Учет внеоборотных активов в строительной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:16, реферат

Описание работы

Цель определила задачи исследования:
- изучение теоретических основ организации учета вложений во внеоборотные активы на основе анализа законодательства РФ;
- анализ практики учета вложений во внеоборотные активы на примере ООО "Диантус".

Файлы: 1 файл

учет внеоборотных активов в строительной организации.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ФГАОУ

Якутская государственная сельско-хозяйственная академия

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Учет внеоборотных активов в строительной организации»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

ст. гр. БП-09,

Матвеев Айтал Николаевич

Проверил:

 

 

 

 

Якутск 2012

Ошибка! Элементы указателя не найдены.

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из важнейших сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия - сохранение и развитие своего экономического потенциала. Одним из важнейших направлений, необходимым для развития имущественной базы предприятий, являются вложения во внеоборотные активы и, прежде всего в основные средства, нематериальные активы, новые технологии, в развитие производства.

Негативная динамика инвестиционной активности в реальном секторе российской экономики (общее снижение инвестиционной активности за девяностые годы составило в среднегодовой оценке примерно 70 %) привела к значительному физическому и моральному износу используемого производственного аппарата. Лишь в 2000 году наметились первые признаки преодоления затяжного инвестиционного и производственного кризиса в России. Между тем, системные проблемы российской экономики, в своей совокупности оказывающие негативное влияние на развитие экономического потенциала российских организаций, остаются нерешенными. В их числе необходимо выделить и проблемы бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций и источников их финансирования. В частности сегодня остро стоит проблема несоответствия российских законов новым условиям. По многим вопросам учета вложений во внеоборотные активы наблюдается их неоднозначное трактование бухгалтерскими, налоговыми и иными нормативными актами.

Серьезное внимание также следует уделить и источникам финансирования вложений во внеоборотные активы. Так дискуссионным на сегодняшний день является вопрос о необходимости государственного контроля за целевым использованием сумм начисленной амортизации и проблема отражения в учете процесса направления источника вложений, в частности прибыли, на их финансирование.

Из всего вышесказанного следует, что в отечественной практике существует достаточно много проблем, связанных с понятием вложений во внеоборотные активы, а также с организацией их учета.

Целью реферата является рассмотрение основ учета вложений во внеоборотные активы в соответствии с существующим законодательством РФ.

Цель определила задачи исследования:

- изучение теоретических основ организации учета вложений во внеоборотные активы на основе анализа законодательства РФ;

- анализ практики учета вложений во внеоборотные активы на примере ООО "Диантус".

Теоретической базой исследования послужили учебные пособия и учебники российских авторов: Н. Г. Волкова, Н. П. Кондракова, В. Я. Соколова; материалы Интернет-ресурсов: системы Главбух, сайта "Теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения", редакции бератора "Современная налоговая энциклопедия" и др.

Нормативной базой исследования послужили Налоговый и Гражданский кодексы, Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Письма Министерства финансов РФ, ПБУ.

Методологической базой исследования послужили бухгалтерская (финансовая) отчетность и другая документация ООО "Диантус".


1. Основы организации учета вложений во внеоборотные активы

1.1 Понятие вложений во внеоборотные активы

 

Под внеоборотными активами предприятия понимаются собственные средства фирм, изъятые ими из хозяйственного оборота, но отражаемые в бухгалтерском балансе. К внеоборотным активам относят отвлеченные средства, текущие изъятия оборотных средств, основные средства, переданные филиалам и подразделениям фирмы.

Вложениями во внеоборотные активы являются затраты организации на создание, приобретение активов, которые в дальнейшем будут приняты на учет как объекты основных средств и нематериальных активов и использованы в производственном процессе (включая управление) на срок более 12 месяцев. К ним не относятся вложения организации в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций (финансовые вложения). Вложения во внеоборотные активы подразделяются на затраты, связанные с созданием объектов основных средств путем осуществления капитального строительства; приобретением земельных участков, объектов природопользования и отдельных объектов основных средств; созданием или приобретением нематериальных активов; приобретением и выращиванием основного стада продуктивного и рабочего скота.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н объекты внеоборотных активов до ввода их в эксплуатацию оцениваются в размере фактических затрат

Получение прибыли является основной целью предпринимательской деятельности организаций, занятых во всех отраслях народного хозяйства и независимо от организационно-правовой формы. Прибыль является одной из разновидностей финансового результата (другим является убыток), который формируется на счетах учета продаж и учета прочих доходов и расходов

Участниками договора строительного подряда являются подрядные строительные организации, организации-заказчики строительства и инвесторы. Специфика осуществления хозяйственных операций, а также специфика осуществления процесса оборота денежных средств, определяют и специфику формирования финансовых результатов у каждого из участников этого договора.

