Этапы развития рынка сухих строительных смесей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Со второй половины 1998 года начинается бурный рост внутреннего производства ССС. Открываются новые предприятия, очень быстро увеличивают выпуск существующие. В 1999 - 2003 годах темпы прироста объемов выпуска ССС в России не опускались ниже 48-50%. Рост спроса на смеси был вызван, с одной стороны, увеличением популярности данных материалов, использованием модифицированных ССС там, где ранее применяли самодельные растворы или простейшие смеси, с другой - общим ростом спроса на отделочные работы.

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 57.33 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы на сегодняшний день на отечественном рынке сухих строительных смесей (ССС) ситуация стабилизировалась: его рост составляет 15-20% в год. Перспективы дальнейшего развития эксперты оценивают как самые благоприятные - всё больше строительных компаний переходят на новые технологии и начинают в своей работе использовать сухие смеси.

Курсовая работа направлена на исследование  рынка ССС.

 

       Целью рассмотреть и проанализировать рынок сухих строительных смесей. Эта цель определила следующие задачи:

 

  1. рассмотреть этапы развития рынка СС;
  2. рассмотреть географический фактор развития рынка;
  3. провести анализ рынка ССС;
  4. определить перспективы развития рынка ССС. 

 

Предметом исследования является сухие строительные смеси (ССС).

Объектом исследования является рынок сухих строительных смесей (ССС).

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теория становления  рынка ССС.

1.1. Этапы развития рынка  СС.

Рынок сухих строительных смесей (ССС) России сравнительно молод, он интенсивно развивается не более  десяти лет. В середине 90-х годов  начались массированные поставки импортных  смесей в Россию, к тому же периоду  относится возникновение большинства  ныне крупных отечественных производителей ССС. К середине 1998 года доля импортных  материалов на рынке модифицированных ССС составляла 75-80%, емкость рынка  достигала 200-250 тысяч тонн в год. Другими словами, всего за несколько  лет рынок вырос во много раз. Важно отметить, что рынок сухих  смесей рос гораздо быстрее, чем  рынки других строительных и отделочных материалов, и что столь интенсивный  рост шел на фоне спада объемов  строительства, сокращения спроса на отделочные работы.

Со второй половины 1998 года начинается бурный рост внутреннего  производства ССС. Открываются новые  предприятия, очень быстро увеличивают  выпуск существующие. В 1999 - 2003 годах  темпы прироста объемов выпуска  ССС в России не опускались ниже 48-50%. Рост спроса на смеси был вызван, с одной стороны, увеличением популярности данных материалов, использованием модифицированных ССС там, где ранее применяли самодельные растворы или простейшие смеси, с другой - общим ростом спроса на отделочные работы.

Импорт смесей хотя и рос, но гораздо меньшими темпами (3-10% в  год в натуральном выражении). В 2003 году в России было произведено  около 1400 тысяч тонн модифицированных ССС, ввезено при этом около 200 тысяч  тонн импортных материалов. То есть совокупная доля импорта составила  не более 15%. Основной причиной низких темпов роста рыночной доли импортных  сухих строительных смесей является их «дороговизна», поскольку большинство  иностранных компаний-производителей позиционируют себя на российском рынке  как иностранный, дорогой бренд.

 

1.2. Географический фактор  развития рынка ССС.

 

Географически рынок ССС  развивался в классическом варианте. Сначала модифицированные смеси  стали применять в столицах, позже  в крупных городах, а затем  и в провинции. В первые пять лет столичные рынки формировались и росли опережающими темпами по сравнению с прочими региональными рынками. В 2003-2004 годах более 70% производств было сосредоточено в Москве и в Санкт- Петербурге, а также прилегающих к ним областях. По объему потребления указанные регионы до сих пор являются российскими лидерами, на их долю приходится почти половина объемов ССС.

Впрочем, территориальный  дисбаланс быстро сокращается. В  провинции в заметных объемах  сухие смеси стали применять, начиная с 1998-2000 годов. Строительные рынки Москвы и Санкт Петербурга в последние годы показывают умеренные темпы роста. В то же время объемы строительства в крупных городах, к примеру, в Нижнем Новгороде и Новосибирске, до сих пор увеличиваются почти на 50% в год. Если основное увеличение численности производителей ССС на московском и петербургском рынках пришлось на последние два года ХХ века, то в остальных регионах эта тенденция проявилась в последующие годы. Так, с 2003 по 2005 годы на рынок уральского региона вышло 45% новых предприятий, в то время как на московском — только 13%.

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1.1(первая на сайте)

 

 

Благодаря развитию вширь  российский рынок ушел от гиперконцентрации в центре страны. В последнее время активно пополняются производителями три региона — Поволжский, Уральский и Сибирский. Это неслучайно: именно их отличает наиболее высокая степень урбанизации. При этом, как более позднее развитие собственной производственной базы в провинции поспособствовало активному освоению регионов зарубежными и столичными компаниями — производителями ССС.

