его офис находится в Москве и функционирует на базе Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России.

В настоящее время “РИЛО-Москва” является официально признанным международным объединением таможенных служб, активно принимающим непосредственное участие в глобальном информационном обмене. По каналам международной таможенной правоохранительной сети ВТО “СЕN” в режиме реального времени осуществляется обмен информацией с таможенными службами стран СНГ и Всемирной таможенной организации о новых маршрутах перемещения контрабанды.

“РИЛО-Москва” регулярно принимает участие в международных операциях ВТО в сфере борьбы с контрабандой наркотиков и прекурсоров.

Ежегодно “РИЛО-Москва” издает четыре бюллетеня по различным видам контрабанды, в том числе отдельный бюллетень, освещающий ситуацию в сфере борьбы с контрабандой наркотических средств, в странах СНГ, включая Россию.

Большинство международных и межрегиональных операций, проведенных в отношении наркоконтрабанды с использованием метода “контролируемая поставка”, были осуществлены таможенными органами в тесном взаимодействии с сотрудниками подразделений органов ФСКН России, МВД России и ФСБ России.

Наглядно, количество операций, проведенные ФТС России во взаимодействии с другими российскими правоохранительными органами показано на рисунке 3.2.1.

 

Рис. 3.2.1. Операции, проведенные ФТС России во взаимодействии с другими российскими правоохранительными органами

В целом нельзя недооценивать возрастающую координирующую роль главного антинаркотического ведомства страны, усилиями которого планомерно продолжают формироваться основы национальной стратегии и правоохранительной тактики борьбы с наркоугрозой.

Весьма важной является работа по реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 года № 31 “О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту”.26 В этих целях ФТС России на регулярной основе предоставляет в ФСКН России информацию об изъятиях из незаконного оборота наркотиках и лицах, причастных к этому обороту.

Информация о работе Деятельность таможенных органов по контролю перемещения химических веществ