При организации работы по определению финансового результата в подрядных строительных организациях следует учитывать, что в отношении строительной продукции используются два основных термина: сметная прибыль и прибыль от продажи продукции.

С 1 марта 2001 года порядок расчета сметной прибыли регулируется постановлением Госстроя РФ от 28 февраля2001 года № 15, которым утверждены «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве» (МДС 81-25.2001) — далее Методические указания. Напомним, что письмом Минюста РФ от 19 октября 2001 г. № 07/10178-ЮДпостановлению Госстроя РФ, утвердившему МДС 81-5.99, отказано в государственной регистрации. Поэтому ниже приводятся только те положения Методических указаний, которые заимствованы или взаимосвязаны с положениями других нормативных документов и не противоречат общеметодологическим подходам. Иного нормативного документа, регулирующего порядок определения сметной прибыли в настоящее время не разработано.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения методических указаний носят рекомендательный характер.

По объектам строительства, сметная документация по которым утверждена до выхода указанного Постановления, подлежит уточнению остаток сметной стоимости строительно-монтажных работ по переходящим на 2001 год стройкам по состоянию на 1 марта 2001 года, а также полная сметная стоимость строительно-монтажных работ по стройкам вновь начатых в 2001 и последующих годах.

Стоимость работ, подлежащих выполнению подрядными организациями после 1 марта 2001 г., а также расчеты за выполненные работы определяются с применением вновь утвержденных нормативов сметной прибыли. В случаях исчерпания сумм, предусмотренных в сметах, заказчики могут использовать для этой цели резерв средств на непредвиденные работы и затраты или экономию по другим статьям сметы.

Методические указания предназначены для определения сметной прибыли:

-инвесторами (заказчиками — застройщиками) — при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов);

-при подготовке сторонами договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;

-подрядными организациями — при составлении ценовых предложений на конкурсные торги;

-проектными организациями — при разработке сметной документации.

Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции — это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.

Сметная прибыль является нормативной частью стоимостистроительной продукции и не относится на себестоимость работ. В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат.

В составе норматива сметной прибыли учитываются затраты на:

-отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в т.ч.:

-налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов;

-расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

-материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе);

-организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.

Из приведенного перечня, очевидно, что в состав сметной стоимости строительной продукции (и свободных цен на нее) включаются не только чисто производственные расходы, но и суммы, которые впоследствии будут направлены на цели, не имеющие производственного характера. Отметим, что в других отраслях сферы материального производства порядок формирования рыночных цен принципиально отличается от изложенного.

 

В нормативах сметной прибыли не учитываются следующие видызатрат:

1. Затраты, не влияющие на производственную деятельностьподрядной организации, в т.ч. на:

-благотворительные взносы;

-развитие социальной и коммунально-бытовой сферы;

-добровольные пожертвования в избирательные фонды;

-премирование работников непроизводственной сферы;

-оплату дополнительных (сверх установленной продолжительности) отпусков;

-выделение единовременных пособий работникам, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям;

-компенсацию стоимости питания в столовых и буфетах;

-оплату проездов в транспорте общего пользования;

-возмещение расходов сверх установленных норм при направлении работников для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, за подвижной и разъездной характер их деятельности, за производство работ вахтовым методом;

-оплату подписки на газеты и журналы;

-оплату командировочных расходов сверх установленных норм;

-страхование персонала строительных организаций (кроме обязательного социального страхования и обеспечения медицинского страхования);

-на создание совместных предприятий;

-покупку акций, облигаций и других ценных бумаг, затраты, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг;

-содержание аппарата управления объединений, ассоциаций, концернов и других вышестоящих органов управления;

-погашение кредитов коммерческих банков и выплату процентов по ним, а также по отсроченным и просроченным ссудам (сверх сумм по учетной ставке Центрального Банка России);

-частичное погашение банковского кредита работникам на жилищное строительство, на обзаведение домашним хозяйством;

-содержание учебных заведений, состоящих на балансе строительных организаций;

-содержание подсобного сельского хозяйства;

-другие расходы, производимые за счет собственных средств организации.

