Российские смазочные материалы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 06:44, статья

Описание работы

По консистенции смазки называются полужидкими, пластичными и твердыми.
Пластичные смазки и полужидкие смазки - это коллоидные системы, включающие в себя дисперсионную среду, дисперсную фазу + пакет присадок и добавок. Самое частая область применения пластичные смазки - это передачи (зубчатые, винтовые), подшипники качения, подшипники скольжения, шарниры, цепные передачи, многожильные тросы. А что влияет и от чего зависит надежная работа пластичных смазок?

Файлы: 1 файл

Российские смазочные материалы.docx

— 165.80 Кб (Скачать файл)

                       Российские смазочные материалы

 

На территории РФ вырабатывается более 100 видов смазок и масел. До конца 1970-х гг. в бывшем СССР смазочные материалы получали свои наименования в произвольном порядке. Это вызывало путаницу: одни смазки назывались словесно, другие поллучил определенный номер, а третьи - термин.

1979 год -  именно тогда был утвержден ГОСТ 23258-78 (действительный и поныне), согласно которому название смазки должно включать одно слово и цифры.


Смазки классифицируются исходя из консистенции, состава и  сферам использования:

    По консистенции смазки называются полужидкими, пластичными и твердыми.  
Пластичные смазки и полужидкие смазки - это коллоидные системы, включающие в себя дисперсионную среду, дисперсную фазу + пакет присадок и добавок. Самое частая область применения пластичные смазки - это  передачи (зубчатые, винтовые),  подшипники качения, подшипники скольжения, шарниры, цепные передачи, многожильные тросы. А что влияет и от чего зависит надежная работа пластичных смазок?

- конструкционные характеристики узлов трения и рабочие условия смазок

- температура, нагрузка, скорость вращения пар трения;

- сочетаемость смазок с конструктивными материалами;

- сочетаемость смазок между собой при возможном смешивании.

Твердые смазки до отверждения называются суспензиями, дисперсионной средой для них является смола или иное связующее вещество и растворитель, а загустителем является дисульфид молибдена, графит и пр. После отверждения (когда испаряется растворитель) твердые смазки становятся золями, имеющими все качества твердых тел; Они характеризуются малым коэффициентом сухого трения.

Исходя из состава смазки делятся на четыре группы:

1.       Мыльные смазки. Для их выработки в роли загустителя используют соли высших карбоновых кислот. Исходя из аниона мыла, смазки одного катиона делятся на простые и комплексные - натриевые, кальциевые, литиевые, алюминиевые, бариевые, литиевые. 
Отдельной категорией являются смазки на смешанных мылах, где в роли загустителя выступают смеси мыл. 
Мыльные смазки исходя из используемого для их создания жирового сырья, именуются синтетическими смазками (анион мыла - радикал синтетических жирных кислот) или жировыми смазками (анион мыла - радикал природных жирных кислот), скажем, синтетические солидолы.

2.       Неорганические смазки. Чтобы их создать как загуститель берут высокодисперсные неорганические вещества с хорошей температурной стабильностью. Данные смазки - это асбестовые, бентонитовые, графитные, силикагелевые.

3.      Органические смазки. Для их выработки используют высокодисперсные органические вещества с хорошей температурной стабильностью. К таким смазкам относятся сажевые, полимерные, полимочевинные, пигментные.

4.       Углеводородные смазки.  Чтобы их получить - в роли загустителей применяют высокоплавкие углеводороды (петролатум, церезин, парафин, озокерит, воски).

     Исходя из типа дисперсионной среды выделяют смазки на нефтяных и синтетических маслах. 
По сфере использования согласно ГОСТ 23258-78 смазки делятся на:

-  Антифрикционные смазки (минимизация износа, пар трения)

-  Консервационные смазки (антикоррозионная защита металлических деталей и механизмов во время работы, хранения и транспортировки)

-  Уплотнительные смазки (герметизация зазоров, упрощение монтажа арматуры, резьбовых соединений, разъемов)

-  Канатные смазки (минимизация износа и коррозии стальных канатов) 
 
  Антифрикционные смазки: 
    В первую очередь к антифрикционным смазкам относятся солидолы - дешевые и распространенные пластичные смазки. Солидолы стойки к влаге, умело противостоят коррозии, обладают хорошими противоизносными качествами. Однако, недостатками являются низкая температура плавки и слабая механическая стабильность. Если температура становится выше 60 - 70 °С, от применяются Na и Са-  смазки. Но сейчас они уже не так распространены, их постепенно вытесняют многоцелевые смазки. 
   Смазки общего назначения:

-  Солидол С. Где используется? узлы трения механизмов и транспортных средств, смазка с/х техники; смазка ручного инструмента, смазка шарниров, смазка винтовых и цепных передач. Свойства: хорошая водостойкость, коллоидная стабильность, малый температурный диапазон работы, малая механическая стабильность.

-  Солидол Ж. Где используется? смазка узлов трения, смазка элементов качения и скольжения.