На этом фоне московский и петербургский сегменты сохраняют  существенные отличия. В Москве, как  отмечают специалисты, рынок начинался  с немодифицированных смесей на цементной основе. Причем до последнего времени в секторе плиточных клеев наибольшие объемы продаж приходились на недорогие смеси с минимально необходимыми характеристиками и количеством добавок. В Петербурге немодифицированных смесей на цементной основе долгое время не было вообще. Здесь традиционно преобладали современные ССС, прежде всего завозимые из Финляндии. В целом же российский рынок считается довольно разнообразным — даже в небольшом населенном пункте можно найти смеси 10-15 марок.

Если же делать акцент на московском рынке, то здесь рейтинг  марок, по данным Symbol Marketing, сложился следующим образом. В розничной торговле по мере убывания объемов продаж расположились Vetonit, «Юнис», Knauf, «Старатели», Atlas, «Глимс», Pufas, Ceresit, Sopro, «Русеан». В оптовой торговле стратификация следующая — Knauf, Vetonit, «Юнис», Atlas, Pufas, Sheetrock, «Старатели», «Глимс», «Боларс», Consolit.

Рынок сухих строительных смесей Челябинской области, как  и большинство региональных рынков находится в стадии формирования. Согласно ряду оценок, в 2004 году в регионе было произведено 100-110 тыс. тонн СС. Еще столько же было импортировано другими производителями смесей России и зарубежья. Исследования динамики объемов продаж СС, емкости и потенциала рынка этих материалов показали, что в последние два года рынок большинства городов Урала рос с темпом не менее 25-30% в натуральном выражении. Среди причин роста продаж - увеличение объема строительных работ, а также рост потребления СС на квадратный метр.

Для регионального, как и  для российского рынка, характерно вытеснение западных компаний-производителей отечественными предприятиями. Можно  ожидать, что высокие темпы роста  рынка региона сохранятся, по крайней  мере, в течение 2 и более лет.

В настоящее время на рынке  Урала предлагаются сухие смеси  не менее чем 70 производителей. В  разных городах (областях, республиках) Урала число представленных марок  СС несколько различается, но нигде  не опускается ниже 12-14. Таким образом, с точки зрения широты ассортимента, рынок региона можно считать  насыщенным.

В большинстве городов  и областей Урала существуют предприятия - производители СС. Больше всего  предприятий - в Екатеринбурге и  Свердловской области, Перми. Большинство  предприятий реализует свою продукцию  непосредственно в том субъекте федерации, где они расположены, иногда в 1-2 прилегающих. Исключение составляет только завод "Гипсополимер" (Пермь), продукция которого пользуется заметной популярностью в Сибири. На Урале (за исключением Пермской области) она менее известна.

В объемах выпуска многих производителей СС региона преобладают  клеи для плитки. Вместе с тем, некоторые  предприятия (Гипсополимер, Биопласт, Свердловский завод гипсовых изделий) выпускают только гипсовые смеси (штукатурки, шпатлевки, полы).

Среди смесей под зарубежными  марками наибольший спрос предъявляется  на шпатлевки, ровнители для пола, затирки. В этих группах материалов конкурентные позиции российской продукции  пока слабее.

На рынке Уральского региона  существует разнообразие марок смесей во всех ценовых категориях: на любой  вкус и кошелек. Как правило, цена на смесь определяется следующими факторами:

содержанием модифицирующих полимерных добавок (в силу дороговизны, их доля в итоговой стоимости смеси  может достигать 80%);

местом производства (чем  дальше везти, тем выше розничная  стоимость).

Если про второй фактор все более или менее ясно, то первый является объектом пристального изучения многочисленных экспертов  и технологов. Именно полимерные добавки  определяют специфические свойства той или иной смеси, а процент  их содержания зависит от вида смеси  и сферы ее применения. Так, если простейшие клеи для керамической плитки не требуют большого содержания добавок, то и цена их значительно ниже усиленных собратьев, чьи клеящие характеристики улучшены, а сфера применения значительно расширена. Поэтому в ассортименте одного бренда дешевые и дорогие продукты могут стоять рядом.

Цены на смеси также  не стояли на месте в течение года: наблюдалось умеренное возрастание (2-10%) средних цен на большинство  смесей. Изменения цен в ряде случаев  были связаны с переменами в отпускных  ценах производителя. Вероятно, не меньшее  значение могло иметь и изменение  ценовой политики некоторых дилеров, появление новых дилеров, отказ  от сотрудничества с некоторыми из торговых фирм и т.п. Вместе с тем  стоит отметить, что средние цены на ряд СС практически не изменились (на 1% и менее) в большинстве уральских  городов.

Другой характерной чертой регионального рынка сухих строительных смесей является увеличение доли предприятий, оказывающих сопутствующие производству услуги. Причем сопутствующие услуги оказывают как предприятия-производители, так и торговые предприятия.