Нетрудно убедиться, что большая часть перечисленных затратотносится к так называемым «нормируемым расходам» — расходам, по которымпроводится корректировка налоговой базы по налогу на прибыль. Включение этихвидов затрат в сметную прибыль экономически представляется неправомерным.

2. Затраты, связанные с пополнением оборотных средств. Порядокпополнения указанных средств предусматривается при заключении договоровподряда, включая авансирование работ или получение банковского кредита наприобретение материалов, изделий и конструкций.

3. Затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажнойорганизации.

К ним относятся:

-содержание находящихся на балансе строительно-монтажных организаций объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, жилищного фонда, а также покрытие расходов при долевом участии организаций;

-строительство жилых и других объектов непроизводственного назначения;

-техническое перевооружение, реконструкция, расширение и строительство новых объектов производственного назначения.

Не включение затрат, перечисленных в этом пункте в состав сметной прибыли можно объяснить тем, что финансирование расходов структурных подразделений, относящихся к обслуживающим производствам и хозяйствам, осуществляется за счет нескольких источников — в частности, и за счет покупателей работ и услуг этих производств (квартиросъемщиков — по услугам ЖКХ, родителей — по услугам детских дошкольных учреждений и т.п.). Включение расходов в полном размере, в связи с этим является неоправданным, а точное определение доли затрат, подлежащей возмещению за счет собственных средств подрядной строительной организации в каждом отчетном периоде представляется невозможным.

В бухгалтерском учете начисление и получение сметной прибыли отдельными проводками не отражается — так как эта прибыль включается в цену строительной продукции, на счетах учета реализации (продаж) она выявляется автоматически — как соотношение сметных (а не фактических) затрат и договорной цены продукции. Разница между фактическими затратами и плановыми(сметными) формирует финансовый результат наряду со сметной прибылью. Отметим, что величина сметной прибыли, установленная. Методическими указаниями, зависит от вида работ и колеблется от 50 процентов(от фонда оплаты труда рабочих) по земляным работам до 108 процентов — по бетонным и железобетонным сборным конструкциям в крупнопанельном домостроении.

Конечный финансовый результат(балансовая прибыль или убыток) деятельности строительной организации слагается из финансового результата от сдачи заказчику объектов, работ и услуг, предусмотренных договорами, реализации на сторону основных средств и иного имущества строительной организации, продукции и услуг подсобных и вспомогательных производств, находящихся на балансе строительной организации, а также доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов).

Перечень доходов и расходов, а также порядок их отражения вбухгалтерском учете в настоящее время регулируется ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 (ранееподобный перечень был приведен и в Типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденных письмом Госстроя РФ от 4 декабря 1995 г. № БЕ-11-260/7; в настоящее время этот документ не действует — утратил силу).

Прибыль (убыток) от сдачи заказчику объектов, выполненных строительных и других работ, предусмотренных договором на строительство, определяется как разница между выручкой от реализации указанных работ и услуг, выполненных собственными силами, по ценам, установленным в договоре, без налога на добавленную стоимость и других вычетов, предусмотренных законодательством, и затратами на их производство и сдачу.

При налогообложении выручка от сдачи заказчику объектов, строительных и других работ и услуг определяется либо по мере их оплаты в полном объеме по договорной стоимости (при безналичных расчетах — по мере поступления средств за выполненные работы (услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — при поступлении средств в кассу),либо по мере сдачи объектов, выполнения работ и услуг и передачи их в установленном договором порядке заказчику.

При применении метода определения выручки по поступлению средств следует иметь в виду, что порядок и сроки приемки объектов и выполненных работ и расчетов за них устанавливаются в договоре по соглашению сторон. Расчеты могут осуществляться: в форме авансов под выполненные работы на конструктивных элементах или этапах, или после завершения всех работ по договору.

Метод определения выручки от реализации работ (услуг)устанавливается строительной организацией на отчетный год исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров, и является элементом учетной политики строительной организации.

