Анализ влияния экспортных пошлин на развитие экспорта и доходов федерального бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ влияния экспортных пошлин на развитие экспорта и доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
- рассмотреть виды и роль экспортных пошлин в российской налоговой системе;
- анализ структуры внешнеэкономический доходов РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экспортная пошлина - основной доход федерального бюджета Российской Федерации 5
1.1 Виды и роль экспортных пошлин в российской налоговой системе 5
1.2 Структура внешнеэкономических доходов РФ 8
2. Пополнение бюджета РФ за счет экспорта нефти 13
2.1 Рынок нефти и нефтепродуктов в настоящее время 13
2.2 Влияния экспорта нефти на доходы федерального бюджета РФ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

Файлы: 1 файл

Курсовая Полежаева.docx

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

«Сибирский государственный  аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева»

(СибГАУ)

Факультет гражданской авиации  и таможенного дела

Кафедра таможенного  дела

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенные платежи и таможенная стоимость в различных таможенных режимах»

на тему «Анализ влияния экспортных пошлин на развитие экспорта и доходов федерального бюджета Российской Федерации»

 

 

Выполнила: студентка 5 курса, очной формы обучения, ФГАиТД 

Подпись         

Научный руководитель:            

Подпись     

                                           

 

 

 

Красноярск, 2012 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Экспортная пошлина - основной доход федерального бюджета Российской Федерации 5

1.1 Виды и роль экспортных пошлин в российской налоговой системе 5

1.2 Структура внешнеэкономических доходов РФ 8

2. Пополнение бюджета РФ за счет экспорта нефти 13

2.1 Рынок нефти и нефтепродуктов в настоящее время 13

2.2 Влияния экспорта нефти на доходы федерального бюджета РФ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

Приложение 1…………………………………………………………………………………...23

Приложение 2………………………………………………………………………………...…24

Приложение 3…………………………………………………………………………………...25

Приложение 4…………………………………………………………………………………...26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее  время экспортные пошлины в том  или ином виде применяют около 40 стран, которые относятся к категории  развивающихся или стран с  переходной экономикой. Примерно в  половине указанных стран экспортные пошлины действуют в отношении  всего двух-трех товаров, имеющих  принципиальное значение для национальной экономики. Экспортные пошлины применяются  чаще по отношению к природным  ресурсам, чем к другим товарам. Экспортные пошлины охватывают 11% мировой торговли природными ресурсами, в то время  как для мировой торговли в  целом данный показатель составляет 5%.

Актуальность  исследуемой темы обусловлена тем, что в России экспортные пошлины являются одним из важнейших источников доходов государственного бюджета, их фискальная роль чрезвычайно велика, т.е. таможенная пошлина является элементом таможенной политики государства, который путем регулирования внешнеторговой деятельности обеспечивает защиту внутреннего рынка.

Целью курсовой работы является анализ влияния экспортных пошлин на развитие экспорта и доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Достижение  поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

- рассмотреть виды и роль экспортных пошлин в российской налоговой системе;

- анализ структуры внешнеэкономический доходов РФ;

- изучение  рынка нефти и нефтепродуктов;

- анализ влияния экспорта нефти на доходы федерального бюджета РФ.

Объектом  исследования в данной работе являются общественные отношения, связанные с экспортной политикой России.

Предметом исследования в данной работе является влияние экспорта нефти и нефтепродуктов на доходы федерального бюджета.

В данной работе был применен метод научного исследования: изучение нормативно-правовой базы, анализ.

Данная  работа состоит из 2-х глав. Первая глава состоит их двух параграфов и посвящена понятию экспортной пошлины, как основного дохода федерального бюджета Российской Федерации. Вторая глава состоит из двух параграфов и в ней анализируется влияние экспорта нефти на федеральный бюджет РФ.

 

1. Экспортная пошлина - основной доход федерального бюджета Российской Федерации

1.1 Виды и роль экспортных пошлин в российской налоговой системе

 

Экспортные  пошлины - обязательный государственный денежный сбор, взимаемый таможенными органами при вывозе товаров за пределы государства, в соответствии с таможенными тарифами, утвержденными законами данной страны. Являются элементом таможенной политики государства, который путем регулирования внешнеторговой деятельности обеспечивает защиту внутреннего рынка. Способствуют формированию рациональной структуры экспорта, ограничивают вывоз продукции, имеющей большой спрос внутри страны.

