Век высоких технологий и эра новых производственно-экономических отношений в капитальном строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Технологические теории, также как и экономические теории, тесно связаны с научно-технической революцией. Противопоставление их привело к технологическому несоответствию, связывающему сущность производства и техники с социальной структурой общества, потреблением и распределением. При этом недооценивается роль производственных отношений, собственности и других факторов. Между тем развитие производственных сил, общественного прогресса и его социальная ориентация обуславливаются, прежде всего, новейшей техникой, прогрессивными технологиями, информационными системами. Главное не то, что превалирует - НТП или организованное начало, а то что одно без другого не может двигаться, создавая новое качество жизни общества. Социально-экономическое развитие - это взаимодействие технико-технологических и организационных элементов. Их роль может меняться, но не нарушая целостности динамики развития общества.

Содержание работы

Введение
1 Капитальные вложения - источник формирования и обновления основных и
оборотных средств в строительном производстве 6
Структура капитальных вложений 6
1.2 Пути повышения эффективности капитальных вложений 9
Контроль за соблюдением нормативных актов в области строительства 11
2 Инновационная деятельность как процесс реконструкции и модернизации в строительной отрасли 12
2.1 Анализ инновационной активности отраслей в России в начале 21 века 12
2.2 Анализ отраслевой инновационной активности 15
3 Совершенствование системы налогообложения как стимул финансирования науки и модернизации производства 18
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая по инновациям.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

             Инновационные процессы в России  протекает на фоне сложной  экономической ситуации. Многие  предприятия не в состоянии  даже осуществлять обновление основных фондов. Отсутствие оборотных средств, инфляция, недостаточные амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов не позволяет проводить модернизацию и техническое перевооружение производства.

             В реализацию инновационной деятельности приходится рассчитывать преимущественно на собственные силы, поскольку финансовая поддержка со стороны государства почти не осуществляется. Выборочные  обследования  промышленных предприятий показывает, что лишь незначительная часть -3% из них финансируется за счет государственного бюджета. Предприятия ориентируется главным образом на собственные ресурсы, при этом кредитные  и заемные средства используют 18% обследованных предприятий.

 


Рисунок 2.2 - Анализ отраслевых услуг по различным сферам деятельности [10,с.54]

 

Таким образом, собственные средства являются основным источником финансирования инновационной деятельности для предприятий всех отраслей промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование системы налогообложения  как стимул финансирования науки и модернизации производства


           

Научно-техническая деятельность в России в основном сконцентрирована в специализированных НИИ и КБ, велика роль опытных заводов. Многие важные научно-технические проекты реализуются крупными предприятиями и объединениями. Новый вариант “Налогового кодекса РФ”, внесенный Правительством страны на рассмотрение Государственной Думы, представляет специфический интерес для всех этих научных организаций и предприятий, проводящих НИОКР.

             Российская наука, включая академическую,  вузовскую и прикладную отраслевую, ожидает снижения налогового  пресса и применения более   «тонких» налоговых механизмов, способных учесть особенности разнообразных научных организаций (их структуру, наукоемкость, критические высокие технологии, программно целевую ориентированность, различные источники финансирования, конверсионные процессы и другое). Хотелось бы приблизить российскую налоговую политику к нормам, достигнутым не только в США, но и в таких промышленно развитых странах, как Австралия, Финляндия  и др.

             Критически анализируя вариант  «налогового кодекса РФ», с  позиции представителя отраслевой  российской науки можно указать на его следующие особенности.

В части применения НДС в число 26 видов деятельности, освобождаемых от налогообложения, не вошел ни один вид из сферы НИОКР и деятельности научных организаций.  Однако товары, ввозимые в РФ для совместные научно-исследовательских работ, освобождается от НДС [3,с.23].

           Наука как отрасль или как вид деятельности специально не выделена. В более выигрышной ситуации оказываются производители, внедряющие нововведения. Вопросы о саморазвитии научных организаций носит более частный характер. Как правило, деятельность в сфере ОКР направлено на решение внешних, а не внутренних проблем. Нет указаний на особое использование в научных организациях «нематериальных активов». При характеристике льготных  вычетов их инновационная сущность не выделяется.