В бухгалтерском учете прибыль или убыток от реализации(продажи) строительной продукции определяется порядком, аналогичным для определения прибыли от реализации (продажи) продукции (работ, услуг)организаций других отраслей сферы материального производства (здесь и далее проводки, связанные с начислением НДС не указываются):

 

      дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 20 «Основное производство» — на сумму фактической себестоимости сданных строительно-монтажных работ;

      дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредит счета 90, субсчет «Выручка» — на сумму договорной стоимости сданных строительно-монтажных работ;

      дебет счета 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж» кредит счета 99 «Прибыли и убытки» — на сумму прибыли от реализации (продажи) строительно-монтажных работ или дебет счета 99 кредит счета 90-9 — на сумму полученного убытка.

 

При определении прибыли от реализации основных средств ииного имущества строительной организации учитывается разница (превышение) междупродажной ценой, без налога на добавленную стоимость и других вычетов,предусмотренных законодательством Российской Федерации, и первоначальной(восстановительной) или остаточной стоимостью этих средств и имущества. Приэтом остаточная стоимость имущества применяется к основным средствам инематериальным активам.

 

 

1.2. Определение финансового результата в организации заказчика строительства

 

В настоящее время порядок формирования финансового результатав организациях заказчика-застройщика регулируется положениями ПБУ 2/94 и Положенияпо бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом МинфинаРФ от 13 декабря 1993 года № 160 (далее — Положение по учету долгосрочныхинвестиций).

В соответствии с ПБУ 2/94 финансовый результат узастройщика по деятельности, связанной со строительством, определяетсякак разница между размером (лимитом) средств на его содержание, заложенным всметах на строящиеся в данном отчетном периоде объекты, и фактическимизатратами по его содержанию.

В случае расчетов застройщика с инвестором за сданный объектпо договорной стоимости его строительства в состав финансового результатавключается также разница между этой стоимостью и фактическими затратами построительству объекта с учетом затрат по содержанию застройщика.

Время имеется определенное противоречие между требованиями Положения по учету долгосрочных инвестиций и другими документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Положением по учету долгосрочных инвестиций установлено, что экономия ассигнований из бюджета, выделяемых застройщику для финансирования капитального строительства, на счет учета прибылей и убытков не зачисляется. В соответствии с ПБУ 13/2000неиспользованный остаток сумм целевого финансирования, в том числе бюджетного, включается в состав прибыли получателя этих средств — в данном случае заказчика-застройщика. Так как Положение по учету долгосрочных инвестиций утверждено раньше, нежели ПБУ 13/2000, руководствоваться следует требованиями ПБУ 13/2000, как последним принятым нормативным документом.

Сумма прибыли, за вычетом убытков, понесенных в связи с осуществлением капитального строительства, после расчетов в установленном порядке с бюджетом остается в распоряжении застройщика.

При превышении убытков над прибылью разница списывается насчет 08 «Вложения во внеоборотные активы» в состав прочих капитальных затрат для включения их в инвентарную стоимость объектов (если это предусмотрено проектно-сметной документацией, в противном случае убытки возмещаются за счет прибыли заказчика).

Таким образом, безусловно, подлежит исчислению и налогообложению в каждом отчетном периоде прибыль от внереализационных операций. Вопрос о порядке определения налогооблагаемой базы по результатам основной деятельности заказчика законодательными документами должным образом не урегулирован. Процитированное из ПБУ 2/94 положение о порядке определения финансового результата не позволяет однозначно сформулировать подход к определению прибыли заказчика до завершения работ по каждому договору (или, хотя бы по комплексу работ, если договором предусмотрены расчеты по этапам работ, а проектно-сметная документация позволяет исчерпывающе определить сметную стоимость выполненных работ).

Определение финансового результата в организациях-инвесторах

Об определении финансового результата у инвестора речь вести можно только тогда, когда подобная деятельность для организации является основной (обычной).

Если инвестор выделяет денежные средства для финансирования строительства объектов основных средств, предназначенных для использования в производственной или торговой деятельности (а не для продажи), в бухгалтерском учете инвестора отражается списание источников финансирования(как правило, чистой прибыли). Если реализация (продажа) объектов основных средств, законченных строительством для инвестора является основным видом деятельности, финансовый результат определяется порядком, установленным для организаций других отраслей сферы материального производства, с той лишь разницей, что объектом продажи выступают объекты основных средств и, следовательно, их стоимость и сумма оплаты должны списываться через счет 90 «Продажи», а не 91 «Прочие доходы и расходы», как это делается в тех организациях, для которых подобная деятельность не является обычной.

Инвестор при осуществлении финансирования строительства получение прибыли в качестве цели не определяет (возможная прибыль может быть получена позднее — при использовании законченных строительством объектов в запланированных целях).

