Управление проектами при строительстве объектов нефтегазового комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:17, дипломная работа

Описание работы

В современной национальной экономике России, как и в народном хозяйстве Советского Союза, важную роль играет нефтегазовый комплекс. Значение нефтяного и газового сектора экономики обусловлено многими причинами - от общемировых тенденций, заключающихся в повышении роли этих энергоносителей и энергоемкости хозяйственной деятельности, до последствий социально-экономического кризиса, приведшего к разрушению многих отраслей обрабатывающей промышленности. Сегодня можно утверждать, что российская экономика является ресурсно-ориентированной. Однако не следует относиться слишком негативно к этому факту, так как в нем содержится и возможность дальнейшего развития национальной экономики. Именно нефтегазовый комплекс вносит наиболее существенный вклад во внутренний валовой продукт, именно от него поступает большая часть бюджетных средств. Интенсивное развитие нефтегазового комплекса естественным образом сказывается на развитии всей экономики в целом. Будущее российской экономики во многом зависит от темпов развития нефтегазового комплекса.
Перспективным и интенсивным путем развития является привлечение иностранного капитала в разработку и реализацию международных нефтегазовых проектов. Это позволит увеличить объем инвестиций и соответственно объемы выполняемых работ и в то же время повысить технологический и управленческий уровень российского нефтегазового комплекса в решении как сложившихся проблем, так и задач будущего развития, которое обоснованно предполагает широкомасштабный и эффективный выход наших нефтегазовых компаний и предприятий на международный рынок.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность и основные понятия в управлении проектами 6
1.1 Понятие, цели, задачи и функции проектов 6
1.2 Управление проектами, его основные характеристики 13
1.3 Методы управления проектами 19
2 Особенности управления проектами в строительстве 24
2.1 Важность и необходимость организации управления проектами в строительных компаниях 24
2.2 Необходимые условия для управления проектами в строительстве 26
2.3 Использование систем управления проектами на разных этапах инвестиционного процесса 35
3 Анализ управления проектом строительства объекта нефтегазового комплекса 45
3.1 Опыт управления проектами при строительстве скважин 45
3.2 Мировой опыт управления проектами в строительстве объектов нефтегазового комплекса 51
3.3 Требования к системе управления проектами при строительстве объектов нефтегазового комплекса 58
Заключение 64
Список использованной литературы 69

Файлы: 1 файл

Управление проектами при строительстве объектов нефтегазового комплекса.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

В то время как увеличение проблем  компаний, связанных с управлением  проектами, привело к появлению  новых методов и моделей в  этой области, развитие последних логически  привело к совершенствованию  программных продуктов, реализующих  эти разработки. Лидером среди них с полным правом можно назвать серию продуктов для календарно-сетевого планирования Primavera Project Planner (P3) и Primavera Enterprise (P3e), представляющих собой набор автоматизированных средств планирования проектов, управления и контроля. Это два разных по масштабам решения. P3 разработан для крупномасштабных и многоплановых проектов, содержащих до 100 000 отдельных работ и не имеет ограничений по проектным ресурсам и количеству целевых планов, а также предоставляет исчерпывающие средства для интеграции данных с другими системами клиента. P3e предназначен для проектно-ориентированных предприятий, ведущих большое количество взаимосвязанных проектов с общими ресурсами. Поэтому число отдельных работ в P3e может доходить до миллиона, в этой системе используется современная клиент/серверная архитектура и промышленные базы данных типа Oracle и MS SQL. P3e и P3 могут работать в рамках одной корпоративной системы управления проектами не только за счет экспорта и импорта данных, но и благодаря широким возможностям интеграции как между собой, так и с другими корпоративными информационными системами. Для того чтобы лучше понять возможности P3/P3e при решении реальных задач управления проектами, обратимся к конкретным задачам.

Одной из важнейших первоочередных задач при реализации любого проекта является составление его расписания. P3/P3e предоставляет возможность с помощью простого и гибкого интерфейса с использованием графиков и диаграмм быстро и качественно выполнить эту работу. Система позволяет определить, как быстро в действительности может быть реализован каждый этап проекта исходя из доступного количества всех необходимых ресурсов, поможет она назначить и приоритеты работ. С ее помощью как на ладони еще до реализации проекта можно увидеть все его "узкие" места (недостаток времени, дефицит людских и материально-технических ресурсов, зависимость от финансирования, получения лицензий, согласований и разрешений и т.д.) и наоборот те этапы, в течение которых избыток ресурсов или временные резервы позволяют выполнить дополнительные работы, и заранее скорректировать ход проекта.

