Технико-экономические особенности строительной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:48, реферат

Описание работы

Строительство создает материальный базис общества – материальные условия и средства труда для всех отраслей производства (промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др.), а также для жизни людей (дома, школы, таблицы и др.). Поэтому развитие строительства является необходимым условием формирования и непрерывного роста всех отраслей производства, благосостояния и культурного уровня жизни народа. На строительную отрасль приходится примерно десятая часть экономики страны.
С переходом на рыночные условия хозяйствования строительные предприятия от отработанной годами и управляемой "сверху" подрядной деятельности перешли на принципиально новый для них тип инвестиционно-строительной деятельности. Эта деятельность носит характер предпринимательства, который обобщенно можно назвать как бизнес в сфере строительства, реконструкции и реализации объектов недвижимости различного назначения.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.docx

— 42.28 Кб (Скачать файл)

Длительный период оборачиваемости  текущих активов.

Текущие пассивы : 
Относительно высокая доля краткосрочного кредита в составе всех пассивов.

Доля оборотных средств  значительно выше доли основных. Предприятие  имеет большие запасы сырья, материалов, готовой продукции, существенную дебиторскую  задолженность. За счёт краткосрочного кредита финансируется не только переменная часть текущих активов , но и часть постоянных текущих активов. Чем больше доля краткосрочного кредита в финансировании постоянного оборотного капитала, тем агрессивнее финансовая политика. При управлении оборотными средствами по агрессивной модели растут затраты предприятия на уплату процентов за кредит, что снижает экономическую рентабельность и создаёт риск потери ликвидности. 
 Консервативная модель управления текущими активами и пассивами.

Текущие активы: 
Низкий удельный вес текущих активов в составе активов предприятия.

Небольшой период оборачиваемости  активов .

Текущие пассивы: 
Низкий удельный вес краткосрочного кредита в составе пассивов.

Удельный вес текущих  активов относительно низок. Соответственно доля краткосрочного финансирования в  общей величине всех пассивов предприятия  невелика. За счёт краткосрочного кредита  покрывается лишь часть переменных текущих активов предприятия. Вся остальная потребность в оборотных средствах покрывается за счёт постоянных пассивов. Такую политику финансовый менеджер выбирает при условии глубокой проработки объёмов продаж, чёткой организации взаиморасчётов, налаженных связей с поставщиками сырья и материалов. Консервативная политика способствует росту рентабельности активов. Вместе с тем она содержит элементы риска в случае возникновения непредвиденных ситуаций в расчётах или при реализации продукции. 
Умеренная модель управления текущими активами и пассивами. 
Текущие активы: 
1.Текущие активы составляют половину всех активов предприятия. 
2. Усреднённый период оборачиваемости оборотных средств. 
Текущие пассивы: 
Относительно усреднённый уровень краткосрочного кредита в составе пассивов.

Умеренная финансовая политика управление оборотными средствами представляет собой компромисс между агрессивной  и консервативной моделью. В этом случае все параметры усреднены. 
Финансовый менеджер должен оценить экономическую рентабельность управления оборотными средствами на основе сравнения различных моделей

управления текущими активами. 
Исходя из всесторонней оценке размера, состава и структуры текущих активов финансовый менеджер может разработать комплексную политику управления оборотными средствами на каждый конкретный период производственной деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

5.Управление текущими затратами строительной организации

 

Система управления включает управляющую и управляемую  подсистемы. В зависимости от объектов управления выделяют подсистемы управления производственными процессами, материально-техническими ресурсами, персоналом и др. Одной  из таких подсистем является управление затратами.

Определение, а также сопоставление затрат и результатов деятельности - суть экономики строительной организации. Эффективность ее работы можно оценить только путем соизмерения затрат и результатов. Результаты деятельности строительной организации, как правило, подразделяются на производственные и экономические (финансовые).

