Анализ структуры и динамика внешней торговли между Россией и странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести комплексный анализ внешнеторговых отношений между Россией и странами СНГ.
Задачи работы:
1. изучить становление внешнеэкономических отношений России и стран СНГ;
2. выявить роль стран СНГ в развитии внешней торговли РФ;
3. проанализировать структуру и динамику товарооборота России со странами СНГ по товарной номенклатуре;
4. проанализировать структуру внешней торговли РФ со странами СНГ по географической направленности;
5. изучить проблемы внешнеэкономических отношений России со странами СНГ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….…….3
Глава 1. Внешняя торговля России со странами СНГ…………………………….5
1.1. Становление внешнеторговых отношений России и стран СНГ…………….5
1.2. Роль стран СНГ в развитии внешней торговли РФ………………………….10
Глава 2. Статистический анализ товарооборота РФ со странами СНГ за 2009-2011гг………………………………………………………………………………..15
2.1. Структура и динамика товарооборота РФ со странами СНГ по товарной номенклатуре……………………………………………………………………….15
2.2. Структура внешней торговли России со странами СНГ по географической направленности……………………………………………………………………..22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России со странами СНГ………………………………………………………………………25
3.1. Проблемы внешнеэкономических отношений России со странами СНГ…25
3.2. Перспективы развития внешней торговли России со странами СНГ……...29
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая статистика.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

-   конвертируемость национальных валют;

- сближение  хозяйственных законодательств  стран-партнеров, их бюджетно-налоговых  и денежно-кредитных систем, вопросов  внешнеэкономического регулирования,  тарифной, таможенной и миграционной  политики;

- развитие страхования  рисков внешнеторговой деятельности;

- согласованное  вступление в ВТО.

Формирование  зоны свободной торговли и развитие взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере должно осуществляться постепенно через повышение уровня интеграции, синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике и совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики и торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Европейского союза. Это подразумевает осуществление следующих основных мероприятий в рамках развития международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации с партнерами в рамках СНГ:

1. Создание благоприятных  условий для развития экономического  сотрудничества

- Разработка и внедрение единой системы мер по возмещению ущерба, нанесенного сопредельным государством экологии другой страны.

- Внедрение единых санитарно-гигиенических норм на ввозимые товары народного потребления и продукты питания, а также разработка механизмов применения санкций в отношении нарушителей этих норм.

- Создание возможности участия российских поставщиков товаров, работ, услуг в конкурсах на размещение заказов на поставку для государственных потребностей в странах – участниках СНГ.

- Содействие межгосударственной кооперации в целях создания конкурентоспособной экспортной продукции на основе сырьевых и технологических возможностей стран СНГ.

- Создание единых механизмов сертификации продукции, обеспечение перехода на европейские нормы сертификации.

- Совершенствование тарифной политики для обеспечения справедливой конкуренции на национальных рынках путем снятия барьеров и ограничений во взаимной торговле и перехода на общепринятый в мировой практике принцип взимания косвенных налогов "по стране назначения".

- Разработка и внедрение механизмов беспошлинной и безналоговой поставки узлов и комплектующих по технологической кооперации внутри стран СНГ с уплатой национальных налогов после реализации конечного изделия.

- Одним из  первых шагов и точек роста  может стать создание единого  пространства малого предпринимательства, для чего необходимо разработать и внедрить единый стандарт СНГ по малому предпринимательству, предусмотрев единый и льготный режим налогообложения и таможенного регулирования для малых предприятий и организаций.

2. Создание инфраструктуры экономического взаимодействия

- Формирование долгосрочных целевых межгосударственных программх в рамках СНГ на основе предложений субъектов Федерации с бюджетной поддержкой и государственными гарантиями.

- Разработка механизмов более тесного сотрудничества в области производственного кооперирования, взаимной торговли, аренды и лизинга, проведение выставок и ярмарок, углубления информационных процессов.

- Разработка систем поддержки предприятий и организаций малого и среднего бизнеса.

- Содействие созданию межгосударственных Союзов страховщиков, экспортеров, банковских союзов.

- Повышение роли Торгово-промышленных палат в развитии межгосударственных хозяйственных связей.

- Разработка механизмов поддержки организаций с участием иностранного капитала из стран СНГ, создание необходимых условий для формирования транснациональных структур.