Следующей важнейшей задачей является обеспечение контроля за осуществлением проекта. Каждый его участник должен "держать руку на пульсе" той  части проекта, за которую отвечает и на тех частях, от которых зависит ее реализация. P3/P3e позволяет выбрать любую комбинацию контролируемых параметров (финансовые показатели, поставки комплектующих, ход выполнения работ и т.д.) с любым периодом контроля (ежедневным, еженедельным, ежемесячным и т.д.). Серьезным преимуществом является избавление всех участников и особенно руководства проектом от "очковтирательства" со стороны подчиненных и партнеров, допустивших ошибку или по объективным причинам не выполнивших тот или иной этап проекта и надеющихся без лишнего шума наверстать упущенное. Иногда это удается, но чаще весь проект оказывается под угрозой. P3/P3e не позволит скрыть такого рода проблемы и своевременно оповестит всех причастных к их решению специалистов с предоставлением им информации о причинах возникшей трудности. В свою очередь, их своевременный анализ и владение информацией о ресурсах проекта на следующих этапах в большинстве случаев помогает так скорректировать план работ, чтобы уложиться и в планируемые сроки, и в бюджет проекта. В частности, многопроектное проектирование поможет оптимизировать распределение ограниченных ресурсов между всеми проектами, а при возникновении нештатных ситуаций (например, нарушении сроков поставок одним из поставщиков) поможет быстро найти и перераспределить ресурсы из тех проектов, где они находятся в избытке.

Другим базовым средством для  управления проектами является программный  продукт Primavera Expedition. Эта система  предназначена для сопровождения  договоров. Она позволяет отслеживать  движение всей документации по проекту - договоров, платежных документов, чертежей и т.д. С ее помощью участники проекта в любой момент времени информированы о том, какой документ утвержден, какой договор подписан, какие этапы закрыты, и какие оплачены и т.д. Все это необходимо для корректировки хода проекта, ведь от сроков утверждения документов напрямую зависят и сроки проведения реальных работ. В случае отклонения проекта от запланированных условий Expedition быстро определит, с задержкой каких документов это связано. Данная система также позволяет без путаницы вести отслеживание всей документации одновременно по многим проектам.

В качестве примера использования P3 при реализации проектов разработки нефтяных месторождений можно привести проект компании ARCO (US) и ее дочерней компании Natchiq, Inc по разработке месторождения Kuparuk, расположенного у линии Полярного круга. Следствием сложных климатических условий и удаленности месторождения от остального мира (до ближайшего городка - 450 миль) стала ограниченность ресурсов проекта. В частности, был ограничен ресурс персонала, так как рабочие, инженеры и конструкторы работали вахтовым способом. В таких условиях планирование работ имеет решающее значение. В течение всего проекта (бурение, строительство нефтепровода, обустройство и ввод в эксплуатацию месторождения) помощником нефтяников и субподрядчиков стала система P3. С ее помощью все участники проекта, включая руководство компании, менеджеров и инженеров, были обеспечены всей необходимой информацией для планирования и корректировки хода проекта. При этом все плановые решения принимались без выезда специалистов на стройплощадку. Система позволила также при выходе отдельных этапов проекта за рамки проектных сроков заглядывать вперед и понимать, на каких этапах есть свободные ресурсы для ускорения работ. Совместное использование проектной информации всеми субподрядчиками позволило значительно улучшить координацию работ этих компаний.

