Борьба с контрабандой наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 07:24, дипломная работа

Описание работы

редметом настоящего исследования является контрабанда наркотических средств и психотропных веществ как преступное явление, а также международно-правовые проблемы противодействия данному преступлению.
Целью работы является исследование международно-правовых аспектов контрабанды наркотических средств и психотропных веществ на основе законодательства РФ во взаимосвязи с международным правом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
1.1 Организационно - правовые основы борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических средств
1.2 Борьба с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ - одна из основных функции таможенных органов РФ
1.3 Контролируемая поставка как инструмент борьбы с контрабандой наркотиков
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ
2.1 Контрабанда наркотических средств как преступления международного характера
2.2 Международные договора - основа сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотиков
2.3 Международно-правовое сотрудничество в области борьбы с контрабандой наркотических средств
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ
3.1. Роль таможенных органов Республики Таджикистан в борьбе с контрабандой наркотиков.
3.2. Пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ УОБК.docx

— 2.23 Мб (Скачать файл)

А в 2005 году российские таможенники пресекли контрабандный провоз более 6 тонн 250 килограммов наркотиков, психотропных и сильно действующих веществ. Из незаконного оборота изъято свыше 573  кг героина, более 2 тонн марихуаны, около 45 кг кокаина, 61 кг гашиша и 24 кг опия. Самая крупная партия героина составила 247 килограмм, наркотик был расфасован в пакеты для соков.

В соответствии с этим и строится вся деятельность таможенных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. И в связи с этим можно выделить два направления в этой деятельности. Первое направление представляет из себя проведение общих мероприятий в рамках осуществления таможенного контроля по предупреждению, выявлению, пресечению незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств и психотропных веществ, их задержания и изъятию. В местах, где проводиться таможенный досмотр, часто выявляются попытки скрытно или обманным путем переместить через таможенную границу наркотиков. Участие в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ данном случае принимают не работники таможенных органов, которые осуществляют таможенный контроль. При этом обнаружение и задержание контрабанды наркотиков является результатом добросовестно проведенного тщательного досмотра перемещаемых товаров и транспортных средств или внимательного изучения документов, представлены участниками ВЭД для производства таможенного оформления.

При выявлении факта контрабанды наркотиков сотрудники, занимающиеся таможенным оформлением и таможенным контролем, прилагают, как правило, сотрудников специализированных подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков или дознания, которые в дальнейшем сами оформляют изъятие этих веществ и проводят иные мероприятия по закреплению следов преступления. В случае, когда пригласить специалистов не представляется возможным, должностные лица таможенных органов, проводящие таможенные оформление и таможенный контроль, производят изъятие обнаруженных наркотических средств и психотропных веществ самостоятельно, о чем делается отметка в Акте таможенного досмотра. Однако достигнуть серьезных результатов в борьбе с контрабандой наркотиков, полагаясь на систему общих мер таможенного контроля, вряд ли возможно.

Поэтому,    второе    направление   включает   осуществление   уже специальной деятельности, непосредственно направленной на пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Сюда следует отнести патрулирование и проведение других специальных мероприятий и операции подразделениями таможенной охраны и СОБРа.

Особая роль в борьбе с контрабандой наркотиков принадлежит подразделениям дознания таможенных органов. На них ложиться задача по закреплению уголовно-процессуальными действиями следов преступления, возбуждения по факту выявленной контрабанды уголовного дела и проведение первоначальных следственных действий.

Активное участие в борьбе с незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ также принимают и подразделения административных расследований. Ими осуществляется производство по делам о нарушение таможенных правил, предметом которых являются наркотические средства и психотропные вещества, в случае, когда отсутствуют   признаки   состава   преступления,   либо   когда   субъектом нарушения таможенных правил выступает юридическое лицо4.

Учитывая большой объем и сложность решаемых задач на данной линии работы, в ФТС России создана самостоятельная служба специализированных подразделений по борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ с вертикальной структурой подчинения на всех уровнях системы таможенных органов Российской Федерации.

