Градостроительство Лондона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:24, реферат

Описание работы

Лондон - столица Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и крупнейший город на Британских островах. Расположен на р. Темзе, в 64 км от ее устья. Лондон – один из крупных портов Британии и главный промышленный центр страны.

Содержание работы

1. Введение
2. Географическая среда
3. История градостроительства Лондона
4. Развитие Лондона в ХХ веке
5. Заключение
Список использованных источников
Приложение А Карта Лондона 1593г.

Файлы: 1 файл

Лондон реферат.docx

— 85.62 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования 

    Факультет кадастра  и строительства

    Кафедра «Кадастра и геодезии»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История архитектуры и градостроительства»

Градостроительство Лондона

    Студент группы        

    Преподаватель 

2009

План

 

1. Введение

2. Географическая среда

3. История градостроительства  Лондона

4. Развитие Лондона в  ХХ веке

5. Заключение

Список использованных источников

Приложение А  Карта  Лондона 1593г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Лондон - столица Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и крупнейший город на Британских островах. Расположен на р. Темзе, в 64 км от ее устья. Лондон – один из крупных портов Британии и главный промышленный центр страны.

Лондон играет ведущую  роль в политической и культурной жизни Великобритании. В нем находятся  парламент, правительство и высшие органы правосудия. Как культурный центр Лондон приобрел известность  своими музеями и художественными  галереями, театрами и музыкальной  жизнью. Город известен также многочисленными  старинными церквями, в которых хранятся национальные святыни английского  народа.

Лондон всегда отличало активное участие в международных делах. Будучи когда-то столицей Британской империи, он до сих пор играет важную роль как центр Содружества. Лондон –  средоточие международной деловой  жизни и узел международных авиалиний.  

 

  1. Географическая среда

 

Большой Лондон, состоящий  из Сити и окружающих его 32 крупных  городских административных районов, занимает значительную часть низменности между грядами Чилтерн-Хилс и Норт-Даунс. Эта низменность, приуроченная к прогибу мелового рельефа, в основном выполнена третичными глинами. Окаймляющие гряды сложены меловыми известняками и достигают высоты более 240 м. Они полого сходят к долине Темзы, где значительная часть самых старых кварталов Лондона занимает галечниковую террасу высотой ок. 15 м над урезом реки. Многие пригороды Лондона приурочены к зоне распространения глинистых отложений. Однако некоторые северные кварталы Лондона, например Хампстед-Хит, и ряд юго-восточных и юго-западных пригородов приурочены к местностям, сложенным грубозернистыми песками и галечниками. Так как эти территории были непригодны для выращивания сельскохозяйственных культур, там еще в средние века пасли скот, и они оставались незастроенными до наших дней, когда возросло их рекреационное значение для соседних густозаселенных городских районов.

Лондон снабжается водой  из Темзы, из ее северного притока  р. Ли, а также из меловых водоносных горизонтов, расположенных к югу от Темзы. Имеются крупные водохранилища в долине Темзы близ Стейнса и в долине р. Ли. В последние годы благодаря совершенствованию системы очистки канализационных стоков загрязнение Темзы сократилось. В 1957 в Темзе в пределах Лондона водились только угри; а в начале 1980-х вновь появились многие виды рыб. Центральная часть Лондона, расположенная на небольшой высоте, подвержена наводнениям во время очень высоких приливов. Для защиты от них было возведено заграждение через Темзу ниже города, возле Вулиджа, и построены набережные в центральной части Лондона.

Лондонская котловина  менее увлажнена, чем другие районы Великобритании. Среднее годовое  количество осадков здесь лишь немногим более 500 мм. Однако преобладает облачная погода, а осадки выпадают половину дней в году. Конфигурация Лондонской котловины благоприятствует частому  образованию туманов в зимний сезон. В прошлом они усугублялись дымом от печных труб, вызывая «смог», но традиционные для Лондона густые желтые туманы исчезли благодаря  резкому сокращению использования  угля для отопления домов.

 

3. История градостроительства  Лондона

 

Предыстория Лондона уходит корнями в глубокую древность. Судя по материалам археологических раскопок, можно предположить, что на месте  нынешнего города, еще задолго  до завоевания римлянами Британских островов в 43 году н. э., уже существовали небольшие поселения. Однако никаких  следов крупного поселения, которое могло бы считаться непосредственным предшественником Лондона, археологи не нашли. Не упоминает о наличии на этой территории какой-либо значительной кельтской крепости и Юлий Цезарь, оставивший подробное описание своих двух походов на Британские острова в 55 и 54 годах до н. э.