             В новой редакции Налогового  кодекса надо подойти к научным  организациям как к специфической  хозяйственной структуре, развивающейся  по своим законам. Поскольку  со сферой НИОКР и различными  типами научных организаций, включая и самостоятельные опытные заводы, взаимодействуют ряд экономически важных структур экономики, в частности, коммерческие банки, инновационные компании, мелкие наукоемкие предприятия, в Налоговом кодексе можно было бы выделить в отдельных видах экономической деятельности отросли науки и научного обслуживания, определив основные принципы налогообложения [3,c.27].

             Зарубежный опыт, особенно Японии  и США, показывает, что ускорение  научно-технического прогресса зависит  не только от прямых финансовых ассигнований в науку со стороны государства и коммерческих структур или прогрессивной амортизированной политики. Все экономически развитые государства используют для этой цели свою налоговую систему, в значительной мере ориентированную на стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки экономики. Сегодня для российской науки объем финансирования, в том числе и за счет государственного бюджета, столь же важен, как и налоговая политика.

             В реформированной налоговой политики России не стоит принижать роль налоговых льгот, ибо масштабы их применения в экономике высоко развитых стран сегодня очень велика:

  1. льгота по инновациям в новые производственные формы в виде инвестиционной налоговой скидки;
  2. особое стимулирование «бесприбыльных» научных организаций, работающих в области приоритетных НИР;
  3. налоговая льгота для ускорения кооперации фирм в сфере НИОКР;
  4. льготное налогообложение кредитных организаций банков, обеспечивающих финансирование НИОКР и работ по созданию новой техники.

             Анализ показывает, что в процветающих  странах сфера науки, по существу, не облагается налогами. Это является  мощным стимулом финансировать   науку и постоянно модернизировать  производство.

             К сожалению, российская практика налогообложения научных организаций сегодня несовершенна. Многие «тонкие» рычаги стимулирования научно-технического прогресса и его, наиболее важных для России направлений в экономической политике не реализованы. В России существуют разные типы научных организаций и для них должны быть разработаны свои схемы налогообложения. Научные организации с чисто бюджетным финансированием должны быть полностью освобождения от налогов, включая налог на добавленную стоимость.

Таблица 3.1 - Данные об объеме научно-технических работ выполненных

 предприятиями РФ в 2011г [1]      

Виды

научно-технических

работ

Всего работ тыс. руб.

Удельный вес, %

Выполнение работ собственными силами тыс. руб.

Удельный

работ собственными силами тыс. руб.

Научно-технических

Работ

40319,6

100

36654,7

91

В том числе

       

Исследования и разработки

29026,5

72

28762,2

99

Научно-технические

Услуги

7026,3

17,4

3667,8

52

         

 

          Учитывая Российскую специфику, можно говорить о формировании, как общих льгот, так и льгот специальных, ориентированных на НИОКР в приоритетных  научно-технических направлениях. Числу общих скидок можно было бы отнести:

  • Скидку с налога на прибыль с реализованной по госзаказу продукции - до30%;
  • Скидку в части средств направляемых на проведение фундаментальных НИР- 100%
  • На приобретение вычислительной техники, определенного типа приборов и оборудования для проведения НИОКР- до 50%
  • С налога на прибыль в части средств, передаваемых в благотворительные, инновационные и другие фонды для активизации технического творчества- до 100%
  • С налога на прибыль, полученную от реализации ОКР по созданию особо сложной продукции, в том числе экспортного или импортозаменяющего назначения- до 100%
  • На прибыль от реализации техники, передаваемой ВУЗам или малым научно - техническим предприятия- 100%
  • Вычеты из облагаемой прибыли паевых взносов для кооперативного выполнения НИОКР-100%

             Соответственно на таких же  условиях можно вводить специальные  скидки. Этот вид скидок может  быть более тесно привязан  к отраслевой специфике. Например, если для электроники характерен короткий цикл создания новой продукции в 3-4 года, то для атомной энергетики - 15-20 лет.

             Наиболее важные виды специальных  льгот могут быть следующими:

  • вычеты из прибыли средств на страхование результатов особо рисковых НИОКР - 100%;
  • вычеты стоимости спецоборудования (например, испытательных стендов, уникальной технологической оснастки  и т.д.)  при его приобретении из прибыли - 100%;
  • скидки с прибыли от ОКР и поставок, содержащих особо прогрессивные компоненты (БИС, микропроцессоры и т.д.) - 50%;
  • вычеты из прибыли ряда затрат перспективного характера (программное обеспечение, подготовка специальных кадров и т.д.) -50%.