Другим примером может служить  опыт компании PETROBRAS Engineering Service, осуществившей с помощью P3 проект строительства газопровода Боливия-Бразилия общей длиной 3 150 км. При осуществлении проекта необходимо было решить целый ряд сопутствующих проблем: на протяжении всего маршрута трубопровода нужно пересечь множество рек, включая несколько крупных; более 70 км трубопровода проходит по засушливому плато, где необходимы специальные методы строительства и т.д. Кроме этого, Боливия и Бразилия взяли на себя обязательства минимизировать вред окружающей среде и проживающему в близлежащих регионах населению. Все строительство трубопровода было разбито на множество самостоятельных подпроектов, в качестве объектов которого мог быть и 250 км участок трубопровода, и компрессорная станция, и пересечение крупной реки. Каждый подпроект самостоятельно был выставлен на тендере, в результате чего число независимых подрядчиков перевалило за 20. Общее число отдельных работ по проекту достигло 25 000. Каждый подрядчик составлял расписание и управлял осуществлением своего подпроекта, обновленные данные со всех подпроектов периодически передавались по электронной почте в одну из трех региональных служб PETROBRAS. В этих региональных центрах информация обрабатывалась и объединялась в обновленный региональный проект. Затем региональные проекты поступали в штаб-квартиру PETROBRAS в Рио-де-Жанейро, где происходило их сведение в единый основной проект, его обновление, корректировка и принятие стратегических решений. Использование P3 позволило сохранить контроль над всеми проблемами: политическими, техническими, экологическими, а также отладить координацию всех подрядчиков и руководства компании. Осуществление проекта прошло в намеченные сроки и в рамках бюджета.

Вообще, владение всей систематизированной  информацией о проекте позволяет  избавиться и от элементарной забывчивости. Например, Терри Турман, руководитель американской компании Columbia Gas Transmission, использовавшей P3 при реконструкции и расширении 12 500 миль газопровода и добившейся с ее помощью минимизации перебоев подачи газа потребителям во время проекта, считает, что без применения P3 "множество деталей были бы просто утеряны". Система помогает и решать проблемы взаимоотношений подчиненных специалистов и руководства. Вместо того, чтобы выпрашивать у последних дополнительные ресурсы или настаивать на необходимости тех или иных решений, приводя расплывчатые, не до конца ясные им самим обоснования и перспективы, специалисты смогут оперировать достоверной информацией. Кроме всего вышеописанного, применение грамотного управления проектами поможет выявить и те скрытые дополнительные ресурсы и возможности, о которых руководители компании раньше и не догадывались15.

3.3 Требования к системе управления  проектами при строительстве  объектов нефтегазового комплекса

 

В автоматизированных системах управления и безопасности (АСУБ) должны в максимальной степени использоваться автоматизация процессов и дистанционный постоянный контроль из Главного Диспетчерского поста (ГДП) за производственным процессом, основным оборудованием и состоянием воздушной среды пожаровзрывоопасных помещений и пространств.

АСУБ должна обеспечивать режимное автоматическое и дистанционное  автоматизированное управление производством  и вспомогательными системами, аварийный  останов оборудования и технологических  процессов, контроль пожарогазовой  обстановки, контроль корпусных конструкций, смещений опорной части и возникающих вибрационных нагрузок с автоматизированных рабочих мест операторов (АРМ), оснащенных двухсторонней громкоговорящей связью с постами управления технологическими процессами, местными постами управления оборудованием и служебными помещениями.

АРМ целесообразно создавать по функциональным признакам: АРМ оператора  электроэнергетического комплекса, АРМ  оператора технологического процесса, АРМ добычи, хранения, подготовки, погрузки и учета нефти и т.д., что позволяет обеспечить специализированную подготовку операторов и, как следствие; снизить возможность неоправданных аварийных остановок управляемого объекта или процесса при эксплуатации из-за неправильного понимания обслуживающим персоналом их состояния при появлении тревожных сигналов.

Оптимальная структура современной  АСУБ - это многоуровневая децентрализованная распределенная система управления технологическими процессами с возможностью ввода АСУБ в эксплуатацию помодульно, исходя из особенностей процесса строительства нефтегазопромыслового сооружения.

Такая система характеризуется  следующей организацией управления:

А. На верхнем (главном) уровне должно обеспечиваться:

• централизованное (основное) управление с АРМ операторов;

• представление информации на АРМ;

• представление информации на приборы  централизованного контроля пожарогазовой обстановки и приборы аварийного отключения технологических процессов.

АРМ операторов, приборы контроля, матричные панели систем аварийного останова оборудования и пожарогазовой обстановки, должны, как правило, располагаться в ГДП в жилом модуле, как наиболее удаленном от пожаровзрывоопасных зон. На АРМ операторов и матричных панелях должны предусматриваться, помимо сигнализации, переключатели и кнопки для ручного дистанционного включения системы аварийного останова и средств пожаротушения по каждой пожарной зоне.

Операторы из ГДП должны осуществлять все процессы управления, наблюдения, запуска и останова на платформе, кроме процессов бурения. Текущий  контроль, пуск и останов должны быть конфигурированы таким образом, чтобы операторы не имели необходимости входить в зоны технологических процессов и управляемого оборудования.

