Зарубежный опыт страхования инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

Под страхованием инвестиций обычно подразумевают любые действия, направленные на снижение рисков инвестиций. Это может быть хеджирование на фьючерсном рынке, покупка опционов. Кроме того, нередко этим термином называют страхование банковских вкладов и страхование иностранных инвестиций от политических рисков в специализированных страховых компаниях.
Почему необходимо страхование инвестиций? Ответ на этот вопрос очевиден – в условиях постоянно изменяющейся обстановки на мировом рынке нередки обвалы и банкротства, падение курсов валют и драгоценных металлов, взлет цен на нефть, зерно, сою. Таким образом, выполняя страховые действия, инвестор выполняет необходимые действия по снижению риска своих инвестиций. Стоит заметить, что финальная доходность инвестиций в таком случае падает, но при наступлении страхового случая – не происходит ничего фатального для инвестора.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1 Сущность страхования инвестиций

1.1 Понятие страхования инвестиций

1.2 Базовые характеристики страхования инвестиций

2 Инвестиционные риски и виды страхования инвестиций

3 Зарубежный опыт страхования инвестиций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ (Страх).docx

— 63.71 Кб (Скачать файл)
  • событие наступило в период действия договора страхования;
  • событие произошло по истечении срока договора, но в период продолжения действия ответственности страховщика;
  • имеется прямая связь между профессиональной небрежностью, ошибкой или упущением и ущербом в рамках профессиональной деятельности;
  • требования о возмещении ущерба заявлены пострадавшей стороной в соответствии с нормами действующего законодательства. Ставки – примерно 0,5% от страховой суммы.

Страхование инвестиций подразделяется по характеру страховых рисков на страхование от политических и коммерческих рисков.

Договоры страхования  от политических рисков заключают при  осуществлении инвестиций в зарубежные страны. Оно характеризуется невозможностью математической оценки вероятности  наступления страховых случаев  и крайне высокими размерами ущерба. Поэтому частные страховщики  этим страхованием за редким исключением  не занимаются.

Такое страхование проводят в основном государственные страховые  структуры страны-инвестора и  международные финансовые организации.

В мировом экономическом  хозяйстве выделяются зоны «рискованных инвестиций», которые характеризуются  общей неблагоприятной оценкой  политических и экономических условий  инвестиций. К этим зонам относится  и Россия. При этом такая оценка инвестиций одинаково применима  в отношении как иностранных  инвестиций в Россию, так и инвестиций иностранных инвесторов.

Страхование политических рисков крайне проблематично, так как их наступление, как правило, связано  с катастрофическим, опустошительным  ущербом. Действительно, наступление  такого политического риска, как  изменение политического режима или режима конвертируемости внутренней валюты и вывоза прибыли, окажет влияние  на все производственные инвестиции и, с точки зрения страховщика, будет  носить катастрофический характер. Из-за непредсказуемости политических рисков, невозможности математической вероятности наступления страховых случаев их страхование проводится крайне редко.

Традиционно политическими  рисками считаются риски, возникающие  в результате событий непреодолимой  силы и имеющие политический характер, то есть исходящие от органов власти и управления либо от иных государственных  образований или народных масс.

В обычном договоре страхования  этот перечень рисков, как правило, относится к так называемой «форс-мажорной»  оговорке, согласно которой вынесение  ущерба имущественным интересам  страхователя при наступлении перечисленных  форс-мажорных событий не влечет за собой возникновения обязанности  страховщика компенсировать нанесенный ущерб.

Иногда договор страхования  заключается на специальных условиях, например страхование от политических рисков (часто употребляется определение  «страхование политических рисков») или  так называемых некоммерческих рисков. Строго говоря, употребление термина  «некоммерческий риск» не вполне оправданно, так как любой риск, принятый на страхования страховщиком, не может рассматриваться как  коммерческий, поскольку обязательства  страховщика компенсировать причиненный  ущерб не преследует цели извлечения прибыли из такой операции страхователем.

Страхование имущественных  интересов инвестора от политических рисков может осуществляться специализированными  национальными, как правило, государственными агентствами, международными организациями  или частными страховыми компаниями.

Подобные страховые компании осуществляют свою страховую деятельность по трем следующим программам:

  • страхование имущественных интересов инвесторов от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной валюты в свободно конвертируемую валюту, повреждением имущества или потерей прибыли в результате гражданских волнений, гражданской войны, изменения политического режима;
  • финансирование проектов и кредитование частных инвесторов путем предоставления краткосрочных и прямых долгосрочных и гарантированных займов;
  • оказание консультационных услуг инвесторам, связанным с изучением инвестиционного и политического климата в предполагаемой стране – реципиенте инвестиций.

Под риском «не конвертируемости валюты» понимается невозможность  конвертации капитала или прибыли  в твердую валюту вследствие принятия решения национального правительства  о блокаде вывоза капитала или  установления неблагоприятного или  дискриминационного обменного курса. Однако страховое покрытие не распространяется на девальвацию национальной валюты или рыночное колебание курса, так  как эти потери относятся к  спекулятивному риску и могут  принести не только потери, но и прибыль.