Впервые название Лондиниум  встречается в описаниях Тацита в 61 году, но весьма возможно, что это  лишь видоизмененное на римский лад  кельтское название Лин-дин (Llyn-din), которое  можно перевести приблизительно как «озерная крепость». Место, где  возник город, было болотистым. Во время  прилива, воды Темзы покрывали его целиком, действительно образуя огромное озеро, над которым поднимался невысокий глинистый холм, да несколько небольших островов. 
          Представляется наиболее вероятным, что свою историю Лондон ведет с I века н. э. Римляне построили Лондиниум по образу и подобию своих городов, возведя вокруг него стену, сначала земляную, а затем, в IV веке, каменную, которая проходила почти по границе теперешнего района Сити. Ее направление легко проследить: память о древних городских воротах сохранилась в названиях улиц и площадей Сити, оканчивающихся на «гейт», — Ньюгейт (новые ворота), Олдгейт (старые ворота) и другие. Этим римским стенам, которые подновляли в течение почти тысячи лет, было суждено остаться единственными в истории Лондона. Их следы до сих пор еще можно кое-где увидеть в Сити. 
          Помимо стен, наиболее важным памятником римского Лондиниума, сохранившим свое значение для дальнейшей истории города, был мост через Темзу, вошедший в историю как Лондонский мост. Большую роль сыграли и проложенные римлянами дороги, которые соединили Лондон с другими центрами римской культуры на Британских островах. Их направление прослеживается в некоторых нынешних улицах. Впрочем, вряд ли люди, делающие в наши дни покупки на оживленной Оксфорд-стрит, крупнейшем торговом центре Вест-энда, знают о том, что здесь проходила римская дорога, поворачивавшая затем на северо-запад, в том месте, где теперь у Гайд-парка стоит Мраморная арка — Марбл-арч. 
          Любопытным напоминанием о Лондоне римского времени служит и так называемый «Лондонский камень», вделанный в стену церкви св. Суизина на Кэнон-стрит в Сити. Предполагается, что это был римский верстовой столб, аналогичный «Золотому столбу», стоявшему на римском форуме в Риме, от которого расходились дороги и велся счет расстоянию. 
         Для истории Лондона римский период имел большое значение. Уже тогда сочетание хороших сухопутных дорог и крупной водной артерии - Темзы - сделало Лондон важнейшим торговым центром не только Британии, но и всей северной Европы, во многом определив дальнейшее развитие города.

Лондон как политический и торговый центр Англии, вокруг которого сформировалось государство, утвердился в XII в., на тот период численность  города составляла 45 тыс. жителей. Город  продолжал расти по мере завоевания Великобританией главенствующих позиций  в мировой торговле.

Переломным в истории  строительства Лондона стал 1666 год. 2 сентября в Сити разразился грандиозный  пожар, который удалось потушить лишь на третий день. К тому времени  по меньшей мере тринадцать тысяч  двести домов превратилось в уголь  и пепел. Почти вся территория Сити лежала в развалинах. В западной части Сити огонь прорвался за городские стены, нанеся урон кварталу Темпл, где находились юридические  подворья. Сгорели не только деревянные жилые здания, но и каменные постройки. Не уцелел и средневековый собор  св. Павла. По сути дела, Сити надо было не столько восстанавливать, сколько  строить заново. И притом на участке  не таком уж маленьком по масштабам  того времени. 
          К работе приступили немедленно. Была назначена строительная комиссия, куда вошли три архитектора от Королевских мастерских — Хью Мэй, Роджер Прэтт и Кристофер Рен — и три представителя от Сити: архитекторы Миллз, Роберт Хук и Эдвард Джармен. 
          Из всех шестерых Кристофер Рен (1632—1723) был несомненно наиболее крупной фигурой: человек широко образованный, не только архитектор, но и видный ученый — физик, астроном и математик, один из основателей Королевского общества (английская Академия наук), впоследствии, в 1680 году, ставший его президентом. К моменту пожара им был уже возведен ряд значительных построек для Оксфорда и Кембриджа.  Рен прекрасно понимал, какие широкие возможности открывались теперь перед ним. На расчистившейся после пожара площади можно было не только возвести сразу большое количество зданий, которые отвечали бы современным условиям жизни Лондона, но и коренным образом изменить старую запутанную средневековую планировку.