Заказчик в рамках работ по договору строительного подряда получает прибыль по суммам, полученной оплаты затрат, связанных с выполнением своих договорных обязательств (затраты на содержание заказчика-застройщика). Общие принципы формирования подобных затрат аналогичны формированию накладных расходов в подрядных строительных организациях. Поэтому отдельное их рассмотрение нам представляется нецелесообразным. По суммам строительных материалов, оборудования к установке и т.п. разницы, обязательства и активы возникнуть не могут, так как их движение не связано с непосредственным получением прибыли сторонами договора строительного подряда.

Для большей наглядности можно представить так называемый«жизненный цикл» вновь введенных терминов постоянные разницы и постоянные налоговые обязательства, а также вычитаемые и налогооблагаемые временные разницы, отложенные налоговые активы и обязательства. При этом параллельно рассматриваются собственно события, приводящие к образованию новых активов или обязательств и их отражение в бухгалтерском учете:

-постоянные разницы и постоянные налоговые обязательства;

ычитаемые временные разницы и отложенные налоговые активы;

алогооблагаемые временные разницы и отложенные налоговые обязательства.

В бухгалтерском учете все составляющие приведенной формулы отражаются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на прибыль». Инструкцией по применению Плана счетов (в редакции 2003 года) не дается разъяснений по открытию субсчетов третьего порядка для учета перечисленных операций и результатов. Поэтому считаем целесообразным предложить авторскую схему организации взаимодействия субсчетов третьего порядка, открываемых к счету 68, субсчет «Налог на прибыль». При этом для упрощения восприятия ограничимся лишь двузначной нумерацией субсчетов (на практике они будут трехзначными).

Под постоянными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Постоянные разницы возникают в результате:

1) превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли (убытка), над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения по расходам.

2) непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг), в сумме стоимости имущества (товаров, работ, услуг) и расходов, связанных с этой передачей.

3) непризнания для целей налогообложения убытка, связанного с появлением разницы между оценочной стоимостью имущества при внесении его в уставный (складочный) капитал другой организации и стоимостью, по которой это имущество

4) образования убытка, перенесенного на будущее, который по истечении определенного времени, согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, уже не может быть принят в целях налогообложения как в отчетном, так и в последующих отчетных периодах.

5) прочих аналогичных различий.

Большая часть таких различий может возникать при отражении вбухгалтерском учете сумм расходов, не принимаемых к налоговому учету, всоответствии со статьей 270 НК РФ.

Под постоянным налоговым обязательством понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде.

Постоянное налоговое обязательство признается организацией(и, соответственно, отражается в бухгалтерском учете и отчетности) в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница. Сумма постоянного налогового обязательства рассчитывается как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату в данном регионе.

Из этого следует, что в данном случае расхождений с налоговым учетом не будет — даже в том случае, когда решением законодательного или исполнительного органа субъекта Российской Федерации ставки налога на прибыль изменяются с начала нового налогового или отчетного (в сторону уменьшения) периода. Если ставки налога меняются, то в следующем отчетном(бухгалтерском) периоде изменится и размер постоянного налогового обязательства.

Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы ведется по их видам и объектам на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (далее счет 08). Объектами бухгалтерского учета вложений во внеоборотные активы являются объекты капитального строительства, покупаемые отдельные объекты основных средств, нематериальных активов и отдельные виды скота.

 

 

 


2. Порядок бухгалтерского учета вложений во внеоборотные активы

2.1. Учет затрат по капитальному строительству объектов

 

Под капитальным строительством понимаются работы по строительству новых объектов, а также расширению, реконструкции и техническому перевооружению действующих объектов основных средств.

Субъектами капитального строительства, как правило, являются инвестор, заказчик (застройщик) и подрядчик (строительные подрядные организации), а также пользователь. Порядок взаимоотношений субъектов капитального строительства в процессе его реализации определяется договором (контрактом) на капитальное строительство. Предметом договора (контракта) на капитальное строительство и бухгалтерского учета является объект капитального строительства.