-  Графитин. Где используется? тяжелые механизмы, работающие с большой нагрузкой, подвески тракторов, спецтехники, открытые шестереночные передачи, резьбовые соединения.  
  Смазки общего назначения для повышенной температуры:

-  Консталин. Где используется? смазка вентиляторов литейных машин, смазка доменных печей, смазка цементных печей, смазка подшипников качения. Обладет малой водостойкостью. Работает в температурном диапазоне -40:+120°С.

-  Литин-2. Используется для смазки игольчатых подшипников (карданные шарниры). Работает в температурном диапазоне -40:+120°С. 
  Многоцелевые смазки: 
Многоцелевые смазки можно использовать во многих узлах трения (подшипники качения, подшипники скольжения, шарниры). Такие смазки имеют хорошую стойкость к воде, высокие защитные качества и могут работать в большом скоростном и температурном диапазоне. Не рекомендуется заменять многоцелевыми смазками узкоспециализированные смазочные материалы: приборные или термостойкие. В смазке подшипников (шариковых или роликовых) допускается применение пластичных многоцелевых антифрикционных смазок (например, Литол-24). Использование указанных смазок сокращает расход пластичных смазок, снижает изнашивание оборудования и повышает рабочий срок механизмов.

-  Литол - 24, Литол-24 РК. Антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка представляет собой смесь нефтяных масел, литиевых мыл 12-оксистеариновой кислоты и пакета присадок. Смазка имеет хорошие консервационные свойства, хорошо защищает металлические изделия от коррозии. Предназначена для применения в узлах трения колесных, гусеничных транспортных средств и промышленного оборудования, судовых механизмов различного назначения, работающих при температурах от -40 до 120°С (допускается кратковременный нагрев до 130°С ).

-  Литол-24М. Область применения: узлы трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовые механизмы различного назначения. Она достаточно надежно защищает от коррозии, широко используется в качестве единой автомобильной смазки, успешно заменяет солидолы всех типов, Na- и Li-смазки общего назначения. Применение указанного типа смазки позволяет сократить расход пластичных смазок, снизить износ оборудования и увеличить срок службы оборудования.

- Фиол-1. Предназначена для смазывания узлов трения под давлением (через пресс-масленку) и для тросов, имеющих оболочку с внутренним диаметром <5. Водостойкая. Работоспособна при температуре -40:+120°С.

-  Фиол-2. Область применения: подшипники качения и скольжения, зубчатые передачи индустриальных машин и механизмов, передачи станков, конвейеров и других аналогичных устройств, работающих при малых и средних нагрузках и т.п. Водостойкая.

-  Фиол- 2М. Область применения: легко нагруженные малогабаритные подшипники качения и скольжения автомобильного электрооборудования, высокооборотные подшипники электроверетен; оси октан-корректора прерывателя распределителя автомобилей. Водостойкая, улучшенные противоизносные и противозадирные свойства ( по сравнению с ФИОЛ-2). Работоспособна при температуре -40:+120°С.

-  БНЗ-3. Область применения закрытые роликовые опоры конвейеров, механизмы экскаваторов, бурильных станков, бульдозеров и в горнорудной промышленности. По производным характеристикам уступает смазке Фиол-2М. Работоспособна при температуре -40:+120°С.

-  Герметин. Область применения: герметизация пробковых кранов бытовой газовой аппаратуры. Водостойкая, антифрикционная, многоцелевая. Работоспособна при температуре -40:+130°С. 
   Термостойкие смазки: 
В ряде узлов трения рабочая температура составляет 200 - 350°С и более. Для работы в такой "горячей" среде производятся термостойкие смазки, среди них особо качественными и надежными являются ЦИАТИМ-221, ВНИИНП-207, ВНИИНП-231, ВНИИНП-246

-  ЦИАТИМ - 221. Пластичная смазка представляет собой синтетическое масло, загущенное комплексным кальциевым мылом с добавлением анти окислительной присадки. Предназначена для смазывания подшипников качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10 000 об/мин, агрегатных подшипников летательных аппаратов, узлов трения и сопряженных поверхностей металл-металл и металл-резина, работающих при температуре от -60 до 150°С.

- ВНИИНП-207 ВНИИНП-219. Область применения: подшипники качения электрических машин и стартер - генераторов с частотой вращения до 10000 мин-1 ( Тр= -60:+200°С).

-  ВНИИНП-231. Область применения: закрытые червячно-винтовые механизмы, тихоходные подшипники качения и скольжения, резьбовые соединения. По свойствам занимает промежуточное положение между смазками и полу текучими пастами. Морозостойкая. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и температуре -60: +250°С.

- ВНИИНП-233. Область применения: подшипники качения и скольжения с качательным движением, сопряженные поверхности "металл- резина" ( Тр= -30:+250°С).

-  ВНИИНП-235. Область применения: подшипники качения. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и температуре -60: +250°С.