Основная цель деятельности строительной организации - создание строительной продукции, т. е. удовлетворение спроса членов общества на объекты недвижимости. Мерилом успеха является прибыль, величина которой сопряжена с размером затрат на производство.

Управление затратами - ключевое направление всей системы управления организацией любой организационно-правовой формы, так как именно здесь собирается вся информация о фактических затратах, а значит, закладываются основы для получения фактической прибыли. Оно необходимо для достижения определенного экономического результата, повышения эффективности работы строительной организации и принятия в случае необходимости соответствующих мер.

Выделяют объект и субъект управления затратами: объектом являются собственно затраты строительной организации, процесс их формирования и снижения, а субъектом выступают руководители и специалисты строительной организации и производственных подразделений – управляющая система.

Система управления затратами базируется на следующих  принципах:

-  методическое единство на разных уровнях управления;

-  управление затратами на всех стадиях жизненного цикла строительной продукции – от создания до утилизации;

-  сочетание снижения затрат с высоким качеством строительной продукции;

-  направленность на недопущение излишних затрат;

-  широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;

-  совершенствование cистемы информационного обеспечения;

-  повышение заинтересованности производственных подразделений строительной организации в снижении затрат.

Цели системы управления затратами рассматриваются в системе целей строительной организации. Структура целей может различаться:

-  по содержанию (производственные, социальные, экономические, научно-технические);

-  времени реализации (долгосрочные, средне- и краткосрочные);

-  виду управления (стратегические, тактические, оперативные);

-  значению (строительная организация рассматривается как многоцелевая система).

В системе управления затратами могут быть поставлены цели минимизации затрат, поддержания  себестоимости на нормативном уровне, снижения себестоимости и ее составляющих (материальных, трудовых и других затрат).

Планирование затрат может быть перспективным на стадии прогнозирования (долгосрочного планирования) и текущим на стадии краткосрочного планирования. Если точность долгосрочного  планирования затрат невелика и подвержена влиянию инвестиционного процесса, поведения конкурентов, политики государства  в области экономического управления хозяйственными субъектами и форс-мажорных обстоятельств, то краткосрочные планы  затрат отражают нужды ближайшего будущего и более точно определяются годовыми и квартальными расчетами.

Координация и регулирование  затрат (нормативный метод) – это сравнение фактических затрат с запланированными, определение отклонений и принятие оперативных мер по ликвидации расхождений. После выявления причин отклонений разрабатываются меры по приведению фактических затрат в соответствие с плановыми. При изменении условий выполнения плана затраты на его реализацию корректируются. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют строительной организации избежать серьезного срыва в достижении запланированного экономического результата.

Учет как элемент  управления затратами необходим  для подготовки информации при принятии правильных решений. В рыночной экономике  принято разделение учета на производственный и финансовый.

Производственный  учет отождествляется с учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости продукции. В дальнейшем производственный учет трансформируется в управленческий, который не носит чисто регистрационного характера, а превращается в активный инструмент управления организацией. Управленческий учет ориентируется на анализ ситуации, принятие решений, изучение запросов потребителей, анализ отклонений от стандартных (нормативных) затрат. В системе управленческого учета подготавливается информация для менеджеров (руководителей) внутри организации, помогающая им принять правильное решение.

Задачи финансового учета – представление информации внешним пользователям и сравнение затрат с доходами для определения прибыли.

Управление хозяйственной  деятельностью является сложным  комплексным процессом. Система  учета, отвечающая требованиям управления, состоит из множества процедур. Состав элементов системы управления затратами  может меняться в зависимости  от целей управления, но любая система  учета в конкретной организации, должна отвечать общепринятым принципам.

Анализ является элементом функции контроля в системе управления затратами. Он предшествует управленческим хозяйственным решениям и действиям, обосновывает и подготавливает их. Анализ позволяет оценить эффективность использования ресурсов строительной организации, выявить резервы снижения затрат на производстве, подготовить материалы для принятия рациональных управленческих решений.