Проект восстановления Сити, предложенный Реном, учитывавший новейшие достижения в области градостроения  и отличавшийся четкостью и логичностью  решения, был признан лучшим. 
          Однако замыслы Рена намного превосходили возможности современной ему Англии. Государство не имело достаточных средств для подобного строительства. К тому же на пути претворения в жизнь планов архитектора встали частнособственнические интересы владельцев земельных участков. Мысль о коренной реконструкции Сити пришлось отбросить. Жителям разрешили за их собственный счет возводить дома на старых фундаментах, при условии соблюдения ряда правил, принятых парламентским указом о восстановлении Сити 1667 г. Строить деревянные дома было запрещено. Им на смену пришли кирпичные, с отделкой из белого камня и с окнами одинаковых размеров, равномерно распределявшимися по всем этажам здания. Была установлена стандартная высота домов: четыре этажа для главных улиц, три — для улиц поменьше и два этажа для переулков. 
           Кирпичные постройки начали появляться в Лондоне незадолго до пожара, но отныне они стали образцом жилых строений и для других городов Англии. 
Пожар 1666 года не только повлиял на изменение внешнего облика Лондона, но и послужил толчком к росту новых его районов. Люди состоятельные предпочитают теперь выбираться за пределы тесного Сити, все еще сохранявшего свои, ставшие уже ненужными стены. Окончательно разрушены стены были лишь в 1760 году. 
          В XVIII столетии размежевание функций каждого отдельного района города становится все более отчетливым. Если в деловом Сити в этот период возводят новые здания Банка и Ост-Индской компании, то в Вестминстере строится Адмиралтейство, а по соседству, на Стрэнде, сооружают гигантское парадное здание Сомерсет-хауза, в котором размещаются правительственные учреждения и созданная в 1768 году Академия художеств. Аристократические особняки группируются в основном вокруг дворцов и парков Вестминстера, где возникает теперь новый богатый и благоустроенный жилой район Вест-энд. 
          К середине следующего столетия Сити, Вестминстер и Вест-энд становятся уже лишь незначительной частью охватившего их кольцом, лихорадочно растущего города. Любопытно привести несколько цифр. К 1801 году население Лондона составляло около миллиона человек. В 1841 году оно уже приближалось к двум миллионам. При этом в 1801 году в Сити, Вестминстере и Вест-энде жила почти половина всего городского населения, тогда как к 1841 году в них находилось всего лишь около двадцати пяти процентов общего числа жителей Лондона. 
          В XIX веке Лондон — столица огромной Британской империи — растет особенно интенсивно, но хаотически. К югу от Темзы появились промышленные районы, связанные с центром города уже шестью мостами. Сильно разрастается Ист-энд. Перенаселенные, тесные кварталы лондонской бедноты скоро выходят за пределы Ист-энда, вклиниваясь даже в районы аристократического Вестминстера и Вест-энда.

Стремительный рост Лондона  вширь начался со строительством железных дорог в 1830-ых гг. Железные дороги, несомненно, произвели коренной переворот в перемещениях населения  из города в ближние и дальние  пригороды. Первая железная дорога была проложена между Лондоном и Бирмингемом. Она соединила центр города с  северными предместьями Лондона, вследствие чего внутренний город был окружен  железнодорожными станциями. Лондонское графство (собственно Лондон) был полностью  застроен и город уже вышел  в нескольких местах за свои официальные  границы. В первую очередь заселялись территории, прилегающие к железной дороге.  
          Со второй половины XIX века Сити, а затем и Вест-энд постепенно превращаются в нежилые районы. Если в начале XIX века в Сити еще насчитывалось сто двадцать восемь тысяч человек, то в 1951 году эта цифра сократилась всего лишь до пяти тысяч. 
          Наиболее обеспеченные слои населения стараются переселиться в пригороды, поближе к природе, тем более что развитие транспорта позволяло сохранять связь с городским центром. 
          В конце XIX — начале XX века сильно меняется архитектурный облик центральных районов. Возникают новые офисы и перестраиваются старые. Пышная и безвкусная эклектика зданий банков, промышленных и торговых компаний, отелей и роскошных магазинов вытесняет строгие классические ансамбли Вест-энда и старинные постройки Сити. 
          Пройдет еще полстолетия, и уже после второй мировой войны здания современных форм снова начнут менять лицо, на этот раз уже не только старых кварталов Лондонского графства, но и многих районов возникшего в начале века Большого Лондона.