Кроме того, крупные строительные организации используют новейшие достижения технического прогресса в области  отделочных работ. На сегодняшний день спрос на СС определяется не только требованиями к качеству, но и возможностью машинного нанесения, которое получает все большее распространение на Урале. По экономичности, чистоте и качеству работ машинный способ нанесения смесей на порядок опережает ручной. Поначалу многих строителей пугает стоимость специализированных агрегатов, однако выгода от использования быстро окупает их покупку: при механизации работ с СС производительность вырастает в 5-6 раз, соответственно удешевляется и стоимость работ на один квадратный метр.

Темпы прироста регионального  рынка в ближайшие несколько  лет сохранятся. Этому будут способствовать следующие факторы:

увеличение объема строительных, в частности, отделочных работ. Ожидаемый  рост инвестиций в ближайшие годы будет способствовать увеличению объемов  капитального строительства и, следовательно, оживлению рынку строительных материалов; вытеснение самодельных растворов и немодифицированных строительных смесей сухими строительными смесями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1. Анализ рынка ССС.

Во всем мире сухие смеси  давно пользовались заслуженной  популярностью (объемы их потребления  измерялись миллионами тонн в год), благодаря их высокой эффективности  и неоспоримым преимуществам  по сравнению с традиционной смесью песка и цемента. В России же нововведения приживаются долго и нелегко, поэтому до сих пор абсолютно  преобладает использование в  строительстве раствора на основе смеси  песка и цемента. Все строительно - отделочные материалы, такие, как монтажно-кладочные растворы на цементных связующих, шпаклевки, клеи, известковые и меловые пасты, приготавливались на заводах в "мокром" виде - готовыми к употреблению. В худшем случае они замешивались непосредственно на месте работ, что резко ухудшает качество строительных работ. Но интерес к сухим строительным смесям стремительно растет как со стороны потребителей, так и со стороны производителей.

Как утверждают справочники, ССС - это группа вспомогательных  материалов со специализированными  свойствами, которые используются при  ведении строительных работ и  отделке помещений. Все сухие  смеси можно разделить на кладочные  растворы, клеи для плитки и керамогранита, выравнивающие составы, шпаклевки, гидро¬ и теплоизоляционные композиции, ремонтные и санационные составы. Эти материалы в одну группу объединяет то, что они производятся на основе вяжущих веществ с модифицирующими добавками, а в некоторых случаях - с зернистыми и армирующими наполнителями и пигментами. Композиции сухих смесей поставляются в готовом виде; после смешивания с водой они могут использоваться по назначению. Все смеси по типу вяжущего вещества делятся на цементные, цементно-известковые, известковые, известково-гипсовые и гипсовые. В качестве заполнителя могут быть использованы строительные пески, мраморная крошка, молотый известняк, минеральные или органические волокна, металлическая фибра. Большое влияние на свойства получаемой смеси оказывают модифицирующие добавки. Сегодня их разработано великое множество, и в состав отдельных видов ССС может входить более десятка разных добавок, причем некоторые занимают ничтожно малый процент от объема. Добавки ускоряют или замедляют твердение, делают более простой укладываемость, уменьшают количество воды, повышают морозостойкость и пористость. Подобрать необходимые добавки в точных пропорциях непросто, но от этого зависит, какой в конечном результате получится смесь. Именно добавки делают ее привлекательной для выполнения конкретного вида работы; от них зависит, будет ли марка продаваемой. Но знать в тонкостях "рецепт" сухой смеси мало, говорят специалисты, нужно адаптировать его под местное сырье и провести испытания на совместимость с другими материалами, используемыми на стройках. Первые ССС, пришедшие на рынок, были изготовлены в Польше, Финляндии и Германии: это финские материалы марки Vetonit, немецкие штукатурные смеси Knauf и т. д. Их стоимость по отечественным меркам была очень высокой - из-за больших транспортных расходов и низкого уровня конкуренции. Уже через несколько лет после прихода "иностранцев" в России стали производиться свои сухие строительные смеси. В магазинах появилась продукция таких торговых марок, как "Бирсс", "Глимс", "Крепс", "Боларс", "Юнис", "Старатели". Рынок стал расти быстрыми темпами, прибавляя примерно 40-50% в год.

Сегодня на отечественном  рынке сухих строительных смесей (ССС) ситуация стабилизировалась: его  рост составляет 15-20% в год. Перспективы  дальнейшего развития эксперты оценивают  как самые благоприятные - всё  больше строительных компаний переходят  на новые технологии и начинают в  своей работе использовать сухие  смеси.  
Сегодня в нашей стране потребление ССС на душу населения составляет от 2 до 3 кг в год, в то же время в Германии этот показатель равен 30кг, а во Франции, Польше и Финляндии - 20 кг в год. Основные потребители сухих смесей в России - это строительные и ремонтные организации - на их долю приходится 75% продаж. По мнению участников рынка, частники в массовом порядке пока не готовы к потреблению ССС.

Информация о работе Этапы развития рынка сухих строительных смесей