Контроль – завершающий процесс планирования и анализа, ориентирующий деятельность строительной организации на выполнение установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют различные сферы и виды контроля. Они постоянно меняются и в каждой организации инвестиционно-строительной сферы имеют свои особенности, отражающие специфику ее деятельности.

Мотивация и стимулирование – это изыскание способов воздействия на участников производства, побуждающих их соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения. Для мотивации таких действий используются материальные и моральные факторы. Не следует наказывать работников при увеличении затрат, так как в этом случае они будут стараться получить более высокий плановый уровень затрат. В результате достижение основной цели предприятия – получение максимально возможной прибыли за счет снижения затрат – станет трудновыполнимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Управление движением денежных средств

 

Одним из оценочных показателей  деятельности любого предприятия является прибыль. Величина прибыли определяет конкурентоспособность предприятия, возможность увеличить или уменьшить  размеры производства. Однако прибыль  как финансовый результат может  быть достигнута только при наличии  соответствующих ресурсов - денежных средств. Поддержание количества денежных средств на необходимом уровне, оптимизация  платежей способствуют устойчивому  положению компании. Вот почему наиболее важной задачей на предприятии является создание эффективного механизма управления денежными средствами.

Основные принципы управления денежными средствами:

-совокупный денежный поток должен стремиться к некоторой положительной величине ("страховому запасу"), которая определяется уровнем риска, приемлемым с точки зрения данного предприятия;

-должна быть обеспечена реализация как можно большего объема продукции путем установления разумных цен на нее;

-необходимо максимально ускорить оборачиваемость всех видов запасов при обеспечении их бездефицитности как средства защиты от падения объемов продаж продукции;

-деньги с дебиторов должны собираться как можно быстрее (при этом, однако, следует избегать чрезмерного давления на них, так как это может вызвать падение объемов продаж);

-для ускорения этого процесса следует использовать разумные (экономически оправданные) скидки на продукцию и услуги;

-следует добиваться разумных сроков выплаты кредиторской задолженности без ущерба для дальнейшей деятельности компании, а также скидок у поставщиков сырья и комплектующих.

Одним из основных критериев  правильности управленческих решений, принимаемых в финансовой сфере, является положительность совокупного  потока денежных средств в любой момент времени (отрицательный денежный поток и/или отрицательный оборотный капитал - первый симптом финансового неблагополучия предприятия).

Дефицит денежных средств  может вызываться как внешними, так  и внутренними причинами. К числу  последних можно отнести падение  объемов продаж продукции как  следствие потери крупных потребителей, недостатков в управлении ассортиментом  продукции и т. д., а также изъяны в системе управления финансами (слабое финансовое планирование, отсутствие управленческого учета, потеря контроля над затратами и т. п.).

К внешним причинам, наиболее часто вызывающим возникновение  дефицита денежных средств, можно отнести: повышение конкуренции со стороны  других товаропроизводителей, использование  неденежных форм расчетов (бартера), рост цен на энергоносители, изменение котировок валют, давление налогового законодательства, высокая стоимость заемных средств, высокий уровень инфляции и т. д.

Основой управления является наличие оперативной и достоверной  учетной информации, формируемой  на базе бухгалтерского и управленческого  учета. Состав такой информации весьма разнообразен: движение средств на счетах и в кассе предприятия, дебиторская и кредиторская задолженность  предприятия, бюджеты налоговых  платежей, графики выдачи и погашения  кредитов, уплаты процентов, бюджеты  предстоящих закупок, требующих  предварительной оплаты, и многое другое.

Сама же информация поступает  из различных источников, ее сбор и  систематизация должны быть отлажены с особой тщательностью, поскольку  запаздывание и ошибки при предоставлении информации могут привести к серьезным  последствиям для всей компании в  целом. При этом каждое предприятие  самостоятельно определяет формат предоставления, периодичность сбора информации, схему документооборота.

Информация о работе Технико-экономические особенности строительной отрасли