Разрешение жизненных проблем Лондона и его окрестностей в XIX столетии началось с создания организации Metropolitan Board of Works в 1855 г. Это дало возможность обеспечить окрестности города коммунальными услугами: канализация, пожаротушение, устройство парков и инвентаризация существующих трущоб (временного жилья). Следующей стадией территориального управления было учреждение Лондонского Совета Графств в 1884 г. Лондонский Совет Графств в дальнейшем был расширен с целью включения в Государственную собственность таких услуг, как газ, вода, электричество, и транспорт.

 

4. Развитие Лондона в  ХХ веке

 

С начала XX в. вокруг Лондонского  графства стала очень быстро разрастаться пригородная зона, которую назвали "Внешним поясом", а формирующуюся  конурбацию (Конурбациями в Великобритании называют крупнейшие города со сросшимися с ними пригородами) - Большим Лондоном.

Развитие Лондона достигалось  прежде всего за счет в большей  или меньшей степени внепланового кольцеобразного расширения. Чтобы  решить проблемы, связанные с неограниченным ростом, с 30-х гг. стали развиваться концепции планирования, которые должны были помешать дальнейшему расширению города. Уже в 1938 г. было предусмотрено, что вокруг города на удалении от центра в 40 км будет располагаться зеленый пояс (приблизительно 8 км шириной).

В 1939 г. число жителей Лондонской конурбации достигло максимальной величины - 8,6 млн. Городская застройка распространилась на 20-50 км от центра, местами перешагнув территорию так называемого Метрополитенского  полицейского округа , границы которого (с небольшими изменениями) были приняты  в 1951 г. за официальные границы конурбации.

После Второй мировой войны вокруг Внешнего пояса старых пригородов создавалась уже новая пригородная зона с новыми городами-спутниками. В Великобритании они получили название "новые города". Задача "новых городов" заключалось одновременно в том, чтобы разгрузить Лондон, население и промышленность которого росли стихийно, и осуществить перепланировку города и прилегающих пригородов с целью устранения последствий второй мировой войны. План известного в Англии архитектора Патрика Аберкромби (1944 г.) предусматривал создание вокруг Лондона десятка новых городов, расположенных за пределами зеленного пояса, где согласно закону от 1938 г. нельзя было строить никаких промышленных предприятий. Приступить к строительству этих городов было решено в 1946 г., и лейбористское правительство энергично взялось за дело. С 1942 по 1950 г. было сооружено 14 новых городов. В дальнейшем в Англии было построено 30 новых городов, в том числе 20 вокруг Лондона (Базильдон, Браккелл, Кроули, Харлоу, Стивенидж, Корби, и др.).

Подобные города позволяют  избежать массового перемещения  рабочей силы, обеспечить её лучшими  жилищными условиями, чем в самом  Метрополитенском центре, и одновременно сохранить преимущества торговых, финансовых культурных связей с этим центром. Непреодолимое  движение людей в метрополитенском центре вводится высшими органами местного управления в определенное русло.

Первоначально предполагалось, что оптимальная численность  населения в новых городах  не должна превышать 60 тыс. человек. В  действительности же некоторые из них  построены, по меньшей мере, для 100 тыс  человек. Задача заключается в том, чтобы переместить в эти города одновременно и часть населения, и средства производства. Поэтому  здания и оборудование предоставлялись  в распоряжение предпринимателей по умеренным ценам. В целом это  начинание оказалось успешным. Консерваторы, придя к власти, первоначально  проводили политику оживления старых уснувших городов, затем вернулись  к политике лейбористов и построили еще четыре новых города.

В целом строительство  новых городов в Англии явилось  крупнейшим градостроительным экспериментом. При всех недостатках реализации программы новых городов, она  имела огромнейшее значение для  развития страны.

Эта программа просуществовала  вплоть до 1981 г. Однако она скоро  показала, что проблема роста, перепрыгнув  через зеленый пояс, частично затронула  и пригороды. Поэтому в 1970 г. программа  была модифицирована: дополнительные "новые поселения" со значительно  возросшим числом жителей должны сейчас находиться на удалении более  чем 100 км, за пределами области проезда  людей; размещение новых рабочих  мест непосредственно в Лондоне  стало в дальнейшем затруднено.

Информация о работе Градостроительство Лондона