При высоких  мировых ценах на какой-либо товар  устанавливаются повышенные экспортные пошлины, обеспечивая, таким образом, рост доходной части государственного бюджета. В условиях неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка экспортные пошлины используются в интересах защиты национальной экономики.

Способствуют  созданию оптимальных соотношений  между объемом экспорта и импорта, позволяют урегулировать торговый и платежный балансы.

Применяются экспортные пошлины трех видов:

1) адвалорные, которые рассчитываются в форме  фиксированного процента от общей  стоимости экспортируемого товара (процент с цены товара);

2) твердые  - ставки за единицу товара (шт., вес, объем);

3) комбинированные  - ставки, совмещающие обе вышеназванные. 

На отдельные  товары могут устанавливаться сезонные пошлины.

Высокие экспортные пошлины повышают цену товара и делают его менее конкурентоспособным  на внешнем рынке. Поэтому при  установлении экспортных пошлин учитывается размер уплаченных налогов и акцизных сборов на соответствующую продукцию [1].

Вывозные  таможенные пошлины, устанавливаемые на товары, которые произведены на территории страны и вывозятся за ее пределы, как правило, применяются для следующих целей:

  1. пополнение доходной части бюджета страны;
  2. поддержание на внутреннем рынке более низких цен на производимые товары по сравнению с ценами мирового рынка;
  3. ограничение вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения внутреннего рынка, защиты экономической безопасности страны;
  4. сдерживание вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирование экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки [2].

         В настоящее время экспортные пошлины в том или ином виде применяют около 40 стран, которые относятся к категории развивающихся или стран с переходной экономикой. Примерно в половине указанных стран экспортные пошлины действуют в отношении всего двух-трех товаров, имеющих принципиальное значение для национальной экономики. Экспортные пошлины применяются чаще по отношению к природным ресурсам, чем к другим товарам. Экспортные пошлины охватывают 11% мировой торговли природными ресурсами, в то время как для мировой торговли в целом данный показатель составляет 5%.

          ВТО, основная цель которой заключается в создании системы беспошлинной торговли путем последовательного снижения таможенных тарифов, побуждает страны отказываться от практики применения экспортных пошлин, как препятствующей свободному развитию международной торговли. Применение экспортных пошлин фактически означает установление дифференцированных цен для отечественных и зарубежных потребителей. Использование экспортных пошлин на топливо, сырье и материалы, т.е. на продукцию производственно-технического назначения, тождественно скрытому субсидированию потребляющих эту продукцию отраслей национальной экономики, которое подпадает под определение «специфические субсидии». Такое субсидирование фактически осуществляется за счет производителей соответствующих ресурсов и государства, которые несут потери в результате более низких цен реализации ресурсов на внутреннем рынке.

          В России экспортные пошлины являются одним из важнейших источников доходов государственного бюджета, их фискальная роль чрезвычайно велика. В 2011 г. суммарные поступления экспортных пошлин были равны 3710,3 млрд руб., что составило 17,8% доходов консолидированного бюджета и 6,8% ВВП. На экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты приходится основная часть всех поступлений экспортных пошлин. В 2011 г. доля экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в общем поступлении экспортных пошлин составила 88,1%. Основная часть поступлений экспортных пошлин приходится на сырую нефть. В 2011 г. на нее пришлось 62,9% всех поступлений экспортных пошлин, на нефтепродукты – 25,2%; доля природного газа составила 10,4%, других товаров – 1,5%. Доля поступлений от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в доходах консолидированного бюджета в 2011 г. составила 15,7%, в ВВП – 6,0%

         Кроме того, что экспортные пошлины позволяют поддерживать на внутрироссийском рынке более низкий уровень цен на топливно-энергетические товары по сравнению с ценами мирового рынка, их применение является составной частью концепции таможенно-тарифного регулирования в сфере внешней торговли России. Роль экспортных пошлин состоит, во-первых, в регулировании объемов вывоза сырья и полуфабрикатов (в том числе нефти) с целью обеспечения потребностей внутреннего рынка, во-вторых, в стимулировании переработки (обработки) указанной продукции на территории России и последующего экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости. Однако регулирующая функция экспортных пошлин в нефтяном секторе выполняется плохо как из-за системных проблем применения этого инструмента, о чем говорилось выше, так и из-за не отлаженности системы ставок экспортных пошлин на нефть и продукты ее переработки [3].