-  ВНИИНП-246. Область применения: подшипники качения и маломощные зубчатые передачи. Высокая термическая стабильность низкая испаряемость, хорошие противозадирные характеристики и морозостойкость. Работоспособна в вакууме до 1,3,-10-4 Па и при температуре -60: +250°С.

-  Графитол. Область применения: высокотемпературные узлы трения, преимущественно скольжения; горячие вентиляторы, петли и замки дверей сушильных камер и других индустриальных механизмов (Тр= -25:+160°С ). 
  Морозостойкие смазки: 
  Если температура более низкая, то в детали нужно использовать низкотемпературные антифрикционные смазки (скажем, Циатим-201) или многоцелевые антифрикционные смазки. Данные смазки рекомендуются для механизмов, функционирующих при низкой температуре (до - 60°С). Изготавливается более 10 наименований морозостойких смазок, среди которых самое большое распространение получили ЦИАТИМ-201, лита, зимол,МС-70, МУС-3А.

-  ЦИАТИМ-203 Область применения: зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей. Превосходит ЦИАТИМ-201.

-  Лита. Область применения: узлы трения машин и механизмов, эксплуатируемых под открытым небом, механизмы переносного инструмента с электрическим или механическим приводом. Высокая водостойкость, хорошие консервационные свойства, низкая механическая стабильность (Тр.-50:+100°С).

-  Зимол. Область применения: узлы трения любых типов транспортных средств и инженерной техники, эксплуатируемых в районах с особо холодным климатом. Всесезонная (Тр.-50:+130°С). 
Химически стойкие смазки

-  ЦИАТИМ-205. Область применения: резьбовые и контактные соединения и уплотнения, работающие в агрессивных средах. Устойчива к воздействию концентрированных неорганических кислот, щелочей, аминов, гидразинов. Высокие водостойкость и защитные свойства. (Тр.-60:+50°С).

-  ВНИИНП-279. Подшипники качения и скольжения, резьбовые соединения, разъемы, клапаны и другие детали, работающие на воздухе и в агрессивных средах. Работоспособна на воздухе при температуре -50:+150°С, в агрессивных средах при температуре -50:+50°С.

-  ВНИИНП-280 (Тр.-60:+150°С), ВНИИНП-282 (Тр.-45:+150°С). Область применения: подшипники качения, резьбовые соединения, шпиндели, подвижные резиновые уплотнения, работающие в агрессивных средах, в том числе в газообразном кислороде.

-  ВНИИНП-294, ВНИИНП-295. Область применения: сопряженные поверхности "металл-металл"и "металл-резина" в среде спиртов, глицерина, уксусной кислоты, аминов и гидразинов. Работоспособна на воздухе при температуре -60:+150°С, в агрессивных средах -60:+50°С.

-  ВНИИНП-298. Область применения: стеклянные и металлические подвижные соединения, работающие в вакуумных установках, термохимическая обработка металлов в агрессивных средах. Высокие адгезия и термостойкость, низкая испаряемость, хорошая влагостойкость и морозостойкость. Работоспособность в вакууме до 1,3,-10 -5 Па и при температуре -60:+250°С.

-  Криогель. Область применения: узлы трения арматуры, работающей в контакте с кислородом и другими газами, находящимися в жидком состоянии, а также работающей в парообразных агрессивных средах. Работоспособна в резьбовых и других неподвижных соединениях при температуре - 200:+200°С, в узлах трения скольжения при температуре -60:+200°С. 
  Редукторные смазки (полужидкие):

-  ЦИАТИМ-208. Область применения: тяжелонагруженные редукторы червячные и зубчатые передачи гусеничной техники. Водостойкая (Тр.-40:+70°С).

-  СТП-Л, СТП-3. Область применения: зубчатые передачи тяговых редукторов тепловозов. СТП-Л- летняя (Тр.-5:+50°С); СТП-З- зимняя (Тр.-50:+50°С).

-  ОЗП-1. Область применения: открытые зубчатые передачи мощных приводов вращающихся печей, кузнечно - прессового оборудования. Высокие адгезионные, консервационные свойства и водостойкость (Тр.-5:+70°С).

-  Трансол-100, Трансол-200. Область применения: червячные редукторы и мотор-редукторы, работающие с максимальными удельными нагрузками в зацеплении (Тр.-30:+130°С).

-  Трансол -РОМ. Область применения: легко- и средненагруженные редукторы металлургического и другого промышленного оборудования. Работоспособна при температуре -30:+90°С, кратковременно до + 110°С.

-  Редуктол М, Редуктол. Область применения: высоконагруженные редукторы промышленного ( в том числе металлургического) оборудования, зубчатые зацепления тяговых редукторов локомотивов и мотор- вагонного подвижного состава. Работоспособна при температуре -40:+150°С и контактной нагрузке в зубчатом зацеплении до 2,5 ГПа.

Информация о работе Российские смазочные материалы