Включение в договор страхования  риска «экспроприации или национализации»  инвестиций предполагает предоставление инвестору страховой защиты в  случаях, если подобные действия осуществлены национальным правительством без выплаты  предусмотренной компенсации.

Страхование инвестиционной деятельности от коммерческих рисков проводится, как правило, частными страховыми компаниями. Целью такого страхования  является защита инвестиционных вложений от возможных потерь, возникающих  вследствие неблагоприятного, непредсказуемого изменения конъюнктуры рынка  и ухудшения других условий для  осуществления предпринимательской  деятельности.

Страховая сумма как предел ответственности по договору может  быть определена несколькими способами:

  • в размере величины инвестиций, вложенных в приобретение акций, других ценных бумаг и т.д.;
  • в размере суммы инвестиций и нормативной прибыли, которая может быть установлена на уровне, обеспечиваемом безрисковым вложением капитала.

При этом размер страхового возмещения исчисляется в виде разницы  между страховой суммой и фактическим  финансовым результатом от застрахованных инвестиций, т.е. страхователю возмещаются  потери, если через определенный период застрахованные инвестиции не дадут  предусмотренной окупаемости вследствие происшедшего страхового случая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Зарубежный опыт страхования  инвестиций

 

Иностранные инвестиции –  вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских  прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских  прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в  соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных  и неимущественных прав, а также  услуг и информации.

Иностранными инвесторами  могут быть:

  • иностранное юридическое лицо, правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
  • иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;
  • правоспособный иностранный гражданин;
  • постоянно проживающее за границей и правоспособное лицо без гражданства;
  • международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором осуществлять инвестиции на территории РФ;
  • иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Под гарантиями защиты иностранных  инвестиций обычно понимаются закрепленные в национальном законодательстве или  международных соглашениях обязательства  государства – реципиента капитала перед иностранными инвесторами  по созданию безопасного режима инвестирования.

Прежде чем деятельность иностранного инвестора получит  защиту, предусмотренную законом  или договором, соответствующее  физическое или юридическое лицо должно доказать, что отношения с  его участием являются инвестиционными, а само оно действительно имеет статус иностранного инвестора в данном государстве.

Анализ национального  законодательства различных государств и международных договоров позволяет  сделать вывод о том, что к  настоящему времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-правовом регулировании сформировались следующие  основные группы гарантий защиты иностранных  инвестиций:

  • гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию на территории государства — реципиента капитала;
  • гарантии недискриминации;
  • гарантии стабильности условий инвестирования;
  • гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;
  • гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

В Российской Федерации признаются и законодательно регулируются все  перечисленные выше виды гарантий. В числе важнейших нормативно-правовых документов, определяющих их виды и содержание, следует назвать Федеральные законы "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. и "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г., который предусматривает также, что иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 5).

Гарантии, касающиеся порядка  разрешения споров, возникающих в  связи с осуществлением инвестиций, имеют особое значение, так как  они представляют собой одно из наиболее важных средств реализации всех других видов гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам.

Согласно ст. 10 “Закона  об иностранных инвестициях” 1999 г. спор с участием иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской  деятельности на территории России, разрешается  в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде, арбитражном суде либо в  международном арбитраже (третейском суде).

Большинство международных  договоров о поощрении и защите капиталовложений, в которых участвует  Россия, оговаривают процедуру передачи споров относительно толкования и применения таких соглашений на рассмотрение изолированных  третейских судов (арбитражей ad hoc), которые формируются самими сторонами для каждого конкретного случая. Соответствующие положения содержатся, в частности, в договорах, заключенных нашим государством с Австрией, Бельгией, Люксембургом, Болгарией, Великобританией, Грецией, Данией, Испанией, Канадой, КНР, Кореей, США, Францией и др.

Кроме того, часть таких  договоров предусматривает особую процедуру рассмотрения споров между  инвестором одного государства –  участника соглашения и другим государством – участником, касающегося обязательств последнего по данному договору. В  соответствии с этой процедурой соответствующие  споры могут передаваться по выбору инвестора на рассмотрение:

  • компетентного суда или арбитража государства – реципиента капитала;
  • третейского суда "ad hoc";
  • постоянно действующего международного коммерческого арбитражного органа (например, Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты);
  • международного центра по урегулированию инвестиционных споров, созданного в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г.

Каждый договор устанавливает  свой собственный перечень таких  органов.

В тех случаях, когда международным  договором или соглашением сторон не предусмотрено иное, а также  в случае отсутствия соответствующего международного соглашения, инвестиционные споры могут быть рассмотрены  арбитражными судами или судами общей  юрисдикции страны истца или ответчика  на основе процессуального законодательства этого государства.

Значительную часть опасений инвесторов при вкладывании капиталов  в экономику зарубежных государств составляют так называемые некоммерческие риски. Связанные с ними неблагоприятные  последствия являются, как правило, следствием неконституционной смены  власти, изменения политического  режима, проведения неконтролируемой национализации или конфискации  собственности, отказа государства  от своих международных обязательств и т. д. Поэтому вполне естественным является желание иностранных инвесторов создать систему дополнительных гарантий, которая функционировала  бы независимо от политических катаклизмов. Одним из элементов такой системы  является страхование инвестиций.

Информация о работе Зарубежный опыт страхования инвестиций