Градостроительство с основами архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

современных условиях понятие «Градостроительство» заключает в себе не только строительство городов — оно значительно шире. Диапазон задач архитектурно-строительной деятельности — от территориальной организации и совершенствования структуры общественного производства и расселения в масштабе страны до архитектурной организации жилой среды и благоустройства отдельных населенных мест. При этом учитывается необходимость тесных экономических, производственных и культурных связей населенных мест различного ранга (город, поселок, сельский населенный пункт).

Градостроительство определяется социальным строем, уровнем развития производительных сил, науки и культуры, природными условиями и национальными особенностями страны; охватывает сложный комплекс экономических, социальных, строительно-технических, санитарно-гигиенических, архитектурно-художественных проблем.

Файлы: 1 файл

Градостроительство курс..doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки  Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежская  государственная лесотехническая  академия»

Кафедра  ландшафтной архитектуры и почвоведения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по градостроительству на тему:

«Градостроительство с основами архитектуры». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: ст-ка 921гр. 

Строганова  Е.В.

Проверил: Попиков В.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воронеж 2012

                 Принципы функциональной организации города.  

    Функциональное  зонирование  – это дифференциация территории города по характеру использования, т. е. по типу функционального назначения. Выделение функциональных зон позволяет создать наилучшие условия для основных форм жизнедеятельности городского населения — труда, быта, отдыха, поскольку каждый из этих видов деятельности предъявляет специфические требования к размещению и организации городского пространства.  

    Жилая среда города предъявляет особые требования к размещению. Здесь ло-кализуется быт и повседневный отдых горожан: здесь противопоказано размещение объектов производственного или коммунального назначения, создающих шум, привлекающих мощные потоки грузов и т. д. Однако чисто жилая застройка, организованная по монофункциональному принципу, утрачивает многие важные ка-чества, отличающие полноценную социальную жизнь города, и нуждается поэтому в разумном насыщении элементами общественного назначения, местами приложения труда непроизводственного характера (в науке, управлении, проектировании и т. п.), а также объектами культуры, досуга и отдыха. В целом образует социально насыщенную селитебную зону города.  

    Комплексную полифункциональную зону города составляет его общественный центр. Общегородской центр сосредоточивает главные функции общественно-политической, административной, культурной жизни и обслуживания горожан. Анализ структуры и содержания центра показывает, что все функции центра, как и города в целом, разделяются по трем группам: труд (общественная работа и управление, образование, наука); быт (питание, торговля, хозяйственно-бытовое обслуживание, жилые дома); отдых (культура, развлечения, спорт). Каждой из этих групп предназначены различные учреждения, которые разделяются еще и по возрастным группам населения.  

    Особую  функциональную зону образует совокупность мест отдыха горожан. Отдых населения относится к наиболее широким по распределению функциям городской жизни. Элементы системы отдыха размещаются в городе — в его селитебной и промышленной зонах, а также за границами застройки, где образуются самостоятельные функциональные районы отдыха: кратковременного (в выходные дни) и длительного (во время отпуска). 

    Промышленная  зона должна иметь  удобную связь  с селитебной. Промышленные зоны, где имеются предприятия с большим грузооборотом, располагают по отношению к железным дорогам и портовым сооружениям таким образом, чтобы можно было удобно связать их подъездными железнодорожными путями.  

    В структуру практически всех зон  города (центральной, промышленной, селитебной и отдыха) включаются зеленые насаждения.

В градостроительном проектировании территория города по своему функциональному назначению и характеру использования должна подразделяться на следующие основные зоны: селитебную, промышленную, коммунально-складскую, внешнего транспорта, мест отдыха населения, санитарно-защитную, а также — в больших и крупных городах — общегородского центра. 
 
 
 
 
 
 

Организация транспортной системы  города.  

     Основные  понятия, используемые при транспортной планировки городов:

     общие затраты времени населения на передвижения, зависящие от расстояний пешеходных подходов к остановкам транспорта, времени ожидания, дальности поездки и скорости сообщения транспортных средств на маршрутах движения;

     транспортная  подвижность населения  (число поездок в год на 1 жителя), зависящая от величины и планировочной структуры городов; принимается на перспективу в пределах от 100—300 поездок на 1 жителя в год в малых и средних городах и до 600— 700 поездок в крупных и крупнейших городах;

     транспортная  сеть города, или сеть общественного транспорта, под которой понимается вся совокупность линий, маршрутов и остановочных пунктов всех видов общественного транспорта, функционирующих в городе или проектируемых на перспективу. Транспортная сеть города характеризуется по затратам времени неселения на передвижения и по средней длине поездки по городу;

     виды  общественного транспорта, подразделяемые на уличные, использующие для движения проезжую часть улиц или пути движения, расположенные в пределах красных линий, и внеуличные, трассы которых проходят вне, улиц в виде наземных, подземных (мелкого или глубокого заложения) и надземных линий. К уличным видам общественного транспорта относятся трамвай, троллейбус, автобус и микро-автобусы различных типов; к внеуличным — электрифицированная железная дорога, метрополитен, монорельсовая дорога и скоростной трамвай; внеуличные виды транспорта относятся к скоростным видам;

     автомобилизация города, под которой понимается насыщение города легковыми автомобилями;

     грузовое  движение, под которым понимается перемещение грузов в пределах города грузовыми автомобилями и при необходимости выделение специальных дорог преимущественно для грузового движения;

     улично-дорожная сеть города, под которой понимается вся совокупность проездов, улиц, дорог, их примыканий, пересечений и площадей, включая систему магистральных улиц и дорог.  

Организация системы магистральных  улиц и дорог.