Заказчиком (застройщиком) бухгалтерский учет затрат на капитальное строительство ведется на субсчете 3 "Строительство объектов основных средств" счета 08 по объектам с начала строительства до сдачи их в эксплуатацию. После сдачи объектов в эксплуатацию они зачисляются в состав основных средств как отдельные инвентарные здания, сооружения и оборудование. При организации учета затрат по капитальному строительству учет капитальных вложений на счете 08 может вестись заказчиком и инвестором (при приемке объекта) либо одним инвестором, если он выполняет функции заказчика; учет капитальных вложений на уровне заказчика - застройщика может вестись в порядке, установленном для учета результатов деятельности подрядных строительных организаций; не все затраты заказчика по капитальному строительству формируют инвентарную стоимость объектов, вводимых в эксплуатацию. В связи с этим рассмотрим порядок учета затрат по капитальному строительству отдельно по затратам, формирующим инвентарную стоимость объектов основных средств, и затратам по работам, не давшим результата.

Заказчик - организация, выполнение работ по капитальному строительству для которой основной вид деятельности, связанный с реализацией инвестиционных проектов, ведет учет затрат по капитальному строительству по объектам с группировкой по следующим статьям затрат на: а) строительные работы; б) приобретение оборудования, сданного в монтаж; в) работы по монтажу оборудования; г) приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря; д) приобретение оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса; е) прочие капитальные затраты.

Заказчик - организация, специализирующаяся на выполнении других видов деятельности, а в части работ, выполняемых по капитальному строительству для собственных нужд, выступает в качестве застройщика, ведет учет затрат по капитальному строительству в порядке, установленном для заказчика, специализирующегося на выполнении работ по капитальному строительству как основному виду деятельности. При выполнении функций заказчика строительной генподрядной организацией по договорам с инвестором она ведет учет затрат в порядке, установленном для подрядных строительных организаций.

Заказчики и застройщики на счете 08 учитывают стоимость принятых от подрядчика строительно - монтажных работ (СМР) согласно счетам - фактурам и справкам типовой формы № КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" (в дальнейшем - справка № КС-3). Заказчик может производить свои расчеты с подрядчиком в соответствии с договором строительного подряда по законченным конструктивным элементам и этапам, которые являются для последнего законченным объектом, или после завершения всех работ на объекте на основании справки № КС-3. Как правило, заказчик рассчитывается с подрядчиком за объект в целом. При этом:

- на счете 08 отражается стоимость принятых к оплате счетов - фактур подрядных организаций в оценке, установленной договором, по объекту строительства в целом (в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"). По оплате счетов делаются записи по дебету счета 60 в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств;

- в договоре строительного подряда может быть предусмотрено осуществление промежуточных платежей - авансов, как правило, под выполненные в отчетном периоде объемы работ. Перечисленные заказчиком денежные средства отражаются по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (на отдельном субсчете "Расчеты по авансам выданным") и кредиту счетов учета денежных средств. Подрядчик в этом случае учитывает затраты по выполненным работам на счете 20 "Основное производство" как незавершенное производство, а полученные денежные средства - как полученные авансы на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на отдельном субсчете "Расчеты по авансам полученным").

Оборудование принимается на учет по стоимости приобретения, которая складывается из стоимости оборудования по счетам поставщиков (без НДС), расходов по доставке оборудования до склада и заготовительно - складских расходов. Учет расходов по доставке оборудования и заготовительно - складских расходов может вестись непосредственно на счете 07 как отклонение фактической стоимости приобретения материалов от их стоимости по цене поставщика. При сдаче оборудования в монтаж часть отклонений, приходящихся на него, списывается в дебет счета 08 (за исключением части отклонений, приходящихся на оборудование, оставшееся числиться на счете 07). Сумма отклонений, которая подлежит списанию, определяется как произведение процента на стоимость оборудования, сданного в монтаж. Процент рассчитывается как отношение суммы разницы между фактической стоимостью оборудования, числящегося на начало месяца на остатке, с учетом оборудования, полученного в отчетном месяце, и их стоимостью по цене поставщиков к стоимости оборудования по ценам поставщиков. В случае если оплаченное оборудование не прибыло на отчетную дату на склад заказчика или застройщика, его стоимость учитывается на счете 07, но обособленно от других видов оборудования, как оборудование, находящееся в пути.

При приобретении оборудования, требующего монтажа, подрядчиком оно учитывается на его балансе в порядке, установленном для учета материально - производственных запасов. Заказчик или застройщик в этом случае оплачивает подрядчику стоимость смонтированного оборудования в размере, предусмотренном договором, наряду со стоимостью выполненных строительных и монтажных работ.