- Проведение переговоров о заключении межгосударственного соглашения с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Афганистаном об организации межгосударственной автотранспортной компании для грузоперевозок из среднеазиатских стран в Россию и страны Евросоюза с определением ее статуса и режима функционирования.

- Создание межгосударственных отраслевых ассоциаций и союзов в рамках стран-участниц СНГ.

- Развитие практики заключения Соглашений о научно-техническом сотрудничестве с определением конкретных мероприятий.

- Создание эффективной платежной системы свободной котировки национальных валют стран-участниц СНГ через интегрированную биржевую систему для обеспечения безналичных расчетов хозяйствующих субъектов с целью сокращения издержек осуществления торговых операций и обеспечения возможности использования национальных валют стран СНГ при осуществлении платежей.

3. Активизация  сотрудничества регионов Российской  Федерации с партнерами в рамках СНГ, включая приграничное сотрудничество

- Создание представительств регионов в странах СНГ в целях повышения эффективности межрегионального сотрудничества во взаимодействии с МИД России и его представительствами в субъектах федерации.

- Обобщение и распространение имеющегося опыта взаимодействия субъектов Российской Федерации, граничащих с административно-территориальными образованиями стран СНГ.

- Создание межрегиональных рабочих групп и отраслевых ассоциаций по вопросам активизации торгового сотрудничества и проработки дальнейшей экономической интеграции.

- Содействие открытию представительств стран СНГ в субъектах Российской Федерации.

- Создание реестра соглашений о приграничном сотрудничестве Российской Федерации с другими государствами, субъектов Российской Федерации – с административно-территориальными образованиями других государств.

- Разработка системы информационного обмена регионов и стран СНГ, как часть федеральной информационной системы.

4. Формирование единого рынка труда и регулирование вопросов миграции

- Создание правовых и институциональных условий для широкого привлечения в российские регионы из государств Центральной Азии рабочей силы разного уровня квалификации и для выезда на временную работу высококвалифицированных специалистов из российских регионов.

- Создание эффективного механизма депортации незаконных мигрантов, пребывающих на сопредельных территориях сторон, совместно с другими странами СНГ.

- Формирование иммиграционных инспекций на территории Российской Федерации с целью контроля миграционных потоков за счет федерального бюджета.

- Разработка системы эффективного контроля за деятельностью легальных мигрантов.

- Организация взаимного обмена информацией о незаконном передвижении граждан в сопредельные государства.

- Оказание помощи соотечественникам, проживающим в государствах Содружества, углубление гуманитарных контактов между народами СНГ.

- Разработка положений о транзитном проезде депортированных иностранных граждан через территории государств – стран СНГ.

- Создание на уровне стран СНГ межгосударственных биржх рабочей силы для регулирования международного рынка труда.

- Развитие сети предприятий и организаций, направляющих и организующих трудоустройство российских граждан за рубежом.

6. Развитие нормативно-правовой базы

- Содействие унификации и гармонизации нормативно-правовой базы в рамках антимонопольной политики и обеспечения равноправной конкуренции.

- Унификация таможенного законодательства стран-участниц СНГ.

- Унификация и упрощение таможенных процедур при пересечении товаров между границами стран-участниц СНГ.

 

3.2. Перспективы развития внешней торговли России со странами СНГ

 

Несмотря на разнонаправленный  характер воздействия различных  факторов, в торговле России со странами СНГ будет наблюдаться положительная динамика. В случае благоприятного сценария развития торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ, к 2011 г ожидается почти двукратное увеличение (по сравнению с показателем 2007 г) показателя товарооборота.14

Прогнозируется, что в  ближайшей перспективе присутствие  российского капитала в экономике  стран СНГ будет возрастать с  учетом большого количества совместных инвестиционных проектов, находящихся  в проработке. Приоритетными направлениями  останется участие российских компаний в нефтегазовой сфере экономик стран СНГ (Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Украина), электроэнергетике (Таджикистан, Украина), цветной металлургии (Украина, Азербайджан, Казахстан, Молдавия, Грузия Таджикистан), нефтепереработке (Украина, Беларусь). Большую активность российский бизнес проявляет в телекоммуникационном секторе, установив контроль за ведущими компаниями мобильной связи в Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Отраслями, в которых сосредоточены инвестиционные потоки из России, являются также химическая промышленность (Казахстан, Грузия), пищевая промышленность (Украина, Грузия, Молдова, Украина), строительная индустрия (Украина, Узбекистан), машиностроение (Узбекистан, Украина).

