Сооружение тоннеля щитовым способом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время роль тоннелей очень велика. Тоннели на путях сообщения служат для преодоления различных препятствий или для развития линии под землей с использованием ограниченного уклона. Применение транспортных тоннелей (железнодорожных, автодорожных, судоходных, пешеходных тоннелей метрополитенов) позволяет преодолевать значительные препятствия (горные массивы, воду), сокращать длину трассы, увеличивать безопасность движения. Применение метрополитенов в городах позволяет снизить интенсивность наземного транспорта.

Содержание работы

Введение.
1. Исходные данные.
2. Продольный профиль и план тоннеля
3. Поперечное сечение тоннеля.
4. Выбор конструкции обделок
5.Конструирование обделок кругового очертания.
5.1.Установление основных параметров обделки.
5.2.Путь и проезжая часть в тоннеле.
5.3Определение расчетных нагрузок.
6. Расчет обделки с помощью ЭВМ.
7.Проверка прочности сечения обделки.
8. Производство работ по сооружению тоннеля.
9. Выбор схемы щитового комплекса.
9.1. Определение геометрических размеров щита.
9.2. Расчет усилий передвижки щита
10. Основные мероприятия по охране труда и технике безопасности.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

 

 

 

 

Кафедра «Мосты и транспортные тоннели»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на тему : «Сооружение тоннеля щитовым способом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение.                                                                                                             

1. Исходные данные.                                                                                                        

2. Продольный профиль и план  тоннеля                                                                     

3. Поперечное сечение тоннеля.                                                                                     

4. Выбор конструкции обделок                                                                                      

5.Конструирование обделок кругового очертания.                                                   

5.1.Установление основных параметров  обделки.                                                     

5.2.Путь и проезжая часть в  тоннеле.                                                                           

5.3Определение расчетных нагрузок.                                                                           

6. Расчет обделки с помощью  ЭВМ.                                                                            

7.Проверка прочности сечения обделки.                                                                   

8. Производство работ по сооружению  тоннеля.                                                      

9. Выбор схемы щитового комплекса.                                                                       

9.1. Определение геометрических  размеров щита.                                                  

9.2. Расчет усилий передвижки  щита                                                                        

10. Основные мероприятия по охране труда и технике безопасности.                

Список используемой литературы                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тоннелем называют горизонтальное или наклонное подземное искусственное сооружение, имеющее значительную протяженность по сравнению с поперечным сечением и предназначенное для транспортных целей, пропуска воды, прокладки городских коммунальных сетей или размещения производственных предприятий.

Метрополитеном называют городской внеуличный электрифицированный рельсовый транспорт, оборудованный надежными системами безопасности движения и предназначенный для скоростных массовых пассажирских перевозок.

Подземные сооружения метрополитена – это комплекс объектов, создание которых – одна из технически сложных и трудоемких отраслей современного строительства с высоким уровнем стоимости.

В настоящее время роль тоннелей очень велика. Тоннели на путях сообщения служат для преодоления различных препятствий или для развития линии под землей с использованием ограниченного уклона. Применение транспортных тоннелей (железнодорожных, автодорожных, судоходных, пешеходных тоннелей метрополитенов) позволяет преодолевать значительные препятствия (горные массивы, воду), сокращать длину трассы, увеличивать безопасность движения. Применение метрополитенов в городах позволяет снизить интенсивность наземного транспорта.

Сооружение тоннеля дорогостоящее, трудоемкое и продолжительное мероприятие. Для сведения к минимуму сроков строительства и стоимости тоннеля, а также снижения трудоемкости в настоящее время необходимо стремиться к максимальной комплексной механизации проходческих работ. Применение современных технологий и конструкций позволяет не только увеличить скорость проходки, уменьшить стоимость и снизить трудоемкость, но и расширить возможный диапазон применения тоннелей - в слабых и сильно трещиноватых грунтах, в условиях вечной мерзлоты, позволяет сооружать тоннели под водой и в сильно обводненных грунтах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Исходные данные

 

Назначение тоннеля: тоннель метрополитена перегонный подводный.

Характеристика грунтов:

 

Наименование

Коэффициент

крепости,

Кажущийся угол

внутреннего трения,

Объемная

масса,

1. Разжиженный лесс

0,8

9

1,5

2. Глинистый грунт

1,5

60

1,8

3. Отвердевшая глина

4

60

2


 

Дополнительные условия:  план трассы - прямая;

                                              0/00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Продольный профиль  и план тоннеля

 

 

Расположение трассы метрополитена в плане должно удовлетворять требованиям технических условий. Трасса метрополитена, в соответствии с заданием, располагается на прямой, что обеспечивает кратчайшую длину перехода, минимальные объемы разрабатываемой породы и минимум необходимых материалов, а также простоту и надежность всего производственного процесса.

          Требование: алгебраическая разность смежных уклонов не должна превышать 8-10%0, в подводных тоннелях не распространяется, так как трасса вписывается по вертикальной кривой.

          Высота  свода обрушения назначается  из условия 

м,

,

 

,

где - высота свода обрушения,

,

где   = 5.5 м - диаметр тоннеля.

Тоннель нужно заглублять на глубину двойного свода обрушения, равную , так как в моем случае сводообразование возможно :

=

 Сопряжение тоннеля с открытой  дорогой выполняю с помощью  рампы. В ее состав входят две  подпорные железобетонные стены, переменной высоты, усиленные распорками  заделанными в лотковой плите. Рампы предназначены для предохранения портальных частей тоннеля от затопления. Отметки верха подпорных стен лотка в начальной верхней точке должны быть расположены выше исторического уровня воды не менее чем на 1 метр. У портала устраивают водосборник и водоотливную установку для перехвата дождевых вод. Над входом в тоннель устраиваю навес из железобетонных плит для предотвращения попадания атмосферных осадков.