- стоимость принятых к оплате проектно - изыскательских работ, услуг по авторскому надзору за строительством, а также экспертизы проектов. Данные затраты включаются в состав прочих затрат на основании счетов - фактур проектно - изыскательских организаций в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

- расходы по содержанию: а) аппарата заказчика как юридического лица, специализирующегося на реализации инвестиционных проектов (или дирекции строящегося предприятия), - учитываются заказчиком как по обычному (уставному) виду деятельности предварительно на счете 26 "Общехозяйственные расходы" в корреспонденции с кредитом счетов: 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и т.д. По окончании месяца затраты, учтенные на счете 26, списываются в дебет счета 90 "Продажи". Одновременно сметная стоимость услуг заказчика отражается по кредиту счета 90 в корреспонденции с дебетом счета 08 и включается в расходы по статье "Прочие капитальные затраты". При превышении расходов заказчика над средствами, предусмотренными сметой, сумма превышения также отражается на счете 08 по данной статье в общем порядке; б) аппарата застройщика в части работников подразделения, которые заняты выполнением функций по капитальному строительству (если они выделены в обособленную организационную структуру и заняты выполнением только работ, связанных с капитальным строительством, и расходы на их содержание предусмотрены сметой на капитальное строительство), - могут учитываться: 1) непосредственно на счете 08 (если это рационально и смета расходов имеет незначительное количество статей); 2) предварительно на счете 26 "Общехозяйственные расходы" обособленно от общехозяйственных расходов основного и вспомогательных производств. Ежемесячно данные расходы с кредита счета 26 списываются в дебет счета 08;

- другие расходы, предусмотренные в сводном сметном расчете стоимости строительства, отражаются на счете 08 в составе данной статьи по мере их производства или начисления.

Заказчик или застройщик по завершении капитального строительства объектов предъявляет их в установленном порядке к приемке в эксплуатацию, которая оформляется актами приемки законченных строительством объектов типовой формы № КС-11 "Акт приемки законченного строительством объекта" или № КС-14 "Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией". Датой ввода в эксплуатацию объекта считается дата подписания акта приемочной комиссией. К акту приемки также прикладываются документы, в которых, в частности, перечисляются введенные в эксплуатацию в составе объекта строительства (организации, очередей, пускового комплекса) здания, сооружения и оборудование с указанием их инвентарной стоимости.

Объекты, законченные капитальным строительством, принимаются в состав основных средств по инвентарной стоимости, которая определяется отдельно по каждому вводимому в эксплуатацию объекту - зданию, сооружению и оборудованию, а также предметам, если их приобретение предусмотрено сметой. При этом в состав основных средств объекты недвижимости включаются после их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством. Порядок регистрации и передачи законченного строительством объекта пользователю для заказчика определяется договором.

Застройщик по объектам, принятым в фактическую эксплуатацию, начисляет амортизацию в установленном порядке до их государственной регистрации и включения в состав основных средств, причем объект продолжает учитываться в составе незавершенного строительства. С вводом данных объектов в эксплуатацию затраты на их строительство в размере инвентарной стоимости списываются:

- заказчиком - в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы") в уменьшение полученного финансирования. При этом объект передается инвестору или иному пользователю, указанному в договоре. Одновременно сумма НДС по СМР и оборудованию списывается с кредита счета 19 в дебет счета 76;

- застройщиком - в дебет счета 01 "Основные средства" с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". Одновременно сумма НДС по СМР и материалам списывается с кредита счета 19 в дебет счета 68.

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, вложения во внеоборотные активы на сегодняшний день являются особо важной категорией. Они включают в себя: вложения в нефинансовые активы и долгосрочные финансовые вложения. Вложения в нефинансовые активы являются довольно обширным понятием и включают: инвестиции в основные средства, нематериальные активы, приобретение новых объектов природопользования, формирование стада продуктивного и рабочего скота, приобретение земельных участков.

Основным способом поступления внеоборотных активов в организацию источники вложения - приобретение, создание активов, либо расширение, реконструкция, техническое перевооружение. Немаловажным условием инвестиционных проектов является наличие источников средств для их осуществления. И основным источником на сегодняшний день является прибыль, оставшаяся в распоряжении организации. В условиях становления рыночных отношений весьма актуальное значение приобретает оценка объектов учета. Поэтому при осуществлении вложений во внеоборотные активы необходимо осуществлять их экономическую и бухгалтерскую оценку. Что касается бухгалтерского подхода к оценке инвестиций, то ее составляют такие понятия как доходность и ликвидность.