На уровне ФТС в системе Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК) в 1999 году была сформирована самостоятельная Служба по борьбе с контрабандой наркотиков (4-я Служба). На нее возложена задача обеспечения руководства деятельностью таможенных органов Российской Федерации по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих и ядовитых веществ и иных правонарушений в сфере таможенного дела, предметом которых являются вышеуказанные средства и вещества. Данная Служба осуществляет непосредственное руководство деятельностью региональных таможенных управлений (РТУ), оперативных таможен и таможен центрального подчинения в сфере борьбы с контрабандой наркотиков, оказывает методическую помощь ниже стоящим звеньям, контролирует состояние оперативно-розыскной деятельности по данной линии работы.

 

1.2 Борьба с  контрабандой наркотических средств  и психотропных веществ - одна  из основных функции таможенных  органов РФ

Согласно ст. 403 Таможенного кодекса одной из основных функций таможенных органов касающейся осуществления борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ является «ведение борьбы с контрабандой..., пресечения незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств». Поэтому таможенным органам принадлежит одно из ведущих мест в организации и ведении с незаконным оборотом наркотиков.

Российским  уголовным   законодательством   контрабанда  является уголовным преступлением. Так, ч. 1 ст. 188 УК Российской Федерации гласит, что контрабандой является «перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов и средств таможенной идентификации либо сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием».

При этом деяние признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещаемых товаров, превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

Закон также устанавливает отдельную категорию товаров и иных предметов, перемещение которых любым из указанных в ч. 1 ст. 188 УК Российской Федерации способов независимо от количества, размера и стоимости также являются контрабандой. К ним ч. 2 ст. 188 УК Российской Федерации относит предметы, и товары, свободное обращение которых ограничено на территории Российской Федерации и среди этих товаров: - наркотические средства - психотропные вещества.

Таможенные органы для реализации функций ведения борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ наделены правами осуществления оперативно розыскной деятельности и дознания.

В уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации ст. 117 закреплено, что таможенные органы выступают органами дознания по делам о контрабанде. Это было вызвано спецификой расследование уголовных дел о контрабанде. Дела стали более сложными, их расследование требовала оперативности, знания особенностей таможенной деятельности, умения разбираться в таможенном законодательстве. В связи с этим на таможенные органы возлагается задача возбуждения уголовного дела в случае обнаружения признаков контрабанды, лиц, виновных в его совершении, в том числе проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения контрабанды и лиц, их совершивших, а также принятии всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения контрабанды (ст. ст. 3,118 УПК РФ).

В компетенцию таможенных органов при производстве дознания по делам о контрабанде входит проведение первоначальных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. Из них можно выделить следующие:

- осмотр

- обыск

- выемка

- освидетельствование

- допрос потерпевших и  свидетелей

- задержание и допрос  подозреваемых.

Таможенные органы наделены правом ведения оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 5 июля 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности» ст. 13. Тем самым таможенные органы получили широкий круг полномочий по проведению гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях:

- выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений  в таможенной сфере, в том числе  контрабанды, установлению лиц их  совершающих; 

-  осуществления  розыска лиц,  скрывшихся  от  органов  дознания, следствия и суда в связи с расследованием или рассмотрением уголовных дел в сфере таможенного дела (ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Согласно ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативные подразделения таможенных органов имею право проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос граждан

2. Наведение справок

3. Сбор образцов для  сравнительного исследования

4. Проверочная закупка

5. Исследование предметов  и документов

6. Отождествления личности

7. Обследования     помещений,     зданий,     сооружений,     участков 
местности и транспортных средств

8. Наблюдение

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений 
10. Прослушивание телефонных переговоров

11. Снятие информации с  технических каналов связи

12. Оперативное внедрение

13. Контролируемая поставка

14. Оперативный эксперимент

Борьба с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ распространяется на всех уровнях системы таможенных органов:

Таможенная    служба    России    организует    ведения    борьбы    с контрабандой, а также разрабатывает и реализует систему мер по пресечению    незаконного    оборота    через    таможенную    границу Российской   Федерации   наркотических   средств   и   психотропных веществ.