1.2 Структура внешнеэкономических доходов РФ

 

Оптимизация структуры доходов федерального бюджета – это оптимальное  соотношение внутренних и внешних, налоговых и неналоговых поступлений  в доходную часть федерального бюджета, установление эффективной ставки и  доли их отчислений, где критерием  оптимальности служат максимизация доходов от внутреннего реального  сектора экономики и справедливых прямых налоговых отчислений.

Исходя  из определения и складывающейся ситуации на внутреннем финансовом рынке  России, совершенствование мер налогового регулирования является одной из основных задач, решение которой направлено на оптимизацию структуры доходов федерального бюджета России и как мера поддержки экспорта промышленной продукции.

Одной же из основных задач внешнеэкономической  политики должно быть увеличение доходов  от внешнеэкономической деятельности за счет повышений качества ведения  политики, с учетом выявленных правительством недостатков.

Доля  внешнеэкономических доходов в  составе доходов федерального бюджета  по итогам 2011 года составила 41%, при  этом 97,7% доходов ВЭД составляют таможенные пошлины. Из них  79,6% приходится на вывозные (экспортные) таможенные пошлины  и лишь 18,12% на ввозные (импортные) таможенные пошлины (Приложение 1).

Это объясняется  практически стабилизацией денежных средств, получаемых федеральным бюджетом по статье «Вывозные таможенные пошлины» и прежде всего «Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть», «Вывозные  таможенные пошлины на товары из нефти», а также «Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана  и природного сырьевого компонента», по которым в доход федерального бюджета в 2008 году поступило 2 695,3 млрд.руб., а в 2011 году 2604,3 млрд.руб., различающиеся между собой на 3,4%, что практически укладывается в точность прогнозных расчетов. Так в РФ ощутимые пошлины при экспорте товаров за территорию страны накладываются только на углеводороды и продукцию из углеводородов.

Данная  ситуация лишний раз доказывает необходимость  изменения структуры доходов  федерального бюджета в целом, от внешнеэкономической деятельности в частности, учитывая специфику  вывозных и ввозных пошлин в РФ. Имеется в виду нагрузка на сырьевой сектор экономики как наиболее приносящий доход.

Отсюда  тарифно-таможенная политика является одним из основных инструментов  решения внутренних задач – перехода российской экономики на инновационный  путь развития, ее диверсификации и  повышения глобальной конкурентоспособности.

Динамика  доходов от уплаты вывозных таможенных пошлин в 2012 – 2014 годах планируется  на уровне:  в 2012 году в размере 3569,4  млрд.руб., в 2013 году в размере 3533,4  млрд.руб., в 2014 году в размере 3811,6 млрд.руб.

Доходы  от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую на 2012  год прогнозируются в объеме 2 088,7 млрд. рублей, что на 113,3 млрд. рублей, или на 5,1 %, меньше по сравнению с предыдущим годом,  на 2013  год –  2 034,6 млрд.  рублей  (на 54,1млрд. рублей, или на 2,6 %) и на  2014 год – 2 191,1 млрд. рублей  (прирост  на 156,6 млрд. рублей, или на 7,7 %). 

Суммы вывозной таможенной пошлины на сырую нефть  в проекте федерального бюджета  на 2012 - 2014  годы рассчитаны исходя из средневзвешенной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с учетом снижения предельного коэффициента при  расчете  ставки пошлины на нефть с 65 % до 60 %. 

Поскольку доля вывозных (экспортных) таможенных пошлин преобладает в составе  доходов от внешнеэкономической  деятельности и наибольшие поступления  в доходы федерального бюджета Российской Федерации идут от налогов, сборов, регулярного пользования природными ресурсами и таможенных пошлин с  сырьевого экспорта, то в первую очередь рассмотрим структуру экспортируемых товаров, затем перейдем к импорту (Приложение  2).

Информация о работе Анализ влияния экспортных пошлин на развитие экспорта и доходов федерального бюджета Российской Федерации