    Улично-дорожная сеть — важнейшая из систем, объединяющих город в целостный функционально- планировочный комплекс. Она состоит из низовой сети — подъездов к домам, проездов и жилых улиц, имеющих местное значение, и системы магистральных улиц и дорог, связывающих жилые районы с центром города, с местами приложения труда, вокзалами, городскими и районными стадио-нами и парками, специализированными центрами обслуживания, а также друг с другом. Система магистральных улиц и дорог — каркас всей транспортно-планировочной организации города.

Категории магистральных улиц и дорог, их основное назначение :

    скоростные  дороги — обеспечивают транспортную связь между районами крупнейшего или крупного города и между городами и другими населенными пунктами с развязкой движения транспорта на пересечениях в разных уровнях;

    магистральные улицы и дороги общегородского значения — подразде-ляются на улицы и дороги непрерывного движения (транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также со скоростными дорогами в пределах города с развязкой движения транспорта в разных уровнях) и регулируемого движения (транспортная связь в пределах города между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также с магистральными улицами непрерывного движения с устройством пересечений с другими улицами в одном уровне);

    магистральные улицы и дороги районного значения — обеспечивают транспортную связь в пределах района и с магистральными улицами общегородского значения с устройством пересечений с другими улицами в одном уровне;

    дороги  грузового движения — обеспечивают перевозку промышленных и строительных грузов, осуществляемую вне жилой застройки, между промышленными и коммунально-складскими зонами города с устройством пересечений с другими улицами в одном уровне;

    улицы и дороги местного значения — подразделяются на жилые улицы для транспортной (без пропуска общественного транспорта) и пешеходной связи жилых микрорайонов и групп жилых зданий с магистральными улицами районного значения, дороги промышленных и коммунально-складских районов, а также пешеходные улицы и дороги для связи с местами приложения труда, учреждениями обслуживания, местами отдыха и остановками общественного транспорта.  

    Основным  показателем, характеризующим развитие системы магистральных улиц и  дорог, служит плотность их сети, (общая протяженность сети дорог в км, деленная на площадь территории городской застройки, км2 (км/км2).  

    Магистральные улицы общегородского значения должны быть связаны с внешним транспортом. Внешние выходы системы магистральных улиц и дорог проектируются так, чтобы не создавать возможность для пропуска транзитных транспортных потоков через город и его центр. Они трассируются между жилыми районами, как правило, не пересекая территорию последних.

    Магистральные улицы районного  значения проходят непосредственно по территории жилых районов и служат, как правило, для быстрейшего вывода движения на городские магистральные улицы и дороги.

    Магистральные улицы и дороги образуют рациональную систему при условии, что в их начертании в плане города соблюдены основные принципы:

соподчинение  магистралей по категориям;

соответствие  решений узлов пересечения (классов пересечений) категориям пересекающихся магистральных улиц и дорог.  

Планировочная структура города. 

     Планировочная структура выражает территориально-пространственные отношения между элементами (частями) градостроительных систем и отражает тем самым строение системы. В зависимости от масштабов и характера системы в качестве ее элементов могут рассматриваться различные материальные объекты. Так, для жилого района - это жилые дома и группы домов, учреждения общественного обслуживания, озелененные площадки отдыха, транспортные проезды. Рассматривая планировочную структуру города, мы оперируем более крупными элементами: жилые и производственные комплексы, общественные центры и городские парки, транспортные сети.

     Градостроительные системы характеризуются различной планировочной структурой: составом и территориальным соотношением элементов. Структура может быть описана в показателях размеров и «геометрии» планировочных элементов, а также свойств материальных объектов (застройки, инженерного оборудования, благоустройства), формирующих эти элементы. Планировочная структура характеризует средства, использованные проектировщиком.

    Оценка  эффективности градостроительного решения требует комплексного рассмотрения планировочных и функциональных характеристик объекта. Это создает необходимость описания функциональной и планировочной организации градостроительных систем едиными понятиями. Такая возможность обуславливается территориальностью обеих систем.

    Комплексный функциональный и  планировочный анализ оперирует такими сопоставимыми категориями, как функциональные и планировочные оси, узлы, зоны, функциональное и планировочное районирование, границы социально-территориальных и планировочных систем.

    Планировочная компоновка объектов - взаимное размещение различных объектов в пространстве и формирование их связей - выражается в геометрии городских планов и схем расселения.  

Система озеленения города 

    При формировании систем озеленения необходимо, чтобы размещение ее объектов было тесно  увязано с планировочной структурой города. В идеально запланированном городе система озеленения должна органично «вплетаться» в структуру города, а природный ландшафт — быть основой ее планировки.

    По  территориальному признаку озелененные пространства делят на внутригородские, находящиеся в пределах административных границ города и объекты, расположенные за пределами городской застройки в зеленой, или пригородной зоне.

    По  функциональному  назначению объекты озеленения разделяют на следующие группы:

    общего  пользования  общегородские и районные парки, специализированные парки; городские сады и сады жилых районов, межквартальные или при группе жилых домов; скверы на площадях, в отступах застройки; бульвары вдоль улиц, пешеходных трасс, на набережных;

    ограниченного пользования на участках жилых домов, детских учреждений, школ, вузов, техникумов, культурно-просветительных учреждений, спортивных сооружений, учреждений здравоохранения и санаториев, промышленных предприятий, складской зоны;

    специального  назначения магистрали и улицы; водоохранные, ветрозащитные, противоэрозионные насаждения; насаждения кладбищ; питомники, а также объекты, расположенные в пригородной зоне, на участках санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий.

    Насаждения  общего пользования - доступные всем жителям города и приезжим, насаждения, защищающие от пыли, избыточной солнечной радиации, создающие комфортные условия для кратковременного и продолжительного отдыха, занятий физкультурой и спортом, проведения культурных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Информация о работе Градостроительство с основами архитектуры