1.3 Контролируемая  поставка как инструмент борьбы  с контрабандой наркотиков

Продолжающийся рост контрабанды наркотических средств и их транзитного перемещения через территорию России может в равной степени свидетельствовать об отсутствии как достаточно эффективной нормативно-правовой базы в сфере оборота наркотиков и механизма ее реализации, так и действенного механизма международного сотрудничества правоохранительных органов в данной сфере.

Специалисты, занимающиеся исследованием современного процесса глобализации, его истоков, тенденций и перспектив, пришли к выводу, что глобализация реализует свои потенции через регионализацию: т.е. через децентрализацию мирового пространства и последующее повышение жизнеспособности составляющих это пространство территориальных (экономических, политических) образований.

Таким образом, нисколько не умаляя значения сотрудничества государств на универсальном уровне, следует отметить, что большое внимание должно уделяться и сотрудничеству на региональной основе, т.е. в пространстве СНГ.

Необходимость осуществления такого взаимодействия, его основные направления и формы находят свое отражение в многосторонних и двусторонних межправительственных и межведомственных соглашениях в рамках Содружества, прежде всего в Соглашении о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1992 г. (киевское Соглашение). Вопросы, связанные с повышением активности и эффективности совместной деятельности правоохранительных органов, также неоднократно становились предметом обсуждения на заседаниях Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ, отражались на объединенных коллегиях министерств внутренних дел, в решениях совещаний руководителей служб по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Одной из форм сотрудничества подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в области противодействия контрабанде наркотиков является осуществление совместных международных, межведомственных оперативно-профилактических и специальных операций.

Значение этих мероприятий состоит в том, что основные усилия сосредотачиваются на недопущении проникновения наркотиков на российский черный рынок вне зависимости от того, находятся они на границе или уже проникли на территорию России, что может позволить существенно сократить объемы незаконной наркоторговли в нашей стране.

Действенным инструментом борьбы с контрабандой наркотиков на международном уровне является совместное проведение такой специальной операции, как контролируемая поставка. Метод контролируемой поставки был разработан в 70-х годах сотрудниками Интерпола как международная система скрытого полицейского контроля грузов, связанных с наркотическими средствами, в связи со значительным ростом контрабанды наркотиков.

В настоящее время возможность проведения данной операции закреплена в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. В ст. 11 отмечается, что стороны, если это позволяют основные принципы их национальных правовых систем, принимают в рамках своих возможностей необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование контролируемых поставок на международном уровне на основе взаимоприемлемых соглашений или взаимных договоренностей. Положения, предусматривающие планирование и осуществление контролируемых поставок, содержатся практически во всех двусторонних и многосторонних межправительственных и межведомственных соглашениях по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков государств - участников СНГ.

Правовую основу проведения указанных специальных операций в нашей стране составляют: Таможенный кодекс РФ (ТК РФ), положения федеральных законов Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации 1995 г., О милиции 1991 г., О наркотических средствах и психотропных веществах 1998 г., постановление Правительства РФ от 6 апреля 1996 г. Об утверждении перечня документов, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи, и порядка их изъятия и уничтожения, а также различные -ведомственные нормативно-правовые акты.

В оперативно-розыскной деятельности под контролируемой поставкой понимается система оперативно-розыскных мероприятий и действий, в ходе которых с ведома и под контролем оперативно-розыскного органа допускается оборот товаров или предметов, чья свободная реализация запрещена или оборот ограничен.

В ст 227-228 ТК РФ закреплены предписания о контролируемой поставке именно наркотических средств, осуществляемой таможенными органами. В соответствии со ст. 49 Закона О наркотических средствах и психотропных веществах контролируемая поставка - это оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются перемещение в пределах Российской Федерации, ввоз (вывоз) или транзит через ее территорию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования.

Информация о работе Борьба с контрабандой наркотиков