Длина тоннеля получается 4620 м. Далее определяю черные отметки (отметки поверхности земли), красные отметки (отметки уровня головки рельса), глубину заложения тоннеля в характерных точках рельефа, план и пикетаж трассы тоннеля .

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Поперечное сечение  тоннеля.

 

Внутреннее очертание обделки назначаю с учетом габарита приближения строения и с учетом зазоров между характерными точками габарита и внутреннего очертания обделки. В итоге получаю внутренний диаметр обделки 5100 мм.

 

4. Выбор конструкции обделок.

 

Конструкцию тоннельных обделок выбираю исходя из инженерно-геологических условий и размеров поперечного сечения тоннеля.

В устойчивых мягких грунтах (f=1,5) применяют облегченные конструкции обделок из ребристых блоков. При сооружении перегонных тоннелей метрополитенов, залегающих в глинистых грунтах применяются обделки из монолитно - пресованного бетона.

В слабосвязных, неустойчивых обводненных грунтах (f=0,8), у которых практически отсутствует упругий отпор, обделка, помимо большой несущей способности и водонепроницаемости, должна обладать достаточной жесткостью, так как слишком податливый грунт не способен противостоять чрезмерным деформациям обделки. В этих условиях применяют облегченные чугунные тюбинги с болтовыми связями, т. к. D < 6м.

 

5.Конструирование обделок кругового очертания.

 

5.1.Установление основных параметров обделки.

 

В решение  задачи по установлению основных параметров обделки входит:

- выбор конструкции материала  обделки, конструкции продольных  стыков и типа связей между  элементами;

- определение ширины кольца  обделки, количество и расположение  элементов в кольце;

- расчет внутреннего радиуса  и высоты (толщины) сечения обделки.

Внутренний радиус обделок перегонных тоннелей метрополитена принимается стандартным и равным Rв = 2550 мм для прямолинейных участков пути и кривых радиусом более 200 м.

Высоту сечения обделки h (см) назначают по эмпирическим формулам

а) для сборных железобетонных обделок

k=10 для класса бетона B30 (для железобетонных монолитных обделок)

б) для обделок из чугунных тюбингов

Полученную толщину обделки корректируют с учетом размеров типовых конструкций и окончательно устанавливают на основании статического расчета.

Ширину кольца b принимаю равной 1 м, т.к. D<6м. Кольцо обделки состоит из элементов разных типоразмеров: лоткового и нормального. Ширина лоткового элемента В =2.4 (для станционных и перегонных тоннелей метрополитена), что позволяет применять автомобильный транспорт при проходке тоннеля.

 

Для железобетонной обделки

Центральный угол замкового элемента составляет

Центральный угол плоского лотка определяют из условия

Центральный угол остальных элементов

 

Для чугунной обделки

Центральный угол замкового элемента составляет

Центральный угол плоского лотка определяют из условия

 

5.2.Путь и проезжая часть в тоннеле.

 

         Путь в  ж/д тоннеле устраивают на бетонном  или железобетонном основании, на  котором размещается верхнее  строение пути: рельсы, шпалы, балластный слой и т.п. Тип рельсов, скреплений, количество шпал на 1 км устанавливаются соответствующими нормами.  

            Для балластной конструкции пути в качестве балласта используют камень твердой породы, при этом толщина балластного слоя под шпалой в подрельсовых зонах должна быть не менее 0,35 м. Допускается применение безбалластной конструкции пути.

             Для удаления воды к порталам в тоннелях предусматриваются водоотводные лотки, которые должны иметь продольный уклон, соответствующий уклону тоннеля, но не менее 0.003. Лотки не должны проходить под рельсовыми путями, их следует располагать по бокамщегося  тоннеля. Для отвода воды из балласта поверхности бетонного основания придают поперечный уклон не менее 0.03 от оси пути к лоткам.

             Водоотводные лотки изготавливают из сборных ж/б коробчатых элементов с толщиной стенок и дна 50...70 мм. Размеры поперечного сечения лотков принимают в зависимости от ожидаемых водопритоков, но обычно не менее 0.3*0.3 м в свету. По длине на расстоянии не более 40м друг от друга в лотках устраивают смотровые колодцы с отстойниками ила и грязи. В качестве утеплителя применяют теплоизолирующие материалы с замкнутой структурой пор (например, пенопласт марок ПС, ПУ, ППУ), обладающие малыми теплопроводностью и водопоглощением. 

 

5.3Определение расчетных нагрузок.

 

                В инженерных методах расчета взаимодействия породы и обделки заменяется более простым. Контактные напряжения представляются в виде двух самостоятельных компонентов - активной нагрузки на обделку со стороны массива и реактивного отпора породы прикладываемого на тех участках контактного контура, где обделка стремиться в сторону породы.

Активная нагрузка складывается из вертикального горного давления, собственного веса обделки, внешнего давления воды и т. п. Реактивный отпор определяется в результате расчета модели Винклера, базирующийся на гипотезе местных деформаций.

При сооружении тоннеля в слабых неустойчивых грунтах , не оказывающих отпора (f=0,8), применяют расчетную схему  виде свободно деформирующегося кольца постоянной жесткости, находящегося по воздействием внешних нагрузок и уравновешивающей реакции грунта, равномерно распределенной по его горизонтальной проекции

.

Информация о работе Сооружение тоннеля щитовым способом