При принятии к бухгалтерскому учету внеоборотного актива имеет место его первоначальная стоимость, которая представляет собой сумму денежных средств или их эквивалентов уплаченную или начисленную при приобретении или производстве объекта.

Одним из важных аспектов рассматриваемой темы, но на данном этапе недостаточно разработанных является: оценка вложений в земельные участки; в перспективе в отечественной практике не исключена возможность оценки земельных участков по рыночной стоимости. Однако это сопряжено с фундаментальной разработкой методологических приемов оценки и информационным обеспечением. В современных же условиях российской экономики наиболее предпочтительной является оценка земельных участков по нормативной цене, которая является показателем, характеризующим стоимость участка определенного качества и место положения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Эта цена ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

 

 

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, части I, II и III - 25-е издание с изменениями и дополнениями по состоянию на 30 июля 2004 г. - М.: Изд.гр. Норма Инфра М., 2004.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ с учетом федеральных законов от 31 декабря 2005 года № 201-ФЗ, № 205-ФЗ. - М.: ГроссМедиа, 2006.

3. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ с изм. и доп. от 26 марта 2003 г. Сборник нормативно-правовых актов, регламентирующих учетную деятельность на предприятиях. / Сост. Л. А. Чайковская. - М., 2004. - 231 с.

4. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений " от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. №714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета".

6. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению от 31 октября 2000 г. N 94н (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н) // Консультант ПЛЮС

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н). Сборник нормативно-правовых актов, регламентирующих учетную деятельность на предприятиях. / Сост. Л. А. Чайковская. М., 2004.- 231 с.

8. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации". ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. Сборник нормативно-правовых актов, регламентирующих учетную деятельность на предприятиях. / Сост. Л. А. Чайковская. - М., 2004. - 231 с.

9. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации". ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 года № 43н, (с изм. от 18 сентября 2006 г.).

10. Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", ПБУ 2/94, утвержденное приказом Минфина РФ от 20.12.1994 № 167.

11. Положение по бухгалтерскому учету "Учет долгосрочных инвестиций", утвержденное Письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160.

12. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 91н.

13. Положение по бухгалтерскому учету ''Учет основных средств'' ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.

14. Положение по бухгалтерскому учету ''Расходы организации'' ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 33н.

15. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н ''Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств''.

16. Письмо Минфина РФ от 19.03.2008 г. N 03-05-05-01/16 "О порядке формирования налоговой базы по налогу на имущество организаций; об отражении в бухгалтерском учете расходов, связанных с возведением объектов строительства и монтажом оборудования, а также сумм начисленного налога на имущество организаций". Редакция бератора "Современная налоговая энциклопедия" // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.berator.ru/berator/36/328/ .

17. Письмо Минфина РФ от 10.11.2005 N 07-05-06/295 "О переоценке групп однородных объектов основных средств" // [Электронный ресурс. Юридическая справка] Режим доступа: http://ur-spravka.ru/.

18. Афанасьева Н. Договор проката: особенности бухгалтерского учета имущества и порядок осуществления наличных расчетов // [Электронный ресурс. Сайт: Теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения/ Разделы: Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы] Режим доступа: http: // subschet.ru//.

19. Белкин Г. Порядок отражения в бухгалтерском учете расходов по возведению объектов строительства и монтажу оборудования // [Электронный ресурс. Сайт: Теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения/ Разделы: Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы] Режим доступа: http: // subschet.ru//.

20. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник: рек. УМО по обр. в качестве учебн. пособия для студ. вузов / Под ред. Соколова Я.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. - 776 с.

21. Волков Н. Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. / Н. Г. Волков // Электронный ресурс. Режим доступа: http://exsolver.narod.ru/Books/.

22. Порядок отражения в бухгалтерском балансе незавершенных капитальных вложений // [Электронный ресурс. Сайт: Теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения/ Разделы: Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы] Режим доступа: http: // subschet.ru//.

23. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник: доп. Мин. обр. РФ в качестве учебника для студ. вузов - М.: Инфра-М, 2007.- 592 с.

24. Захарьин В.Р., Статьи из номера N6 / 2004 Бухгалтерский учет финансовых результатов в строительных организациях

 

 

 

 

 

 

4

 

Информация о работе Учет внеоборотных активов в строительной организации