             Сила льгот принадлежит к экономической  политике страны и должна по своей величине и по диапазону  целенаправленно и дифференцированно  применяться с тем или иным субъектом налогообложения, имея относительно временный характер (в рамках конкретного годового бюджета страны) [3,с.65].

             Изъятие из налогообложения всегда было исключительной мерой. Оно применимо для конвертируемой науки и техники, а также для финансовой  поддержки вновь образованных НИИ и КБ или их быстрой переориентации на особо приоритетные научно-технические направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение


             Экономические реформы в стране  были необходимы, их требовали  и ждали с нетерпением. Одной  из основных причин необходимости  и неизбежности  реформ являлось  то, что экономика СССР была  не чувствительна к достижениям  научно-технического прогресса. Любое новшество осваивалось промышленность, сельским хозяйством и другими сферами экономики только под сильнейшим нажимом высших органов власти. Из-за этого многие отечественные научные разработки, которые могли бы принести нашей стране многомиллионные прибыли, запускались в производство за рубежом, а мы за тем покупали готовый  продукт, обогащая  западные фирмы. Это тормозило развитие отечественной экономики, не позволяло нам успешно выходить со своей продукцией на мировые ранки, конкурировать на внутреннем рынке с импортными товарами.

             Значение внедрение новых разработок  для развития экономики подтверждается  выводом ведущих американских  экономистов о том, что 85% экономического  роста обеспечивается научно-техническим  прогрессом и лишь 15% - увеличением ресурсов. Отсюда вывод - без ускорения научно-технического прогресса нельзя обеспечить успешное развитие экономики.

             В результате нелепых реформ  экономика России находится   в глубоком системном кризисе.  Отечественное производство разрушено весьма существенно, например, по Новосибирской области спад объемов производства составляет более 50%. Особенно тревожно, что разрушены самые прогрессивные отрасли, в том числе военно-промышленного комплекса, по  производству электроники, сложной бытовой техники. Финансово-экономическое состояние большинства промышленных  предприятий тяжелое, у них огромная задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, а также энергетиками. Тяжелое финансовое состояние абсолютного большинства промышленных предприятий делает невозможным обновление производственных  мощностей, которые не только морально устаревают, но и  физически изнашиваются, однако средств для пополнения и обновления основных производственных фондов у предприятий нет. Не лучше положение и с оборотными средствами, реальный объем которых после инфляции не позволяет осуществлять производственный процесс в непрерывном цикле.

             Для выхода из кризиса стратегически  необходимо обеспечить коренную  модернизацию, направленную на структурную перестройку промышленности, освоения наукоемких технологий, производства конкурентоспособных  товаров, в первую очередь, по импортозамещению, затем (а может быть, и одновременно) и для выхода с продукцией отечественных товаропроизводителей на мировые рынки.


             Как бы фантастически выглядела идея о модернизации  промышленности в условиях всеобщего развала, но без этого экономика России никогда не выйдет из кризиса. И если нет пока возможности провести широкомасштабную модернизацию всей промышленности одновременно, мы должны выбрать такие проекты, реализация которых обеспечить движение  вперед и позволит накопить средства для модернизации других предприятий.

             Подъем экономики должен начинаться  с отраслей, поставляющих товары  на потребительский рынок, что приносит «живые деньги». Если не вытеснить с отечественного рынка потребительские товары западных фирм, то мы по-прежнему будем финансировать развитие экономики других стран. Наряду с  модернизацией сектора экономики по производству потребительских товаров необходимо развивать  наукоемкое  производство  и выпуск товаров  производственного назначения для импортозамещения и выхода с отечественной продукцией на мировые ранки.

             В Новосибирске, где располагаются крупнейшие научно-образовательные комплексы страны, есть реальные условия для освоения производства  наукоемкой продукции. Учеными созданы сотни новейших разработок, в том числе такие, как цифровые рентгеновские установки, которые охотно покупают развитые европейские страны.

Информация о работе Век высоких технологий и эра новых производственно-экономических отношений в капитальном строительстве