Факторами, замедляющими рост показателей торговли Российской Федерации со странами СНГ, могут  стать ограничения по сырьевым ресурсам, недостаток ввода новых мощностей, не компенсирующих их выбытие, повышение  издержек производства и недостаточная пропускная способность транспортной инфраструктуры.

В Минэкономразвития  РФ не исключают, что в случае устойчивости российской экономики и усиления значимости российской национальной валюты на мировых рынках возможен переход  в торговле со странами СНГ на расчеты в рублях, что позволит снизить курсовые издержки.

В число важнейших  торговых партнеров России среди  стран СНГ по-прежнему будут входить  Украина, Беларусь и Казахстан. На сегодняшний  день доля этих стран составляет 87,7% общего товарооборота со странами СНГ.

Наряду с двусторонним сотрудничеством большую актуальность приобретут вопросы интенсификации интеграционных процессов с участием России. Предполагается, что центром  интеграционных процессов на пространстве СНГ в этот период останется Евразийское экономическое сообщество.

По результатам  опроса населения, проведенного в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России 18-19 августа 2007 г., выявлено, что отношение российских граждан к бывшим советским республикам – ныне странам СНГ – определяется преимущественно установкой на дружбу и сотрудничество. Неслучайно явное большинство респондентов (72%) в ходе последнего опроса высказали мнение, что Россия должна стремиться к укреплению отношений с СНГ.

В представлении  россиян, на сегодняшний день наиболее дружественные отношения у России сложились с Казахстаном (42%) и Белоруссией (32%). Примерно каждый десятый респондент назвал в данном контексте Украину (12%), Киргизию (11%) и Армению (10%). Другие страны упоминались реже. В апреле 2005 года список дружественных стран выглядел несколько иначе: тогда лидировала Белоруссия (38%), Казахстан упоминался вдвое реже, чем сейчас (22%), а четвертая часть респондентов (26%) считали, что одной из наиболее близких России стран, входящих в СНГ, является Украина.

Что касается наименее дружественных нам стран-членов СНГ, то среди них чаще всего называются Грузия (54%) и Украина (35%), а вслед  за ними – Молдавия (12%) и Белоруссия (10%). В апреле 2005 года в списке наименее дружественных стран также лидировала Грузия, но с меньшим числом 'голосов' (39%); второе место в этом списке занимала Молдавия (22%), а третье – Украина (12%).

В целом укрепляется  позитивное отношение к Содружеству  как политическому институту, отвечающему  интересам нашей страны. Так, если несколько лет назад превалирующим было представление, что Россия проигрывает от участия в Содружестве, то сегодня расклад мнений принципиально изменился: 40% респондентов считают, что Россия выиграла от этого участия, а 23% – что проиграла.

Впрочем, больше всего выгод от членства в СНГ получает, по мнению россиян, Белоруссия (21%). Чуть меньше доля тех, кто считает, что участие в СНГ приносит пользу всем странам в равной мере (18%). Украину в числе тех, кому участие в СНГ наиболее выгодно, назвали 15%, Казахстан – 14%, Россию – 8%.

В целом негативный прогноз, что в ближайшем будущем  СНГ развалится, дают 17% опрошенных. Чаще (26%) респонденты говорили, что  СНГ скорее всего сохранится в  своем нынешнем составе. Примерно равны  доли тех, кто прогнозирует изменение состава СНГ в сторону сокращения и расширения – 13 и 10% соответственно (в 2005 году это соотношение было иным – 20 и 6%).

Оценивая сегодняшние  процессы, происходящие в Содружестве, пятая часть россиян (21%) высказали  мнение, что страны СНГ сближаются друг с другом. Практически столько же опрошенных (19%) придерживаются противоположной точки зрения – что они отдаляются, а треть (35%) – не видят никаких существенных перемен. В апреле 2005 года мнение о нарастании центробежных тенденций звучало вдвое чаще, чем противоположная точка зрения – 32% против 16% соответственно.

Информация о работе Анализ структуры и динамика внешней торговли между Россией и странами СНГ