В ГДП необходимо предусматривать  постоянную вахту на весь период эксплуатации нефтегазопромыслового сооружения.

Должна обеспечиваться запись событий  и аварийных сигналов, а также  их накопление и хранение необходимых  данных. Для записей и фиксирования времени происходящих событий, аварий, отчетов в ГДП должны предусматриваться  специальные устройства автоматической регистрации.

При необходимости, исходя из Правил Морского Регистра Судоходства РФ, на нефтегазопромысловом сооружении может  быть предусмотрен Резервный пост управления (РПУ), при этом централизованное управление из РПУ, должно ограничиваться задачами управления техническими средствами в минимально необходимых объемах для нормального функционирования платформы при авариях в зоне расположения ГДП. 
Объемы контроля состояния платформы, пожарогазовой обстановки и аварийного отключения технологических процессов и оборудования должны быть продублированы в РПУ полностью. Постоянная вахта в РПУ не обязательна.

Из ГДП целесообразно обеспечивать возможность визуального дистанционного наблюдения за производственными процессами и наиболее важными районами нефтегазопромыслового сооружения.

Из ГДП должна предусматриваться  возможность пооперационного запуска  оборудования платформы, после аварийного останова, со специально предусмотренной  панели, в которую монтируются  органы управления для снятия запретов, введенных системой аварийного останова.

Б. Аппаратура нижних уровней, реализующая обработку информации, формирование управляющих сигналов, диагностику, а также, при невозможности автоматизированного управления с верхнего уровня, пуск, перевод с режима на режим, остановку конкретных механизмов, должна размещаться в специально предусмотренных, обычно не обслуживаемых, приборных помещениях, максимально приближенных к управляемому оборудованию, и в местных постах управления. 
Функциональная структура современной АСУБ должна состоять из:

1. Автоматизированной системы управления  производством и вспомогательными  системами, включающей в себя  функции:

• административно-хозяйственные (отчеты, архивирование, техобслуживание, и др.);

• эксплуатационные (контроль и управление: процессами добычи, подготовки, хранения, погрузки и учета нефти, энергетической установкой и электроэнергетической системой, системами вентиляции и кондиционирования, контроль состояния кессона и опорного основания 
  и др.).

Система управления производством должна быть оснащена комплексом измерения количества и качества отгружаемой нефти.

2. Автоматизированной системы управления  аварийным остановом технологических  процессов и оборудования, предназначенной  для инициирования действий, связанных  с аварийными сбоями в технологическом  процессе, утечкой углеводородов,  опасностью пожара и газа и  системами, представляющими опасность для персонала. 
Автоматизированная система аварийного отключения технологических процессов и оборудования должна будет обеспечивать:

• контролируемый частичный или  полный останов оборудования и/или 
  технологического процесса и недопущение обстоятельств, могущих вызвать 
  развитие аварийной ситуации;

• выработку аварийных предупреждений и рекомендаций, которые должны поступать на АРМ операторов в ГДП (РПУ), служебные помещения и кабины бурильщиков в сопровождении звуковых и световых сигналов.

3. Системы непрерывного автоматического  контроля за пожарной и газовой  обстановкой предназначенной для  инициирования действий, связанных  с обнаружением очагов пожаров  и взрывоопасных концентраций  газов на платформе.

Система должна обеспечивать:

• обнаружение опасных концентраций легковоспламеняющихся / токсичных газов;

• обнаружение очагов возгорания на ранней стадии;

• обнаружение появления дыма;

• включение сигналов тревоги на мониторах операторов и панелях сигнализации, включая панели сигнализации, которые должны быть установлены в кабинах бурильщиков;

• включение через систему аварийного останова необходимого уровня аварийного останова оборудования и/или технологического процесса;

• включение соответствующей системы  активного пожаротушения для подавления и локализации пожаров;

• оповещение персонала МЛСП.

В составе автоматизированной системы  управления и безопасности может  быть предусмотрена установка специальной  подсистемы контроля состояния кессона  и опорного основания и подсистема автоматической регистрации и хранения информации в аварийных условиях ("черный ящик") с целью последующего анализа и установления причин возникновения и развития аварии.

Информация о работе Управление проектами при строительстве объектов нефтегазового комплекса